СИСТЕМА ПРИКРЕПЛЕНИЯ ПЛИТЫ БЕЗБАЛЛАСТНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО МОСТОВОГО ПОЛОТНА К ПРОДОЛЬНОЙ БАЛКЕ ПРОЛЕТНОГО СТРОЕНИЯ МОСТА Российский патент 2011 года по МПК E01D19/12 

Описание патента на изобретение RU2418907C1

Настоящее изобретении относится к мостостроительным сооружениям и может быть использовано при прокладке железнодорожных путей на мосту.

Известна (RU патент №52013 U1), принятая за прототип, традиционная система прикрепления плиты безбалластного железнодорожного мостового полотна (БМП) к продольной балке пролетного строения моста, включающая плиту безбалластного железнодорожного мостового полотна, прикрепленную к продольной балке пролетного строения моста, и прокладной слой, расположенный между нижней поверхностью плиты безбалластного железнодорожного мостового полотна и верхней полкой продольной балки пролетного строения моста.

Недостатком данной конструкции является наличие участков с жестким шпилечным прикреплением плиты безбалластного железнодорожного мостового полотна к продольной балке пролетного строения моста, в результате чего внутри плиты под нагрузкой, обусловленной проходящим подвижным составом, возникают опасные для бетона растягивающие напряжения, приводящие к образованию трещин и постепенному выходу плиты из строя. При этом развиваются и трещины в продольной балке пролетного строения моста. Кроме того, испытывая постоянную нагрузку, обусловленную затяжкой высокопрочных шпилек, с помощью которых плита крепится к продольной балке пролетного строения моста, разрушается прокладной слой, предназначенный для обеспечения заданного плавного прогиба (выпуклости) настила из БМП от краев моста к середине.

Перечисленные явления не вызывают немедленный выход из строя безбалластного мостового полотна, однако усложняют эксплуатацию сооружения и могут привести при воздействии поездной нагрузки к аварийной ситуации и удорожанию содержания моста.

Задачей настоящего изобретения является обеспечение безаварийности железнодорожных перевозок.

Технический результат, который может быть получен при осуществлении заявленного изобретения, заключается в увеличении долговечности безбалластного мостового полотна и прокладного слоя между плитами БМП и продольной балкой пролетного строения моста.

Указанный технический результат при осуществлении изобретения достигается за счет того, что известная система прикрепления плиты безбалластного железнодорожного мостового полотна к продольной балке пролетного строения моста, включающая плиту безбалластного железнодорожного мостового полотна, прикрепленную к верхней полке продольной балки пролетного строения моста, и расположенный между ними прокладной слой, дополнительно содержит расположенные между плитой безбалластного железнодорожного мостового полотна и верхней полкой продольной балки пролетного строения моста шарнирно соединенные друг с другом в треугольные рычаги пластины, каждая из которых имеет с соседней пластиной одну общую точку крепления к верхней полке продольной балки пролетного строения моста или к плите мостового полотна, при этом прокладной слой образован дискретными элементами, каждый из которых расположен между длинными боковыми сторонами соседних пластин со стороны их крепления к верхней полке продольной балки пролетного строения моста.

В результате применения заявленной системы прикрепления плиты безбалластного железнодорожного мостового полотна к продольной балке пролетного строения моста при помощи системы пластин (ламелей), соединенных друг с другом с образованием рычажной системы, в отличие от используемой в прототипе:

- мостовые плиты оказываются полностью свободны от постоянных нагрузок, вызываемых затяжкой высокопрочных шпилек;

- исключается защемление краев плит шпильками и создание опасных напряжений при приложении временной нагрузки от проходящего подвижного состава;

- прокладной слой полностью освобождается от постоянной нагрузки, обусловленной затяжкой высокопрочных шпилек, с помощью которых плиты в традиционных системах крепятся к продольным балкам пролетного строения моста, не деформируется, сохраняет свои первоначальные физико-механические свойства, в результате чего эффективно амортизирует БМП.

Используемые в системе крепления пластины рычажной системы могут быть изготовлены из стали и для повышения устойчивости на сжатие могут иметь V-образный поперечный профиль.

Крепежные отверстия в верхней полке продольной балки пролетного строения моста и плите безбалластного железнодорожного мостового полотна, как правило, выполнены в ряд с одинаковым шагом, при этом ряды отверстий в мостовой плите безбалластного железнодорожного мостового полотна и верхней полке продольной балки пролетного строения моста параллельны и смещены по горизонтали относительно друг друга на половину этого шага

Дополнительный технический результат - технологичность конструкции достигается за счет того, что заявленная система прикрепления плит предполагает использование уже существующих и применяемых конструкций плит БМП, а именно:

- для прикрепления пластин к плите безбалластного железнодорожного мостового полотна используют имеющиеся в ней технологические отверстия для крепления контруголка;

- для прикрепления пластин к верхней полке продольной балки пролетного строения моста используют существующие в ней отверстия для высокопрочных шпилек, используемых при традиционной системе прикрепления плиты безбалластного железнодорожного мостового полотна к продольной балке пролетного строения моста.

На чертежах представлены:

Фиг.1 - вид сверху на систему прикрепления;

Фиг.2, а) - система прикрепления в разрезе;

Фиг.2, б) - вид сверху на систему ламелей.

Ниже на частном примере исполнения заявленной конструкции представлены сведения, подтверждающие возможность осуществления изобретения с получением вышеуказанных технических результатов.

Крепление плиты 1 безбалластного железнодорожного мостового полотна с путевыми рельсами 2 к продольной балке 3 пролетного строения моста осуществляется с помощью стальных пластин (ламелей) 4, соединенных друг с другом при помощи шарниров в треугольные рычаги с образованием косоугольной рычажной системы. К продольной балке (верхней полке продольной балки) пролетного строения моста каждая пластина крепится коротким болтом 5 через отверстие в верхней полке продольной балки, к БМП каждая пластина крепится болтом 6 крепления контруголка 7. Каждая пластина системы имеет с последующей соседней пластиной одну общую точку крепления к продольной балке пролетного строения моста, а с соседней предыдущей пластиной - одну общую точку крепления к мостовой плите. Отверстия под крепежные детали в верхней полке продольной балки пролетного строения моста и отверстия под болты крепления контруголков (они же - отверстия крепления контруголков к БМП) выполнены с одинаковым шагом. Ряды крепежных отверстий в мостовой плите и верхней полке продольной балки параллельны и смещены по горизонтали относительно друг друга на половину этой величины (полшага). Каждая из пластин имеет V-образный поперечный профиль для устойчивости на сжатие. Прокладной слой 8 между продольной балкой и БМП образован дискретными прокладочными элементами круглой формы, каждый из которых расположен между длинными боковыми сторонами двух соседних ламелей со стороны их крепления к балке пролетного строения моста.

Основное тело прокладочного элемента может состоять из пропитанного влагозащитными составами дерева или многослойной фанеры, композитного материала либо бетона, верхний слой прокладки (соприкасающийся с БМП) выполняется из амортизирующего материала (например, резины или полиуретана).

В предлагаемой системе крепления для крепления ламелей к верхней полке продольной балки пролетного строения моста используются штатные технологические отверстия, в которые пропускаются высокопрочные шпильки при типовом варианте крепления (см. прототип).

Заявленная система крепления плиты безбалластного железнодорожного мостового полотна к продольной балке пролетного строения моста работает следующим образом.

При торможении или ускорении проходящего по мосту подвижного состава БМП испытывает горизонтально направленную нагрузку 9, которая передается через болт крепления контруголка на систему ламелей, соединенных друг с другом с образованием рычажной системы, которая удерживает БМП на месте за счет сил реакции 9' (фиг.2, б). Вертикальные перемещения 10, 11 (фиг.2, а.) БМП вызывают ответную реакцию 10', 11' (фиг.2, а) соответственно рычажной системы.

Стальные пластины (ламели), объединенные в рычажную систему, как это показано на чертежах, выполняют две функции:

1) ограничивают за счет своих упругих свойств перемещения БМП в вертикальном направлении, возникающие при воздействии периодической знакопеременной нагрузки от подвижного состава;

2) препятствуют смещению БМП в горизонтальном направлении, которое может возникнуть при разгоне/торможении подвижного состава при прохождении по мосту.

Похожие патенты RU2418907C1

название год авторы номер документа
Композиционная плита для системы безбалластного мостового полотна железнодорожного моста 2022
  • Ермаков Вячеслав Михайлович
  • Кленин Юрий Георгиевич
  • Корниенко Евгений Иванович
  • Муравьёв Анатолий Евгеньевич
  • Тимофеев Михаил Александрович
  • Ушаков Андрей Евгеньевич
RU2793232C1
Композиционная плита для системы безбалластного мостового полотна железнодорожного моста 2018
  • Фахретдинов Сергей Баянович
  • Ванюхин Аркадий Викторович
  • Садовский Сергей Александрович
  • Ильиных Константин Львович
  • Юлин Александр Борисович
RU2704845C1
ПЛИТА БЕЗБАЛЛАСТНОГО МОСТОВОГО ПОЛОТНА И СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПЛИТЫ 2004
  • Куракин П.П.
  • Коротин В.Н.
  • Овчаренко А.В.
  • Рудомазин Е.Н.
  • Пустынников В.В.
  • Антонов Е.А.
  • Вейцман С.Г.
RU2263737C1
Пролетное строение железнодорожного моста 1984
  • Астрахан Александр Хананович
  • Брик Александр Леонтиевич
  • Костырко Феликс Георгиевич
  • Уздин Александр Моисеевич
  • Клейнер Роман Соломонович
  • Ткаченко Сергей Сергеевич
  • Шульман Станислав Александрович
SU1229249A1
ВЕРХНЕЕ СТРОЕНИЕ ПУТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО МОСТА 2011
  • Королев Иван Олегович
  • Гитман Эдуард Максович
  • Цепилов Алексей Алексеевич
  • Корнев Сергей Николаевич
RU2479686C1
УПРУГИЙ ПРОКЛАДНОЙ СЛОЙ ДЛЯ БЕЗБАЛЛАСТНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО МОСТОВОГО ПОЛОТНА 2002
  • Ашпиз Е.С.
  • Кленин Ю.Г.
  • Озеров С.Н.
  • Павлухина Г.А.
  • Ушаков А.Е.
RU2257441C2
Пролетное строение моста 1989
  • Большаков Константин Петрович
  • Орлов Владимир Григорьевич
  • Александрия Михаил Гивиевич
  • Дорошкевич Антон Андреевич
  • Бушин Андрей Владимирович
SU1656038A1
ПРОЛЕТНОЕ СТРОЕНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО МОСТА 2011
  • Королев Иван Олегович
  • Гитман Эдуард Максович
  • Цепилов Алексей Алексеевич
  • Корнев Сергей Николаевич
  • Дорошкевич Антон Андреевич
RU2484196C1
ПРОЛЕТНОЕ СТРОЕНИЕ МОСТА 1992
  • Клейнер Роман Соломонович
  • Шульман Станислав Александрович
  • Ткаченко Сергей Сергеевич
  • Уздин Александр Моисеевич
RU2054078C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ ЖЕЛЕЗОБЕТОННОЙ ПЛИТЫ ПРОЕЗДА С ГЛАВНЫМИ БАЛКАМИ ПРОЛЕТНОГО СТРОЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО МОСТА 2011
  • Королев Иван Олегович
  • Гитман Эдуард Максович
  • Цепилов Алексей Алексеевич
  • Корнев Сергей Николаевич
RU2476636C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 418 907 C1

Реферат патента 2011 года СИСТЕМА ПРИКРЕПЛЕНИЯ ПЛИТЫ БЕЗБАЛЛАСТНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО МОСТОВОГО ПОЛОТНА К ПРОДОЛЬНОЙ БАЛКЕ ПРОЛЕТНОГО СТРОЕНИЯ МОСТА

Настоящее изобретение относится к мостостроительным сооружениям и может быть использовано при прокладке железнодорожных путей на мосту. Технический результат, который может быть получен при осуществлении заявленного изобретения, заключается в увеличении долговечности безбалластного мостового полотна и прокладного слоя между плитами БМП и продольной балкой пролетного строения моста. Указанный технический результат достигается за счет того, что система прикрепления плиты безбалластного железнодорожного мостового полотна к продольной балке пролетного строения моста, включающая плиту безбалластного железнодорожного мостового полотна, прикрепленную к верхней полке продольной балки пролетного строения моста, и расположенный между ними прокладной слой, дополнительно содержит расположенные между плитой безбалластного железнодорожного мостового полотна и верхней полкой продольной балки пролетного строения моста шарнирно соединенные друг с другом в треугольные рычаги пластины, каждая из которых имеет с соседней пластиной одну общую точку крепления к верхней полке продольной балки пролетного строения моста или к плите мостового полотна, при этом прокладной слой образован дискретными элементами, каждый из которых расположен между длинными боковыми сторонами соседних пластин со стороны их крепления к верхней полке продольной балки пролетного строения моста. 5 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 418 907 C1

1. Система прикрепления плиты безбалластного железнодорожного мостового полотна к продольной балке пролетного строения моста, включающая плиту безбалластного железнодорожного мостового полотна, прикрепленную к верхней полке продольной балки пролетного строения моста, и расположенный между ними прокладной слой, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит расположенные между плитой безбалластного железнодорожного мостового полотна и верхней полкой продольной балки пролетного строения моста шарнирно соединенные друг с другом в треугольные рычаги пластины, каждая из которых имеет с соседней пластиной одну общую точку крепления к верхней полке продольной балки пролетного строения моста или к плите мостового полотна, при этом прокладной слой образован дискретными элементами, каждый из которых расположен между длинными боковыми сторонами соседних пластин со стороны их крепления к верхней полке продольной балки пролетного строения моста.

2. Система прикрепления плиты по п.1, отличающаяся тем, что для прикрепления пластин к плите безбалластного железнодорожного мостового полотна используют имеющиеся в ней технологические отверстия для крепления контруголка.

3. Система крепления плиты по п.1 или 2, отличающаяся тем, что для прикрепления пластин к верхней полке продольной балки пролетного строения моста используют имеющиеся в ней крепежные отверстия.

4. Система прикрепления плиты по п.1, отличающаяся тем, что крепежные отверстия в верхней полке продольной балки пролетного строения моста и плите безбалластного железнодорожного мостового полотна выполнены в ряд с одинаковым шагом, при этом ряды отверстий в мостовой плите безбалластного железнодорожного мостового полотна и верхней полке продольной балки пролетного строения моста параллельны и смещены по горизонтали относительно друг друга на половину этого шага.

5. Система прикрепления плиты по п.1, или 2, или 4, отличающаяся тем, что пластины выполнены стальными.

6. Система прикрепления плиты по п.1, или 2, или 4, отличающаяся тем, что пластины имеют V-образный поперечный профиль.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2011 года RU2418907C1

CN 201214765 Y, 01.04.2009
Устройство для наплавки карбидов вольфрама на режущие кромки резца 1936
  • Пиотровский В.К.
SU52013A1
RU 2003112682 A, 27.11.2004
Устройство для гашения колебаний разрезных пролетных строений 1982
  • Раша Иосиф Кириллович
  • Любаров Борис Исаевич
SU1024546A1
KR 20080059362 A, 27.06.2008.

RU 2 418 907 C1

Авторы

Сулоев Андрей Николаевич

Даты

2011-05-20Публикация

2009-10-28Подача