УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ВЫКАТЫВАНИЯ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ЗА ПРЕДЕЛЫ ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНОЙ ПОЛОСЫ Российский патент 2009 года по МПК B64D45/00 

Описание патента на изобретение RU2373115C1

Изобретение относится к авиационной технике и может быть применено при проектировании бортового навигационного оборудования и оборудования системы управления реверсом тяги двигателей, преимущественно для предотвращения выкатывания или существенного снижения степени разрушения воздушного судна при выкатывании в условиях посадки, преимущественно при посадке на скользкую взлетно-посадочную полосу.

При посадке воздушного судна на скользкую взлетно-посадочную полосу, например, покрытую льдом, осадками или слякотью, тормозные системы шасси оказываются неэффективными; аэродинамические системы торможения (тормозные щитки, интерцепторы или спойлеры) эффективны только на высоких скоростях, т.е. в начале пробега и, таким образом, единственным надежным и эффективным средством торможения воздушного судна является реверс тяги двигателей.

Однако практически для всех типов воздушных судов существует ограничение применения реверса тяги по скорости движения, что связано с возможностью возникновения на малых скоростях движения воздушного судна такого явления, как помпаж двигателя, что может привести к разрушению двигателя. Тем не менее, в случае угрозы выкатывания действующие документы по летной эксплуатации для различных типов воздушных судов предписывают применение реверса тяги вплоть до полной остановки воздушного судна, что объясняется более высокими затратами на восстановление воздушного судна после выкатывания, нежели затраты на ремонт двигателя.

Принятие решения в таких случаях возлагается на командира воздушного судна, но, тем не менее, случаи выкатывания периодически имеют место в связи с несвоевременной и/или необъективной оценкой угрозы выкатывания.

Из аналогов уровня техники наиболее близким к изобретению по совокупности существенных признаков прототипом может быть принято устройство для предотвращения столкновений летательного аппарата (ЛА) при посадке на взлетно-посадочную полосу, содержащее систему определения местоположения, выполненную в виде навигационной системы в комбинации с приемником спутниковой навигационной системы, систему сигнализации, базу данных, содержащую информацию относительно взлетно-посадочной полосы и связанных с ней процедур и ЭВМ (RU 2 153195, выданного по заявке №95103976/28 от 20.03.1995, приоритет 22.03.1994 FR 94 03343, изобретатели Фэвр Франсуа (FR) и Денуаз Ксавье (FR), заявитель СЕКСТАНТ АВЬОНИК (FR), дата публикации 20.07.2000).

Недостатком известного устройства является отсутствие возможности предотвращения выкатывания воздушного судна в условиях посадки, преимущественно при посадке на скользкую взлетно-посадочную полосу.

Техническим результатом изобретения является реализация функции объективного определения угрозы выкатывания воздушного судна и предотвращения выкатывания либо за счет своевременного предупреждения экипажа о недопустимости выключения или снижения реверса тяги, либо за счет механической блокировки рычага управления реверсом тяги для невозможности снижения режима и/или подачи соответствующего сигнала в автомат управления тягой.

Технический результат изобретения достигается тем, что по сравнению с изобретением, принятым за прототип - "Устройством для предотвращения столкновений летательного аппарата (ЛА) при посадке на взлетно-посадочную полосу", содержащим систему определения местоположения, выполненную в виде навигационной системы в комбинации с приемником спутниковой навигационной системы, систему сигнализации, базу данных, содержащую информацию относительно взлетно-посадочной полосы и связанных с ней процедур и ЭВМ, в заявляемом изобретении "Устройство для предотвращения выкатывания воздушных судов за пределы взлетно-посадочной полосы" снабжено блоком связи с бортовым оборудованием, блоком управления механизмом блокировки рычага управления реверсом тяги и блоком связи с автоматом управления тягой, причем в упомянутую ЭВМ введены блок вычисления текущего отрицательного ускорения и потребной для остановки дистанции для текущих значений скорости и ускорения, соединенный на входе с блоком связи с бортовым оборудованием, блок расчета фактической дистанции до торца ВПП и сравнения ее с потребной для остановки дистанцией, соединенный с блоком вычисления текущего отрицательного ускорения и потребной для остановки дистанции, выход базы данных соединен со входом блока расчета фактической дистанции до торца ВПП и сравнения ее с потребной для остановки дистанцией, выход системы определения местоположения ВС соединен со входами блока вычисления текущего отрицательного ускорения и потребной для остановки дистанции и блока расчета фактической дистанции до торца ВПП и сравнения ее с потребной для остановки дистанцией, а выход блока расчета фактической дистанции до торца ВПП и сравнения ее с потребной для остановки дистанцией соединен со входами системы сигнализации, блока управления механизмом блокировки рычага управления реверсом тяги и блока связи с автоматом управления тягой, при этом упомянутая система сигнализации выполнена с возможностью обеспечения выработки предупредительного светового или звукового сигнала в случае, если потребная для остановки дистанция, вычисленная упомянутым блоком вычисления текущего отрицательного ускорения и потребной для остановки дистанции, превышает фактическое расстояние до торца полосы, причем упомянутый блок расчета фактической дистанции до торца ВПП и сравнения ее с потребной для остановки дистанцией выполнен с возможностью подачи сигнала на блок управления механизмом блокировки рычага управления реверсом тяги двигателей вплоть до полной остановки воздушного судна.

Использование такого устройства позволит существенно повысить своевременность и объективность оценки угрозы выкатывания воздушных судов за пределы взлетно-посадочной полосы и предотвратить выкатывание либо существенно снизить степень разрушения воздушного судна при выкатывании в условиях посадки, например, на скользкую взлетно-посадочную полосу.

Изобретение поясняется чертежом.

На чертеже представлена схема устройства для предотвращения выкатывания воздушных судов за пределы взлетно-посадочной полосы.

Сущность изобретения

Устройство содержит блок связи с бортовым оборудованием 1, систему определения местоположения воздушного судна 2, базу данных 3, ЭВМ 4, в которую включены блок вычисления текущего отрицательного ускорения и потребной для остановки дистанции 5, блок расчета фактической дистанции до торца ВПП и сравнения ее с потребной для остановки дистанцией 6, а также блок управления механизмом блокировки рычага управления реверсом тяги 7, блок связи с автоматом управления тягой 8 и систему сигнализации 9.

Блок вычисления текущего отрицательного ускорения и потребной для остановки дистанции 5 для текущих значений скорости и ускорения соединен на входе с блоком связи с бортовым оборудованием 1, блок расчета фактической дистанции до торца ВПП и сравнения ее с потребной для остановки дистанцией 6 соединен с блоком вычисления текущего отрицательного ускорения и потребной для остановки дистанции 5, выход базы данных 3 соединен со входом блока расчета фактической дистанции до торца ВПП и сравнения ее с потребной для остановки дистанцией 6, выход системы определения местоположения ВС 2 соединен со входами блока вычисления текущего отрицательного ускорения и потребной для остановки дистанции 5 и блока расчета фактической дистанции до торца ВПП и сравнения ее с потребной для остановки дистанцией 6, а выход блока расчета фактической дистанции до торца ВПП и сравнения ее с потребной для остановки дистанцией 6 соединен со входами системы сигнализации 9, блока управления механизмом блокировки рычага управления реверсом тяги 7 и блока связи с автоматом управления тягой 8, при этом упомянутая система сигнализации 9 выполнена с возможностью обеспечения выработки предупредительного светового или звукового сигнала в случае, если потребная для остановки дистанция, вычисленная упомянутым блоком вычисления текущего отрицательного ускорения и потребной для остановки дистанции 5, превышает фактическое расстояние до торца полосы, причем упомянутый блок расчета фактической дистанции до торца ВПП и сравнения ее с потребной для остановки дистанцией 6 выполнен с возможностью подачи сигнала на блок управления механизмом блокировки рычага управления реверсом тяги 7 двигателей вплоть до полной остановки воздушного судна.

Устройство для предотвращения выкатывания воздушных судов за пределы взлетно-посадочной полосы работает следующим образом.

В блок вычисления отрицательного ускорения и потребной для остановки дистанции 5 поступает сигнал обжатия шасси от блока связи с бортовым оборудованием 1 и информация о текущих географических координатах воздушного судна от системы определения местоположения воздушного судна 2. В процессе вычисления блоком вычисления отрицательного ускорения и потребной для остановки дистанции 5 в режиме реального времени рассчитываются текущие скорость, отрицательное ускорение и потребная для полной остановки воздушного судна дистанция для текущих значений скорости и отрицательного ускорения. Полученные в процессе вычисления данные поступают в блок расчета фактической дистанции до торца взлетно-посадочной полосы и сравнения ее с потребной для остановки дистанцией 6, в который также поступают данные из базы данных 3, и которым производится идентификация взлетно-посадочной полосы, рассчитывается фактическая дистанция до противоположного торца взлетно-посадочной полосы, а также сравниваются значения фактического расстояния до торца полосы и потребной для остановки воздушного судна дистанции. В том случае, когда потребная для остановки дистанция превышает фактическое расстояние до торца полосы, что может быть, преимущественно, при недостаточной эффективности тормозных систем колес шасси, устройство выдает предупреждающую сигнализацию экипажу через систему сигнализации 9, выполненную с возможностью обеспечения выработки предупредительного светового или звукового сигнала, например аудиокоманды «Режим реверса не уменьшать» или «Реверс застопорен!», а также параллельно подает сигнал на блок управления механизмом блокировки рычага управления реверсом тяги 7 и блок связи с автоматом управления тягой 8 с целью недопущения уменьшения режима обратной тяги двигателей вплоть до полной остановки воздушного судна.

Похожие патенты RU2373115C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ВЫКАТЫВАНИЯ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ЗА ПРЕДЕЛЫ ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНОЙ ПОЛОСЫ 2014
  • Мужичек Сергей Михайлович
  • Винокуров Владимир Иванович
  • Зыков Владимир Николаевич
RU2557871C1
СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ПРОДОЛЬНОГО ВЫКАТЫВАНИЯ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ЗА ПРЕДЕЛЫ ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНОЙ ПОЛОСЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2016
  • Мужичек Сергей Михайлович
  • Киселев Михаил Анатольевич
  • Сапожников Алексей Васильевич
RU2668008C2
БОРТОВАЯ ИНТЕГРИРОВАННАЯ СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ ЭКИПАЖА И КОГНИТИВНЫЙ ФОРМАТ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПОЛЕТНОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ЭТАПЕ "ВЗЛЕТ" МНОГОДВИГАТЕЛЬНОГО ВОЗДУШНОГО СУДНА 2013
  • Егоров Валерий Николаевич
  • Архипов Владимир Алексеевич
  • Буркина Ирина Владимировна
  • Олаев Виталий Алексеевич
  • Углов Андрей Александрович
RU2550887C2
БОРТОВОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК СОСТОЯНИЯ ПОВЕРХНОСТИ ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНОЙ ПОЛОСЫ ПРИ ДВИЖЕНИИ ВОЗДУШНОГО СУДНА НА ЭТАПЕ ПРОБЕГА ПОСЛЕ ПОСАДКИ 2009
  • Завершинский Владимир Витальевич
  • Лебедев Алексей Михайлович
RU2405721C1
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ СИГНАЛА ОПОВЕЩЕНИЯ ПИЛОТА О ДИСТАНЦИИ ТОРМОЖЕНИЯ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ НА ЭТАПЕ ПОСАДКИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2021
  • Шевченко Андрей Михайлович
RU2781533C1
СПОСОБ ОПОВЕЩЕНИЯ О РАСПОЛОЖЕНИИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ОТНОСИТЕЛЬНО ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНЫХ ПОЛОС ПРИ ЗАХОДЕ НА ПОСАДКУ И ПРИ ДВИЖЕНИИ ПОСЛЕ ПРИЗЕМЛЕНИЯ 2011
  • Бабуров Владимир Иванович
  • Волчок Юрий Генрихович
  • Гальперин Теодор Борисович
  • Губкин Сергей Васильевич
  • Маслов Александр Викторович
  • Саута Олег Иванович
  • Рогова Анна Александровна
RU2465652C1
УСТРОЙСТВО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ТРАЕКТОРИИ ВЗЛЕТА И ПРОЛЕТА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА НАД ВЫСОТНЫМ ПРЕПЯТСТВИЕМ 2022
  • Шевченко Андрей Михайлович
  • Павлов Борис Викторович
  • Начинкина Галина Николаевна
RU2798591C1
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ЭКИПАЖА 2015
  • Ефанов Василий Васильевич
RU2598130C1
Способ мониторинга технического состояния планера и шасси летательного аппарата и устройство для его осуществления 2017
  • Мужичек Сергей Михайлович
  • Косьянчук Владислав Викторович
  • Скрынников Андрей Александрович
  • Хрулин Сергей Васильевич
  • Набоков Сергей Алексеевич
RU2678540C1
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ СИГНАЛА УПРАВЛЕНИЯ ОПУСКАНИЕМ ПЕРЕДНЕЙ СТОЙКИ ШАССИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА НА ПРОБЕГЕ ПО ПОВЕРХНОСТИ ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНОЙ ПОЛОСЫ 1992
  • Обернин В.Ф.
  • Черкасский Г.Е.
RU2036821C1

Реферат патента 2009 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ВЫКАТЫВАНИЯ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ЗА ПРЕДЕЛЫ ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНОЙ ПОЛОСЫ

Изобретение относится к авиационной технике для проектирования оборудования бортовой навигации и системы управления реверсом обратной тяги двигателей, для предотвращения выкатывания или снижения степени разрушения воздушного судна в условиях посадки на скользкую взлетно-посадочную полосу. Устройство содержит систему определения местоположения (1), базу данных (3), содержащую информацию относительно взлетно-посадочной полосы, и ЭВМ (4), а так же систему сигнализации (9) и подачи сигнала в автомат управления тягой, если потребная для остановки дистанция превышает фактическое расстояние до торца полосы. Блок связи с бортовым оборудованием (1) содержит блок управления механизмом блокировки рычага управления реверсом тяги (7) и блок связи с автоматом управления тягой (8). В ЭВМ введены блок вычисления текущего отрицательного ускорения для текущих значений скорости и ускорения (5), соединенный с блоком расчета фактической дистанции до торца взлетно-посадочной полосы (6). Достигается повышение своевременности и объективности оценки угрозы выкатывания воздушных судов за пределы взлетно-посадочной полосы. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 373 115 C1

Устройство для предотвращения выкатывания воздушных судов за пределы взлетно-посадочной полосы, содержащее систему определения местоположения воздушных судов, выполненную в виде навигационной системы в комбинации с приемником спутниковой навигационной системы, систему сигнализации, базу данных, содержащую информацию относительно взлетно-посадочной полосы и связанных с ней процедур и ЭВМ, отличающееся тем, что устройство снабжено блоком связи с бортовым оборудованием, блоком управления механизмом блокировки рычага управления реверсом тяги и блоком связи с автоматом управления тягой, причем в упомянутую ЭВМ введены блок вычисления текущего отрицательного ускорения и потребной для остановки дистанции для текущих значений скорости и ускорения, соединенный на входе с блоком связи с бортовым оборудованием, блок расчета фактической дистанции до торца взлетно-посадочной полосы и сравнения ее с потребной для остановки дистанцией, соединенный с блоком вычисления текущего отрицательного ускорения и потребной для остановки дистанции, выход базы данных соединен со входом блока расчета фактической дистанции до торца взлетно-посадочной полосы и сравнения ее с потребной для остановки дистанцией, выход системы определения местоположения воздушных судов соединен со входами блока вычисления текущего отрицательного ускорения и потребной для остановки дистанции и блока расчета фактической дистанции до торца взлетно-посадочной полосы и сравнения ее с потребной для остановки дистанцией, а выход блока расчета фактической дистанции до торца взлетно-посадочной полосы и сравнения ее с потребной для остановки дистанцией соединен со входами системы сигнализации, блока управления механизмом блокировки рычага управления реверсом тяги и блока связи с автоматом управления тягой, при этом упомянутая система сигнализации выполнена с возможностью обеспечения выработки предупредительного светового или звукового сигнала в случае, если потребная для остановки дистанция, вычисленная упомянутым блоком вычисления текущего отрицательного ускорения и потребной для остановки дистанции, превышает фактическое расстояние до торца полосы, причем упомянутый блок расчета фактической дистанции до торца взлетно-посадочной полосы и сравнения ее с потребной для остановки дистанцией выполнен с возможностью подачи сигнала на блок управления механизмом блокировки рычага управления реверсом тяги двигателей вплоть до полной остановки воздушного судна.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2009 года RU2373115C1

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ СТОЛКНОВЕНИЙ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1995
  • Фэвр Франсуа
  • Денуаз Ксавье
RU2153195C1
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОЙ ПОСАДКИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ 2004
  • Кабачинский Владимир Викторович
  • Калинин Юрий Иванович
  • Минеев Михаил Иванович
RU2284058C2
RU 95108863 A1, 20.02.1997
US 5661486 A, 26.08.1997
Устройство программного опроса телеметрических каналов 1988
  • Беляев Николай Григорьевич
  • Лапин Александр Юрьевич
  • Утенков Виктор Григорьевич
SU1524191A2
AU 2002335775 A1, 01.04.2003
БЕЗВОДНЫЕ ПОРОШКООБРАЗНЫЕ И ЖИДКИЕ ЧАСТИЦЫ 2013
  • Фассих Али
  • Сунь Ин
RU2640184C2

RU 2 373 115 C1

Авторы

Завершинский Владимир Витальевич

Даты

2009-11-20Публикация

2008-02-11Подача