КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СКОРОСТИ Российский патент 2010 года по МПК G01C23/00 

Описание патента на изобретение RU2389001C1

Изобретение относится к комплексам навигации, управления и наведения летательных аппаратов (ЛА).

В наиболее близком аналоге, приведенном в книге [1] (Флеров А.Г., Тимофеев В.Т. Доплеровские устройства и системы навигации. - М.: Транспорт, 1987 г.), представлен измеритель скорости (ИС) ЛА на основе использования доплеровского эффекта - доплеровский измеритель скорости и сноса (ДИСС), одним из серьезных недостатков которого является зависимость смещения спектра доплеровского сигнала от вида отражающей поверхности (см.[1], стр.19-22). Учет и компенсация этой зависимости в аналоге производится путем ввода корректирующих поправок (ΔХОПi, i=x,y,z), учитывающих характер отражающей поверхности и радиопрозрачность люка ДИСС; причем вводятся усредненные значения этих поправок для полетов над сушей и над морем: поправка для суши вводится автоматически, для моря - вручную (см.[1], стр.19-22). Однако так как указанная зависимость достаточно сложная, то и величины ΔХОПi, для разных конкретных условий могут существенно отличаться от усредненных значений (над сушей диапазон изменения ΔХОПi, составляет от 0.09% до 0.71%, над морем - от 0.97% до 2.3%). Вследствие этого возможны ухудшения качества коррекции ДИСС и система измерения скорости становится малоэффективной.

Задачей изобретения является повышение точности ИС и, как следствие этого, повышение эффективности работы ЛА, снабженных ИС.

Достигается указанный результат тем, что комплексная система определения скорости (КСОС), содержащая базовый измеритель скорости и блок коррекции, вход которого подключен к выходу базового измерителя скорости, а выход является выходом КСОС, дополнительно снабжена блоком корректирующих средств, блоком формирования корректирующих поправок, блоком хранения корректирующих поправок, блоком анализа обстановки, причем первый вход блока формирования корректирующих поправок подключен к выходу блока корректирующих средств, второй вход блока формирования корректирующих поправок подключен к выходу базового измерителя скорости, первый вход блока хранения корректирующих поправок подключен к выходу блока анализа обстановки, второй вход блока хранения корректирующих поправок подключен к выходу блока формирования корректирующих поправок, выход блока хранения корректирующих поправок подключен ко второму входу блока коррекции.

На чертеже представлена блок-схема комплексной системы определения скорости, содержащей следующие блоки:

1 - базовый измеритель скорости БИС;

2 - блок коррекции БК;

3 - блок формирования корректирующих поправок ФКП;

4 - блок хранения корректирующих поправок БХКП;

5 -блок корректирующих средств БКС;

6 - блок анализа обстановки БАО.

На чертеже показан также

7 - навигационный комплекс НК,

не входящий в состав предлагаемого устройства.

Информационный обмен между входами-выходами блоков осуществляется по линиям связи, показанным на чертеже тонкой сплошной линией. Линии связи представляют собой известные (описанные, например, в книге [2], стр.21-24, 394-406) линии связи и информационного обмена, например, по последовательному коду, по параллельному коду, мультиплексные и др.

Блок БИС 1 представляет собой известное устройство - ДИСС, описанное, например, в литературе [1].

Блок БКС 5 представляет собой известные датчики и системы бортового оборудования ЛА, описанные в литературе, например [3], стр.8-16,171-243, 316-317, 325-327, 374-385. В состав блока БКС 5 входит, например, спутниковая навигационная система (СНС), измеряющая временную задержку, фазовый сдвиг и доплеровский сдвиг частоты радиосигналов от космических спутников, с помощью которых при известных параметрах движения спутников решается задача определения времени, координат и скорости объекта; высокоточная инерциальная навигационная система, счисляющая скорости и координаты объекта. Вычислительно-логические блоки БК 2, ФКП 3, БАО 6 выполнены, например, в виде однопроцессорных вычислителей ([2], стр.31). Блок БХКП 4 выполнен, например, на постоянном запоминающем устройстве ПЗУ ([2], стр.30).

Блок БК 2 обеспечивает коррекцию параметров, выдаваемых БИС 1, на величину поправок, полученных с помощью блоков ФКП 3 и хранящихся в блоке БХКП 4, например, с помощью алгоритма вида:

Здесь суть компоненты скорректированного (выходного) вектора скорости ЛА.

Дополнительно введенный блок ФКП 3 обеспечивает расчет корректирующих поправок к скорости ЛА, измеренной БИС 1 для конкретных текущих условий полета: над определенным видом отражающей поверхности. При этом используются составляющие вектора скорости, измеренные, с одной стороны, с помощью БИС 1 и, с другой стороны, с помощью БКС 5. Алгоритм формирования корректирующих поправок ΔХОПi (i=x,y,z) может заключаться, например, в усреднении на интервале времени Т величины относительной разности вида

ΔХОПi(tj)=1-VБИС(tj)/VБКС(tj),

где VБИС(tj) и VБКС(tj) - скорости ЛА в момент времени tj, измеренные с помощью БИС 1 и БКС 5 соответственно.

ΔХОПi отыщется как среднее значение текущей величины ΔХОПi(tj) на интервале времени от tj=t0 до tj=t0+Т.

С целью фильтрации измерительных высокочастотных шумов измерений может быть применен более сложный алгоритм обработки измеряемых величин VБИС и VБКС, например, на основе метода наименьших квадратов (см., например, литературу [4], стр.923-927), который минимизирует дисперсии ошибок оценивания величин ΔХОПi.

Дополнительно введенный блок БХКП 4 обеспечивает запоминание полученных корректирующих поправок и условий полета (вида подстилающей поверхности), для которых эти поправки получены. Также этот блок обеспечивает выдачу нужных значений поправок в блок коррекции БК 2.

Дополнительно введенный блок БАО 6 на основе анализа текущего состояния ЛА (координат, времени года и суток) осуществляет распознавание вида отражающей поверхности для адресного запоминания и выбора корректирующих поправок в блоке БХКП 5.

КСОС работает следующим образом.

Измеряемая с помощью БИС 1 скорость VБНС ЛА поступает на вход блока БК 2, в котором производится ее коррекция с помощью полученных оценок ΔХОПi (i=x,y,z), поступающих в блок БК 2 с выхода блока БХКП 4. Скорректированная информация

Vвыход поступает на выход БК 2, являющийся выходом ИС. Кроме того, измеренная с помощью БИС 1 скорость VБНС поступает на второй вход блока ФКП 3, на первый вход которого с выхода блока БКС 5 поступает величина VБКС, измеренная корректирующим средством из состава блока БКС 5.

В блоке ФКП 3 производится обработка величин VБНС и VБКС, в результате определяются соответствующие корректирующие поправки для текущего состояния полета (вида отражающей поверхности).

В блоке БАО 6 по информации, поступающей из НК 7, осуществляется распознавание (идентификация) текущих условий полета, например: дневной полет над штилевым морем или ночной полет над лесом и т.п. Информация об условиях полета поступает в блок БХКП 5, например, в виде соответствующего признака.

Блок БХКП 4 работает в двух основных режимах: во-первых, при наличии информации от БКС 5 и, соответственно, ФКП 3; во-вторых, при отсутствии такой информации, например, при пропадании сигналов блока БКС 5 (например, при попадании ЛА в зону постановки помех для СНС). В первом режиме осуществляется запись сформированных в ФКП 3 поправок в ячейку памяти, соответствующую поименованным условиям полета, и, кроме этого, выдача этих поправок в блок БК 2 для коррекции сигналов блока БИС 1. Во втором режиме в блоке БХКП 4 осуществляется выбор из соответствующей ячейки памяти (согласно идентифицированным блоком БАО 6 условиям) ранее записанных корректирующих поправок и выдача их в блок БК 2. Введение в состав ИС блоков ФКП 3, БКС 5 обеспечивает оперативную и точную подстройку корректирующих поправок для конкретных условий полета, а введение блоков БХКП 4, БАО 6 - запоминание этих поправок для разных условий и селективную выборку в условиях отсутствия опорной информации блока БКС 5.

Таким образом, введение в состав ИС описанных блоков обеспечивает гибкую оперативную реконфигурацию алгоритмов обработки информации измерительной системы, формирование, запоминание и выбор наиболее подходящих к текущему режиму полета корректирующих поправок, вследствие чего устраняются недостатки наиболее близкого аналога и расширяются функциональные возможности системы.

На примерах технической реализации показано достижение технического результата в части расширения функциональных возможностей ИС и, как следствие, повышение эффективности применения оснащаемых ею летательных аппаратов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Флеров А.Г., Тимофеев В.Т. Доплеровские устройства и системы навигации. - М.: Транспорт, 1987 г.

2. Преснухин Л.Н., Нестеров П.В. Цифровые вычислительные машины. - М.: Высшая школа, 1981 г.

3. Бабич О.А. Обработка информации в навигационных комплексах. - М.: Машиностроение, 1991 г.

4. И.Н.Бронштейн, К.А.Семендяев. Справочник по математике для инженеров и учащихся втузов. - М.: Наука, ГРФМЛ, 1980 г.

Похожие патенты RU2389001C1

название год авторы номер документа
КОМПЛЕКСНАЯ НАВИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА 2004
  • Бабиченко А.В.
  • Бражник В.М.
  • Герасимов Г.И.
  • Джанджгава Г.И.
  • Кавинский В.В.
  • Никулин А.С.
  • Орехов М.И.
  • Радченко И.В.
  • Рогалев А.П.
  • Сухоруков С.Я.
  • Шелепень К.В.
  • Шкред В.К.
RU2265190C1
КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ ОПЕРАТИВНЫХ ЦЕЛЕЙ 2008
  • Бабиченко Андрей Викторович
  • Бареев Фаниль Халимович
  • Бражник Валерий Михайлович
  • Гущин Григорий Михайлович
  • Кавинский Владимир Валентинович
  • Коркишко Юрий Юрьевич
  • Негриков Виктор Васильевич
  • Орехов Михаил Ильич
  • Полосенко Владимир Павлович
  • Семаш Александр Александрович
  • Сухоруков Сергей Яковлевич
RU2383468C1
КОМПЛЕКСНАЯ НАВИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА 2004
  • Бабиченко А.В.
  • Бражник В.М.
  • Герасимов Г.И.
  • Джанджгава Г.И.
  • Кавинский В.В.
  • Куколевский О.И.
  • Никулин А.С.
  • Орехов М.И.
  • Радченко И.В.
  • Рогалев А.П.
  • Сухоруков С.Я.
  • Шелепень К.В.
RU2263281C1
МОБИЛЬНАЯ БАЗОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ СТАНЦИЯ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ ТРАЕКТОРНОГО ДВИЖЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И ОЦЕНКИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СИСТЕМ ПИЛОТАЖНО-НАВИГАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА ПРИ ЛЕТНЫХ ИСПЫТАНИЯХ 2007
  • Харин Евгений Григорьевич
  • Поликарпов Валерий Георгиевич
  • Копылов Игорь Анатольевич
  • Андрианов Вячеслав Васильевич
  • Паденко Виктор Михайлович
  • Эльчиев Рустам Владимирович
  • Калинин Юрий Иванович
RU2330320C1
КОМПЛЕКСНАЯ НАВИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА 2004
  • Бабиченко А.В.
  • Бражник В.М.
  • Герасимов Г.И.
  • Джанджгава Г.И.
  • Кавинский В.В.
  • Орехов М.И.
  • Радченко И.В.
  • Рогалев А.П.
  • Шелепень К.В.
  • Шкред В.К.
RU2260177C1
ПРИЦЕЛЬНО-НАВИГАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ОБОРУДОВАНИЯ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО САМОЛЕТА 2009
  • Бабиченко Андрей Викторович
  • Вериго Иван Иванович
  • Грачев Владимир Васильевич
  • Джанджгава Гиви Ивлианович
  • Кавинский Владимир Валентинович
  • Козырев Вячеслав Михайлович
  • Кудрявцев Леонид Леонидович
  • Лазарев Евгений Федорович
  • Негриков Виктор Васильевич
  • Никитин Евгений Иванович
  • Орехов Михаил Ильич
  • Сазонова Татьяна Владимировна
  • Семаш Александр Александрович
  • Шкред Виктор Кузьмич
RU2392198C1
СИСТЕМА КОМПЛЕКСНОЙ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ РАДИОНАВИГАЦИОННЫХ И АВТОНОМНЫХ СРЕДСТВ НАВИГАЦИИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫХ ЗНАЧЕНИЙ ПАРАМЕТРОВ САМОЛЕТОВОЖДЕНИЯ 2012
  • Скрябин Евгений Фёдорович
RU2487419C1
СЛЕДЯЩАЯ СИСТЕМА СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ОБЪЕКТОВ 2008
  • Рыбас Александр Леонидович
  • Семилет Виктор Васильевич
  • Нечепуренко Юрий Григорьевич
  • Жуков Александр Викторович
  • Александров Евгений Васильевич
  • Черкасов Александр Николаевич
  • Денисов Игорь Васильевич
RU2381524C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СКОРОСТИ ВЕТРА НА БОРТУ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И КОМПЛЕКСНАЯ НАВИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2011
  • Никулин Александр Степанович
  • Алексеев Алексей Николаевич
  • Бабиченко Андрей Викторович
  • Бражник Валерий Михайлович
  • Джанджгава Гиви Ивлианович
  • Кавинский Владимир Валентинович
  • Лобко Сергей Валентинович
  • Лыткин Павел Дмитриевич
  • Никулина Анна Александровна
  • Орехов Михаил Ильич
  • Семаш Александр Александрович
RU2461801C1
КОМПЛЕКС НАЧАЛЬНОЙ ВЫСТАВКИ ИНЕРЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ 2003
  • Бабиченко А.В.
  • Бахонин К.А.
  • Будкин В.Л.
  • Габбасов С.М.
  • Голиков В.П.
  • Джанджгава Г.И.
  • Ларионов С.В.
  • Магнусов В.С.
  • Манохин В.И.
  • Негриков В.В.
  • Полосенко В.П.
  • Шерман В.М.
RU2238522C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 389 001 C1

Реферат патента 2010 года КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СКОРОСТИ

Изобретение относится к области приборостроения, а именно к навигационным приборам для контроля и управления летательными аппаратами. Технический результат - повышение точности измерения скорости. Для достижения данного результата в систему дополнительно введены блоки высокоточных корректирующих средств, формирования и хранения корректирующих поправок и анализатор обстановки. Причем первый вход блока формирования корректирующих поправок подключен к выходу блока корректирующих средств, второй вход блока формирования корректирующих поправок подключен к выходу базового измерителя скорости. Первый вход блока хранения корректирующих поправок подключен к выходу блока анализа обстановки, а его второй вход - к выходу блока формирования корректирующих поправок. Корректирующие поправки формируются при наличии информации от корректирующих средств и запоминаются вместе с признаком конкретных условий полета в блоке хранения корректирующих поправок. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 389 001 C1

Комплексная система определения скорости, содержащая базовый измеритель скорости и блок коррекции, вход которого подключен к выходу базового измерителя скорости, а выход является выходом комплексной системы определения скорости, отличающаяся тем, что комплексная система определения скорости дополнительно снабжена блоком корректирующих средств, блоком формирования корректирующих поправок, блоком хранения корректирующих поправок, блоком анализа обстановки, причем первый вход блока формирования корректирующих поправок подключен к выходу блока корректирующих средств, второй вход блока формирования корректирующих поправок подключен к выходу базового измерителя скорости, первый вход блока хранения корректирующих поправок подключен к выходу блока анализа обстановки, второй вход блока хранения корректирующих поправок подключен к выходу блока формирования корректирующих поправок, выход блока хранения корректирующих поправок подключен ко второму входу блока коррекции.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2010 года RU2389001C1

ФЛЕРОВ А.Г., ТИМОФЕЕВ В.Т
Доплеровские устройства и системы навигации
- М.: Транспорт, 1987, с.19-22
КОМПЛЕКСНЫЙ ИЗМЕРИТЕЛЬ ДАЛЬНОСТИ, СКОРОСТИ И УГЛОВЫХ КООРДИНАТ ДЛЯ РАДИОТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ 2003
  • Дрогалин В.В.
  • Забелин И.В.
  • Курилкин В.В.
  • Меркулов В.И.
  • Самарин О.Ф.
  • Челей Г.С.
RU2251711C1
US 5325098 A, 28.06.1994
БАШЕННЫЙ КРАН 0
  • П. В. Ганжа
SU205246A1
БЕСКОНТАКТНЫЙ ИЗМЕРИТЕЛЬ ВЕКТОРА СКОРОСТИ 2001
  • Боков А.С.
  • Важенин В.Г.
  • Дядьков Н.А.
  • Пономарев Л.И.
RU2188432C1

RU 2 389 001 C1

Авторы

Бабиченко Андрей Викторович

Вериго Иван Иванович

Грачев Владимир Васильевич

Негриков Виктор Васильевич

Никитин Евгений Иванович

Новикова Наталья Николаевна

Орехов Михаил Ильич

Радченко Игорь Валерьевич

Шкред Виктор Кузьмич

Даты

2010-05-10Публикация

2009-02-18Подача