АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ХОДОВЫХ ЧАСТЕЙ ВАГОНОВ С АВТОМАТИЗИРОВАННЫМ РАБОЧИМ МЕСТОМ ОСМОТРЩИКА ВАГОНОВ ПРИ ВСТРЕЧЕ ПОЕЗДА "СХОДУ" Российский патент 2012 года по МПК B61K9/00 

Описание патента на изобретение RU2450947C1

Изобретение относится к автоматизированным системам контроля ходовых частей вагонов подвижного состава, предназначено для автоматизации процесса регистрации и передачи данных о состоянии вагонов в составе поезда на автоматическое рабочее место пункта технического обслуживания вагонов при встрече поезда "сходу" и основано на выполнении визуального осмотра и фиксации через пульт видимых неисправностей подвижного состава, проходящего через участок контроля.

Известно устройство контроля ходовых частей вагонов, а именно угла перекоса колесной пары тележек грузовых вагонов, на ходу поезда.

Устройство для определения угла перекоса колесных пар тележек грузовых вагонов содержит три индуктивных датчика (Д1, Д2, Д3), закрепленных при помощи кронштейна за подошву рельса. При прохождении гребня колеса над корпусом датчика изменяется значение индуктивности катушки, что фиксируется электронной схемой, к которой подключается датчик. Микроконтроллер устройства определяет и сохраняет в оперативной памяти значение угла перекоса для каждой колесной пары, прошедшей над датчиками. По сигналам датчиков микроконтроллер определяет расстояние между соседними колесными парами. По специальному алгоритму выполняется распознавание типов подвижных единиц в составе по известным расстояниям между соседними колесными парами. На станционное устройство индикации по линии связи передаются порядковые номера вагонов в поезде и номера колесных пар в вагоне, для которых зафиксировано превышение порогового значения угла перекоса колесной пары (патент РФ №2323844, МПК B61K 9/00, опубл. 10.05.2008 г., - прототип).

Недостатком известного решения является невозможность контроля таких неисправностей подвижного состава, как полная или частичная обезгруженность колесных пар, что приводит к снижению безопасности движения и невозможности устранения данной неисправности подвижного состава при остановке поезда на промежуточной станции.

Техническим результатом, на достижение которого направлено заявляемое изобретение, является расширение функциональных возможностей системы и повышение безопасности движения подвижного состава путем повышения надежности и достоверности процесса регистрации и передачи данных о состоянии вагонов в составе поезда выполнением визуального осмотра и фиксации через пульт видимых неисправностей подвижного состава, проходящего через участок контроля.

Указанный технический результат достигается тем, что автоматизированная система контроля ходовых частей вагонов содержащая закрепленные на рельсе индуктивные датчики, регистрирующие проход колесных пар, содержит соединенные кабельными линиями автоматизированное рабочее место осмотрщика вагонов (АРНХ) при встрече поезда «сходу», блок контроллера и пульт осмотрщика вагонов, расположенные в зоне установки датчиков, блок станционный и электронно-вычислительное устройство, которыми оборудовано автоматизированное рабочее место оператора парка прибытия.

Система характеризуется тем, что индуктивные датчики могут быть закреплены на подошве рельса кронштейнами.

Заявляемое изобретение поясняется на фиг.1, где приведена схема автоматизированного места осмотрщика вагонов при встрече поезда «сходу».

Заявляемая система содержит:

- напольное оборудование: индуктивные датчики 1, 2 и 3, например ИД-Д2, прохода колесных пар, закрепляемые на рельсе 4 контрольного участка при помощи кронштейнов, выполняют функцию считывающих устройств (подсчет осей колесных пар, распознавание типов и количества подвижных единиц в составе);

- блок контроллера БК-АРНХ 5, размещаемый в стандартном трансформаторном ящике 6 вблизи места установки датчиков, - коммутационная аппаратура для обработки сигналов с индуктивных датчиков и передачи данных на блок станционный БС-АРНХ 7;

- постовое оборудование: пульт осмотрщика ПО-АРНХ 8, размещаемый в помещении осмотрщика или под навесом вблизи места установки датчиков, - на передней панели пульта осмотрщика расположено 9 кнопок, что позволяет вводить коды от 1 до 9 с заблаговременно присвоенной кодировкой различных неисправностей;

- блок станционный БС-АРНХ 7, размещаемый в помещении оператора парка прибытия 9, - коммутационная аппаратура для осуществления приема данных от блока контроллера БК-АРНХ и связи с ПЭВМ 10 типа IBM PC оператора ПТО;

- ПЭВМ 10 типа IBM PC для оборудования автоматизированного рабочего места (АРМ) оператора парка прибытия и кабельные линии 11.

При работе с АРНХ осмотрщик не выполняет отсчет номера осматриваемого вагона. АРНХ размещается перед парками прибытия на главных путях или непосредственно в парке прибытия.

Функции системы АРНХ:

- производит подсчет числа осей от 2 до 16 для каждого вагона;

- определяет тип вагона (грузовой, пассажирский, локомотив);

- определяет номер вагона от головы поезда и число вагонов в поезде от 1 до 400;

- определяет номер и число осей от 1 до 6400;

- определяет длину поезда от 10 до 6000 м;

- измеряет скорость проследования поездом контрольного пункта от 1 до 150 км/ч;

- определяет порядковый номер (до 999) контролируемого состава, проследовавшего в данном направлении с начала суток;

- фиксирует код неисправности вагона, вводимый осмотрщиком при проходе вагона через участок контроля:

- передает результаты осмотра по линии связи и отображает их на дисплее станционного блока или АРМ оператора;

- при наличии связи с системами АСУ выполняет автоматическую привязку к инвентарному номеру вагона, передает результаты осмотра в системы АСУ и выполняет архивирование результатов осмотра.

В зависимости от скорости движения подвижного состава через участок контроля, АРНХ может иметь разное исполнение пультов, предназначенных для оборудования рабочего места осмотрщика. Конструктивно оборудование отличается только внешним видом и количеством кнопок на пульте осмотрщика.

Один из вариантов исполнения АРНХ предназначен для оснащения постов безопасности на пунктах технического обслуживания вагонов (далее по тексту ПТО), а также в парках пассажирских станций. На передней панели пульта осмотрщика расположено 9 кнопок, что позволяет вводить коды 9 различных неисправностей при относительно небольшой скорости движения подвижного состава через участок контроля.

Коды неисправностей: 1 - колесная пара; 2 - буксовый узел; 3 - кузов; 4 - тележка; 5 - ударно-тяговое устройство; 6 - тормоз; 7 - рама; 8 - крыша; 9 - отрицательная динамика.

Другой вариант исполнения предназначен для оснащения постов безопасности на перегонах для выявления вагонов с отрицательной динамикой и другими неисправностями. Поскольку скорость движения подвижного состава достаточно высокая (более 60 км/ч), осмотрщик вводит один из двух возможных кодов при прохождении вагона по участку контроля. Соответственно, на пульте осмотрщика расположено две кнопки большего размера. Возможные коды: виляние (или боковая качка) и галопирование.

Автоматизированная система контроля ходовых частей вагонов с автоматизированным рабочим местом осмотрщика вагонов при встрече поезда «сходу» работает следующим образом.

Три индуктивных датчика 1-3 крепятся на рельс при помощи кронштейнов (без сверления отверстий) и через кабельные муфты M1 и М2 подключаются к блоку БК-АРНХ, расположенному в стандартном трансформаторном ящике ТЯ1. Также к блоку БК-АРНХ подключается пульт осмотрщика ПО-АРНХ, кабель питания 220 В, 50 Гц и линия связи с помещением оператора парка прибытия. Длина соединительного кабеля между блоком БК-АРНХ и пультом ПО-АРНХ не более 50 м. Питание пульта ПО-АРНХ и передача сигналов осуществляются по одному кабелю. В качестве линии связи с помещением оператора парка прибытия может использоваться физическая линия связи или коммутируемый канал тональной частоты с двух- или четырехпроводным окончанием. Для связи используются встроенные в блоки БС-АРНХ и БК-АРНХ модемы. Протокол модуляции сигналов в линии связи V23.

В отсутствие поезда блок БК-АРНХ непрерывно выполняет балансировку индуктивных датчиков 1, 2 и 3. При заходе поезда на участок контроля балансировка прекращается. При проходе каждой оси над индуктивным датчиком на выходе соответствующего канала формируется импульс положительной полярности длительностью 5 мс. Импульсы поступают на вход контроллера, который выполняет их подсчет, измерение временных интервалов между импульсами и сохранение полученных данных в оперативном запоминающем устройстве ОЗУ. Кроме того, контроллер непрерывно принимает сигналы от пульта ПО-АРНХ по последовательному порту через интерфейс RS485. Контроллер пульта ПО-АРНХ непрерывно контролирует нажатие кнопок, расположенных на передней панели пульта. При обнаружении нажатой кнопки контроллер передает ее код (фактически являющийся кодом неисправности) по последовательному порту. При приеме байта через последовательный порт, контроллер блока БК-АРНХ также сохраняет его в ОЗУ вместе с текущим значением счетчика количества осей по датчику 1. После выхода поезда с участка контроля блок БК-АРНХ выполняет обработку данных, сохраненных в ОЗУ. В результате обработки выполняется распознавание количества и типов подвижных единиц в составе. После этого номер оси, соответствующий моменту получения байта с кодом неисправности, преобразуется в номер вагона (без учета количества локомотивов). Далее формируется массив данных, содержащий общую информацию о поезде и информацию о зафиксированных неисправностях. Указанный массив передается по линии связи на блок БС-АРНХ, находящийся в помещении дежурного по станции. После приема массива информация отображается на жидкокристаллическом (ЖК) индикаторе блока. Если к блоку БС-ПБ подключена ПЭВМ, то принятый массив поступает в ПЭВМ с использованием последовательного порта СОМ ПЭВМ.

Примерно через 10-15 секунд после выхода поезда с участка контроля на ЖК индикаторе блока БС-АРНХ появляется строка следующего содержания: дд/мс/гг чч:мн mm лок.11+vv ваг. всего осей ххх, где:

дд/мс/гг чч:мн - текущие дата месяц год часы и минуты соответственно;

mm лок - порядковый номер поезда, прошедшего через участок контроля;

11 - количество локомотивов в поезде;

vv - количество вагонов в поезде;

xxx - общее количество осей в поезде.

В нижних строках индикатора блока БС-ПБ отображается информация о неисправностях подвижного состава для каждого вагона.

В каждой строке выводится информация по одному неисправному вагону в следующем виде: vv-d-наименование,

где vv - порядковый номер вагона в составе (без учета локомотивов);

d - код неисправности (цифра от 1 до 9);

наименование - вид неисправности.

Например, появление в нижней строке информации «23-1 - отрицательная динамика», означает, что при визуальном осмотре вагона 23 (без учета локомотивов), осмотрщик нажал кнопку 1 на пульте. При этом известно, что коду 1 соответствует неисправность «отрицательная динамика», т.е. данный вагон должен быть подвергнут тщательному осмотру и ремонту на промежуточной станции.

Похожие патенты RU2450947C1

название год авторы номер документа
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ХОДОВЫХ ЧАСТЕЙ ВАГОНОВ 2010
  • Свердлов Вадим Борисович
  • Акмалов Сабит Гайданиевич
  • Пряников Сергей Александрович
RU2450948C1
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ИЗМЕРЕНИЙ ДИНАМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК И ВЫЯВЛЕНИЯ ВАГОНОВ С ОТРИЦАТЕЛЬНОЙ ДИНАМИКОЙ 2015
  • Юрин Геннадий Николаевич
  • Стельмах Владимир Михайлович
  • Ярощук Валерий Анатольевич
  • Пистерев Владимир Николаевич
RU2582761C1
Автоматизированная система коммерческого осмотра поездов и вагонов с модульной архитектурой (АСКО ПВ 3.0) 2018
  • Калабеков Андрей Олегович
  • Калабеков Олег Андреевич
  • Немцев Андрей Александрович
  • Помазов Евгений Викторович
RU2713132C1
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА КОММЕРЧЕСКОГО ОСМОТРА ПОЕЗДОВ И ВАГОНОВ (АСКО ПВ) 2004
  • Солошенко В.Н.
  • Цыпин Н.З.
  • Иванов Н.А.
  • Лысый В.М.
  • Дегтярь В.Б.
  • Хазанский А.В.
RU2252170C1
Автоматизированная система коммерческого осмотра поездов и вагонов 2018
  • Калабеков Андрей Олегович
  • Немцев Андрей Александрович
  • Помазов Евгений Викторович
RU2682148C1
Автоматизированная система закрепления железнодорожного подвижного состава 2019
  • Гнитько Ростислав Васильевич
  • Ляной Вадим Вадимович
RU2706751C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УГЛА ПЕРЕКОСА КОЛЕСНЫХ ПАР ТЕЛЕЖЕК ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ 2006
  • Акмалов Сабит Гайданиевич
  • Моисеев Юрий Владимирович
  • Свердлов Вадим Борисович
  • Бартель Александр Викторович
  • Пряников Сергей Александрович
RU2323844C1
Система закрепления составов на путях железнодорожной станции 2016
  • Гапанович Валентин Александрович
  • Золотарев Юрий Федорович
  • Ольгейзер Иван Александрович
  • Розенберг Ефим Наумович
  • Соколов Владислав Николаевич
  • Шабельников Александр Николаевич
RU2618656C1
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ УСТРОЙСТВАМИ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПОЕЗДА 2015
  • Куликов Сергей Михайлович
  • Свердлов Вадим Борисович
  • Акмалов Сабит Гайданиевич
  • Чеблаков Валентин Александрович
  • Шевцов Владимир Алексеевич
  • Зольников Антон Вячеславович
RU2598919C1
СПОСОБ ИДЕНТИФИКАЦИИ ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ ПО ТИПУ ПОДШИПНИКА В ПРОЦЕССЕ ТЕПЛОВОГО КОНТРОЛЯ 2018
  • Образцов Валентин Леонидович
RU2705735C1

Реферат патента 2012 года АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ХОДОВЫХ ЧАСТЕЙ ВАГОНОВ С АВТОМАТИЗИРОВАННЫМ РАБОЧИМ МЕСТОМ ОСМОТРЩИКА ВАГОНОВ ПРИ ВСТРЕЧЕ ПОЕЗДА "СХОДУ"

Изобретение относится к автоматизированным системам контроля ходовых частей вагонов подвижного состава. Автоматизированная система контроля ходовых частей вагонов содержит закрепленные на рельсе индуктивные датчики, регистрирующие проход колесных пар, а также соединенные кабельными линиями автоматизированное рабочее место осмотрщика вагонов при встрече поезда «сходу», блок контроллера и пульт осмотрщика вагонов, расположенные в зоне установки датчиков, блок станционный и электронно-вычислительное устройство, которыми оборудовано автоматизированное рабочее место оператора парка прибытия. В результате расширяются функциональные возможности системы, повышается надежность и достоверность процесса регистрации и передачи данных о состоянии вагонов в составе поезда. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 450 947 C1

1. Автоматизированная система контроля ходовых частей вагонов, содержащая закрепленные на рельсе индуктивные датчики, регистрирующие проход колесных пар, отличающаяся тем, что содержит соединенные кабельными линиями автоматизированное рабочее место осмотрщика вагонов при встрече поезда «сходу», блок контроллера и пульт осмотрщика вагонов, расположенные в зоне установки датчиков, блок станционный и электронно-вычислительное устройство, которыми оборудовано автоматизированное рабочее место оператора парка прибытия.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что индуктивные датчики закреплены на рельсе кронштейнами.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2012 года RU2450947C1

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УГЛА ПЕРЕКОСА КОЛЕСНЫХ ПАР ТЕЛЕЖЕК ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ 2006
  • Акмалов Сабит Гайданиевич
  • Моисеев Юрий Владимирович
  • Свердлов Вадим Борисович
  • Бартель Александр Викторович
  • Пряников Сергей Александрович
RU2323844C1
УСТРОЙСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА КОНТРОЛЯ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 2007
  • Лукьянов Анатолий Валерианович
  • Пашков Николай Николаевич
  • Комков Андрей Зинурович
  • Солдатенков Евгений Геннадьевич
  • Перелыгин Владимир Николаевич
RU2373093C2
RU 2066284 С1, 10.09.1996
ЕР 1256502 A3, 13.11.2002
Прибор для очистки паром от сажи дымогарных трубок в паровозных котлах 1913
  • Евстафьев Ф.Ф.
SU95A1

RU 2 450 947 C1

Авторы

Свердлов Вадим Борисович

Акмалов Сабит Гайданиевич

Пряников Сергей Александрович

Даты

2012-05-20Публикация

2010-12-14Подача