СТАЛЬ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ БАНДАЖЕЙ Российский патент 2011 года по МПК C22C38/24 

Описание патента на изобретение RU2413028C2

Изобретение относится к металлургии, в частности к составу конструкционной стали, используемой для изготовления высоконагруженных бандажей колес тягового подвижного состава железных дорог.

Известна сталь для железнодорожных бандажей, содержащая компоненты при следующем соотношении, мас.%: углерод 0,59; кремний 0,31; марганец 0,68; фосфор 0,013; серу 0,01 и железо остальное (SU 1328392 А1, 07.08.1987). Бандажи, изготовленные из такой стали, имеют временное сопротивление разрыву до 1160 МПа и относительное сужение до 48%, однако имеют недостаточно высокую твердость и ударную вязкость, что отражается на их эксплуатационной стойкости.

Известна сталь для валков и бандажей валков, содержащая компоненты при следующем соотношении, мас.%: углерод 0,6-0,7; кремний 0,2-0,4; марганец 0,61-0,9; хром 1,8-2,1; ванадий 0,1-0,2; никель 0,8-1,1; молибден 0,60-0,80; титан 0,004-0,05; кальций 0,002-0,005; железо остальное (SU 619538, 15.08.1978).

Известная сталь имеет достаточно высокие эксплуатационные свойства, необходимые для бандажей валков, однако не может быть использована для изготовления железнодорожных бандажей из-за специфики их эксплуатации.

Известна сталь, содержащая компоненты при следующем соотношении, мас.%: углерод 0,32-0,42; кремний 0,2-0,4; марганец 0,8-1,2; хром 0,02-0,3; фосфор 0,02-0,5; никель 0,80-1,20; молибден 0,20-0,70; медь 0,1-0,3; титан 0,05-0,15; лантан 0,03-0,08; кальций 0,01-0,05; бор 0,002-0,007 и железо остальное (SU 1608240 А1, 09.01.1989).

При достаточно высокой ударной вязкости 65-77 Дж/см2, предел прочности при растяжении для известной стали не превышает 972 МПа, а высокая трещиностойкость (13-16 см) снижает эксплуатационную стойкость бандажей.

Наиболее близкой по составу к заявляемой стали и достигаемому техническому результату является сталь по ГОСТ 398-96 Межгосударственный стандарт «Бандажи из углеродистой стали для подвижного состава железных дорог широкой колеи и метрополитена», ИПК Издательство стандартов, 1997.

Известная сталь для производства железнодорожных бандажей содержит углерод, кремний, марганец, ванадий и железо при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Углерод 0,57-0,65 Кремний 0,22-0,45 Марганец 0,60-0,90 Ванадий 0,06-0,15 Железо остальное

Известная сталь в настоящее время широко используется для производства железнодорожных бандажей, однако имеет следующие недостатки: недостаточно высокое временное сопротивление разрыву от 930 до 1110 Н/мм2, твердость ее не превышает 300 НВ, ударная вязкость KCU при +20°С не превышает 20 Дж/см2.

Техническим результатом предлагаемого изобретения является усовершенствование состава стали, повышение временного сопротивления разрыва, твердости, износостойкости, ударной вязкости и контактно-усталостной выносливости.

Технический результат достигается тем, что сталь для производства железнодорожных бандажей содержит углерод, кремний, марганец, хром, ванадий и железо при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Углерод от более 0,65 до 0,80 Кремний 0,25-0,45 Марганец 0,60-0,90 Хром от более 0,20 до 0,80 Ванадий <0,05 Железо Остальное

Сталь после выплавки подвергается внепечной обработке на установке печь-ковш, вакуумированию и термической обработке, обеспечивающими вместе с заявленным составом компонентов необходимые эксплуатационные свойства. Массовая доля кислорода в стали при термической обработке не превышает 40 ррm, при содержании примесей фосфора не более 0,030 и серы не более 0,020.

Заявленная совокупность компонентов состава стали позволяет получать высокие механические и эксплуатационные характеристики железнодорожных бандажей.

В таблице 1 указан состав предложенной стали и состав стали прототипа.

Термически обработанная сталь была использована для изготовления бандажей, свойства которых представлены в таблице 2 в сравнении с прототипом.

Из таблицы 2 видно, что временное сопротивление разрыву бандажей составляет 1144-1196 Н/мм2, что выше чем у прототипа. Высокие значения имеют также величины твердости (340-360 НВ), ударной вязкости при нормальной и низкой температурах.

Заявленной стали присвоена марка "П".

Конструкция, размеры и масса бандажей, изготовленные из заявляемого состава стали, соответствуют ГОСТ 3225.

На чертеже представлены результаты полигонных испытаний (зависимость толщины гребней, мм от пробега, тыс. км) на Экспериментальном кольце ВНИИЖТ бандажей направляющих колес тележек электровоза ВЛ80с из предложенной стали «П» (кривые 1 и 2) и стандартной марки «2» по прототипу (кривые 3 и 4). Испытания показали, что скорость изнашивания опытных бандажей из предложенной стали, по крайней мере, в 2 раза ниже стандартных по прототипу.

Таким образом, предложенная сталь, обладающая указанными высокими эксплуатационными характеристиками, может со временем заменить сталь по ГОСТ 398-96.

Таблица 1 Содержание компонентов стали, мас.% Компоненты Предложенный состав стали по Прототип стали примерам ГОСТ 398-96 Примеры 1 2 3 4 Углерод 0,65 0,75 0,80 0,57-0,65 Кремний 0,45 0,40 0,25 0,22-0,45 Марганец 0,90 0,60 0,80 0,60-0,90 Хром 0,60 0,50 0,20 - Ванадий 0,030 0,035 0,040 0,06-0,15 Железо остальное остальное остальное остальное

Таблица 2 Свойство стали Свойства стали по примерам 1 2 3 4 Временное сопротивление разрыву, Н/мм2 1196 1144 1170 930-1110 Относительное удлинение, % 13,5 14,5 14,0 Не менее 10 Относительное сужение, % 20 25 30 Не менее 14 Твердость на глубине 20 мм, НВ 350 340 360 269 Ударная вязкость KCU, Дж/см2: При +20°С; 90 80 85 25 При -60°С 25 20 35

Похожие патенты RU2413028C2

название год авторы номер документа
СТАЛЬ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ БАНДАЖЕЙ 2014
  • Брюнчуков Григорий Иванович
  • Сухов Алексей Владимирович
  • Разумов Андрей Сергеевич
  • Кушнарев Алексей Владиславович
  • Фомичев Максим Станиславович
  • Зорин Алексей Викторович
RU2580764C1
СТАЛЬ ПОВЫШЕННОГО КАЧЕСТВА 2008
  • Разумов Андрей Сергеевич
  • Сухов Алексей Владимирович
  • Филиппов Георгий Анатольевич
RU2371510C1
РЕЛЬСОВАЯ СТАЛЬ 2009
  • Юрьев Алексей Борисович
  • Мухатдинов Насибулла Хадиатович
  • Степашин Андрей Михайлович
  • Козырев Николай Анатольевич
  • Корнева Лариса Викторовна
  • Никулина Алевтина Леонидовна
  • Бойков Дмитрий Владимирович
RU2410462C1
РЕЛЬСОВАЯ СТАЛЬ 2010
  • Юрьев Алексей Борисович
  • Волков Константин Владимирович
  • Кузнецов Евгений Павлович
  • Юнин Геннадий Николаевич
  • Могильный Виктор Васильвич
  • Корнева Лариса Викторовна
  • Бойков Дмитрий Владимирович
RU2449045C1
СТАЛЬ ПОВЫШЕННОЙ ТВЕРДОСТИ 2008
  • Разумов Андрей Сергеевич
  • Сухов Алексей Владимирович
  • Филиппов Георгий Анатольевич
RU2369658C1
РЕЛЬСОВАЯ СТАЛЬ 2007
  • Дементьев Валерий Петрович
  • Черняк Саул Самуилович
  • Павлов Вячеслав Владимирович
  • Корнева Лариса Викторовна
  • Хоменко Андрей Павлович
  • Алексеев Николай Терентьевич
  • Серпиянов Алексей Иванович
  • Тужилина Лариса Викторовна
RU2361007C1
РЕЛЬСОВАЯ СТАЛЬ 2009
  • Юрьев Алексей Борисович
  • Мухатдинов Насибулла Хадиатович
  • Степашин Андрей Михайлович
  • Козырев Николай Анатольевич
  • Корнева Лариса Викторовна
  • Атконова Ольга Петровна
RU2415195C1
СТАЛЬ 2009
  • Юрьев Алексей Борисович
  • Мухатдинов Насибулла Хадиатович
  • Козырев Николай Анатольевич
  • Корнева Лариса Викторовна
  • Атконова Ольга Петровна
RU2425169C2
РЕЛЬСОВАЯ СТАЛЬ 2008
  • Дементьев Валерий Петрович
  • Черняк Саул Самуилович
  • Корнева Лариса Викторовна
  • Хоменко Андрей Павлович
  • Алексеев Николай Терентьевич
  • Серпиянов Алексей Иванович
RU2397271C2
СТАЛЬ 2000
  • Зборил Йозеф
  • Хесцко Эдуард
RU2248408C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 413 028 C2

Реферат патента 2011 года СТАЛЬ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ БАНДАЖЕЙ

Изобретение относится к области металлургии, а именно к составу конструкционной стали, используемой для изготовления железнодорожных бандажей. Сталь содержит углерод, кремний, марганец, хром, ванадий и железо при следующем соотношении компонентов, мас.%: углерод от более 0,65 до 0,80, кремний 0,25-0,45, марганец 0,60-0,90, хром от более 0,20 до 0,80, ванадий <0,05, железо остальное. Повышается предел прочности стали при растяжении, твердость, ударная вязкость, износостойкость и контактно-усталостная выносливость. 2 табл., 1 ил.

Формула изобретения RU 2 413 028 C2

Сталь для производства железнодорожных бандажей, содержащая углерод, кремний, марганец, ванадий и железо, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит хром при следующем соотношении компонентов, мас.%:
углерод от более 0,65 до 0,80 кремний 0,25-0,45 марганец 0,60-0,90 хром от более 0,20 до 0,80 ванадий <0,05 железо остальное

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2011 года RU2413028C2

Приспособление для выключения электрических цепей катодного генератора 1922
  • Чернышев А.А.
SU398A1
Межгосударственный стандарт
«Бандажи из углеродистой стали для подвижного состава железных дорог широкой колеи и метрополитена
Технические условия» ИПК Издательство стандартов, 1997
Сталь 1988
  • Журули Мераб Александрович
SU1534089A1
Способ термической обработки железнодорожных бандажей 1985
  • Узлов Иван Герасимович
  • Есаулов Александр Трофимович
  • Гусев Станислав Анатольевич
  • Курасов Дмитрий Александрович
  • Шевцов Сергей Петрович
  • Мирошниченко Николай Григорьевич
  • Черевик Юрий Иванович
  • Степанец Анатолий Владиславович
  • Школьник Лев Михайлович
  • Староселецкий Михаил Ильич
  • Быков Петр Павлович
SU1328392A1
Способ получения на волокне оливково-зеленой окраски путем образования никелевого лака азокрасителя 1920
  • Ворожцов Н.Н.
SU57A1
DE 19837311 А1, 02.03.2000
ВЕРТИКАЛЬНАЯ ЦЕНТРИФУГА 0
SU288675A1
US

RU 2 413 028 C2

Авторы

Сапожников Сергей Алексеевич

Кушнарев Алексей Владиславович

Марков Дмитрий Петрович

Сухов Алексей Владимирович

Петренко Юрий Петрович

Брюнчуков Григорий Иванович

Даты

2011-02-27Публикация

2008-06-18Подача