ТРИММЕРНЫЙ МЕХАНИЗМ Российский патент 2009 года по МПК B64C13/00 

Описание патента на изобретение RU2356792C1

Изобретение относится к области систем управления летательными аппаратами и предназначено для создания и снятия усилий с ручки летчика в режиме ручного управления объектом, а также для дистанционного управления в режиме автоматического триммирования.

Известен триммерный механизм (см. Электромеханизм градиента усилий МГУ-1. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. 8А4.030.118 ТО. 1966 г., аналог), содержащий электродвигатель, редуктор, электромагнитную муфту сцепления и центробежно-фрикционное демпфирующее устройство, уменьшающее скорость снятия усилий с ручки управления летчика.

К недостаткам такого устройства относятся его сложность, а также необходимость наличия вне триммерного механизма загрузочной пружины для создания усилия на ручке управления летчика и устройства измерения деформации пружины для формирования сигнала «вмешательство летчика в управление».

Указанный недостаток частично устранен в известном триммерном механизме (см. Автомат усилий и триммерная рулевая машинка. L 109 ВОМ SFENA. Руководство по эксплуатации. 1986 г., прототип), в состав которого входит: загрузочная пружина для создания усилия на ручке летчика с устройством измерения деформации пружины для формирования сигнала «вмешательство летчика в управление», электродвигатель, редуктор, электромагнитная муфта сцепления, электромагнитное демпфирующее устройство.

Недостатком прототипа является его сложность.

Целью изобретения является упрощение конструкции триммерного механизма, снижение веса и габаритов.

Поставленная цель достигается тем, что в триммерном механизме, содержащем электродвигатель и редуктор, выходной вал которого жестко связан с ручкой летчика, в качестве загрузочного устройства используется электродвигатель, кинематически связанный через редуктор с выходным валом триммерного механизма и датчиком положения выходного вала, сигнал которого поступает на первый вход усилителя-сумматора, второй вход усилителя-сумматора соединен с выходом интегратора, вход которого соединен через нормально разомкнутые контакты кнопки «триммирование» на ручке летчика с выходом усилителя-сумматора, соединенного с обмоткой управления электродвигателя, а третий вход усилителя-сумматора соединен с сигналом автоматического дистанционного управления триммированием.

То есть триммерный механизм представляет собой следящую систему, замкнутую по положению с помощью датчика положения выходного вала.

При этом в качестве электродвигателя следящей системы используется моментный электродвигатель.

Функциональная схема триммерного механизма приведена на чертеже.

Триммерный механизм содержит электродвигатель 1, кинематически связанный через редуктор 2 с выходным валом триммерного механизма, датчик положения выходного вала 3, усилитель-сумматор 4 и интегратор 5.

Предлагаемый триммерный механизм работает следующим образом.

В режиме дистанционного автоматического триммирования сигнал управления поступает на третий вход усилителя-сумматора 4 и далее на обмотку управления электродвигателя 1. Вращаясь, электродвигатель 1 вращает через редуктор 2 выходной вал триммерного механизма. Сигнал датчика положения выходного вала 3, поступающий на первый вход усилителя-сумматора 4 с противоположным знаком, компенсирует входной сигнал дистанционного управления, обеспечивая поворот выходного вала триммерного механизма в заданное сигналом дистанционного управления положение.

Таким образом в режиме дистанционного триммирования триммерный механизм работает как следящая система, замкнутая датчиком положения выходного вала.

При вмешательстве летчика в управление объектом, то есть при перемещении ручки управления летчика и повороте выходного вала триммерного механизма, следящий режим автоматического триммирования нарушается. На выходе усилителя-сумматора 4 появляется сигнал рассогласования между сигналом управления автоматического триммирования и сигналом датчика положения выходного вала 3 триммерного механизма.

Этот сигнал рассогласования и является сигналом «вмешательство летчика в управление». Он поступает в систему автоматического управления и выключает режим дистанционного автоматического триммирования, обеспечивая переход в режим ручного управления.

В режиме ручного управления при перемещении ручки управления летчика поворачивается выходной вал триммерного механизма. При этом сигнал с датчика положения выходного вала 3 поступает через усилитель-сумматор 4 на обмотку управления электродвигателя 1, вызывая появление момента вращения на его оси. Вращающий момент электродвигателя 1 через редуктор 2 загружает ручку управления летчика противодействующим моментом. Величина момента определяется величиной сигнала датчика положения выходного вала 3, то есть величиной перемещения ручки управления летчика.

Таким образом, в режиме ручного управления объектом замкнутая по положению выходного вала следящая система триммерного механизма работает как электрическая пружина, создавая усилие на ручке летчика.

Усилие на ручке управления летчика снимается при нажатии кнопки 6 «триммирование» на ручке управления летчика. При этом выходной сигнал усилителя-сумматора 4 через замкнутые контакты кнопки 6 поступает на вход интегратора 5, выходной сигнал которого поступает на второй вход усилителя-сумматора 4 с противоположным знаком. При этом обнуляется выходной сигнал усилителя-сумматора 4, следовательно, и противодействующий момент на ручке управления летчика.

Требуемая скорость снятия усилия с ручки летчика определяется постоянной времени интегратора 5.

Описанные выше штатные режимы работы триммерного механизма функционируют при наличии бортового питания триммерного механизма. При аварийном отключении питания обмотки управления электродвигателя 1 закорачиваются. Тогда при ручном управлении, то есть при повороте выходного вала триммерного механизма от ручки управления летчика, редуктор 2 работает как мультипликатор, увеличивая скорость вращения якоря двигателя 1. Электродвигатель 1, работая в генераторном режиме, создает противодействующий момент динамической загрузки ручки летчика.

Таким образом, предлагаемая структура триммерного механизма позволяет исключить из состава триммерного механизма загрузочную пружину с устройством формирования сигнала «вмешательство летчика в управление», электромагнитную муфту сцепления и демпфирующее устройство. Это упрощает конструкцию триммерного механизма, уменьшает вес и габариты, повышает срок службы.

Похожие патенты RU2356792C1

название год авторы номер документа
ТРИММЕРНЫЙ МЕХАНИЗМ 2011
  • Челдышов Борис Александрович
  • Недовесов Николай Александрович
RU2457981C1
УСТРОЙСТВО РУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ 2016
  • Лазарев Сергей Александрович
  • Чихняев Виктор Александрович
RU2652284C1
САМОЛЕТ С СИСТЕМОЙ ДИСТАНЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ 2011
  • Демин Игорь Михайлович
  • Погосян Михаил Асланович
  • Барковский Александр Федорович
  • Москалев Павел Борисович
  • Скачков Анатолий Федорович
  • Шенфикель Юрий Ильич
  • Воробьев Александр Владимирович
  • Костенко Николай Иванович
  • Пекарш Александр Иванович
  • Огарков Сергей Олегович
RU2472672C1
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЖИЗНЕННО ВАЖНЫМИ РУЛЕВЫМИ ПОВЕРХНОСТЯМИ САМОЛЕТА 2014
  • Самсонович Семен Львович
  • Огольцов Игорь Иванович
  • Крылов Николай Валерьевич
  • Ларин Александр Петрович
  • Макарин Михаил Александрович
  • Рожнин Николай Борисович
  • Степанов Вилен Степанович
  • Оболенский Юрий Геннадьевич
  • Кривко Владислав Алексеевич
  • Дмитриев Андрей Владимирович
RU2572011C1
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ МЕХАНИЗМОМ ТРИММЕРНОГО ЭФФЕКТА МАНЕВРЕННОГО САМОЛЕТА 2018
  • Кабаков Владимир Борисович
  • Казаков Евгений Васильевич
  • Кисин Евгений Николаевич
  • Любжин Игорь Александрович
  • Оболенский Юрий Геннадьевич
  • Орлов Сергей Владимирович
  • Юдис Сергей Романович
RU2719610C1
ПОЛУАВТОМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПРОДОЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ САМОЛЕТОМ 2006
  • Бондарец Анатолий Яковлевич
  • Никитин Александр Игоревич
RU2316450C1
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПОЛЕТОМ САМОЛЕТА 2006
  • Воробьев Александр Владимирович
  • Куликов Владимир Евгеньевич
  • Можаров Валерий Алексеевич
  • Гласко Владимир Николаевич
  • Розин Леонид Михайлович
RU2312793C1
СИСТЕМА РУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО САМОЛЕТА 1993
RU2093419C1
СИЛОКОМПЕНСИРУЮЩИЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД СБАЛАНСИРОВАННОГО МАНИПУЛЯТОРА 2011
  • Сухенко Николай Александрович
  • Кравченко Олег Александрович
  • Пятибратов Георгий Яковлевич
RU2454694C1
СПОСОБ СОГЛАСОВАНИЯ РЕЖИМОВ РУЧНОГО И АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ САМОЛЕТОМ В ПРОДОЛЬНОМ ДВИЖЕНИИ 2018
  • Евдокимчик Егор Александрович
  • Гордеев Александр Викторович
  • Кабаков Владимир Борисович
  • Казаков Евгений Васильевич
  • Кисин Евгений Николаевич
  • Любжин Игорь Александрович
  • Оболенский Юрий Геннадьевич
  • Орлов Сергей Владимирович
  • Юдис Сергей Романович
RU2726372C2

Реферат патента 2009 года ТРИММЕРНЫЙ МЕХАНИЗМ

Изобретение относится к области систем управления летательными аппаратами и предназначено для создания и снятия усилий с ручки летчика в режиме ручного управления объектом, а также для дистанционного управления в режиме автоматического триммирования. Устройство содержит электродвигатель и редуктор, датчик положения выходного вала, усилитель-сумматор и интегратор. Электродвигатель кинематически связан через редуктор с выходным валом триммерного механизма и датчиком положения выходного вала, сигнал которого соединен с первым входом усилителя-сумматора. Второй вход усилителя-сумматора соединен с выходом интегратора, вход которого соединен через нормально разомкнутые контакты кнопки на ручке летчика с выходом усилителя-сумматора, соединенного с обмоткой управления электродвигателя. Третий вход усилителя-сумматора соединен с сигналом дистанционного управления триммированием. Технический результат заключается в упрощении конструкции, уменьшении веса и габаритов. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 356 792 C1

1. Триммерный механизм, выходной вал которого жестко связан с ручкой управления летчика, содержащий электродвигатель и редуктор, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции триммерного механизма, в качестве загрузочного устройства ручки управления летчика используется электродвигатель, кинематически связанный через редуктор с выходным валом триммерного механизма и датчиком положения выходного вала, сигнал которого соединен с первым входом усилителя-сумматора, второй вход усилителя-сумматора соединен с выходом интегратора, вход которого соединен через нормально разомкнутые контакты кнопки на ручке летчика с выходом усилителя-сумматора, соединенного с обмоткой управления электродвигателя, а третий вход усилителя-сумматора соединен с сигналом дистанционного управления триммированием.

2. Триммерный механизм по п.1, отличающийся, тем, что в качестве электродвигателя использован моментный электродвигатель.

3. Триммерный механизм по п.1, отличающийся, тем, что при аварийном отсутствии электропитания триммерного механизма обмотки управления электродвигателя закорачиваются.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2009 года RU2356792C1

АДАПТИВНЫЙ ИМИТАТОР ЗАГРУЗКИ НА РЫЧАГАХ УПРАВЛЕНИЯ АВИАЦИОННОГО ТРЕНАЖЕРА 2004
  • Елисеев Александр Викторович
RU2263352C1
SU 1517266 A1, 10.11.2004
АДАПТИВНЫЙ ИМИТАТОР ЗАГРУЗКИ НА РЫЧАГАХ УПРАВЛЕНИЯ АВИАЦИОННОГО ТРЕНАЖЕРА 2002
  • Елисеев Александр Викторович
RU2231127C1
Втброплатформа 1975
  • Штейн Захар Шулимович
  • Полукаров Валентин Георгиевич
  • Шлифер Марик Матвеевич
SU583044A1

RU 2 356 792 C1

Авторы

Челдышов Борис Александрович

Даты

2009-05-27Публикация

2007-12-17Подача