СПОСОБ ХОЛОДНОЙ ПРОКАТКИ ПОЛОС Российский патент 2009 года по МПК B21B1/28 

Описание патента на изобретение RU2365440C1

Изобретение относится к прокатному производству и может быть использовано при изготовлении холоднокатаных полос и лент.

Известен способ производства листового проката, включающий последовательную деформацию полосы из прямоугольного в поперечном сечении профиля в волнообразный и снова в прямоугольный, причем полосе придают неравномерный волнообразный профиль в неравномерном волнообразном калибре, полушаг которого от середины бочки валка к периферии изменяют по соотношению

tn=t0kn,

где t0 - начальный полушаг;

k- коэффициент, характеризующий интенсивность полушага, k>1;

n - порядковый номер полушага волны, считая от середины бочки валка к периферии (см. а.с. 719716 СССР, МКИ В21В 1/38).

В известном способе металл, наряду со смещением в продольном направлении, получает возможность перемещения в поперечном направлении. Однако такая возможность существенно ограничивается преобладанием продольного течения (плоской деформации) в объеме деформируемого металла. Поэтому неравномерность деформации по ширине неизбежно приводит к появлению значительной неплоскостности, а в случае использования подката с клиновидным поперечным профилем последняя будет сочетаться с серповидностью.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому объекту является способ прокатки полос, включающий деформацию заготовки между двумя цилиндрическими валками с регулированием формы полосы поворотом осей валков в плоскостях, параллельных плоскостям прокатки и с приложением к полосе переднего натяжения, при этом поворот осей валков осуществляют в одну сторону и на один угол, равный

,

где φ - угол поворота осей валков от положения, перпендикулярного оси прокатки, град;

β - величина угла исходной клиновидности полосы, рад;

α - угол захвата полосы в средней по ширине части;

причем ближайший к более толстой кромке полосы конец валков смещают в сторону выхода полосы из валков, а удельное натяжение к полосе прикладывают величиной, равной 0,68-0,85 предела текучести прокатываемого материала.

Недостатком известного способа является неравномерность деформации по ширине полосы, что неизбежно приводит к снижению качества полосы - появлению неплоскостности и серповидности, особенно при использования подката с клиновидным поперечным профилем.

Целью предлагаемого изобретения является повышение качества полосы путем устранения дефекта формы поперечного сечения полосы - клиновидность.

Указанная цель достигается тем, что в способе холодной прокатки полос, включающем деформацию заготовки между двумя цилиндрическими валками с регулированием формы полосы воздействием на оси валков в одну сторону, в плоскостях, параллельных плоскости прокатки, согласно изобретению воздействие на оси валков осуществляют путем деформирования валков и получения осей валков в виде линий второго порядка, расположенных в плоскостях, параллельных плоскости прокатки и ориентированных выпуклостью в сторону входа полосы в валки, при этом концы валков, расположенные со стороны более толстой кромки полосы, перемещают в сторону выхода полосы из валков, а концы валков, расположенные со стороны более тонкой кромки полосы, располагают перпендикулярно направлению прокатки.

Воздействие на оси валков путем деформирования валков и получения осей валков в виде линий второго порядка известно. Известно устройство для получения листового проката, включающее клеть, установленные в клети опорные и рабочие валки, подушки опорных валков и подушки рабочих валков, систему гидроизгиба рабочих валков, установленную в вертикальной плоскости, включающую в себя подушки опорных валков, установленных с каждой стороны клети и снабженных гидроцилиндрами, подушки рабочих валков, имеющие вертикальные отверстия, через которые проходят цилиндрические штоки, опирающиеся на плунжеры гидравлических цилиндров, пружины, удерживающие штоки в подушках рабочих валков, при этом плунжеры гидроцилиндров упираются непосредственно в подушки опорных валков. (см. А.А.Королев. Конструкция и расчет машин и механизмов прокатных станов. - М., Машиностроение, 1985, с. 172-173). Однако воздействие на оси валков путем деформирования валков (посредством системы гидроизгиба рабочих валков) и получения осей валков в виде кривых линий осуществляют в вертикальной плоскости. Это обстоятельство снижает качество получаемой полосы, т.к. не обеспечивает исправление дефекта формы поперечного сечения полосы - клиновидность.

Отличительный признак: деформирование валков и получение осей валков в виде линий второго порядка, расположенных в плоскостях, параллельных плоскости прокатки, - неизвестен.

Отличительный признак: оси валков в виде линий второго порядка, ориентированных выпуклостью в сторону входа полосы в валки, - неизвестен.

Отличительный признак: концы валков, расположенные со стороны более толстой кромки полосы, перемещают в сторону выхода полосы из валков, - неизвестен.

Так как предлагаемое изобретение содержит неизвестные отличительные признаки, то предлагаемое изобретение соответствует условию «новизна».

Для специалиста в области холодной прокатки совокупность отличительных признаков: воздействие на оси валков осуществляют путем деформирования валков и получения осей валков в виде линий второго порядка, расположенных в плоскостях, параллельных плоскости прокатки и ориентированных выпуклостью в сторону входа полосы в валки (выпуклостью навстречу направлению прокатки), при этом концы валков, расположенные со стороны более толстой кромки полосы, перемещают в сторону выхода полосы из валков, а концы валков, расположенные со стороны более тонкой кромки полосы, располагают перпендикулярно направлению прокатки, - явным образом не следует из уровня техники, что эти отличительные признаки направлены на повышение качества полосы, а именно на устранение дефекта формы поперечного сечения полосы - клиновидность. Следовательно, предлагаемое техническое решение соответствует критерию изобретательский уровень.

Сущность изобретения поясняется чертежом. На чертеже приведена схема осуществления способа.

На схеме (см. чертеж) изображены: прокатываемая полоса 1, имеющая исходный клиновидный профиль 2 поперечного сечения, и конечный профиль 3 прямоугольной формы поперечного сечения, рабочий валок 4, имеющий шейки 5. Позициями обозначены: 6 - ось прокатки, 7 - направление прокатки полосы 1, 8 - пятно контакта, 9 - изогнутая ось рабочего валка 4 (под действием горизонтального гидроизгиба). Оси валков в виде линий второго порядка ориентированны выпуклостью в сторону входа полосы в валки (выпуклостью навстречу направлению прокатки 7). Позицией 10 обозначена более толстая кромка и 11 - более тонкая кромка клиновидного профиля 2 прокатываемой полосы 1. Стрелками и символами на чертеже обозначены: F - усилия со стороны гидравлических цилиндров на подушки рабочих валков 4, VПКС - продольная компонента скорости прокатываемой полосы 1, VТКС - тангенциальная компонента скорости, VРКС - результирующая компонента скорости, α - угол поворота осей шеек 5 рабочих валков 4 относительно друг друга.

Способ осуществляется следующим образом. Перед прокаткой полосы 1, имеющей исходный клиновидный профиль 2, предварительно осуществляют следующие операции: через подушки рабочих валков 4 к шейкам 5 посредством гидравлических цилиндров системы гидроизгиба в горизонтальной плоскости прикладывают усилия F, в результате чего оси шеек 5 рабочих валков 4 поворачиваются на угол α относительно друг друга, оси 9 рабочих валков 4 деформируются и принимают вид линий второго порядка, при этом выпуклости осей 9 ориентируют (направляют) в сторону входа полосы 1 в рабочие валки 1 (выпуклостью навстречу направлению прокатки 7). Кроме того, расположенные со стороны более толстой кромки 10 полосы 1 концы рабочих валков 4 перемещают в сторону выхода полосы 1 из рабочих валков 4 (т.е. в направлении прокатки 7), а концы рабочих валков 4, расположенные со стороны более тонкой кромки 11 полосы 1, располагают перпендикулярно направлению прокатки 7 полосы 1. После этого прокатываемую полосу 1 задают в рабочие валки 4 и осуществляют ее деформирование. При этом металл, находящийся в области более тонкой кромки 11 прокатываемой полосы 1, деформируется с незначительным уширением, и направление продольной компоненты скорости VПКС ориентировано параллельно направлению прокатки 7. Металл, находящийся в области более толстой кромки 10 прокатываемой полосы 1, деформируется как в направлении прокатки 7, так и в направлении тангенциальной компоненты скорости VТКС (с уширением). Причем направление тангенциальной компоненты скорости VТКС расположено параллельно изогнутой оси 9 рабочего валка 4, находящейся в области более толстой кромки 10 прокатываемой полосы 1. В итоге металл, находящийся в области более толстой кромки прокатываемой полосы 1, деформируется в направлении результирующей компонента скорости VРКС. В результате чего в процессе прокатки конечный профиль 3 поперечного сечения прокатываемой полосы 1 принимает форму прямоугольника.

При прокатке полосы, клиновидность поперечного сечения которой направлена в другую сторону (т.е. более толстая кромка 10 полосы 1 и более тонкая кромка 11 полосы 1 меняются между собой местами), способ холодной прокатки полос осуществляют аналогичным образом.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что предлагаемый способ холодной прокатки полос работоспособен и устраняет недостатки, имеющие место в прототипе, что подтверждается примером осуществления способа. Холоднокатаная полоса, изготовленная по заявляемому способу, обладает высокой плоскостностью и прямоугольной формой поперечного сечения.

Похожие патенты RU2365440C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПРОКАТКИ ТРАПЕЦИЕВИДНЫХ ПРОФИЛЕЙ 2017
  • Железняк Лев Моисеевич
  • Федоров Денис Викторович
RU2650464C1
Способ прокатки полос 1985
  • Липухин Юрий Викторович
  • Абраменко Виктор Иванович
  • Пименов Александр Федорович
  • Трайно Александр Иванович
  • Алексеева Диляра Искандеровна
  • Анкудинов Лев Леонидович
SU1242267A1
СПОСОБ ПРОКАТКИ ПОЛОС ИЗ ТРАНСФОРМАТОРНОЙ СТАЛИ И СТАН ДЛЯ ХОЛОДНОЙ ПРОКАТКИ 2014
  • Варшавский Евгений Александрович
  • Мирошников Юрий Викторович
  • Барышев Вадим Владимирович
  • Седых Максим Олегович
RU2559069C1
ВАЛКОВЫЙ УЗЕЛ ЛИСТОПРОКАТНОЙ КЛЕТИ КВАРТО 1997
  • Пименов А.Ф.
  • Скороходов В.Н.
  • Лисин В.С.
  • Трайно А.И.
  • Настич В.П.
  • Фридкин Е.А.
  • Гадецкий Ю.Л.
RU2115493C1
СПОСОБ УСТАНОВКИ СОСТОЯНИЯ ПРОКАТЫВАЕМОГО МАТЕРИАЛА, В ЧАСТНОСТИ, ЧЕРНОВОЙ ПОЛОСЫ 2008
  • Курц Маттиас
  • Шмидт Биргер
  • Вайнцирль Клаус
RU2473406C2
Рабочая клеть прокатного стана 1982
  • Потапкин Виктор Федорович
  • Федоринов Владимир Анатольевич
  • Морозов Игорь Александрович
  • Майоров Леонид Витальевич
  • Сатонин Александр Владимирович
  • Перепелица Андрей Александрович
SU1037978A1
Способ прокатки полос на широкополосном стане 1989
  • Николаев Виктор Александрович
  • Сацкий Виталий Антонович
  • Штехно Олег Николаевич
  • Мовшович Вилорд Соломонович
  • Тилик Василий Трофимович
  • Пилипенко Сергей Степанович
  • Пиховкин Николай Николаевич
SU1652007A1
Комплект рабочих валков чистовой клети полосового стана и способ прокатки полос в рабочих валках чистовой клети полосового стана 1988
  • Приходько Игорь Юрьевич
  • Мазур Валерий Леонидович
  • Сафьян Александр Матвеевич
  • Ивашин Виктор Иосифович
SU1597242A1
Способ прокатки широких полос илиСТОВ 1979
  • Рокотян Сергей Евгеньевич
  • Слюсаренко Александр Лукич
  • Баканов Анатолий Иванович
  • Меерович Исаак Маркович
  • Бирюлев Алексей Васильевич
  • Орлов Виктор Константинович
  • Евсеев Олег Иванович
SU839625A1
Способ прокатки клиновидных профилей 1988
  • Кремсов Николай Андреевич
  • Барков Леонид Андреевич
SU1616724A1

Реферат патента 2009 года СПОСОБ ХОЛОДНОЙ ПРОКАТКИ ПОЛОС

Способ предназначен для повышения качества полос путем устранения дефекта формы поперечного сечения. Способ включает деформацию заготовки двумя цилиндрическими валками с воздействием на оси валков в одну сторону. Исключение клиновидности поперечного сечения полосы обеспечивается за счет того, что через подушки рабочих валков к шейкам посредством гидравлических цилиндров системы гидроизгиба в горизонтальной плоскости прикладывают усилия, в результате чего оси рабочих валков деформируются и принимают вид линий второго порядка, при этом выпуклости осей ориентируют (направляют) в сторону входа полосы в рабочие валки (выпуклостью навстречу направлению прокатки), при этом расположенные со стороны более толстой кромки полосы концы рабочих валков перемещают в сторону выхода полосы из рабочих валков, а концы рабочих валков, расположенные со стороны более тонкой кромки полосы, располагают перпендикулярно направлению прокатки полосы. После этого прокатываемую полосу задают в рабочие валки и осуществляют ее деформирование, в результате которого в процессе прокатки конечный профиль поперечного сечения прокатываемой полосы принимает форму прямоугольника, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 365 440 C1

Способ холодной прокатки полос, включающий деформацию заготовки между двумя цилиндрическими валками с регулированием формы полосы воздействием на оси валков в одну сторону, в параллельных плоскости прокатки плоскостях, отличающийся тем, что воздействие на оси валков осуществляют путем деформирования валков с получением их осей в виде линий второго порядка, расположенных в плоскостях, параллельных плоскости прокатки, и ориентированных выпуклостью в сторону входа полосы в валки, при этом ближайшие к более толстой кромке полосы концы валков перемещают в сторону выхода полосы из валков, а концы валков, ближайшие к более тонкой кромке полосы, располагают перпендикулярно направлению прокатки.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2009 года RU2365440C1

Способ прокатки полос 1985
  • Липухин Юрий Викторович
  • Абраменко Виктор Иванович
  • Пименов Александр Федорович
  • Трайно Александр Иванович
  • Алексеева Диляра Искандеровна
  • Анкудинов Лев Леонидович
SU1242267A1
RU 2058203 C1, 20.04.1996
СПОСОБ ХОЛОДНОЙ ПРОКАТКИ ПОЛОСОВОЙ СТАЛИ 2004
  • Антипанов В.Г.
  • Распопов А.Л.
  • Корнилов В.Л.
  • Карпов Е.В.
RU2254944C1
US 2007095121 A, 03.05.2005.

RU 2 365 440 C1

Авторы

Песин Александр Моисеевич

Салганик Виктор Матвеевич

Чикишев Денис Николаевич

Блинов Сергей Владимирович

Даты

2009-08-27Публикация

2008-01-21Подача