СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КАТУШЕК ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ Российский патент 2010 года по МПК H02K15/12 H02K15/10 H02K3/30 H02K3/32 

Описание патента на изобретение RU2387066C2

Изобретение относится к электромашиностроению, а именно к способу изготовления катушек электродвигателя, предназначенного для мотор-вентилятора, подающего воздух для охлаждения тяговых электродвигателей.

Известен мотор-вентилятор для подачи воздуха в тяговые электродвигатели электровоза, рабочие колеса первой и второй ступеней осевых вентиляторов ⌀710 мм вращаются электродвигателем. Остов электродвигателя имеет цилиндрическую форму. К внутренней поверхности остова крепятся болтами 4 главных и 4 дополнительных полюса. Сердечники главных полюсов состоят из стальной жести, а сердечники дополнительных полюсов выполнены из холоднокатаной стали. Катушки главных полюсов имеют обмотку из профилированного изолированного проводника, а катушки дополнительных полюсов имеют обмотку из изолированного проводника кругового сечения. Катушки главных и дополнительных полюсов изолированы стеклотканью, насыщенной эпоксидной смолой, и приклеены к сердечникам полюсов. Соединение между катушками производится с помощью кабелей, которые выведены из катушек. Выводные кабели уплотнены в остове с помощью резиновых проходных изоляторов.

Остов двигателя изготовлен из электростали с магнитными свойствами и снабжен четырьмя большими прямоугольными отверстиями для осмотра коллектора и щеткодержателей. Остов закрыт с обеих сторон подшипниковыми щитами.

Вал якоря электродвигателя вращается на 2-х подшипниках. Со стороны коллектора установлен шариковый подшипник, а с противоположной стороны - роликовый подшипник. С этой же стороны вал якоря передает вращение через ременную передачу на вспомогательный генератор. На вал якоря напрессован коллектор, состоящий из медных пластин, отделенных друг от друга калиброванным амберлитом, шихтованный железный сердечник, нажимные шайбы и вентилятор для охлаждения статора и ротора. Волновая обмотка якоря выполнена из слабого профилированного проводника и расположена в шпоночных изолированных канавках. Лобные части обмотки закреплены стальными бандажами. Якорь динамически уравновешен. Уравновешивающий груз расположен в канавках съемного круга коллектора и в кольце вентилятора (см. «Описание двигателей электровоза ЧС7», выпущенное фирмой «Шкода», стр.29-31).

В известном электродвигателе катушки главных и дополнительных полюсов намотаны на каркас изолированным проводом и приклеены к сердечникам стеклотканью, насыщенной эпоксидной смолой.

Данное выполнение катушек из-за старения материалов приводит к снижению срока их службы, следовательно, и срока службы электродвигателя в целом.

Техническим результатом, который может быть получен от использования заявленного изобретения, является повышение надежности и увеличение срока службы электродвигателя.

Указанный технический результат достигается тем, что в способе изготовления катушек электродвигателя, включающем намотку на каркас медной проволоки, изоляцию поверхности катушек слоями изоляционных лент и пропитку, намотку на каркас осуществляют медной проволокой, покрытой полиэтиленовым лаком с укладкой под каждым слоем витков изоляционной прокладки изофлекс, при этом изоляцию поверхности катушек осуществляют одним слоем ленты ЛЭС и ленты ГИП-ТС-Пл и шестью слоями ленты стеклослюдяной ЛСЭП-934-ТПл, а пропитку проводят вакуумно-нагнетательным способом термореактивным лаком повышенной нагреваемости и после установки катушек в статоре их дополнительно покрывают изоляционной эмалью ГФ92ХС или электроизоляционным лаком БТ-99.

Изобретение иллюстрируется чертежом, на котором изображен электродвигатель, где 1 - статор; 2 - вал якоря; 3 - обмотка якоря; 4 - основная обмотка; 5 - дополнительная обмотка.

Способ изготовления катушек электродвигателя для мотор-вентилятора осуществляется следующим образом.

Катушки основного и дополнительного полюсов электродвигателя ДПВ-22-2У наматывают на каркас медной проволокой, покрытой полиэтиленовым лаком, который обладает эластичностью, влагостойкостью, высокой электроизоляцией и высокой механической прочностью. Марка провода для главного полюса ПСД-Л-4,5х1,12 (ТУ 16К71-129-91), для дополнительного полюса ПДС-ЛС-2,65 (ТУ 16-705.052-78). Проволоку на катушку накладывают слоями, под каждый виток укладывают прокладку изофлекс 191 0,15 (ТУ 3491-003-00214639-01).

После намотки катушки ее изолируют в один слой лентой ЛЭС-0,2х20 (ГОСТ 5937-81) и лентой стеклослюдопласт ГИП-ТС-Пл(в) 0,25 (ТУ 16-503117-78), а затем 6 слоями лентой стеклослюдяной ЛСЭП-934-ТПл 0,13х20 (ТУ16-91 И 37.0168.006).

Собранные полюса пропитывают в компаунде ПК-11 (ТУ ОДЩ504026-77) вакуумно-нагнетательным способом, а дополнительный полюс еще подвергается покрытию эмалью ЭП-922 зеленой (ТУ 2312-002-05758785-95). Поверхности полюсов со стороны ротора, статора и в резьбе подвергаются обработке для удаления компаунда и эмали. После установок катушек в статоре их дополнительно покрывают изоляционными эмалями типа: ГФ92ХС красного цвета по ГОСТ 9151-75, ПЭВ2 (ГОСТ 7262-70) или электроизоляционным лаком БТ-99 (ГОСТ 8012-74), что придает поверхностям катушек гладкую форму и устраняет возможность скопления на них пыли.

Изготовление катушек согласно предложенному способу повышает срок их службы, и, соответственно, срок службы электродвигателя увеличивается в 1,5-2 раза.

Похожие патенты RU2387066C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КАТУШЕК ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ 2007
  • Ляшенко Александр Александрович
  • Антюхин Георгий Георгиевич
  • Чернышов Павел Викторович
  • Атаманов Виктор Валентинович
RU2335840C1
СИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ С ПОСТОЯННЫМИ МАГНИТАМИ ДЛЯ ДРЕНАЖНОГО НАСОСА 2008
  • Ши Хуашан
  • Ма Юянг
RU2516377C2
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОЙ КАТУШКИ 2013
  • Ивашин Павел Валентинович
  • Криштал Михаил Михайлович
  • Макоткин Максим Сергеевич
  • Пестряков Александр Евгеньевич
  • Полунин Антон Викторович
  • Ясников Игорь Станиславович
RU2551136C1
Электродвигатель 2016
  • Никифоров Алексей Александрович
  • Щербаков Вадим Валерьевич
RU2696853C2
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ ПОСТОЯННОГО ТОКА 2009
  • Шишегов Владимир Николаевич
RU2393616C1
Способ изготовления статора электрической машины 1989
  • Копылов Игорь Петрович
  • Суворов Николай Иванович
  • Олейников Александр Михайлович
  • Яковлев Александр Иванович
  • Яковлев Михаил Михайлович
SU1775803A1
СИНХРОННАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА 2006
  • Захаренко Андрей Борисович
RU2311715C1
ЭКРАНИРОВАННЫЙ ПРОВОД 2012
  • Иванушко Сергей Николаевич
  • Костина Анна Анатольевна
RU2519598C1
Тяговый электропривод для маневровых тепловозов 2019
  • Пичугин Андрей Владиславович
  • Полюхович Владимир Степанович
  • Кострубов Евгений Евгеньевич
  • Небензя Кирилл Андреевич
RU2720229C1
Катушка обмотки электрической машины 1983
  • Усенко Всеволод Васильевич
  • Гоцкало Георгий Григорьевич
  • Кряковцева Ирина Васильевна
SU1280672A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 387 066 C2

Реферат патента 2010 года СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КАТУШЕК ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, а именно к способу изготовления катушек электродвигателя, предназначенного для мотор-вентилятора, подающего воздух для охлаждения тяговых электродвигателей. Катушки наматывают на каркас медной проволокой, покрытой полиэтиленовым лаком. Изолируют поверхности катушек слоем изоляционных лент. Между слоями витков укладывают изоляционные прокладки изофлекс, при этом изоляцию поверхности катушек осуществляют одним слоем ленты ЛЭС и ленты ГИП-ТС-Пл и шестью слоями ленты стеклослюдяной ЛСЭП-934-ТПл. Затем катушки пропитывают вакуумно-нагнетательным способом термореактивным лаком повышенной нагреваемости. После установки катушек в статоре их дополнительно покрывают изоляционной эмалью ГФ92ХС или электроизоляционным лаком БТ-99. Технический результат, достигаемый при использовании данного изобретения, состоит в повышении надежности и увеличении срока службы электродвигателя. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 387 066 C2

Способ изготовления катушек электродвигателя, включающий намотку на каркас медной проволоки, изоляцию поверхности катушек слоем изоляционных лент и пропитку, отличающийся тем, что намотку на каркас осуществляют медной проволокой, покрытой полиэтиленовым лаком с укладкой под каждым слоем витков изоляционной прокладки изофлекс, при этом изоляцию поверхности катушек осуществляют одним слоем ленты ЛЭС и ленты ГИП-ТС-Пл и шестью слоями ленты стеклослюдяной ЛСЭП-934-ТПл, а пропитку проводят вакуумно-нагнетательным способом термореактивным лаком повышенной нагреваемости и после установки катушек в статоре их дополнительно покрывают изоляционной эмалью ГФ92ХС или электроизоляционным лаком БТ-99.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2010 года RU2387066C2

АНТОНОВ М.В., ГЕРАСИМОВА Л.С
Технология производства электрических машин
- М.: Энергоиздат, 1982, с.209-210, 401, 309-312, 318-319, 325-327, 328-330, 333-336, 307
СПОСОБ ПРОПИТКИ ОБМОТОК ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ 2001
  • Власов В.Г.
  • Иванов В.Л.
RU2192702C2
Способ изоляции обмоток электрических машин 1935
  • Имас А.И.
SU47740A1
Способ пропитки обмоток электрических машин 1986
  • Исмайлов Фазиль Наджаф Оглы
  • Кулиев Закария Балагусейн Оглы
SU1376181A1
СПОСОБ ПРОПИТКИ И СУШКИ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ 1997
  • Абрамов Я.К.
  • Голицын В.П.
  • Молокеев В.А.
  • Кижаев Ф.Г.
  • Сидоров С.И.
  • Малютин В.Е.
  • Борисов С.И.
  • Белоус В.К.
RU2138899C1
Способ изготовления катушек обмотки возбуждения 1977
  • Петухова Елена Николаевна
  • Москвитина Елизавета Георгиевна
  • Нестерова Галина Ивановна
  • Алексеев Александр Павлович
  • Логинова Анна Федоровна
  • Лукашова Валентина Ивановна
  • Оробченко Евгений Васильевич
SU720629A1
СПОСОБ ПРЯМОГО ФОРМИРОВАНИЯ ОБМОТКИ МНОГОРЯДОВОЙ КАТУШКИ ИЗ КРУГЛОГО ИЗОЛИРОВАННОГО ПРОВОДА 1998
  • Алешин Р.И.
  • Токарев А.М.
  • Алешин И.Р.
RU2137279C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КАТУШКИ ПОЛЮСА РОТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 1992
  • Краев Л.П.
  • Пекне В.З.
RU2036545C1

RU 2 387 066 C2

Авторы

Ляшенко Александр Александрович

Антюхин Георгий Георгиевич

Чернышов Павел Викторович

Атаманов Виктор Валентинович

Даты

2010-04-20Публикация

2008-05-19Подача