Изобретение относится к области образования, а именно к способам обучения основам наук, имеющим многообразие сложных терминов и определений и требующим быстрого их усвоения, например интеллектуальной собственности. Может быть использовано на всех ступенях обучения и самообразования людьми разного возраста и социального статуса.
Известен способ обучения детей дошкольного возраста предпринимательской деятельности с помощью персонажа Маленькой Красной Курочки и других сказочных персонажей, введенных в сюжетную линию сказки (Little Tales for Little Folk. The Little Red Hen. Stories adapted from the originals by Anne McKie. Illustrations by Ken McKie. London, GRANDREAMS LIMITED, 1992, c.1-20).
С одной стороны, образ трудолюбивой Маленькой Красной Курочки, которая засеяла свое поле и получила хлеб, учит детей труду. С другой стороны, используемый сюжет учит проявлять предприимчивость: у Маленькой Красной Курочки не было зерна, но она попросила зерно у Фермера и осуществила свою идею - засадила свое поле. Кроме этого, сюжет позволяет усвоить детьми этапы получения жизненно важного продукта для человека - хлеба.
Общими признаками с известным способом являются наличие образов, конкретных персонажей с характерными чертами и сюжетной линии, через которую получаются знания.
На данной ступени обучения способ решает свою задачу, однако способ предусматривает использование образов, соответствующих определенной возрастной группе, и не предусматривает их использование на последующих ступенях обучения.
Известен способ обучения маркетингу студентов колледжей и вузов с использованием комиксов, при котором основные понятия маркетинга, процесс маркетингового планирования, планирование ценообразования и распределения товаров подается обучающимся в доступной сжатой форме с участием комичных персонажей и приведением резюме после каждой главы (Малкольм Макдональд и Питер Моррис. Маркетинг. Иллюстрированный путеводитель по джунглям бизнеса. М., Махаон, 1997, с.104).
Общими признаками с известным способом являются наличие комиксов и сюжетной линии, через которую получаются знания.
На данной ступени обучения способ решает свою задачу, однако он рассчитан на определенную возрастную группу и требует от обучающихся достаточной подготовки и первоначальных знаний об основных понятиях маркетинга, чтобы использовать его практически. Персонажи, используемые в пособии, не пригодны для обучения младших возрастных групп маркетингу.
За прототип принят наиболее близкий по технической сущности способ обучения (патент RU 2231975, А61В 5/16, опубликован 10.07.2004), охарактеризованный в п.15 формулы группы изобретений. Способ обучения по прототипу характеризуется тем, что на подготовительной стадии на носитель информации записывают изучаемую информацию и управляющие сигналы, которые формируют путем расчленения визуально изучаемой информации на формы одинакового или различного размера по типу "схемы для вышивания" с использованием цветовых комбинаций форм для последующего их использования на стадии обучения. В качестве визуально изучаемой информации используют словесно-численно-геометрические формы разных цветов по типу "кроссворда" или "сканворда".
Общими признаками с прототипом у заявляемого способа являются: проведение подготовительной стадии, на которой изучаемую информацию, подготовленную из источников знаний, записывают на носитель информации путем формирования визуально изучаемой информации, и проведение стадии обучения с использованием полученных форм.
Недостатком способа является то, что он не предусматривает возможности многоступенчатости обучения и развития образа - от характерных черт персонажа до смысловой наполненности структур скелета, возможности перехода от одной сюжетной линии к другой при переходе на высшую ступень обучения.
Технический результат заявляемого изобретения заключается в повышении усвояемости информации и возможности оперативного, «прорывного» обучения актуальным знаниям широкого круга лиц без базовой подготовки за счет быстрого выявления сходства и различия изучаемых понятий и объектов.
Технический результат заявляемого изобретения достигается тем, что в способе обучения, включающем подготовительную стадию, на которой изучаемую информацию, подготовленную из источников знаний, записывают на носитель информации путем формирования визуально изучаемой информации, и стадию обучения с использованием полученных форм, согласно изобретению на подготовительной стадии формирование визуально изучаемой информации об изучаемом объекте на носителе информации ведут в виде структур по типу «скелета», занося смысловую информацию об однородных признаках изучаемых объектов в соответствующие ячейки структур-скелетов, при этом заполненные информацией структуры-скелеты маркируют соответствующим объекту персонажем, образом и/или комиксом для идентификации объекта и узнавания соответствующего ему образа, персонажа и/или комикса на разных ступенях обучения, а на стадии обучения маркированные и заполненные смысловой информацией структуры-скелеты используют в качестве ведущих средств обучения, располагая структуры-скелеты по горизонтали в ряд или попарно с размещением на одном уровне ячеек с однородными признаками, при этом на стадии обучения сначала фиксируют внимание обучающихся по 1-30 секунд на информации, размещенной в ячейке структуры-скелета каждого объекта отдельно и его маркировочного образа, персонажа и/или комикса, передвигаясь по вертикали вниз и/или вверх, а затем фиксируют внимание обучающихся по 1-30 секунд на смысловой информации каждой ячейки структур-скелетов ряда или пары объектов и их маркировочных образах, персонажах и/или комиксах, передвигаясь по горизонтали, слева направо или справа налево по ряду или паре структур-скелетов построчно, фиксируя внимание учащихся путем сопоставительного анализа на сходстве, ассоциативной связи и различии в признаках изучаемых объектов.
В заявляемом способе на подготовительной стадии использован прием расчленения визуально изучаемой информации об объекте, ее ранжирование и распределение в ячейках структур, ассоциирующихся обучающимися со скелетом персонажа («человечка»), идентифицирующего изучаемый объект и соответствующую ему структуру-скелет со смысловой информацией.
Стадию обучения на разных ступенях обучения «детский сад-школа-вуз» проводят в режиме «несерьезно о серьезном», при этом в качестве ведущих средств обучения дополнительно используют соответствующие возрасту обучающихся персонажи, комиксы, образы и сюжетную линию изложения материала с конкретизацией характера образа до персонажа с уменьшением возраста группы и с увеличением символьности образа с возрастанием возраста группы. Образы, персонажи, комиксы обучающих материалов ранних ступеней обучения используют на следующих ступенях обучения для маркировки структур-скелетов со смысловой информацией.
Структуры-скелеты изучаемых объектов наполняют информацией о родовых, видовых, правовых и других признаках объектов, а маркировочные образы, структуры-скелеты, элементы структур-скелетов используют в качестве гиперссылок при подаче материала на стадии обучения в режиме мультимедиа.
Использование структур-скелетов изучаемых объектов, образов, персонажей и комиксов с национальным колоритом и/или региональными компонентами обеспечивает произвольность среды обучения и позволяет проводить стадию обучения отдельных ступеней в режиме «экспресс-обучения» и с наложением музыкальной деятельности в виде музыкальной зарисовки или игры, что позволяет достичь технического результата наилучшим образом.
Достижение технического результата обусловлено также благодаря тому, что процесс обучения строят циклично, обеспечивая постепенное расширение объема знаний, умений и навыков по изучаемой дисциплине и в том числе общеучебных, развивая креативность мышления обучающегося.
Доказательство изобретательского уровня
Известен способ, содержащий признаки, частично совпадающие с отличительными признаками заявляемого способа, а именно создание на подготовительной стадии визуальных форм изучаемой информации, например, в виде мультфильмов, фильмов и компьютерных игр, охарактеризованный в п.14 формулы группы изобретений (патент RU 2231975, А61В 5/16, опубликован 10.07.2004). Действительно, в известном способе использование такой визуальной изучаемой информации за счет наличия управляющих сигналов, представленных раздражителем оптимального межполушарного взаимодействия, способствует развитию не только интегративных функций мозга, но и активации его резервных возможностей, развитию эквипотенциальности полушарий за счет формирования оптимального соотношения процессов обработки вербальной и образной информации полушариями мозга.
Однако в заявляемом способе формирование изучаемой информации в структуры-скелеты обеспечивает в отличие от известного возможность их смыслового наполнения и создания на их основе образов, доступных пониманию младшей возрастной категории обучающихся, а заполненных смысловой информацией структур-скелетов - более старшей. Именно этот прием обеспечивает возможность ступенчатого обучения путем узнавания образов с переходом на высшую ступень обучения. Это позволяет путем подбора образа (персонажа или комикса) реализовать способ одновременно в группах с различным возрастным и социальным цензом.
Известен из уровня техники также прием использования комиксов и проведение процесса обучения отчасти в режиме «несерьезно о серьезном» (аналог - Малкольм Макдональд и Питер Моррис. Маркетинг. Иллюстрированный путеводитель по джунглям бизнеса. М., Махаон, 1997, с.104). Однако в известном способе использованы комиксы-персонажи, которые обучающиеся видят впервые. Заявляемый способ обучения предусматривает узнавание образов по мере перехода на высшую ступень (уровень) обучения, их уточнение, развитие и благодаря этому достижение лучшего усвоения материала. Обучение на основе заявляемого способа позволяет «насаживать» на сформированные на предыдущей ступени «веточки знаний» новые знания, вписывая их в удобной, знакомой для восприятия форме. Сопоставительный анализ показывает новое влияние известных признаков на достигаемый технический результат, что доказывает соответствие заявляемого изобретения условию патентоспособности изобретательский уровень.
Изобретение поясняется табл.1-8, представленными в виде структур-скелетов, содержащих смысловую информацию для изучения объектов промышленной собственности, а также фиг. 1 -5 с образами для маркировки структур-скелетов соответствующих объектов.
Табл.1 - структура-скелет изобретения;
табл.2, 3, 4 - структуры-скелеты изобретений, представляющих собой устройство, вещество и способ соответственно;
табл.5 - структура-скелет полезной модели;
табл.6 - структура-скелет промышленного образца;
табл.7 - структура-скелет товарного знака;
табл.8 - структура-скелет наименования места происхождения товара.
На фиг.1-5 представлены образы маленьких человечков для маркировки структур-скелетов для изобретения, полезной модели, промышленного образца, товарного знака и наименования места происхождения товара соответственно;
Способ осуществляют следующим образом.
На подготовительной стадии изучаемую информацию, подготовленную из источников знаний, записывают на носитель информации путем формирования визуально изучаемой информации в виде структур по типу «скелета», занося ее в ячейки структур-скелетов, как в шаблоны или матрицы. Кроме того, структуры-скелеты изучаемых объектов создают с использованием характерных признаков объектов, например родовых, видовых, правовых.
Одновременно создают образы, и/или персонажи, и/или комиксы, подготовленные в соответствии с визуально изучаемой информацией и соответствующие определенным возрастным группам, и записывают на носитель информации. Эти образы имеют характерные признаки, что позволит их узнавать на любой ступени обучения. Для маркировки структур-скелетов были созданы образы (фиг.1-5) в виде сказочных персонажей. Сказочные персонажи были наделены характерными чертами соответствующего изучаемого объекта промышленной собственности.
Стадию обучения проводят с использованием полученных форм в режиме «несерьезно о серьезном» в несколько ступеней по возрастным группам, начиная с раннего детского возраста. При этом в качестве ведущих средств обучения для каждой возрастной группы используют соответствующий ее возрасту образ и соответствующую сюжетную линию изложения материала с конкретизацией характера образа до персонажа с уменьшением возраста группы и с увеличением символьности образа с возрастанием возраста группы. Кроме того, образы, структуры-скелеты, элементы структур-скелетов используют в качестве гиперссылок при подаче материала на стадии обучения в режиме мультимедиа.
На стадии обучения дополнительно используют наложение на образ музыкальной деятельности в виде музыкальной зарисовки или игры.
Заявляемый способ опробован в процессе обучения основам интеллектуальной собственности студентов технической специальности. Согласно изобретению на подготовительной стадии были подготовлены учебные материалы на бумажных носителях, содержащие структуры-скелеты со смысловой информацией в ячейках для изучения объектов промышленной собственности - информацией об охранном документе, об условиях патентоспособности и государственной регистрации, о родовых и видовых признаках, определение изучаемого объекта (табл.1-8). Структуры-скелеты были маркированы соответствующими образами маленьких человечков в верхнем углу слева и выполнены, как шаблоны, таким образом, что ячейки с информацией об однородных признаках у разных объектов были расположены на одном уровне, что позволяло бы обучающимся проводить сопоставительный анализ этих признаков.
На стадии обучения маркированные и заполненные смысловой информацией структуры-скелеты были использованы в качестве ведущих средств обучения. Для этого структуры-скелеты располагали по горизонтали в ряд с размещением на одном уровне ячеек с однородными признаками. При этом на стадии обучения сначала фиксировали внимание обучающихся по 1-30 секунд на информации, размещенной в ячейке структуры-скелета каждого объекта отдельно и его маркировочного образа, персонажа и/или комикса, передвигаясь по вертикали вниз и/или вверх. Например, изучая изобретение по общей структуре-скелету (табл.1), начинали с информации о том, каким охранным документом защищается изобретение, каковы условия его патентоспособности, что это техническое решение задачи, давали его определение и приводили различные виды объекта изобретения.
Затем изучали каждый вид изобретения отдельно по структурам-скелетам (табл.2-4), подготовленным для разных видов изобретений, например, для изобретения-устройства, изобретения-вещества, изобретения-способа.
При этом также сначала фиксировали внимание обучающихся по 1-30 секунд на информации, размещенной в ячейке структуры-скелета каждого объекта отдельно, и на соответствующем ему изображении маленького человечка, передвигаясь по вертикали вниз и/или вверх.
Располагая в ряд структуры-скелеты трех видов изобретения (устройства, способа и вещества), достигали понимания в отличии этих объектов в признаках, используемых для характеристики их технической сущности и сходства в условиях патентоспособности, охранном документе, родовом признаке.
Затем фиксировали внимание обучающихся по 1-30 секунд на смысловой информации каждой ячейки структур-скелетов ряда следующих объектов и на изображении их маркировочных маленьких человечках, передвигаясь по горизонтали, слева направо или справа налево по ряду структур-скелетов построчно, фиксируя внимание обучающихся путем сопоставительного анализа на сходстве, ассоциативной связи и различии в признаках изучаемых объектов.
Обучающимся было также предложено иллюстрированное учебное пособие с элементами комиксов, в котором материал подан через сюжетную линию и в котором в качестве ведущих средств обучения использованы образы маленьких человечков, маркированные ими структуры-скелеты и другие персонажи. Обучающимся также была предложена для просмотра электронная презентация с анимацией комиксов и «маленьких человечков», сопровождающих изучаемую информацию об изучаемых объектах интеллектуальной собственности.
Результаты опроса подтверждают быстроту усвоения изучаемых объектов.
Примером использования заявляемого способа для обучения основам интеллектуальной собственности путем знакомства с объектами промышленной собственности на уровне дошкольного возраста - «детский сад» - могут служить сказки, в сюжете которых использованы персонажи, образы и/или комиксы, задействованные и на последующих стадиях обучения. Использование образов «маленьких человечков», несущих смысловое содержание и не имеющих пола, возможно на самых разных ступенях обучения. Они адекватно будут восприниматься младшими детьми дошкольного возраста, так как известно, что у ребенка до 3-х лет нет осознания себя и своего пола.
Заявляемый способ позволяет начать знакомство с Международной патентной классификацией как системой распределения изобретений через сюжет и образы на ранних ступенях образования. Заявляемый способ позволяет также вести экспресс-обучение на разных ступенях образования, поскольку на стадии обучения достигается произвольность познавательной среды, обусловленная образными элементами с признаками узнавания и идентификации, которая и способствует быстрому запоминанию смысловых блоков, графически связанных между собой.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) | 2001 |
|
RU2178204C1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ | 2018 |
|
RU2695829C1 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | 2003 |
|
RU2239235C1 |
СПОСОБ И СИСТЕМА МУЛЬТИМЕДИЙНОГО МУЛЬТИЯЗЫЧНОГО ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ | 2008 |
|
RU2387018C1 |
НАГЛЯДНОЕ ПОСОБИЕ ЧЕЛОВЕК | 2013 |
|
RU2536194C2 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) | 2002 |
|
RU2231975C2 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ И УСВОЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ, СОДЕРЖАЩЕЙСЯ В УЧЕБНОМ МАТЕРИАЛЕ ИЛИ ЛЮБОМ ТЕКСТЕ | 2008 |
|
RU2396605C2 |
СПОСОБ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА | 2019 |
|
RU2728718C1 |
СПОСОБ "МИЛГРЕД" ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ | 1999 |
|
RU2153705C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ПОМОЩЬЮ ПРОЕКТИВНОГО ТЕСТА СКАЗОЧНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ | 2014 |
|
RU2550685C1 |
Изобретение относится к области образования. Маркированные и заполненные смысловой информацией структуры-скелеты используют в качестве ведущих средств обучения. Фиксируют внимание обучающихся по 1-30 секунд на смысловой информации каждой ячейки структур-скелетов ряда или пары объектов и их маркировочных образах, передвигаясь по горизонтали и по вертикали. Осуществляют сопоставительный анализ признаков и быстрое выявление сходства и различия в признаках изучаемых объектов. Техническим результатом изобретения является повышение усвояемости информации и оперативности в обучении актуальным дисциплинам обучающихся без базовой подготовки. 6 з.п. ф-лы, 5 ил., 8 табл.
1. Способ обучения, включающий подготовительную стадию, на которой изучаемую информацию, подготовленную из источников знаний, записывают на носитель информации путем формирования визуально изучаемой информации, и стадию обучения с использованием полученных форм, отличающийся тем, что на подготовительной стадии формирование визуально изучаемой информации об изучаемом объекте на носителе информации ведут в виде структур по типу «скелета», занося смысловую информацию об однородных признаках изучаемых объектов в соответствующие ячейки структур-скелетов, при этом заполненные информацией структуры-скелеты маркируют соответствующим объекту персонажем, образом и/или комиксом для идентификации объекта и узнавания соответствующего ему образа, персонажа и/или комикса на разных ступенях обучения, а на стадии обучения маркированные и заполненные смысловой информацией структуры-скелеты используют в качестве ведущих средств обучения, располагая структуры-скелеты по горизонтали в ряд или попарно с размещением на одном уровне ячеек с однородными признаками, при этом на стадии обучения сначала фиксируют внимание обучающихся по 1-30 с на информации, размещенной в ячейке структуры-скелета каждого объекта отдельно и его маркировочного образа, персонажа и/или комикса, передвигаясь по вертикали вниз и/или вверх, а затем фиксируют внимание обучающихся по 1-30 с на смысловой информации каждой ячейки структур-скелетов ряда или пары объектов и их маркировочных образах, персонажах и/или комиксах, передвигаясь по горизонтали, слева направо или справа налево по ряду или паре структур-скелетов построчно, фиксируя внимание учащихся путем сопоставительного анализа на сходстве, ассоциативной связи и различии в признаках изучаемых объектов.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что стадию обучения на разных ступенях обучения детский сад-школа-вуз проводят в режиме - несерьезно о серьезном, при этом в качестве ведущих средств обучения дополнительно используют соответствующие возрасту обучающихся персонажи, комиксы, образы и сюжетную линию изложения материала с конкретизацией характера образа до персонажа с уменьшением возраста группы и с увеличением символьности образа с возрастанием возраста группы.
3. Способ по п.1, отличающийся тем, что структуры-скелеты изучаемых объектов наполняют смысловой информацией о родовых, видовых, правовых и других признаках объектов.
4. Способ по п.1, отличающийся тем, что образы, структуры-скелеты, элементы структур-скелетов используют в качестве гиперссылок при подаче материала на стадии обучения в режиме мультимедиа.
5. Способ по п.1, отличающийся тем, что используют структуры-скелеты изучаемых объектов, образы, персонажи и комиксы с национальным колоритом и/или региональными компонентами.
6. Способ по п.1, отличающийся тем, что стадию обучения отдельных ступеней обучения проводят в режиме экспресс-обучения.
7. Способ по п.1, отличающийся тем, что дополнительно на стадии обучения используют наложение на образ, и/или персонаж, и/или комикс музыкальной деятельности в виде музыкальной зарисовки или игры.
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) | 2002 |
|
RU2231975C2 |
МАЛКОЛЬМ МАКДОНАЛЬД, ПИТЕР МОРРИС Маркетинг | |||
Иллюстрированный путеводитель по джунглям бизнеса | |||
- М.: Махаон, 1997, с.104 | |||
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ | 2002 |
|
RU2225040C2 |
УЧЕБНОЕ УСТРОЙСТВО | 1996 |
|
RU2095852C1 |
Авторы
Даты
2009-05-10—Публикация
2007-11-09—Подача