СПОСОБ ТРАЕКТОРНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫМИ АППАРАТАМИ С ОБЛЕТОМ ЗОН С НЕБЛАГОПРИЯТНЫМИ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИМИ УСЛОВИЯМИ Российский патент 2013 года по МПК B64C15/00 

Описание патента на изобретение RU2490170C2

Изобретение относится к способам траекторного управления пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов (ЛА) как гражданской, так и военной авиации и может быть использовано для повышения их живучести при выполнении полетов.

Повышение живучести летательных аппаратов в процессе управления ЛА [1] является одной из основных тенденций развития радиоэлектронных системы управления (РЭСУ). Одним из направлений повышения живучести управляемых ЛА (УЛА) является облет опасных зон (ОЗ) с неблагоприятными метеорологическими условиями, в которых по тем или иным причинам нахождение УЛА не рекомендовано либо вовсе запрещено. Для реализации данного направления широко применяются системы командного управления, в том числе с командного пункта воздушного базирования (КП ВБ) [2]. Одними из наиболее опасных зон являются зоны грозовых фронтов, градовые облака, зоны торнадо, смерчей и т.д. Сюда же можно отнести обширные области воздушного пространства, содержащие вулканическую пыль (вулканы Эйяфьятлайокудль (2010 г.) и Гримсвотн (2011 г.) в Исландии) или радиационную пыль (АЭС Фукусима (2011 г.) в Японии). Важно отметить, что указанные опасные зоны, как правило, подвижны, т.е. постоянно изменяют свое местоположение. При этом они способны сохранять конфигурацию довольно продолжительное время. Такие свойства опасных зон необходимо учитывать при планировании и прокладке маршрутов управляемых летательных аппаратов.

В существующих системах радиоуправления [3] (см. фиг.1), включающих пункт управления 1 и летательный аппарат 2, облет зон с неблагоприятными метеорологическими условиями 3 осуществляется в два этапа. На первом (подготовительном) этапе диспетчером (оператором, офицером боевого управления) намечается ряд контрольных точек 4, которые должен пройти ЛА с заданным курсом для обхода выбранной запретной зоны. Далее для обеспечения последовательного прохождения ЛА намеченных точек с заданным направлением в штурманском расчете реализуются алгоритмы наведения на неподвижные цели (поочередно на каждую соответствующую контрольную точку). На втором этапе осуществляется непосредственно управление летательным аппаратом 2 для обхода зоны с неблагоприятными метеоусловиями 3 по рассчитанным траекториям 5 при помощи команд управления с диспетчерского (командного) пункта управления 1. Процедуру существующего способа облета опасной зоны летательным аппаратом иллюстрирует фиг.1.

Следует отметить, что такой способ облета опасных зон, связанный с нанесением контрольных точек, предполагает непосредственное участие человека и представляет собой довольно трудоемкую задачу даже для статичных (неподвижных) опасных зон. Если же зона с неблагоприятными метеоусловиями имеет подвижный характер, то для нанесения таких точек требуется наличие большого опыта у оператора и в общем случае является нетривиальной задачей.

Техническим результатом изобретения является повышение живучести УЛА за счет использования командного управления и автоматизации процесса облета зон с неблагоприятными метеорологическими условиями при полете ЛА по запланированному маршруту.

Заявленный технический результат достигается за счет того, что при планировании маршрута полета УЛА зона с неблагоприятными метеорологическими условиями аппроксимируется эллипсом и оператор для описания выбранной опасной зоны указывает только центр такого эллипса и его параметры - значения полуосей эллипса и их ориентацию. Кроме этого оператор указывает направление движения и значение вектора скорости ОЗ. Далее осуществляется непосредственно управление летательным аппаратом с обходом опасной зоны путем коррекции рассчитанной траектории наведения.

Возможность достижения технического результата обусловлена следующими причинами:

- существенным уменьшением времени описания оператором зон с неблагоприятными метеорологическими условиями, что снижает нагрузку на оператора (офицера боевого управления) [4];

- универсальным (однотипным) способом описания опасных зон, что дает возможность применять традиционные методы управления летательными аппаратами [3].

Вариант взаимного расположения управляемого летательного аппарата и опасной зоны с неблагоприятными метеорологическими условиями, которая аппроксимируется эллипсом, иллюстрирует фиг.2, на которой летательный аппарат движется равномерно со скоростью VЛА и прямолинейно с заданным курсом φЛА, опасная зона (ее центр) движется равномерно и прямолинейно со скоростью VЗ.

Для таких условий одним из возможных способов управления, повышающий живучесть летательного аппарата, является новый способ, полученный на основе математического аппарата метода обратных задач динамики [5], в котором траектория управляемого ЛА корректируется при сближении его с зоной с неблагоприятными метеорологическими условиями путем замены заданного курса φЛА УЛА, определяемого запланированным маршрутом полета, на скорректированный курс φк по правилу:

ϕ к = a r c t g ( w k 2 w k 1 ) ,                                                                                ( 1 )

где:

w k 1 = cos ( ϕ З ) ( sin ( α ) + a 2 ( u 2 2 u 1 2 ) sin ( α ) 2 u 1 u 2 cos ( α ) ( u 1 2 + u 2 2 ) 2 ) sin ( ϕ З ) ( cos ( α ) + b 2 ( u 1 2 u 2 2 ) cos ( α ) 2 u 1 u 2 sin ( α ) ( u 1 2 + u 2 2 ) 2 ) ,                             ( 2 )

w k 2 = sin ( ϕ З ) ( sin ( α ) + a 2 ( u 2 2 u 1 2 ) sin ( α ) 2 u 1 u 2 cos ( α ) ( u 1 2 + u 2 2 ) 2 ) + + cos ( ϕ З ) ( cos ( α ) + b 2 ( u 1 2 u 2 2 ) cos ( α ) 2 u 1 u 2 sin ( α ) ( u 1 2 + u 2 2 ) 2 )

Здесь: wk1 и wk2 - составляющие вектора скорости управляемого летательного аппарата; а и b - полуоси эллипса; φЗ - угол ориентации опасной зоны с неблагоприятными метеоусловиями (угол поворота полуосей эллипса), который определяется диспетчером (оператором) при описании (аппроксимации) ОЗ.

Переменные u1 и u2, входящие в (2), определяют координаты положения наводимого УЛА относительно центра опасной зоны в системе координат X'OY', связанной с направлением осей эллипса и вычисляются как:

u 1 = ( x x З ) cos ( ϕ з ) + ( y y З ) sin ( ϕ з ) u 2 = ( y y З ) cos ( ϕ з ) ( x x З ) sin ( ϕ з )                                                           ( 3 )

Угол α определяется из значения вектора скорости летательного аппарата относительно опасной зоны с учетом поворота земной системы координат XOY на угол φЗ по правилу:

α = a r c t g ( V Р Е З y V Р Е З x ) ,                                                                                     ( 4 )

где:

V Р Е З x = ( V Л А x V З x ) cos ( ϕ З ) + ( V Л А y V З y ) sin ( ϕ З ) V Р Е З y = ( V Л А y V З y ) cos ( ϕ З ) ( V Л А x V З x ) sin ( ϕ З ) ,                                   ( 5 )

Здесь: V Р Е З x и V Р Е З y - составляющие вектора относительной скорости управляемого летательного аппарата с учетом движения ОЗ; V Л А x и V Л А y - составляющие вектора скорости управляемого летательного аппарата; V З x и V З y - составляющие вектора скорости движения опасной зоны с неблагоприятными метеорологическими условиями, которые определяется диспетчером (оператором) при описании (аппроксимации) ОЗ.

Составляющие вектора скорости управляемого летательного аппарата определяются по правилу:

V Л А x = V sin ( ϕ Л А ) V Л А y = V cos ( ϕ Л А ) ,                                                                                    ( 6 )

где: V - значение скорости УЛА; φЗ - значение курса УЛА.

Указанные параметры определяются либо на диспетчерском (командном) пункте, либо непосредственно на борту УЛА

Корректировка курса УЛА начинается тогда, когда расстояние от наводимого ЛА до центра опасной зоны становится меньше определенной величины:

( x x З ) 2 + ( y y З ) 2 L ,                                                                      ( 7 )

где: xЗ и yЗ - координаты центра ОЗ (эллипса аппроксимации); x и y - координаты УЛА; L - заданное расстояние.

Примерный вид траектории облета опасной зоны грозового фронта представлен на фиг.3.

Таким образом, при формировании скорректированного курса для облета опасной зоны описанным способом (1)-(7) необходимо учитывать:

1) параметры движения УЛА - координаты, направление и значение скорости;

2) параметры движения ОЗ - координаты центра эллипса аппроксимации, значения полуосей, ориентация (поворот эллипса относительно земной системы координат), направление и значение скорости.

Величины, необходимые для реализации (1)-(7) и составляющие первую группу параметров, измеряются штатными средствами на диспетчерских (командных) пунктах, а величины, составляющие вторую группу - расположены в памяти ЭВМ КПВП, куда они заносятся непосредственно диспетчером (оператором, офицером боевого управления).

Коррекция курса управляемого ЛА прекращается, когда скорректированный курс φк, вычисленный по правилу (1), становится равным заданному курсу φЛА управляемого летательного аппарата, определяемому запланированным маршрутом полета.

Спецификой описанного способа является то, что зависимости (1)-(7) построены на основе аппроксимации опасной зоны с неблагоприятными метеоусловиями эллипсом. Такой подход позволяет унифицировать и автоматизировать процесс описания таких зон, тем самым существенно снизить нагрузку на диспетчера (оператора, офицера боевого управления).

Заявленный технический результат обеспечивается предлагаемым способом (1)-(7) управления летательным аппаратом, а также использованием универсального (однотипного) способа описания опасных зон с неблагоприятными метеорологическими условиями, что дает возможность существенно уменьшить время описания таких зон диспетчером (оператором, офицером боевого управления), тем самым снизить на него нагрузку.

Таким образом, указанный технический результат достигается тем, что на основе измеренных значений скорости полета V и курса φЛА управляемого ЛА, а также заданных диспетчером (оператором, офицером боевого управления) значений составляющих V З x и V З y вектора скорости движения и угла φЗ ориентации опасной зоны с неблагоприятными метеоусловиями, используя (6) и (5) вычисляются значения составляющих V Р Е З x и V Р Е З y вектора относительной скорости полета УЛА. Далее, используя выражение (4), определяется угол α, задающий направление вектора относительной скорости полета летательного аппарата. Затем, на основе измеренных значений координат x и y УЛА, а также заданных диспетчером (оператором, офицером боевого управления) значений координат xЗ и yЗ центра ОЗ (эллипса аппроксимации) и ее размеров а и b (полуоси эллипса аппроксимации) применяя (3) и (2), определяются составляющие wk1 и wk2 вектора скорости управляемого ЛА. И наконец, используя (1), вычисляется скорректированный курс φк полета УЛА, позволяющий произвести облет опасной зоны с неблагоприятными метеорологическими условиями.

Важно отметить, что указанный способ траекторного управления летательным аппаратом может быть реализован в двух режимах:

1) в режиме командного наведения, в котором параметры движения управляемого летательного аппарата - значение скорости и значение курса УЛА - определяются на диспетчерском (командном) пункте управления;

2) в автономном режиме, в котором параметры движения управляемого летательного аппарата - значение скорости и значение курса УЛА - определяются непосредственно на борту ЛА.

Этот обстоятельство позволяет использовать описанный способ управления для коррекции траекторий полета летательных аппаратов как гражданской, так и военной авиации, при облете ими зон с неблагоприятными метеорологическими условиями.

Литература

[1] Верба В.С. Авиационные комплексы радиолокационного дозора и наведения. Состояние и тенденции развития. М.: Радиотехника. 2008. 432 с.

[2] Авиация ВВС России и научно-технический прогресс. Боевые комплексы и системы вчера, сегодня, завтра / Е.А. Федосов [и др.]. М.: Дрофа, 2005.

[3] Авиационные системы радиоуправления. Т.3. Системы командного радиоуправления. Автономные и комбинированные системы наведения / В.И. Меркулов, А.И. Канащенков [и др.]. М.: Радиотехника, 2004. 317 с.

[4] Авиация ПВО России и научно-технический прогресс. Боевые комплексы и системы вчера, сегодня, завтра / Е.А. Федосов [и др.]. М.: Дрофа, 2001.

[5] Крутько П.Д. Обратные задачи динамики в теории автоматического управления. М.: Машиностроение, 2004.

Похожие патенты RU2490170C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КООРДИНАТ ИСТОЧНИКА РАДИОИЗЛУЧЕНИЯ С БОРТА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2012
  • Аршакян Александр Агабекович
  • Будков Сергей Анатольевич
  • Ельчанинов Андрей Фёдорович
  • Комаревцев Николай Владимирович
RU2510618C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УГЛА КРЕНА ВРАЩАЮЩЕГОСЯ ПО КРЕНУ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2013
  • Шипунов Аркадий Георгиевич
  • Бабичев Виктор Ильич
  • Морозов Владимир Иванович
  • Шигин Александр Викторович
  • Рабинович Владимир Исаакович
  • Долгова Татьяна Саввовна
  • Акулинин Сергей Игоревич
  • Монькин Валерий Борисович
  • Бальзамов Игорь Анатольевич
RU2527369C1
СПОСОБ ТРАЕКТОРНОГО УПРАВЛЕНИЯ БЕСПИЛОТНЫМ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ ДЛЯ ОБЛЕТА РЕЛЬЕФА МЕСТНОСТИ В ВЕРТИКАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ 2014
  • Верба Владимир Степанович
  • Меркулов Владимир Иванович
  • Сузанский Дмитрий Николаевич
  • Иванова Ольга Алексеевна
  • Попов Виктор Юрьевич
RU2571845C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ЦЕЛИ В СИСТЕМЕ КООРДИНАТ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1976
  • Бржевский Виктор Леонтиевич
  • Навроцкая Нинель Валентиновна
  • Ярмилко Георгий Григорьевич
SU1840919A1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ ПРИ ЗАХОДЕ НА НАВИГАЦИОННУЮ ТОЧКУ С ЗАДАННОГО НАПРАВЛЕНИЯ 2015
  • Никулин Александр Степанович
RU2585204C1
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ УГЛА ТАНГАЖА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И РАДИОНАВИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2013
  • Гулько Владимир Леонидович
RU2528170C1
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ УГЛА КРЕНА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2012
  • Гулько Владимир Леонидович
RU2516697C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ 2018
  • Загребельный Илья Русланович
  • Меркулов Владимир Иванович
  • Миляков Денис Александрович
  • Михеев Вячеслав Алексеевич
  • Пляшечник Андрей Сергеевич
RU2700157C1
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ОПРЕДЕЛЕНИЯ УГЛОВОЙ ОРИЕНТАЦИИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ 2012
  • Давыденко Антон Сергеевич
  • Куликов Максим Владимирович
  • Митянин Александр Геннадьевич
  • Смирнов Павел Леонидович
  • Терентьев Андрей Викторович
  • Царик Олег Владимирович
  • Шепилов Александр Михайлович
  • Шишков Александр Яковлевич
RU2514197C1
СПОСОБ МОНИТОРИНГОВОЙ КОЛЛОКАЦИИ НА ГЕОСТАЦИОНАРНОЙ ОРБИТЕ 2013
  • Афанасьев Сергей Михайлович
  • Анкудинов Александр Владимирович
  • Мухин Владимир Анатольевич
  • Юксеев Василий Александрович
RU2558959C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 490 170 C2

Реферат патента 2013 года СПОСОБ ТРАЕКТОРНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫМИ АППАРАТАМИ С ОБЛЕТОМ ЗОН С НЕБЛАГОПРИЯТНЫМИ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИМИ УСЛОВИЯМИ

Изобретение относится к области авиации, в частности к способам траекторного управления летательных аппаратов (ЛА). Способ автоматизации процесса коррекции траектории полета ЛА, осуществляющего движение по заранее запланированному маршруту, при облете опасных зон (зон с неблагоприятными метеорологическими условиями) предполагает аппроксимацию опасной зоны окружностью. Требуемый курс для ЛА формируют в виде скорректированного значения курса, вычисленного на основе традиционных методов наведения. Параметры определяют либо на диспетчерском (командном) пункте, либо непосредственно на борту ЛА. Корректировку курса ЛА начинают тогда, когда расстояние от наводимого ЛА до центра опасной зоны становится меньше определенной величины. Повышается безопасность полетов и эффективность работы диспетчеров (операторов, офицеров боевого управления) за счет унификации описания опасных зон. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 490 170 C2

Способ управления пилотируемыми и беспилотными летательными аппаратами (ЛА) с облетом опасных зон с неблагоприятными метеорологическими условиями с диспетчерского (командного) пункта (ДП), заключающийся в том, что вывод летательного аппарата на запланированную траекторию полета производится по траектории облета опасной зоны (ОЗ) с неблагоприятными метеорологическими условиями с заданным курсом φЛА, отличающийся тем, что ОЗ аппроксимируется эллипсом, а траектория ЛА при сближении с ОЗ корректируется путем замены заданного курса φЛА ЛА, на курс фк, вычисленный по правилу:
ϕ к = a r c t g ( w k 2 w k 1 ) ,                                                                                ( 1 )
где wk1 и wk2 - составляющие вектора скорости управляемого ЛА определяются как:
w k 1 = cos ( ϕ З ) ( sin ( α ) + a 2 ( u 2 2 u 1 2 ) sin ( α ) 2 u 1 u 2 cos ( α ) ( u 1 2 + u 2 2 ) 2 ) sin ( ϕ З ) ( cos ( α ) + b 2 ( u 1 2 u 2 2 ) cos ( α ) 2 u 1 u 2 sin ( α ) ( u 1 2 + u 2 2 ) 2 ) ,                             ( 2 )
w k 2 = sin ( φ З ) ( sin ( α ) + a 2 ( u 2 2 u 1 2 ) sin ( α ) 2 u 1 u 2 cos ( α ) ( u 1 2 + u 2 2 ) 2 ) + + cos ( φ З ) ( cos ( α ) + b 2 ( u 1 2 u 2 2 ) cos ( α ) 2 u 1 u 2 sin ( α ) ( u 1 2 + u 2 2 ) 2 ) ,
где φз - угол ориентации опасной зоны с неблагоприятными метеоусловиями;
a и b - полуоси эллипса;
u1, u2 - переменные, определяющие координаты положения управляемого ЛА относительно центра опасной зоны в системе координат, связанной с направлением осей эллипса определяются как:
u 1 = ( x x З ) cos ( φ з ) + ( y y З ) sin ( φ з ) u 2 = ( y y З ) cos ( φ з ) ( x x З ) sin ( φ з ) ,                                                           ( 3 )
где xЗ и yЗ - координаты центра ОЗ (эллипса аппроксимации);
x и y - координаты управляемого летательного аппарата;
α - угол, определяющий направление вектора скорости летательного аппарата относительно опасной зоны с учетом поворота земной системы координат на угол φз, определяется по правилу:
α = a r c t g ( V Р Е З y V Р Е З x ) ,                                                                                     ( 4 )
где V Р Е З x и V Р Е З y - составляющие вектора относительной скорости управляемого ЛА с учетом движения ОЗ определяются как:
V Р Е З x = ( V Л А x V З x ) cos ( ϕ З ) + ( V Л А y V З y ) sin ( ϕ З ) V Р Е З y = ( V Л А y V З y ) cos ( ϕ З ) ( V Л А x V З x ) sin ( ϕ З ) ,                                   ( 5 )
где V З x и V З y - составляющие вектора скорости движения опасной зоны с неблагоприятными метеорологическими условиями;
V Л А x и V Л А y - составляющие вектора скорости управляемого ЛА, определяемые по правилу:
V Л А x = V sin ( ϕ Л А ) V Л А y = V cos ( ϕ Л А ) ,                                                                                    ( 6 )
где V - значение скорости управляемого ЛА;
φЛА - значение курса управляемого ЛА,
при этом корректировка траектории управляемого ЛА начинается с момента, когда расстояние от управляемого ЛА до центра опасной зоны с неблагоприятными метеорологическими условиями становится меньше определенной заданной величины L:
( x x З ) 2 + ( y y З ) 2 L                                                                   ( 7 )
и осуществляется до момента, когда скорректированный курс φк становится равным заданному курсу ЛА φЛА.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2013 года RU2490170C2

СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ СТОЛКНОВЕНИЯ С ЗЕМЛЕЙ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С УСОВЕРШЕНСТВОВАННОЙ СИСТЕМОЙ ВИЗУАЛИЗАЦИИ 1999
  • Лепер Жерар
  • Менье Юг
RU2211489C2
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ВИЗУАЛИЗАЦИИ В КАРДИОХИРУРГИИ 2015
  • Федотов Николай Михайлович
  • Оферкин Александр Иванович
  • Буллер Алексей Иванович
  • Жарый Сергей Викторович
  • Павленко Александр Леонидович
RU2607948C2
СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПИЛОТИРОВАНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ПРИ ПОЛЕТЕ НА МАЛОЙ ВЫСОТЕ И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1994
  • Мишель Д'Орсо[Fr]
RU2095280C1
СПОСОБ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ УГРОЗЫ СТОЛКНОВЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С ПРЕПЯТСТВИЯМИ ПОДСТИЛАЮЩЕЙ ПОВЕРХНОСТИ 2007
  • Пятко Сергей Григорьевич
  • Красов Анатолий Иванович
  • Пацко Валерий Семенович
  • Смольникова Мария Анатольевна
RU2356099C1
СПОСОБ ОБНАРУЖЕНИЯ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ УГРОЗЫ СТОЛКНОВЕНИЯ ВОЗДУШНОГО СУДНА С ПРЕПЯТСТВИЯМИ ПОДСТИЛАЮЩЕЙ ПОВЕРХНОСТИ 2005
  • Пятко Сергей Григорьевич
  • Красов Анатолий Иванович
  • Смольникова Мария Анатольевна
RU2297047C1
Способ определения ходовых свойств вагонов для корректировки работы подсистемы автоматического роспуска составов горочного комплекса 2018
  • Лунев Сергей Александрович
  • Ходкевич Антон Геннадьевич
  • Сероштанов Сергей Сергеевич
  • Дремин Владимир Валентинович
  • Соколов Максим Михайлович
  • Горлов Антон Вячеславович
RU2689668C1
УПРАВЛЕНИЕ ПОТОКОМ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ДАННЫХ 2011
  • Вирола Лаури
  • Халиваара Исмо
RU2524177C2

RU 2 490 170 C2

Авторы

Васильев Александр Владимирович

Верба Владимир Степанович

Кирсанов Александр Петрович

Меркулов Владимир Иванович

Сузанский Дмитрий Николаевич

Даты

2013-08-20Публикация

2011-11-17Подача