СПОСОБ ПРОКАТКИ РЕЛЬСОВ ТИПА Р65 Российский патент 2011 года по МПК B21B1/08 

Описание патента на изобретение RU2409431C1

Изобретение относится к черной металлургии, в частности к прокатному производству, и может быть использовано при прокатке железнодорожных рельсов.

Известен способ прокатки рельсов, включающий прокатку чернового профиля в двухвалковых тавровых и двухвалковых или универсальных рельсовых калибрах, прокатку предчистового профиля в универсальном трехвалковом калибре, а чистового в четырехвалковом универсальном калибре, отличающийся тем, что в предчистовом калибре контроль ширины подошвы, обжатие шейки и подошвы осуществляется в двухвалковом участке, обжатие головки - в трехвалковом участке калибра с использованием профильного ручья вертикального валка и разъемами между буртами вертикального валка и торцами горизонтальных валков в местах закругления боковых поверхностей головки малым радиусом со стороны накладочной пазухи, а в чистовом четырехвалковом калибре разъем со стороны головки рельса между буртами вертикального валка и торцами горизонтальных валков осуществляют в местах сопряжения поверхности катания с боковыми поверхностями головки рельса [1].

Существенным недостатком данного способа является недостаточное использование ресурса чистового калибра.

Известен также способ прокатки железнодорожных рельсов с использованием в схеме прокатки только двухвалковых калибров [2].

Существенными недостатками данного способа являются нестабильное выполнение готового профиля рельса, а также недостаточная эксплуатационная стойкость валков.

Известен также выбранный в качестве прототипа способ прокатки рельсов типа Р65, включающий калибровку валков, настройку клетей, прокатку в черновых и чистовых калибрах и контроль технологического процесса при помощи шаблонов [3].

Существенным недостатком данного способа являются

- нестабильное получение требуемых геометрических размеров профиля рельсов;

- высокий вес веса погонного метра рельсов;

- недостаточная эксплуатационная стойкость валков;

- высокий расход валков на прокат;

- большой расход времени на перевалки.

Желаемыми техническими результатами изобретения являются

- получение требуемых геометрических размеров профиля рельсов;

- снижение веса погонного метра рельсов;

- повышение эксплуатационной стойкости валков;

- снижение расхода валков на прокат;

- снижение длительности перевалок.

Для этого предлагается способ прокатки рельсов типа Р65, включающий калибровку валков, настройку клетей, прокатку и контроль технологического процесса, в котором при прокатке используются валки чистовой клети с поверхностью упрочненной электродуговой закалкой с микротвердостью 7500-8000 МПа, контроль геометрических размеров рельсового профиля осуществляют при помощи шаблонов, причем начало процесса прокатки рельсового профиля в чистовом калибре осуществляется шаблонами с отклонениями от номинальных значений на минусовых допусках: высота рельса 0,8 мм, высота шейки 0,7 мм, ширина головки 0,5 мм, ширина подошвы 1,5 мм, толщина шейки 0,5 мм, высота пера 0,5 мм, а прекращение прокатки рельсового профиля шаблонами с отклонениями от номинального значения на плюсовых допусках: высота рельса 0,8 мм, высота шейки 0,3 мм, ширина головки 0,5 мм, ширина подошвы 1,0 мм, толщина шейки 0,8 мм, высота пера 1,0 мм.

Заявляемые параметры подобраны экспериментальным путем исходя из следующих предпосылок. Отсутствие электродуговой закалки приводит к увеличению расхода валков чистовой клети на тонну проката, а также снижению их эксплуатационной стойкости. В случае проведения электродуговой закалки до получения на поверхности чистового валка микротвердости более 8000 МПа возрастает вероятность хрупкости и скалывания упрочненного слоя, менее 75000 МПа не достигается необходимая стойкость калибра. Упрочнение калибров валков чистовой клети 850 по винтовой линии обеспечивает получение сплошного закаленного слоя.

Обеспечение процесса прокатки рельсового профиля при помощи применения шаблонов с отклонениями от номинальных значений на заявляемые минусовые допуски позволяет достичь высокую точность геометрических размеров готового профиля рельса, а также снизить массу погонного метра до теоретических значений. В противном случае не достигается точность готового профиля, а также повышается металлоемкость технологического процесса.

Прекращение процесса прокатки рельсового профиля путем его контроля шаблонами с отклонениями от номинальных значений на заявляемые плюсовые допуски позволяет уменьшить время на перевалку, а также обеспечить снижение расхода валков на тонну проката. В противном случае значительно возрастает расход валков.

Заявляемый способ прокатки рельсов типа Р65 был реализован в условиях рельсобалочного цеха.

В прокатке были использованы следующие рабочие клети:

- обжимная клеть 900 дуо реверсивная;

- черновая клеть 800-1 трио нереверсивная;

- предчистовая клеть 800-2 трио нереверсивная;

- чистовая клеть 850 дуо нереверсивная.

Непрерывно-литую заготовку сечением 300×340 мм катали на обжимной клети за 7 пропусков до получения трапециевидной формы. Дальнейшая прокатка осуществлялась по следующей схеме:

Клеть 800-1 нижний горизонт

верхний горизонт

кантовка на 90°

нижний горизонт

верхний горизонт

Клеть 800-2 нижний горизонт

верхний горизонт

нижний горизонт

Клеть 850 прокатка в чистовом закаленном калибре.

Замер геометрических размеров профиля осуществляли на темплетах, отрезанных от раската после чистовой клети и охлажденных в воде и на воздухе.

При получении результатов замера ширины головки, толщины шейки и ширины подошвы рельса, соответствующих минимальному допуску, увеличивали зазоры между валками чистовой клети 850 и зазоры в нижнем горизонте клети 800-2, при результатах, соответствующих максимальному допуску, уменьшали зазоры между валками чистовой клети 850 и зазоры в нижнем горизонте клети 800-2. При получении результата замера высоты рельса, соответствующего минимальному допуску, увеличивали зазоры в нижнем горизонте клети 800-2, при соответствии максимальному допуску уменьшали зазоры. При получении результатов замера толщины фланцев и высоты шейки, соответствующих максимальному допуску, производили переход прокатки на новый невыработанный калибр клети 850.

Геометрические размеры профиля контролировали следующими шаблонами:

- высота рельса - шаблон с минимальным и максимальным допуском (фиг.1);

- высота шейки - шаблон с минимальным и максимальным допуском (фиг.2);

- ширина головки и толщины шейки - шаблон с минимальным и максимальным допуском (фиг.3);

- ширина подошвы - шаблон с минимальным и максимальным допуском (фиг.4);

- высота пера - шаблоны с минимальным допуском (фиг.5), шаблон с максимальным допуском (фиг.6).

Заявляемый способ прокатки обеспечил высокую точность геометрических размеров, соответствующих требованиям ГОСТ Р 51685-2000 для категории Т1. При этом масса погонного метра приблизилась к теоретической (64,88 кг) и составила 63,9-66,4 кг. При этом стойкость валков повысилась от 1500 т до 3000 т. Снижение расхода валков на тонну проката составило 3,0 кг, а время на перевалки сократилось на 2 часа в месяц.

Источники информации

1. Патент RU 2241556 Россия, МПК7 21b1/08//В21 b1/08:02. Способ прокатки рельсов. / Павлов В.В., Дорофеев В.В., Кравченко Е.Л., Пятайкин Е.М., Юнин Г.Н., Ерастов В.В.; ООО «Рельсы кузнецкого металлургического комбината» - №2003124405/02, заявл. 04.08.2003 г., опубл. 10.12.2004 г.; бюл. №34.

2. Прокатка железнодорожных рельсов Р75 // Сталь. 1983. №7 С.40-42.

3. Технологическая инструкция ТИ 109-РБ-057-2007 «Производство проката в рельсобалочном цехе».

Похожие патенты RU2409431C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПРОКАТКИ РЕЛЬСОВ ТИПА Р50 2009
  • Юрьев Алексей Борисович
  • Мухатдинов Насибулла Хадиатович
  • Козырев Николай Анатольевич
  • Закаулов Евгений Геннадьевич
  • Мезенцев Андрей Владимирович
  • Кожеурова Лариса Тумановна
  • Горбунова Елена Анатольевна
  • Корнева Лариса Викторовна
  • Сапелкин Олег Игоревич
RU2405638C1
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА СОРТОВОГО ПРОКАТА ИЗ ДЕМОНТИРОВАННОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО РЕЛЬСА 2015
  • Злобин Анатолий Аркадьевич
RU2574531C1
Способ прокатки рельса (варианты) 2021
  • Соловьев Владимир Николаевич
  • Мазур Игорь Петрович
  • Белолипецкая Елизавета Сергеевна
RU2776314C1
СПОСОБ ПРОКАТКИ РЕЛЬСОВ 2019
  • Головатенко Алексей Валерьевич
  • Юнин Геннадий Николаевич
  • Дорофеев Владимир Викторович
  • Добрянский Андрей Владимирович
  • Серегин Владимир Александрович
  • Первушин Дмитрий Эдуардович
RU2710410C1
СПОСОБ ПРОКАТКИ РЕЛЬСОВ 2008
  • Дорофеев Владимир Викторович
  • Юрьев Алексей Борисович
  • Каретников Алексей Юрьевич
  • Степанов Сергей Владимирович
  • Мезенцев Андрей Владимирович
  • Дорофеев Сергей Владимирович
RU2394660C2
СПОСОБ ПРОКАТКИ РЕЛЬСОВ 2015
  • Перетятько Владимир Николаевич
  • Сметанин Сергей Васильевич
  • Юрьев Алексей Борисович
  • Темлянцев Михаил Викторович
  • Филиппова Марина Владимировна
RU2595082C1
СПОСОБ КАЛИБРОВКИ ДУБЛИРУЮЩИХ КОСОРАСПОЛОЖЕННЫХ КАЛИБРОВ 2009
  • Юрьев Алексей Борисович
  • Мухатдинов Насибулла Хадиатович
  • Дорофеев Владимир Викторович
  • Каретников Алексей Юрьевич
  • Дорофеев Сергей Владимирович
  • Лапченко Андрей Викторович
  • Сапелкин Олег Игоревич
RU2410171C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ РЕЛЬСОВ ПОВЫШЕННОЙ ИЗНОСОСТОЙКОСТИ И КОНТАКТНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ 2018
  • Полевой Егор Владимирович
  • Юнин Геннадий Николаевич
  • Кузнецов Евгений Павлович
  • Дорофеев Владимир Викторович
  • Головатенко Алексей Валерьевич
RU2743534C1
СПОСОБ ПРОКАТКИ РЕЛЬСОВ 2003
  • Павлов В.В.
  • Дорофеев В.В.
  • Кравченко Е.Л.
  • Пятайкин Е.М.
  • Юнин Г.Н.
  • Ерастов В.В.
RU2241556C1
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА РЕЛЬСОВОГО ПРОФИЛЯ ИЗ НЕРЖАВЕЮЩЕЙ МАРКИ СТАЛИ 2009
  • Юрьев Алексей Борисович
  • Мухатдинов Насибулла Хадиатович
  • Дорофеев Владимир Викторович
  • Добрянский Андрей Владимирович
  • Каретников Алексей Юрьевич
  • Дорофеев Сергей Владимирович
  • Лапченко Андрей Викторович
  • Мезенцев Андрей Владимирович
RU2409430C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 409 431 C1

Реферат патента 2011 года СПОСОБ ПРОКАТКИ РЕЛЬСОВ ТИПА Р65

Изобретение предназначено для повышения ресурса валков чистового калибра и стабильности геометрических размеров получаемого профиля при прокатке железнодорожных рельсов. Способ включает калибровку валков, настройку клетей, прокатку и контроль технологического процесса. Получение требуемых геометрических размеров профиля рельсов, снижение веса погонного метра рельсов, повышение эксплуатационной стойкости валков, а также снижение расхода валков обеспечивается за счет того, что при прокатке используют валки чистовой клети с поверхностью, упрочненной электродуговой закалкой, с микротвердостью 7500-8000 МПа, контроль геометрических размеров рельсового профиля осуществляют при помощи шаблонов, причем начало процесса прокатки рельсового профиля в чистовом калибре осуществляется шаблонами с отклонениями от номинальных значений на минусовых допусках: высота рельса 0,8 мм, высота шейки 0,7 мм, ширина головки 0,5 мм, ширина подошвы 1,5 мм, толщина шейки 0,5 мм, высота пера 0,5 мм, а прекращение прокатки происходит при достижении геометрических параметров рельсового профиля, соответствующих шаблонам с отклонениями от номинальных значений на плюсовые допуски: высота рельса 0,8 мм, высота шейки 0,3 мм, ширина головки 0,5 мм, ширина подошвы 1,0 мм, толщина шейки 0,8 мм, высота пера 1,0 мм. 6 ил

Формула изобретения RU 2 409 431 C1

Способ прокатки рельсов типа Р65, включающий калибровку валков, настройку клетей, прокатку с контролем геометрических размеров рельсового профиля, отличающийся тем, что при прокатке в чистовой клети используют валки с упрочненной электродуговой закалкой поверхностью с микротвердостью 7500-8000 МПа, контроль геометрических размеров рельсового профиля осуществляют при помощи шаблонов, при этом в валках чистового калибра процесс прокатки начинают с использованием шаблонов с отклонениями от номинальных значений на минусовых допусках высоты рельса на 0,8 мм, высоты шейки на 0,7 мм, ширины головки на 0,5 мм, ширины подошвы на 1,5 мм, толщины шейки на 0,5 мм, высоты пера на 0,5 мм, а завершают - при достижении геометрических параметров получаемого рельсового профиля, соответствующих шаблонам с отклонениями от номинальных значений на плюсовые допуски высоты рельса на 0,8 мм, высоты шейки на 0,3 мм, ширины головки на 0,5 мм, ширины подошвы на 1,0 мм, толщины шейки на 0,8 мм, высоты пера на 1,0 мм.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2011 года RU2409431C1

СПОСОБ ПРОКАТКИ РЕЛЬСОВ 2003
  • Павлов В.В.
  • Дорофеев В.В.
  • Кравченко Е.Л.
  • Пятайкин Е.М.
  • Юнин Г.Н.
  • Ерастов В.В.
RU2241556C1
Способ изготовления фасонных профилей 1974
  • Чуманов Юлиан Михайлович
  • Клименко Валентин Митрофанович
  • Шульгин Григорий Митрофанович
  • Солод Владимир Сергеевич
  • Кашаев Валерий Михайлович
  • Семеновский Олег Павлович
  • Губайдулин Вячеслав Фуатович
  • Бычков Александр Владимирович
  • Моисеенков Валерий Викторович
SU689772A1
Способ изготовления фасонных профилей 1976
  • Чуманов Юлиан Михайлович
  • Шульгин Григорий Митрофанович
  • Губайдулин Вячеслав Фуатович
  • Моисеенков Валерий Викторович
SU782944A1
ПРИСАДКА К СМАЗОЧНЫМ МАСЛАМ 1993
  • Некрасов С.С.
  • Двойнишников И.В.
  • Бадрудин А.В.
RU2084496C1

RU 2 409 431 C1

Авторы

Юрьев Алексей Борисович

Козырев Николай Анатольевич

Закаулов Евгений Геннадьевич

Мезенцев Андрей Владимирович

Кожеурова Лариса Тумановна

Горбунова Елена Анатольевна

Корнева Лариса Викторовна

Сапелкин Олег Игоревич

Даты

2011-01-20Публикация

2009-09-07Подача