СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СКОРОСТИ ЗАХОДА САМОЛЁТА НА ПОСАДКУ ПО ПАРАМЕТРАМ ПОЛЁТА Российский патент 2012 года по МПК G01C23/00 

Описание патента на изобретение RU2444706C1

Область техники

Изобретение относится к области авиации, более конкретно к приборному оборудованию, и может быть использовано для определения скорости захода на посадку по параметрам полета, без использования данных о фактическом весе самолета.

Уровень техники.

В настоящее время скорость захода на посадку, которую должен выдерживать экипаж, определяется по графикам и/или таблицам, помещенным в инструкции летчику (РЛЭ - Руководстве по Летной Эксплуатации), в зависимости от текущего веса и конфигурации самолета. Недостаток ручного способа определения расчетной скорости захода на посадку заключаются в его трудоемкости.

Этот расчет может быть автоматизирован.

Недостаток этого и указанного выше способа определения расчетной скорости захода на посадку заключается в том, что необходимо точно знать текущий вес самолета, что не всегда удается сделать в практической эксплуатации. Не всегда точно известен вес груза и пассажиров. Вес ребенка и взрослого пассажира, например, принимаются равными. Необходимо точно учитывать вес сбрасываемых подвесок, большое разнообразие которых значительно затрудняет решение задачи.

Известно, что существуют системы измерения массы и центровки, позволяющие определить вес самолета на земле путем измерения давления в амортизаторах шасси. Недостатки этого способа заключаются в том, что на стоянке достаточная точность измерений не обеспечивается из-за непостоянства трения покоя. Этот недостаток преодолевают, проводя измерения во время руления. Но и в этом случае, как и в предыдущем, измерения производятся задолго до захода на посадку и отмеченные выше недостатки не устраняются.

Сущность изобретения.

Задачей изобретения является создание такого способа определения скорости захода на посадку, который обеспечивал бы определение скорости захода на посадку в полете без использования данных о фактическом весе самолета.

Поставленная задача решается за счет того, что при определении скорости захода самолета на посадку по параметрам полета измеряют скорость полета, угол атаки и вертикальную перегрузку, затем измеренные значения «сглаживают», по «сглаженным» значениям скорости полета Vf, угла атаки αf, вертикальной перегрузки nyf и определенным заранее значениям вертикальной перегрузки захода на посадку коэффициента подъемной силы захода на посадку фактического коэффициента подъемной силы Cyf, определяемого по формульной или табличной зависимости от угла атаки αf, определяют скорость захода на посадку Vap по формуле:

и выдерживают полученное значение скорости захода на посадку в процессе снижения по глиссаде путем изменения тяги двигателей.

При этом «сглаживание» измеряемых параметров в предпочтительном варианте исполнения изобретения производят методом «скользящего среднего».

Технический результат, на достижение которого направлено заявленное изобретение, состоит в упрощении управления самолетом и увеличении точности и надежности определения скорости захода на посадку по параметрам полета, без использования данных о фактическом весе самолета.

Упрощение управления самолетом заключается в том, что экипаж освобождается от трудоемких ручных расчетов, которые могут быть и ошибочными. Увеличение надежности и точности достигается тем, что исключаются ручные расчеты, а в автоматическом расчете значительно сокращается количество датчиков: вместо многочисленных, ограниченно надежных датчиков остатков топлива в каждом баке, наличия и типа (веса) подвесок, в полете измеряют 3 параметра.

Для достижения указанного технического результата в полете производят измерение скорости полета, угла атаки, вертикальной перегрузки.

Отличительные признаки предлагаемого способа заключаются в том, что измеряемые значения «сглаживают» По «сглаженным» значениям скорости полета Vf, угла атаки αf, вертикальной перегрузки nyf и определенным заранее значениям вертикальной перегрузки захода на посадку , коэффициента подъемной силы захода на посадку , фактического коэффициента подъемной силы Cyf, определяемого по формульной или табличной зависимости от угла атаки αf, определяют скорость захода на посадку Vap по формуле:

Указанные выше измеряемые значения «сглаживают» методом «скользящего среднего» или другим способом.

Благодаря этим признакам обеспечивается определение скорости захода на посадку в полете без использования данных о фактическом весе самолета.

Предлагаемый способ определения скорости захода на посадку иллюстрируется чертежом, представленным на фиг.1.

На фиг.1 показана типичная зависимость коэффициента подъемной силы самолета Су от угла атаки в посадочной конфигурации.

На фиг.1 обозначено:

1. Угол атаки, при котором подъемная сила равна нулю α0

2. Коэффициент подъемной силы при нулевом угле атаки.

3. Расчетный угол атаки захода на посадку.

4. Расчетный коэффициент подъемной силы захода на посадку .

Осуществление изобретения

Способ определения скорости захода на посадку по параметрам полета реализуется следующим образом.

В полете производят измерение скорости полета, угла атаки, вертикальной перегрузки. Значение вертикальной перегрузки захода на посадку определяют по формуле:

где θgs - угол наклона расчетной глиссады снижения.

Коэффициент подъемной силы при заходе на посадку определяют при аэродинамическом расчете самолета для всех возможных положений механизации крыла и уточняют по результатам летных испытаний.

Фактический коэффициент подъемной силы Cyf определяют по формульной или табличной зависимости от угла атаки αf. Типичная зависимость коэффициента подъемной силы самолета Су от угла атаки в посадочной конфигурации показана на фиг.1. Если эта зависимость носит линейный характер, что характерно для прямого крыла, то ее можно представить в форме:

где - производная коэффициента подъемной силы по углу атаки;

α0 - угол атаки, при котором подъемная сила равна нулю.

У стреловидных крыльев эта зависимость, начиная с некоторого угла атаки, носит нелинейных характер. В этом случае указанную зависимость задают в виде таблицы. Или на нелинейном участке выделяют интервалы, на которых можно считать производную постоянной, и определяют Cyf методом кусочно-линейного интегрирования. Можно также представить зависимость Cyf=f(αf) в виде полинома некоторой степени.

Затем определяют скорость захода на посадку по формуле:

Полученное значение выдают экипажу самолета (летчику) на индикацию. Экипаж вводит это значение в автомат тяги путем перемещения (посредством штатного задатчика) индекса заданной скорости на указателе скорости полета. Значение расчетной скорости может быть введено в автомат тяги непосредственно из вычислителя.

Если автомата тяги нет, то летчик устанавливает расчетное значение путем перемещения индекса заданной скорости на указателе скорости полета.

При отсутствии на указателе скорости специального индекса экипаж (летчик) вручную выдерживает расчетную скорость захода на посадку путем перемещения РУД (Рычагов Управления Двигателями).

Метод «скользящего среднего» заключается в следующем.

Сумму измеренных в определенные моменты времени значений параметра делят на количество выполненных измерений на заданном интервале времени. Каждое новое последующее значение прибавляют к имеющейся сумме, последнее старое значение отбрасывают. Количество измерений остается постоянным. Среднее значение параметра на интервале, таким образом, как бы скользит по шкале времени.

Сигналы датчика угла атаки, например, сглаживают этим методом следующим образом.

Предположим, сглаживают 5 последовательных измерений, значения которых следующие:

α1=6,4°; α2=6,1°; α3=5,9°; α4=6,7° α5=6,6°.

Вычисляют среднее значение:

В следующий момент времени получают новое значение α6=7,5

Вычисляют новое среднее значение, отбрасывая из суммы в числителе последнее старое значение, и прибавляют новое значение:

В следующий момент времени получают новое значение α7=7,9. Снова среднее значение… И т.д.

В вычислителе таким способом осредняют (сглаживают) не 5 значений, а несколько сотен.

Проведенное моделирование на трех пилотажных стендах показало возможность достоверного определения скорости захода на посадку по параметрам полета в горизонтальном полете, при разворотах с переменной скоростью и при выполнении фигур сложного пилотажа, включая петли Нестерова и бочки. Для посадочной скорости это не важно, это просто демонстрация работы алгоритма в наиболее сложных условиях полета.

Похожие патенты RU2444706C1

название год авторы номер документа
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ЭКИПАЖА 2013
  • Якушев Анатолий Фёдорович
  • Ясенок Андрей Васильевич
  • Минеев Михаил Иванович
  • Калинин Юрий Иванович
  • Болин Вячеслав Павлович
  • Павленко Юрий Максимович
  • Дрожжина Анна Юрьевна
  • Терновский Сергей Александрович
  • Якушев Вячеслав Анатольевич
  • Мусихина Ольга Анатольевна
  • Фролкина Людмила Вениаминовна
RU2541902C2
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ЭКИПАЖА 2015
  • Ефанов Василий Васильевич
RU2598130C1
СПОСОБ УЛУЧШЕНИЯ МАНЕВРЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В ПРОЦЕССЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ФАЗЫ ЗАХОДА НА ПОСАДКУ ПЕРЕД ПРИЗЕМЛЕНИЕМ И ПОСЛЕДУЮЩЕГО ВЫРАВНИВАНИЯ (ВАРИАНТЫ) 2005
  • Буассенэн Стефан
  • Розе Жак
RU2384874C2
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОГНОЗА ВЕКТОРА СКОРОСТИ ПОЛЕТА 2010
  • Александров Виктор Константинович
RU2466911C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ВОЗДУШНЫХ СУДОВ 2011
  • Кухаренко Николай Иванович
  • Гордеев Тимур Евгеньевич
  • Гордеева Елена Евгеньевна
  • Евстратов Анатолий Романович
  • Собов Алексей Николаевич
  • Рухлядко Андрей Николаевич
RU2460982C1
УСТРОЙСТВО АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БОЛЬШОЙ ПОДЪЕМНОЙ СИЛЫ САМОЛЕТА 2008
  • Беренс Мартин
  • Квелль Юрген
  • Крёгер Аугуст
RU2478520C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ НАБЕГАЮЩЕГО ПОТОКА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В ПОЛЕТЕ НА РЕЖИМАХ ПЛАНИРОВАНИЯ С ГИПЕРЗВУКОВЫМИ ИЛИ ДОЗВУКОВЫМИ СКОРОСТЯМИ ДВИЖЕНИЯ 1998
  • Арсеньев Е.Н.
  • Василькова Т.В.
  • Постникова Н.И.
  • Гильфанова О.В.
RU2135974C1
СПОСОБ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ УГРОЗЫ СТОЛКНОВЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С ПРЕПЯТСТВИЯМИ ПОДСТИЛАЮЩЕЙ ПОВЕРХНОСТИ 2007
  • Пятко Сергей Григорьевич
  • Красов Анатолий Иванович
  • Пацко Валерий Семенович
  • Смольникова Мария Анатольевна
RU2356099C1
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТНЫМ ЭКСПЕРИМЕНТОМ 2012
  • Сахаров Александр Александрович
  • Фальков Александр Иосифович
  • Боярская Нелли Афанасьевна
  • Лосева Валентина Александровна
  • Журавлев Алексей Геннадьевич
  • Дышаленкова Татьяна Геннадьевна
  • Бардыбахина Любовь Николаевна
  • Сальникова Нина Дмитриевна
  • Кретинина Татьяна Павловна
  • Урюпина Татьяна Николаевна
  • Калинин Юрий Иванович
  • Харин Евгений Григорьевич
  • Баранова Марина Сергеевна
  • Саркисян Анаида Фрунзевна
RU2477521C1
БОРТОВАЯ ИНТЕГРИРОВАННАЯ СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ ЭКИПАЖА И КОГНИТИВНЫЙ ФОРМАТ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПОЛЕТНОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ЭТАПЕ "ВЗЛЕТ" МНОГОДВИГАТЕЛЬНОГО ВОЗДУШНОГО СУДНА 2013
  • Егоров Валерий Николаевич
  • Архипов Владимир Алексеевич
  • Буркина Ирина Владимировна
  • Олаев Виталий Алексеевич
  • Углов Андрей Александрович
RU2550887C2

Реферат патента 2012 года СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СКОРОСТИ ЗАХОДА САМОЛЁТА НА ПОСАДКУ ПО ПАРАМЕТРАМ ПОЛЁТА

Изобретение относится к области авиации, более конкретно к приборному оборудованию, и может быть использовано для определения скорости захода на посадку по параметрам полета, без использования данных о фактическом весе самолета. Для упрощения управления самолетом и увеличения точности определения скорости захода на посадку по параметрам полета без использования данных о фактическом весе самолета измеряют скорость полета, угол атаки и вертикальную перегрузку, затем измеренные значения «сглаживают», по «сглаженным» значениям скорости полета, угла атаки, вертикальной перегрузки и определенным заранее значениям вертикальной перегрузки захода на посадку, коэффициента подъемной силы захода на посадку, фактического коэффициента подъемной силы, определяемого по формульной или табличной зависимости от угла атаки, определяют скорость захода на посадку по приведенной зависимости. Техническим результатом является упрощение управления самолетом и увеличение точности и надежности определения скорости захода на посадку по параметрам полета, без использования данных о фактическом весе самолета. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 444 706 C1

1. Способ определения скорости захода самолета на посадку по параметрам полета, включающий измерение скорости полета, угла атаки, вертикальной перегрузки, отличающийся тем, что указанные измеренные значения «сглаживают», по «сглаженным» значениям скорости полета vf, угла атаки αf, вертикальной перегрузки nyf и определенным заранее значениям вертикальной перегрузки захода на посадку коэффициента подъемной силы захода на посадку фактического коэффициента подъемной силы Cyf, определяемого по формульной или табличной зависимости от угла атаки αf, определяют скорость захода на посадку Vap по формуле:

и выдерживают полученное значение скорости захода на посадку в процессе снижения по глиссаде путем изменения тяги двигателей.

2. Способ определения скорости захода на посадку по п.1, отличающийся тем, что «сглаживание» измеряемых параметров производят методом «скользящего среднего».

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2012 года RU2444706C1

СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ САМОЛЕТОМ ПРИ ЗАХОДЕ НА ПОСАДКУ 2004
  • Александров Виктор Константинович
RU2267747C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ САМОЛЕТОМ 2003
  • Крюков С.П.
  • Казаков В.В.
  • Голованов Н.А.
  • Кузнецов А.Г.
  • Калик А.А.
  • Демченко О.Ф.
  • Попович К.Ф.
  • Школин В.П.
  • Митриченко А.Н.
  • Кодола В.Г.
RU2235042C1
СПОСОБ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ СТОЛКНОВЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С РЕЛЬЕФОМ МЕСТНОСТИ И УСТРОЙСТВО НА ЕГО ОСНОВЕ 2006
  • Бабуров Владимир Иванович
  • Волчок Юрий Генрихович
  • Гальперин Теодор Борисович
  • Губкин Сергей Васильевич
  • Маслов Александр Викторович
  • Саута Олег Иванович
RU2301456C1
СПОСОБ ПРЕДОПЕРАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ БОЛЬНЫХ С ОЖИРЕНИЕМ И СОПУТСТВУЮЩИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ 1991
  • Жданов Г.Г.
  • Слесаренко С.С.
  • Матвеев А.Д.
  • Шубин А.Г.
RU2028101C1
EP 1942351 A1, 09.07.2008.

RU 2 444 706 C1

Авторы

Александров Виктор Константинович

Даты

2012-03-10Публикация

2010-10-28Подача