СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПОЛЕТОМ ВЫСОКОМАНЕВРЕННОГО САМОЛЕТА Российский патент 2010 года по МПК B64C13/00 

Описание патента на изобретение RU2385823C1

Изобретение относится к способам автоматического управления полетом высокоманевренного самолета, в частности к способам, обеспечивающим требуемые характеристики продольных устойчивости и управляемости при пилотировании самолета на предельных углах атаки и перегрузках.

Известны способы автоматического управления полетом самолета, при которых требования продольной устойчивости и управляемости самолета обеспечиваются благодаря использованию статических автоматов продольного управления (АПУ). Известные способы описаны, например, в книгах: Михалев И.К. и др. Системы автоматического управления самолетом. Методы анализа и расчета. М., Машиностроение, 1971, с.142, 146-150; под ред. Федорова С.М. Автоматизированное управление самолетами и вертолетами. М., Транспорт, 1977, с.76-77; Оболенский Ю.Г. Управление полетом маневренных самолетов. М., филиал Воениздат, 2007, с.248-260.

К недостаткам известных способов автоматического управления, предусматривающих использование АПУ, следует отнести тот факт, что, применительно к высокоманевренному самолету, в частности, типа МИГ-29КУБ при управлении на предельных углах атаки и перегрузках, перерегулирование в системе автоматического управления по углу атаки и по нормальной перегрузке существенно превышает допустимые значения.

Как показали результаты моделирования, при использовании известного способа автоматического управления в системе невозможно обеспечить требуемые характеристики во всем диапазоне изменения центровок и весов самолета.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому является способ автоматического управления полетом высокоманевренного самолета, предусматривающий использование статического АПУ с ограничителем предельных режимов, описанный в книге Оболенского Ю.Г. Управление полетом маневренных самолетов. М., филиал Воениздат, 2007, с.248-260.

Однако данному способу присущи недостатки, описанные выше, не позволяющие обеспечить требуемые характеристики устойчивости и управляемости в продольном движении самолета на предельных углах атаки и перегрузках.

Целью настоящего изобретения является устранение указанных недостатков и обеспечение требуемых характеристик устойчивости и самолета при полетах на предельных углах атаки (перегрузках) путем формирования сигнала допустимого угла атаки (перегрузки) и уменьшения перерегулирования в системе практически до нуля.

Поставленная цель достигается за счет того, что согласно предлагаемому способу автоматического управления полетом высокоманевренного самолета, предусматривающему использование статического автомата продольного управления с ограничителем предельных углов атаки (перегрузок), для формирования сигнала допустимого угла атаки в диапазоне его предельных значений дополнительно формируют сигнал предельного угла атаки на основе сигнала, соответствующего текущему значению угла атаки, и сигнала, соответствующего заданному значению предельного угла атаки, причем коэффициент усиления сигнала, соответствующего текущему значению угла атаки, уменьшают с помощью функционального блока от 1, при достижении текущим значением угла атаки величины, соответствующей первому заданному значению предельного угла атаки, до величины, близкой к нулю, при достижении текущим значением угла атаки величины, соответствующей второму заданному значению предельного угла атаки, полученный сигнал восстанавливают посредством апериодического звена до предельных величин и подают восстановленный сигнал на вход вычислителя автомата продольного управления с ограничителем предельных углов атаки (перегрузок).

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором представлена блок-схема системы, реализующей заявляемый способ автоматического управления полетом высокоманевренного самолета.

Данная система содержит блок 1 датчиков, автомат 2 продольного управления с ограничителем предельных режимов (АПУ), привод 3, функциональный блок 4, задатчик 5 предельных значений углов атаки (перегрузки), первое множительное устройство 6, первый сумматор 7, задатчик 8 единичного сигнала, второй сумматор 9, второе множительное устройство 10, апериодическое звено 11.

Летчик, управляя самолетом, формирует на первом выходе блока 1 датчиков сигнал Xp, пропорциональный перемещению ручки управления. Данный сигнал через автомат 2 продольного управления с ограничителем предельных режимов подают на вход привода 3, осуществляя управление самолетом. Сигналы, пропорциональные возникающим при этом угловой скорости тангажа ωz и углу атаки α (нормальной перегрузке ny), со второго и третьего выходов блока 1 датчиков подаются соответственно на второй и третий входы автомата 2 продольного управления с ограничителем предельных режимов, в котором формируются соответствующие законы управления продольным движением самолета и ограничения предельных углов атаки (перегрузки). Сигнал с третьего выхода блока 1 датчиков, соответствующий углу атаки (перегрузке), подается также на вход функционального блока 4, формирующего коэффициент усиления K1 сигнала в зависимости от текущего значения угла атаки αтек (перегрузки nу тек). При этом, если текущее значение αтек (nу тек) не превышает первого заданного предельного значения, например, 0,85 αпред (0,85 ny пред), коэффициент K1=1, если текущее значение αтек (nу тек) превышают 0,85αпред, коэффициент усиления уменьшается, достигая величины, близкой к нулю, например, K1=0-0,2, при αпред (nу пред). Сигнал, сформированный на выходе функционального блока 4, подается на второй вход первого множительного устройства 6 непосредственно, а на второй вход второго множительного устройства 10 - через второй сумматор 9, причем с коэффициентом усиления K2=1-K1. При этом на первые входы множительных устройств поступает сигнал с задатчика 5 предельных значений углов атаки (перегрузки). Сигнал с выхода множительного устройства 6 поступает на первый вход сумматора 7, а сигнал с выхода множительного устройства 10 через апериодическое звено 11 - на второй вход сумматора 7. Таким образом, на выходе данного сумматора формируется сигнал предельного угла атаки (перегрузки), зависящий от текущего значения угла атаки (перегрузки) и изменяющийся во времени, который в качестве дополнительного сигнала поступает на четвертый вход автомата 2 продольного управления с ограничителем предельных режимов.

В результате, согласно заявляемому способу осуществляется активное изменение сигнала допустимого угла атаки (перегрузки) в диапазоне его предельных значений. Это обеспечивает уменьшение перерегулирования в системе по углу атаки (перегрузки) практически до нуля и позволяет существенно улучшить характеристики продольной устойчивости и управляемости при пилотировании самолета на предельных углах атаки и перегрузках по сравнению с прототипом, описанным выше, где в контуре управления с астатическим ограничителем предельных углов атаки (перегрузки) используется величина рассогласования между текущим и предельным значениями угла атаки (перегрузки).

Для реализации заявленного способа автоматического управления высокоманевренным самолетом не требуется специального оборудования. Так в качестве интегрального блока датчиков в реализующей его системе может быть использован блок ИБД-51, а функция вычислителей (сумматоров, множительных устройств и т.п.) могут быть выполнены с помощью бортовой вычислительной машины.

Как показали результаты моделирования комплексной системы управления КСУ-941, при использовании данного технического решения представляется возможным свести значения перерегулирования по углам атаки и перегрузки практически к нулю при практически неизменном времени регулирования и существенно улучшить характеристики устойчивости и управляемости самолета при полетах на предельных углах атаки (перегрузках). Таким образом, предлагаемый способ реализуем и применим, в частности, для высокоманевренного самолета типа МИГ-29КУБ.

Похожие патенты RU2385823C1

название год авторы номер документа
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПОЛЕТОМ ВЫСОКОМАНЕВРЕННОГО САМОЛЕТА 2009
  • Воробьев Александр Владимирович
  • Штейнгардт Борис Хаскельевич
RU2387578C1
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПОЛЕТОМ ВЫСОКОМАНЕВРЕННОГО САМОЛЕТА 2008
  • Воробьев Александр Владимирович
  • Штейнгард Борис Хаскельевич
  • Залесский Сергей Евгеньевич
  • Можаров Валерий Алексеевич
  • Оболенский Юрий Георгиевич
RU2369524C1
СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПОЛЕТОМ ВЫСОКОМАНЕВРЕННОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2010
  • Воробьев Александр Владимирович
  • Штейнгардт Борис Хаскельевич
  • Давиденко Михаил Дмитриевич
RU2446429C1
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПОЛЕТОМ ВЫСОКОМАНЕВРЕННОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2010
  • Воробьев Александр Владимирович
  • Штейнгардт Борис Хаскельевич
  • Давиденко Михаил Дмитриевич
RU2459230C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ САМОЛЕТОМ И КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2006
  • Карасев Андрей Геннадьевич
  • Воробьев Александр Владимирович
  • Дохолов Дмитрий Сергеевич
  • Кабаков Владимир Борисович
  • Костенко Николай Иванович
  • Можаров Валерий Алексеевич
  • Носков Юрий Викторович
  • Оболенский Юрий Геннадьевич
  • Петров Вячеслав Мефодьевич
  • Степанов Валентин Александрович
  • Штыкало Василий Федорович
  • Якубович Марк Михайлович
RU2327602C1
СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПОЛЕТОМ ВЫСОКОМАНЕВРЕННОГО САМОЛЕТА 2008
  • Воробьев Александр Владимирович
  • Штейнгардт Борис Хаскельевич
  • Залесский Сергей Евгеньевич
  • Можаров Валерий Алексеевич
  • Оболенский Юрий Георгиевич
RU2372250C1
ОГРАНИЧИТЕЛЬ ПРЕДЕЛЬНЫХ РЕЖИМОВ ПОЛЕТА МАНЕВРЕННОГО САМОЛЕТА ПО ПЕРЕГРУЗКЕ 2019
  • Кабаков Владимир Борисович
  • Казаков Евгений Васильевич
  • Кисин Евгений Николаевич
  • Левитин Игорь Моисеевич
  • Оболенский Юрий Геннадьевич
  • Орлов Сергей Владимирович
  • Юдис Сергей Романович
RU2711040C1
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПОЛЕТОМ ВЫСОКОМАНЕВРЕННОГО САМОЛЕТА 2006
  • Воробьев Александр Владимирович
  • Куликов Владимир Евгеньевич
  • Залесский Сергей Евгеньевич
  • Штейнгардт Борис Хаскельевич
  • Мурашов Геннадий Александрович
  • Пенский Павел Николаевич
RU2325305C1
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ САМОЛЕТОМ ПРИ НАБОРЕ И СТАБИЛИЗАЦИИ ЗАДАННОЙ ВЫСОТЫ ПОЛЕТА 2016
  • Евдокимчик Егор Александрович
  • Кабаков Владимир Борисович
  • Казаков Евгений Васильевич
  • Кисин Евгений Николаевич
  • Любжин Игорь Александрович
  • Оболенский Юрий Геннадьевич
  • Орлов Сергей Владимирович
  • Тышкевич Вячеслав Андреевич
  • Юдис Сергей Романович
RU2619793C1
ДИСТАНЦИОННАЯ РЕЗЕРВИРОВАННАЯ СИСТЕМА АВТОМАТИЗИРОВАННОГО МОДАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ПРОДОЛЬНОМ КАНАЛЕ МАНЕВРЕННЫХ ПИЛОТИРУЕМЫХ И БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ 2015
  • Михайлин Денис Александрович
  • Похваленский Владимир Леонидович
  • Синевич Григорий Михайлович
RU2645589C2

Реферат патента 2010 года СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПОЛЕТОМ ВЫСОКОМАНЕВРЕННОГО САМОЛЕТА

Изобретение относится к способу автоматического управления полетом высокоманевренного самолета, использующего статический автомат продольного управления с ограничителем предельных углов атаки (перегрузок). Для формирования сигнала допустимого угла атаки в диапазоне его предельных значений дополнительно формируют сигнал предельного угла атаки на основе сигнала, соответствующего текущему значению угла атаки, и сигнала, соответствующего заданному значению предельного угла атаки. Коэффициент усиления сигнала, соответствующего текущему значению угла атаки, уменьшают с помощью функционального блока от 1, при достижении текущим значением угла атаки величины, соответствующей первому заданному значению предельного угла атаки, до величины, близкой к нулю, при достижении текущим значением угла атаки величины, соответствующей второму заданному значению предельного угла атаки. Полученный сигнал восстанавливают посредством апериодического звена до предельных величин и подают восстановленный сигнал на вход вычислителя автомата продольного управления с ограничителем предельных углов атаки (перегрузок). Достигается уменьшение перерегулирования в системе по углу атаки (перегрузки) практически до нуля, что позволяет существенно улучшить характеристики продольной устойчивости и управляемости при пилотировании самолета на предельных углах атаки и перегрузках. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 385 823 C1

Способ автоматического управления полетом высокоманевренного самолета, предусматривающий использование статического автомата продольного управления с ограничителем предельных углов атаки (перегрузок), отличающийся тем, что для формирования сигнала допустимого угла атаки в диапазоне его предельных значений дополнительно формируют сигнал предельного угла атаки на основе сигнала, соответствующего текущему значению угла атаки, и сигнала, соответствующего заданному значению предельного угла атаки, причем коэффициент усиления сигнала, соответствующего текущему значению угла атаки, уменьшают с помощью функционального блока от 1 при достижении текущим значением угла атаки величины, соответствующей первому заданному значению предельного угла атаки, до величины, близкой к нулю при достижении текущим значением угла атаки величины, соответствующей второму заданному значению предельного угла атаки, полученный сигнал восстанавливают посредством апериодического звена до предельных величин и подают восстановленный сигнал на вход вычислителя автомата продольного управления с ограничителем предельных углов атаки (перегрузок).

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2010 года RU2385823C1

МИХАЛЕВ И.А
и др
Системы автоматического управления самолетом
Методы анализа и расчета
- М.: Машиностроение, 1971, с.142, 146-150
ОБОЛЕНСКИЙ Ю.Г
Управление полетом маневренных самолетов
- М.: филиал Воениздат, 2007, с.248-260
Система управления нормальной перегрузкой самолета с органами непосредственного управления подъемной силой 1979
  • Березуев Александр Владимирович
  • Носов Лев Александрович
  • Соколов Николай Иванович
  • Харитонов Владимир Николаевич
SU857939A1
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ СИГНАЛА УПРАВЛЕНИЯ И СТАБИЛИЗАЦИИ ПРОДОЛЬНО-БАЛАНСИРОВОЧНОГО ДВИЖЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2006
  • Абадеев Эдуард Матвеевич
  • Бонк Ромуальд Иванович
  • Ежов Владимир Васильевич
  • Ляпунов Владимир Викторович
  • Макаров Николай Валентинович
  • Пучков Александр Михайлович
  • Сыров Анатолий Сергеевич
  • Трусов Владимир Николаевич
RU2310899C1
GB 1239936 А, 21.07.1971
US 6729579 В1, 04.05.2004
US 5001646 А, 19.03.1991.

RU 2 385 823 C1

Авторы

Воробьев Александр Владимирович

Штейнгардт Борис Хаскельевич

Даты

2010-04-10Публикация

2009-02-09Подача