СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ПЕЛЕНГАЦИОННЫХ ОШИБОК СИСТЕМ АНТЕННА-ОБТЕКАТЕЛЬ САМОЛЕТА С УСТАНОВЛЕННОЙ НА НЕМ БОРТОВОЙ РАДИОЛОКАЦИОННОЙ СТАНЦИЕЙ Российский патент 2012 года по МПК G01R29/10 G01S13/88 

Описание патента на изобретение RU2465611C1

Предлагаемое изобретение относится к авиационной технике, в частности к радиолокационным устройствам, и может быть использовано для компенсации пеленгационных ошибок системы антенна-обтекатель бортовой радиолокационной техники.

Известен способ компенсации пеленгационных ошибок антенна-обтекатель [Пригода В.А. и др. «Обтекатели антенн летательных аппаратов» - М.: Машиностроение, 1970 г., стр.265-268; «Методы измерения характеристик антенн СВЧ». Под ред. Н.М.Цейтлина. - М.: Радио и связь, 1985, стр.334], состоящий в замере на стенде вносимых обтекателем ошибок пеленгации и их фиксации для разных угловых значений с последующим использованием замеренных величин в качестве вычитаемых поправок при пеленгации целей БРЛС в составе самолета.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому изобретению является [RU 2162232 С1 «Способ измерения пеленгационных ошибок систем антенна-обтекатель», опубл. 20.01.2001 г.], заключающийся в измерении углового смещения электрической оси антенны на заданном угле поворота поворотного устройства с обтекателем относительно первоначального положения электрической оси антенны без обтекателя и определении зависимости пеленгационных ошибок от угла поворота поворотного устройства с обтекателем. Далее определяют зависимость углового смещения электрической оси антенны от угла поворота поворотного устройства без обтекателя, выделяют из этой зависимости составляющую углового смещения электрической оси антенны, вносимого поворотным устройством на различных углах поворота, путем исключения флюктуационной составляющей углового смещения электрической оси, вносимого дифракцией электромагнитных волн, а затем корректируют зависимость пеленгационных ошибок системы антенна-обтекатель от угла поворота поворотного устройства путем вычитания из измеренного углового смещения электрической оси антенны на заданном угле поворота поворотного устройства с обтекателем выделенной составляющей углового смещения электрической оси антенны, вносимого поворотным устройством на том же угле поворота.

В этом способе при оценке вносимых обтекателем ошибок в качестве измерителя эталонной величины углового положения облучающей испытываемую систему вспомогательной антенны используются инструментальные средства стенда, например теодолит или его аналог, измеряющий угловое положение вспомогательной антенны относительно привалочной плоскости или оси симметрии системы антенна-обтекатель.

Недостатком этого способа компенсации пеленгационных ошибок для системы антенна-обтекатель бортовой радиолокационной станции (БРЛС) является осуществление замера вносимых обтекателем ошибок инструментальными средствами стенда, по составу и размещению не соответствующими условиям фактического применения БРЛС на борту самолета. Это обстоятельство может существенно уменьшить эффективность компенсации ошибок пеленгации системы антенна-обтекатель в эксплуатации. Кроме того, использование такого метода подразумевает наличие громоздкого и дорогого стенда высокочастотных измерений и в течение всего срока службы РЛС и обтекателей, соблюдение жесткой технологической дисциплины по ведению баз данных ошибок, учету ошибок при замене и ремонте обтекателей и антенн, периодическое повторение калибровки и юстировки антенн и обтекателей. Все это усложняет и удорожает эксплуатацию бортовой радиолокационной техники. Поэтому необходима разработка процедуры измерения и учета пеленгационных ошибок системы «антенна-обтекатель», реализуемой, во-первых, в течение срока службы техники в рамках проведения регламентных работ самолета в местах его эксплуатации и, во-вторых, упрощающее приборное, методическое и организационное обеспечение проводимых работ.

Техническим результатом предлагаемого «Способа измерения пеленгационных ошибок систем антенна-обтекатель самолета с установленной на нем бортовой радиолокационной станцией» является упрощение и удешевление работ по компенсации ошибок пеленгации системы «антенна-обтекатель» бортовой радиолокационной станции (БРЛС), установленной на самолете.

Сущность предлагаемого изобретения состоит в измерении углового смещения равносигнального направления антенны на заданном угле поворота антенны с обтекателем и определении пеленгационных ошибок в зависимости от угла поворота. Новым в предлагаемом способе является то, что одновременно производят измерение бортовой радиолокационной станцией углов пеленгации установленных на земле радиолокационных отражателей антенны и определение эталонных углов пеленгации путем пересчета известных геодезических координат (широты φ, долготы λ и высоты h) радиолокационных отражателей и текущих геодезических координат самолета, формируемых его навигационной системой, а определение пеленгационных ошибок производят вычислением разницы между эталонными углами пеленгации и величинами углов пеленгации, измеренными бортовой радиолокационной станцией. Расчет углов пеленгации из геодезических координат носит название «обратной геодезической задачи в пространственной системе координат [М.Машимов. «Теоретическая геодезия». Москва. «Недра». 1991].

Измерение пеленгационных ошибок и их компенсация производится следующим образом.

Самолет, снабженный навигационной системой, определяющей его текущие геодезические координаты, летит по заданной траектории с включенной БРЛС, измеряющей углы пеленгации - азимут (A3) и угол места (УМ) наземных радиолокационных отражателей с известными геодезическими координатами. Результаты измерения угловых координат этих ориентиров регистрируются БРЛС на борту самолета в режиме реального времени. Одновременно в этой же временной шкале регистрируются текущие геодезические координаты самолета, формируемые бортовой навигационной системой. По завершении пеленгации наземных радиолокационных отражателей производят расчет эталонных величин азимута (АЗэт) и угла места (УМэт) путем решения обратной геодезической задачи для каждой точки траектории полета, где БРЛС пеленгует наземные радиолокационные отражатели, и расчет ошибок пеленгации путем вычитания из замеренных БРЛС значений A3 и УМ эталонных углов пеленгации:

ΔАЗ=А3-АЗэт, ΔУМ=УМ-УМэт.

Описанные операции могут быть выполнены как инструментальной наземной системой обработки, так собственным вычислительным комплексом БРЛС.

Полученные величины ΔАЗ и ΔУМ вносятся в двумерные массивы ΔAЗ=f(AЗ, УМ) и ΔУМ=f(АЗ, УМ) энергонезависимого запоминающего устройства (ЭЗУ) БРЛС и используются в дальнейшей эксплуатации самолета и БРЛС в качестве вычитаемых поправок при пеленгации целей в соответствии с выражениями:

АЗкорр=А3 изм-ΔАЗ,

УМкорр=УМизм-ΔУМ,

где: АЗизм, УМизм - углы пеленгации, измеренные БРЛС;

ΔAЗ=f(AЗ, УM) и ΔУМ=f(АЗ, УМ) - ошибки углов пеленгации, взятые из массивов ЭЗУ;

АЗкорр, УМкорр - откорректированные величины измеренных углов пеленгации.

Предлагаемый способ был исследован путем математического моделирования процесса пеленгации наземных целей бортовой РЛС и расчета «обратной геодезической задачи». Полученные точности поправок углов пеленгации не превысили 0,1°, что позволяет применить это метод на практике.

Использование эталонных величин углового положения пеленгуемых наземных целей данных «обратной геодезической задачи» является преимуществом предлагаемого метода определения ошибок пеленгации перед указанным прототипом, т.к.:

- устраняется необходимость наличия специального стенда антенных измерений; развертывание и эксплуатация таких стендов для бортовых РЛС в местах дислокации авиационной техники практически невозможно;

- замер пеленгационных ошибок производится для реального размещения антенны БРЛС и обтекателя на самолете, что снижает влияние неточностей, связанных с разницей состава и размещения системы на стенде и самолете;

- процедура измерения и учета ошибок может выполняться в течение срока службы техники в рамках проведения регламентных работ и облета самолета в местах его эксплуатации, не требует (за исключением наличия наземных отражателей с известными координатами) дополнительного приборного и методического обеспечения при минимальном организационном обеспечении проводимых работ.

Похожие патенты RU2465611C1

название год авторы номер документа
Способ измерения пеленгационных ошибок системы антенна-обтекатель радиолокационной станции 2019
  • Макушкин Игорь Евгеньевич
  • Дорофеев Александр Евгеньевич
  • Грибанов Александр Николаевич
  • Гаврилова Светлана Евгеньевна
RU2697883C1
Способ измерения пеленгационных ошибок системы ФАР-обтекатель радиолокационной станции 2019
  • Макушкин Игорь Евгеньевич
  • Лавровский Дмитрий Дмитриевич
  • Винтер Дмитрий Валерьевич
  • Джуромский Михаил Альбертович
RU2730096C1
Способ определения координат летательного аппарата относительно взлётно-посадочной полосы 2016
  • Александров Виктор Константинович
RU2620587C1
СПОСОБ НАВЕДЕНИЯ АНТЕНН РЕТРАНСЛЯТОРА 2006
  • Карпенко Михаил Петрович
  • Карпенко Ольга Михайловна
  • Дьяков Олег Павлович
  • Кирсанов Евгений Александрович
  • Крамарь Виталий Алексеевич
  • Сивергин Михаил Юрьевич
  • Сербененко Александр Витальевич
RU2368076C2
АНТЕННА БОРТОВОГО РАДИОЛОКАТОРА 2003
  • Фролов И.И.
  • Зеленюк Ю.И.
  • Колодько Г.Н.
  • Шестопалов А.В.
  • Никитин Ю.А.
RU2260230C1
УГЛОМЕРНО-КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ НАЗЕМНЫХ ИСТОЧНИКОВ РАДИОИЗЛУЧЕНИЯ 2011
  • Верба Владимир Степанович
  • Гандурин Виктор Александрович
  • Косогор Алексей Александрович
  • Меркулов Владимир Иванович
  • Миляков Денис Александрович
  • Тетеруков Александр Григорьевич
  • Чернов Вадим Саматович
RU2458358C1
ШИРОКОПОЛОСНАЯ СИСТЕМА "АНТЕННА-ОБТЕКАТЕЛЬ" 2012
  • Крылов Виталий Петрович
  • Подольхов Иван Васильевич
  • Ромашин Владимир Гаврилович
  • Трайковская Елена Игоревна
RU2513718C2
СПОСОБ КОМАНДНОГО НАВЕДЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА НА НАЗЕМНЫЕ ЦЕЛИ 2009
  • Верба Владимир Степанович
  • Гандурин Виктор Александрович
  • Забелин Игорь Владимирович
  • Меркулов Владимир Иванович
  • Садовский Петр Алексеевич
RU2408846C1
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ТОЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК БОРТОВОЙ РАДИОЛОКАЦИОННОЙ СТАНЦИИ 2006
  • Ясенок Андрей Васильевич
  • Поликарпов Валерий Георгиевич
  • Харин Евгений Григорьевич
  • Якушев Анатолий Федорович
  • Якушев Вячеслав Анатольевич
  • Калинин Юрий Иванович
  • Сапарина Татьяна Петровна
RU2314553C1
СПОСОБ НАВИГАЦИИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ПО РАДИОЛОКАЦИОННЫМ ИЗОБРАЖЕНИЯМ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ 2011
  • Анцев Георгий Владимирович
  • Соловьев Геннадий Алексеевич
  • Зверев Владимир Леонидович
  • Чугунова Вера Алексеевна
RU2483324C1

Реферат патента 2012 года СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ПЕЛЕНГАЦИОННЫХ ОШИБОК СИСТЕМ АНТЕННА-ОБТЕКАТЕЛЬ САМОЛЕТА С УСТАНОВЛЕННОЙ НА НЕМ БОРТОВОЙ РАДИОЛОКАЦИОННОЙ СТАНЦИЕЙ

Предлагаемое изобретение относится к авиационной технике, в частности к радиолокационным устройствам, и может быть использовано для компенсации пеленгационных ошибок системы антенна-обтекатель бортовой радиолокационной техники. Сущность способа состоит в измерении углового смещения равносигнального направления антенны на заданном угле поворота антенны с обтекателем и определении пеленгационных ошибок в зависимости от угла поворота. Для этого одновременно производят измерение бортовой радиолокационной станцией углов пеленгации установленных на земле радиолокационных отражателей антенны и определение эталонных углов пеленгации путем пересчета известных геодезических координат (широты φ, долготы λ, и высоты h) радиолокационных отражателей и текущих геодезических координат самолета, формируемых его навигационной системой, а определение пеленгационных ошибок производят вычислением разницы между эталонными углами пеленгации и величинами углов пеленгации, измеренными бортовой радиолокационной станцией. Технический результат - упрощение и удешевление работ по компенсации ошибок пеленгации системы «антенна-обтекатель» бортовой радиолокационной станции (БРЛС), установленной на самолете.

Формула изобретения RU 2 465 611 C1

Способ измерения пеленгационных ошибок систем антенна-обтекатель самолета с установленной на нем бортовой радиолокационной станцией, основанный на измерении углового смещения равносигнального направления антенны на заданном угле поворота антенны с обтекателем и определении пеленгационных ошибок в зависимости от угла поворота, отличающийся тем, что одновременно производят измерение бортовой радиолокационной станцией углов пеленгации установленных на земле радиолокационных отражателей антенны и определение эталонных углов пеленгации путем пересчета известных геодезических координат радиолокационных отражателей и текущих геодезических координат самолета, формируемых его навигационной системой, а определение пеленгационных ошибок производят вычислением разницы между эталонными углами пеленгации и величинами углов пеленгации, измеренными бортовой радиолокационной станцией.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2012 года RU2465611C1

СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ПЕЛЕНГАЦИОННЫХ ОШИБОК СИСТЕМ АНТЕННА-ОБТЕКАТЕЛЬ 1999
  • Столбовой В.С.
RU2162232C1
УСТРОЙСТВО СОПРОВОЖДЕНИЯ С КОМПЕНСАЦИЕЙ ПЕЛЕНГАЦИОННЫХ ОШИБОК СИСТЕМЫ АНТЕННА - ОБТЕКАТЕЛЬ 2005
  • Берсенев Вячеслав Павлович
  • Сосновский Вячеслав Александрович
  • Столбовой Валерий Стефанович
  • Сухов Анатолий Михайлович
RU2284534C1
ИЗМЕРИТЕЛЬ ПЕЛЕНГАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК СИСТЕМ АНТЕННА-ОБТЕКАТЕЛЬ 2005
  • Столбовой Валерий Стефанович
RU2287834C1
JP 2011122892 A, 23.06.2011
JP 6138199 A, 20.05.1994.

RU 2 465 611 C1

Авторы

Чезганов Николай Федорович

Фролов Алексей Юрьевич

Даты

2012-10-27Публикация

2011-06-01Подача