Изобретение относится к подъемно-транспортному оборудованию, в частности к грузозахватным приспособлениям, и может быть использовано для кантования длинномерных грузов со значительными эксцентриситетами центров масс относительно узлов их подъема (кантования), например створок головного обтекателя (ГО) ракеты, размещенной на технологической ферме, а также технологической фермы после съема с нее створки ГО.
Известен кантователь для работ с длинномерными грузами (трубами, рулонами, роторами электродвигателей), содержащий балку с прицепным звеном, навешиваемым на крюк крана и вертикальными стойками по концам балки, к нижней части которых присоединен кожух. В полости кожуха смонтированы две полуоси, кинематически связанные с приводом их вращения, выполненным в виде установленного на кожухе червячного редуктора, приводимого от электродвигателя. На концах полуосей закреплены шкивы, на которых надеты цепные кольцевые стропы, поджимаемые к шкивам прижимными роликами.
Для осуществления кантования груз помещают внутри кольцевых строп грузоподъемным средством, грузозахватный орган которого соединяют с прицепным звеном балки, кантователь с грузом поднимают, с выносного пульта управления включают электродвигатель червячного редуктора, крутящий момент которого передается на полуоси и закрепленные на них шкивы, которые начинают вращаться и сообщают стропам круговое перемещение, в результате чего осуществляется кантование размещенного в них груза.
(см. патент РФ на полезную модель №20095, кл. B66F 19/00, 2001 г.).
Вышеописанный кантователь, не имеющий жесткой связи с кантуемым грузом и осуществляющий кантование за счет силы трения между опорной поверхностью груза и стропами, может кантовать грузы только с незначительными эксцентриситетами (e) центров масс относительно оси кантования и только, если этот эксцентриситет меньше произведения коэффициента трения (f) между стропами и опорной поверхностью груза и расстояния (h) от этой поверхности до оси кантования, то есть, если соблюдается условие e<fh.
Известна траверса для подъема и кантования специализированных контейнеров, содержащая несущую балку с прицепным звеном и размещенными на ней с возможностью перемещения каретками с полками и боковинами, к которым прикреплены вертикальные стойки, в нижней части каждой стойки смонтирована ось с поворотной крестовиной, имеющей кулачки, взаимодействующие с фитингами, закрепленными по углам контейнера. На оси одной из крестовин прикреплена звездочка, связанная цепью с ведущей звездочкой, закрепленной на валу двигателя, установленного на полке каретки.
Для осуществления кантования контейнера к его фитингам присоединяют кулачки крестовины. Грузоподъемным средством, грузозахватный орган которого соединяют с прицепным звеном, поднимают траверсу, включают электродвигатель, вращающий момент которого передается на ведущую звездочку и через цепь - на ведомую, скрепленную с осью крестовины, ведомая звездочка поворачивает крестовину, а следовательно, и контейнер, осуществляя его кантование. После кантования контейнера на 180° его створки раскрываются и содержимое из контейнера высыпается, а контейнер кантуют в исходное положение.
(см. патент РФ №2248930, кл. B66C 1/28, 2005 г.) - наиболее близкий аналог.
В результате анализа конструкции данного устройства необходимо отметить, что она предусматривает жесткую связь между крестовиной и контейнером, что исключает проскальзывание контейнера относительно крестовин при кантовании контейнера.
Однако описанная траверса может кантовать только жестко закрепленные на ней пустой и загруженный контейнеры, но, поскольку она не имеет устройств смещения оси кантования к центру тяжести контейнера, то очевидно, что эксцентриситеты центров масс загруженного и пустого контейнеров относительно оси кантования будут различными, а момент, необходимый для кантования, может достигать значительной величины, что потребует усиленной приводной части устройства и повышения мощности самого привода.
Задачей настоящего изобретения является разработка универсального кантователя, обеспечивающего с уменьшением до нулевого значения эксцентриситетов центров масс кантуемых грузов относительно оси кантования и с одновременным расширением его функциональных возможностей - обеспечением кантования грузов с различными и весьма значительными по величине эксцентриситетами и массами, таких, например, как створки ГО ракеты, закрепленной на технологической ферме (а также технологической фермы после снятия с нее створки ГО), величина произведения массы и эксцентриситета которых составляет порядка 900 кгс.м.
Поставленная задача достигается за счет того, что в кантователе, содержащем подвески со звеньями для навешивания на грузозахватные органы кранов, узлы кантования грузов и привод кантования, новым является то, что узлы кантования подвесок выполнены в виде поворотных в вертикальной плоскости планшайб с установленными на них ползунами, имеющими возможность перемещения к оси или от оси кантования и взаимодействующими с узлами кантуемых грузов, причем одна из планшайб соединена с приводом кантователя.
Сущность изобретения поясняется графическими материалами, на которых на фиг.1 - кантователь, общий вид, на фиг.2 - разрез А-А по фиг.1, на фиг.3 - разрез Б-Б по фиг.2.
Кантователь состоит из двух подвесок 1 и 2, каждая из которых содержит звено 3, навешиваемое на крюк 4 грузоподъемного крана, строп 5 и узел крепления и кантования груза 6. Узел крепления и кантования груза одной из подвесок оснащен приводом кантования, например, самотормозящим червячным мотор-редуктором 7.
Узел крепления и кантования груза представляет собой планшайбу 8, ось которой (не показана) смонтирована в подшипниковом узле 9, корпус узла 9 присоединен к нижнему звену 10 стропа 5.
На расстояниях e, e1, e2 (см. фиг.2) от оси планшайбы 8, равных эксцентриситетам центров масс подлежащих кантованию грузов, болтами 11, размещенными в пазах 12, направленных к оси поворота (кантования) планшайбы 8, крепят ползун 13, соответствующий по форме фланцу 14 кантуемого груза и прикрепляемый к нему болтами 15.
Для обеспечения строгого соответствия эксцентриситетов кантования e (или e1, или e2) величинам эксцентриситетов центров масс грузов на планшайбе 8 нанесены соответствующие им численные значения (например, цифры 440, 200, 120) и риски 16, а на ползуне 13 выполнена двухсторонняя шкала - линейка 17, позволяющая произвести точный отсчет увеличения или уменьшения величины эксцентриситета кантования груза в соответствии с указанным в паспорте груза отклонения эксцентриситета центра масс от номинального положения.
Кантование груза с использованием предложенного кантователя производят следующим образом.
Болтами 15 закрепляют ползуны 13 на фланцах 14 подлежащего кантованию груза, например створки ГО ракеты 18, размещенной на технологической ферме 19.
Поочередно навешивают звенья 3 подвесок 1 и 2 на крюки 4 грузоподъемных кранов, перемещают подвески 1 и 2 с планшайбами 8 к ползунам 13 и прикрепляют к ним планшайбы 8, совмещая с нулевой риской линейки 17 ползунов 13 риску на планшайбе 8 с цифрой величины эксцентриситета, равной указанной в паспорте груза (например, 200).
Если в паспорте груза указана величина отклонения положения центра массы от номинального, то на эту величину (по линейке 17) сдвигают ползуны 13 по пазам 12, обеспечивая приведение центра массы груза к оси кантования и уменьшая его эксцентриситет (а следовательно, и момент кантования).
Грузоподъемными кранами поднимают подвески 1 и 2 на высоту, достаточную для кантования груза, и, включив мотор-редуктор 7, производят кантование груза на необходимый угол, после чего опускают кранами подвески 1 и 2 груз на его опоры (не показаны) и открепляют болты 15, отсоединяя ползуны 13 от фланцев 14 груза.
Укладывают подвески 1 и 2 кантователя на отведенное для них место и снимают звенья 3 с крюков 4 кранов.
Применение кантователя с узлами кантования в виде поворотных в вертикальной плоскости планшайб с закрепленными на них ползунами, перемещаемыми к (от) оси кантования и взаимодействующими с узлами кантуемых грузов, позволяет кантовать длинномерные грузы больших масс, имеющих различные и значительные эксцентриситеты центров масс относительно оси кантования, с уменьшением до нулевого значения эксцентриситетов и сведения к минимальным величинам моментов кантования.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПОДЪЁМА И РАЗГРУЗКИ НЕСУЩЕЙ ТАРЫ | 2013 |
|
RU2554908C2 |
СПОСОБ КАНТОВАНИЯ КРУПНОГАБАРИТНОГО УДЛИНЕННОГО ГРУЗА И УЗЕЛ КАНТОВАНИЯ ГРУЗА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2021 |
|
RU2772829C1 |
Захват-кантователь | 1982 |
|
SU1025645A1 |
Траверса-кантователь | 1979 |
|
SU839973A2 |
Захват-кантователь | 1985 |
|
SU1341143A1 |
Траверса -кантователь | 1976 |
|
SU612888A1 |
Траверса-кантователь | 1980 |
|
SU1065327A1 |
Захват-кантователь | 1971 |
|
SU1141065A1 |
Захват-кантователь | 1981 |
|
SU992384A1 |
Захват-кантователь | 1980 |
|
SU965944A1 |
Изобретение относится к подъемно-транспортному оборудованию, в частности к грузозахватным приспособлениям. Кантователь содержит подвески с прицепными элементами для захватных органов грузоподъемных средств, узлы кантования грузов и привод кантования. Узлы кантования выполнены в виде поворотных в вертикальной плоскости планшайб. Одна из планшайб кинематически связана с приводом кантования, а на планшайбах с возможностью перемещения и фиксации в заданном положении установлены ползуны, взаимодействующие с узлами кантуемых грузов. 3 ил.
Кантователь, содержащий подвески со звеньями для навешивания на грузозахватные органы кранов, узлы кантования грузов и привод кантования, отличающийся тем, что узлы кантования подвесок выполнены в виде поворотных в вертикальной плоскости планшайб с установленными на них ползунами, имеющими возможность перемещения относительно оси кантования и имеющими возможность взаимодействия с кантуемым грузом, причем одна из планшайб соединена с приводом кантования.
Захватный орган кантователя | 1985 |
|
SU1284935A1 |
Устройство для подъема,перемещения и кантования изделий | 1985 |
|
SU1351868A1 |
ТРАВЕРСА ДЛЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ И КАНТОВАНИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ КОНТЕЙНЕРОВ | 2003 |
|
RU2248930C2 |
JP 5058581 A, 09.03.1993. |
Авторы
Даты
2010-06-20—Публикация
2009-03-04—Подача