СИСТЕМА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ И КУРСА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА Российский патент 2011 года по МПК G01C21/00 

Описание патента на изобретение RU2427799C1

Изобретение относится к области приборостроения и может найти применение в системах навигации летательных аппаратов (ЛА).

Известна система измерения пространственной ориентации и курса ЛА [1], содержащая блоки инерциальных датчиков, обрабатывающей электроники и вычисления пространственного положения.

Известен также базовый инерциальный измерительный блок [2], содержащий трехосный блок датчиков угловой скорости, трехосный блок датчиков ускорения, блок вычисления приращений угловой ориентации и скорости для преобразования электрических сигналов блока датчиков угловой скорости и блока датчиков ускорения в цифровые значения приращений угловой ориентации и скорости ЛА по трем осям, датчик магнитного поля Земли для получения измерений вектора магнитного поля Земли и вычислитель, на который поступают обработанные цифровые данные со всех датчиков для получения данных о движении ЛА, включая данные об углах пространственного положения, местоположения и курса.

Недостатком известных устройств является их невысокая надежность, т.к. в случае кратковременного пропадания питания во время полета, что допускается для потребителей 2 категории [3], приходится снова проводить начальную выставку системы, т.е. производить начальное угловое согласование, а также производить оценку дрейфов датчиков, что невозможно сделать достаточно точно без использования внешней информации о пространственном положении ЛА.

Задачей, на решение которой направлено изобретение, является повышение надежности системы за счет автоматического восстановления рабочего состояния системы после кратковременного пропадания бортового питания в процессе эволюции пространственного положения ЛА.

Поставленная задача решается за счет того, что в систему для определения пространственного положения и курса ЛА, содержащую блок датчиков угловой скорости, блок датчиков ускорения и трехкомпонентный магнитометр, подключенные через аналого-цифровой преобразователь к вычислителю, согласно изобретению введены устройства обработки аналогового и цифрового сигналов, входы которых соединены с блоком бортового оборудования, а также запоминающее и логическое устройства, выходы которых подключены к вычислителю, при этом вход логического устройства соединен с выходами устройств обработки аналогового и цифрового сигналов.

К существенным отличиям заявленного решения, по сравнению с известными, относится введение устройств обработки аналогового и цифрового сигналов, логического и запоминающего устройств, что позволяет в процессе полета ЛА периодически записывать состояние системы на запоминающее устройство и восстанавливать состояние системы из данных, находящихся в ней, что обеспечивает полную автономность системы за счет использования только собственных датчиков, не прибегая к данным от внешней инерциальной системы, и повышает надежность патентуемой системы.

На чертеже представлена блок-схема предлагаемой системы для определения пространственной ориентации и курса ЛА.

Система для определения пространственной ориентации и курса ЛА содержит блок 1 датчиков угловой скорости, блок 2 датчиков ускорения, трехкомпонентный магнитометр 3, аналого-цифровой преобразователь 4, устройство 5 обработки аналогового сигнала, устройство 6 обработки цифрового сигнала, вычислитель 7, логическое устройство 8, запоминающее устройство 9.

Выходы блока 1 датчиков угловой скорости, блока 2 датчиков ускорения и трехкомпонентного магнитометра 3 через аналого-цифровой преобразователь 4 соединены со входами вычислителя 7. На входы устройства 5 обработки аналогового сигнала и устройства 6 обработки цифрового сигнала подаются информационные сигналы с блока бортового оборудования ЛА, а выходы этих устройств подключены к входу логического устройства 8, которое может входить в состав вычислителя 7, но для наглядности изображено как отдельный блок. Выходы логического устройства 8 и запоминающего устройства 9 подключены ко входам вычислителя 7, с выхода которого снимаются навигационные данные.

Система для определения пространственной ориентации и курса ЛА работает следующим образом.

После подачи питания на систему напряжения с блока 1 датчиков угловых скоростей, пропорциональные скорости вращения ЛА, с блока 2 датчиков ускорений, пропорциональные ускорениям по каждой из 3-х осей, и с трехкомпонентного магнитометра 3, пропорциональные напряженности магнитного поля Земли, с помощью аналого-цифрового преобразователя 4 преобразуются в цифровую форму. В вычислителе 7 происходит расчет крена, тангажа и гиромагнитного курса, с учетом компенсации погрешностей датчиков, а также девиационной погрешности магнитометра 3. Сигналы из бортового оборудования с помощью преобразователя 5 аналогового сигнала и преобразователя 6 цифрового сигнала поступают на логическое устройство 8. Логическое устройство 8 производит сравнение данных аналогового и цифрового сигналов и выдает результирующий сигнал с соответствующим признаком. Вычислитель 7 анализирует сигнал с логического устройства. В случае выдачи сигнала с признаком нахождения на земле, система автоматически переходит в режим начальной выставки. В этом режиме вычислитель 7 проводит оценку смещения нулевого сигнала датчиков угловых скоростей и проводит угловое начальное согласование, после чего записывает эти значения в запоминающее устройство 9. В случае выдачи сигнала с признаком нахождения в полете, вычислитель 7 считывает данные, записанные в запоминающем устройстве 9. Далее проведение начальной выставки блокируется, вычислитель 7 в качестве смещения нулевого сигнала датчиков угловых скоростей использует считанные из запоминающего устройства 9 данные и проводит ускоренное угловое согласование, используя вычисленный магнитный курс и данные с блока 2 датчиков ускорения.

Таким образом, предложенная система повышает надежность пилотажно-навигационного комплекса ЛА, так как предоставляет возможность не переходить в режим начальной выставки в полете после прерывания питания, а сразу выходить в режим автономной работы.

Источники информации

1. D.H.Titterton, J.L.Weston "Strapdown Inertial Navigation Technology" Volume 207 "Progress in Astranautics and Aeronautics" Editor-in-Chief Paul Zarchan, MIT Lincoln Laboratory, USA, 2004, p.p.263-264.

2. Патент США №6522992, МПК G06F 7/00, НПК 702/141, опубликован 18.02.2003 (прототип).

3. ГОСТ 19705-89 «Системы электроснабжения самолетов и вертолетов. Общие требования и нормы качества электроэнергии».

Похожие патенты RU2427799C1

название год авторы номер документа
СИСТЕМА И СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ И КУРСА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2012
  • Семёнов Игорь Алексеевич
  • Самойлов Виктор Михайлович
RU2505786C2
Малогабаритная адаптивная курсовертикаль 2016
  • Заец Виктор Федорович
  • Кулабухов Владимир Сергеевич
  • Качанов Борис Олегович
  • Туктарев Николай Алексеевич
  • Гришин Дмитрий Викторович
  • Ахмедова Сабина Курбановна
  • Перепелицин Антон Вадимович
RU2714144C2
РЕЗЕРВНАЯ СИСТЕМА ОРИЕНТАЦИИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И СПОСОБ ВЫСТАВКИ ЕЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ 2014
  • Корнилов Анатолий Викторович
  • Самойлов Виктор Михайлович
  • Свяжин Денис Викторович
  • Семёнов Игорь Алексеевич
RU2551710C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ БЕСПЛАТФОРМЕННОЙ ИНЕРЦИАЛЬНОЙ НАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПОСЛЕ СБОЯ АППАРАТУРЫ 2020
  • Андреев Степан Витальевич
  • Ключников Александр Васильевич
  • Шалашов Семен Владимирович
  • Чертков Максим Сергеевич
  • Ильиных Владимир Викторович
RU2754128C1
СИСТЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ КООРДИНАТ ТРАССЫ ПОДЗЕМНОГО ТРУБОПРОВОДА 2010
  • Синев Андрей Иванович
  • Никишин Владимир Борисович
  • Ульянов Алексей Владимирович
  • Никишина София Гариевна
  • Копичева Алла Алексеевна
RU2437127C1
СИСТЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ КООРДИНАТ ТРАССЫ ПОДЗЕМНОГО ТРУБОПРОВОДА 2001
  • Плотников П.К.
  • Синев А.И.
  • Никишин В.Б.
  • Рамзаев А.П.
RU2197714C1
БОРТОВОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ МАГНИТНОГО ПОЛЯ ЗЕМЛИ 2008
  • Соборов Григорий Иванович
  • Схоменко Александр Николаевич
  • Линко Юрий Ромуальдович
RU2368872C1
СИСТЕМА ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ ТРАССЫ ПОДЗЕМНОГО ТРУБОПРОВОДА 1999
  • Плотников П.К.
  • Синев А.И.
  • Мусатов В.Ю.
RU2152059C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МАГНИТНОЙ ДЕВИАЦИИ НА ПОДВИЖНОМ ОБЪЕКТЕ 2022
  • Черкасова Ольга Алексеевна
  • Скрипкин Александр Александрович
RU2796372C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УГЛОВ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ ПОДВИЖНОГО ОБЪЕКТА 2014
  • Заец Виктор Федорович
  • Кулабухов Владимир Сергеевич
  • Качанов Борис Олегович
  • Туктарев Николай Алексеевич
  • Гришин Дмитрий Викторович
RU2555496C1

Реферат патента 2011 года СИСТЕМА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ И КУРСА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Изобретение относится к области приборостроения и может найти применение в системах навигации летательных аппаратов (ЛА). Технический результат - повышение надежности системы за счет автоматического восстановления рабочего состояния системы после кратковременного пропадания бортового питания в процессе эволюции пространственного положения ЛА. Для достижения данного результата система содержит блок 1 датчиков угловой скорости, блок 2 датчиков ускорения, трехкомпонентный магнитометр 3, аналого-цифровой преобразователь 4, устройство 5 обработки аналогового сигнала, устройство 6 обработки цифрового сигнала, вычислитель 7, логическое устройство 8, запоминающее устройство 9. Вновь введенные в систему устройства по сигналам с блока бортового оборудования определяют положение ЛА на земле или в воздухе и в зависимости от этого производится либо запись состояния системы в запоминающее устройство, либо восстановление состояния системы из данных, находящихся в запоминающем устройстве. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 427 799 C1

Система для определения пространственной ориентации и курса летательного аппарата, содержащая блок датчиков угловой скорости, блок датчиков ускорения и трехкомпонентный магнитометр, подключенных через аналого-цифровой преобразователь к вычислителю, отличающаяся тем, что в нее введены устройства обработки аналогового и цифрового сигналов, входы которых соединены с блоком бортового оборудования, а также запоминающее и логическое устройства, выходы которых подключены к вычислителю, при этом вход логического устройства соединен с выходами устройств обработки аналогового и цифрового сигналов.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2011 года RU2427799C1

US 6522992 B1, 18.02.2003
СИСТЕМА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБЪЕКТА 2004
  • Панов Владимир Петрович
  • Приходько Виктор Владимирович
RU2282869C1
СИСТЕМА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБЪЕКТА 2005
  • Панов Владимир Петрович
  • Приходько Виктор Владимирович
RU2285932C1
Авиационная радионавигация
Справочник под ред
СОСНОВСКОГО А.А
- М.: Транспорт, 1990, с.151
US 6901331 B1, 31.05.2005.

RU 2 427 799 C1

Авторы

Свяжин Денис Викторович

Корнилов Анатолий Викторович

Даты

2011-08-27Публикация

2010-06-15Подача