СПОСОБ КОНТРОЛЯ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ Российский патент 2013 года по МПК G08G1/17 G08G1/52 

Описание патента на изобретение RU2488171C1

Область техники, к которой относится изобретение.

Изобретение относится к области контроля движения дорожного транспорта, а именно к способам регистрации нарушений правил дорожного движения (ПДД) с использованием видеокамер. Изобретение может быть использовано для контроля соблюдения ПДД и выявления и регистрации нарушений ПДД конкретными транспортными средствами (ТС) на выделенном участке дороги, имеющим по меньшей мере несколько зон с различными допустимыми максимальными скоростями движения. Изобретение может быть использовано в органах внутренних дел, обеспечивающих контроль дорожного движения.

Уровень техники.

Известны методы, широко используемые в настоящее время дорожно-патрульной службой, основанные на зондировании участка автотрассы с помощью радиолокатора. По изменению параметров отраженного от движущегося ТС сигнала, например по изменению частоты, определяют скорость ТС. Однако этот метод не позволяет идентифицировать транспортное средство, т.е. не позволяет распознать государственный регистрационный номер автомобиля и, следовательно, определить его принадлежность владельцу. Для распознавания государственного регистрационного номера транспортного средства, нарушившего скоростной режим, применяется метод с использованием видеокамер, устанавливаемых на дорогах на пути движения транспорта.

Так известен способ контроля движения транспортных средств, включающий измерение скорости транспортных средств и фиксацию номерных знаков транспортных средств при помощи видеокамеры (см. патент Российской Федерации №99103622, G08G 1/054, опубликован 10.03.2001 г.). В данном изобретении измерение скорости транспортных средств производят с помощью лазерных сигналов, а для увеличения зоны охвата использует несколько видеокамер, по одной на каждую полосу.

Недостатком данного решения является невозможность эксплуатации системы в условиях плотного потока транспортных средств, характерного для современных городских условий. При плотном движении невозможно таким образом однозначно соотнести факт измерения превышения допустимой скорости с каким-то одним конкретным ТС. Это происходит вследствие того, что определение скорости ТС и определение номера ТС производится разными устройствами, и при этом устройство определения скорости имеет зону охвата, в которую одновременно могут попадать несколько ТС. Дополнительно такое решение имеет недостаток, выраженный в дороговизне радара, обычно используемого в качестве измерителя скорости. Кроме того регистрация нарушений скоростного режима производится только в зоне действия регистрирующих устройств, сразу же после того, как ТС покидает зону контроля, уже становится невозможным зарегистрировать нарушение.

Известен также способ контроля движения транспортных средств, включающий измерение скорости транспортных средств и фиксацию номерных знаков транспортных средств при помощи видеокамеры (см. патент Российской Федерации №2382416, G08G 1/052, опубликован 20.02.2010 г.). В данном способе измерение скорости производят радаром с помощью излучения в направлении движущихся по участку дороги ТС импульсов электромагнитного излучения и приема импульсов отраженного электромагнитного излучения.

Недостатком данного решения является невозможность эксплуатации системы в условиях плотного потока транспортных средств, характерного для современных городских условий. При плотном движении невозможно таким образом однозначно соотнести факт измерения превышения допустимой скорости с каким-то одним конкретным ТС. Это происходит вследствие того, что определение скорости ТС и определение номера ТС производится разными устройствами, и при этом устройство определения скорости имеет зону охвата, в которую одновременно могут попадать несколько ТС. Дополнительно такое решение имеет недостаток, выраженный в дороговизне радара, обычно используемого в качестве измерителя скорости. Кроме того регистрация нарушений скоростного режима производится только в зоне действия регистрирующий устройств, сразу же после того, как ТС покидает зону контроля, уже становится невозможным зарегистрировать нарушение.

Известен из уровня техники способ контроля движения транспортных средств, включающий измерение скорости транспортных средств и фиксацию номерных знаков транспортных средств при помощи видеокамеры, измерение скорости транспортных средств производят на выделенном участке дороги, при этом фиксируют номерные знаки транспортных средств с помощью одной видеокамеры, расположенной на въезде на выделенный участок дороги, с одновременной регистрацией времени фиксации и заносят их в базу движения на выделенном участке дороги, фиксируют номерные знаки транспортных средств с помощью второй видеокамеры, расположенной на выезде с выделенного участка дороги, с одновременной регистрацией времени фиксации и заносят их в базу движения на выделенном участке дороги, вычисляют среднюю скорость движения на выделенном участке дороги каждого транспортного средства, при превышении средней скорости движения над разрешенной на выделенном участке дороги производят автоматическую фиксацию нарушений правил дорожного движения в виде нарушения скоростного режима с идентификацией конкретных нарушителей правил дорожного движения без конкретизации места выделенного участка дороги, на котором была превышена скорость (см патент KR 20000024551, 06.05.2000 г.).

Этот способ является наиболее близким по технической сути и выбран в качестве прототипа предложенного решения.

Недостатком прототипа является то, что с помощью него невозможно правильно определить величину минимального превышения скоростного режима на выделенном участке дороги, имеющем по меньшей мере несколько зон с различными допустимыми максимальными скоростями движения. Например, измерив среднюю скорость ТС и сделав вывод о самом факте нарушения, невозможно определить величину минимального превышения скоростного режима, на основании которого выписывается штраф.

Раскрытие изобретения.

В предложенном изобретении ставится техническая задача - повышение точности определения нарушений скоростного режима на выделенном участке дороги, имеющем по меньшей мере несколько зон с различными допустимыми максимальными скоростями движения, а именно установление минимального превышения скорости ТС, которое наверняка имело место быть.

Данная техническая задача решается за счет того, в случае превышения средней скорости движения над разрешенной на выделенном участке дороги, имеющей несколько зон с известной длиной L1, L2, … Ln каждая со своей известной различной допустимой максимальной скоростью движения v1, v2, … vn, величину превышения скорости считают исходя из принципа максимальной лояльности к пользователю транспортного средства, то есть такой, для которой превышение скорости на одной зоне равно превышению скорости на остальных зонах и минимально по абсолютной величине, то есть

L 1 t 1 V 1 = L 2 t 2 V 2 = = L n t n V n при условии t1+t2+ … tn=t

где tn - время прохождения n-го участка, t - общее время прохождения всего участка дороги.

Благодаря этой выгодной характеристике становится возможным установить величину превышения скорости, которое наверняка имело место быть, и на основании этого выписать соответствующий штраф.

Длина участка может быть произвольной, от нескольких метров, до нескольких километров, и включать разбиения на несколько различных зон, каждая из которых характеризуется своей максимальной разрешенной скоростью.

Осуществление изобретения.

Пример расчета для такого случая. Населенный пункт имеет дорогу с максимальной разрешенной скоростью 60 км в час, а загородный участок - 90 км в час. Допустим, измеренная средняя скорость составила 100 км в час. В случае если участок контролируемой дороги был внутри населенного пункта целиком, то штраф за превышение рассчитывался бы за превышение скорости на 100-60=40 (км/ч), а если участок включал оба интервала, то штраф за превышение рассчитывался бы за превышение скорости 100-90=10 (км/ч).

Допустим, участок внутри населенного пункта составляет 5 км, а за городом - 15 км. Общий участок 20 км. Допустим, общее время движения t такое, что измеренная средняя скорость на общем участке оказалась равной 100 км/час.

Отсюда мы можем получить среднее время движения t=20/100 (ч).

Сумма двух времен движения (в городе t1, за городом t2) по условию измерения есть t1+t2=20/100 (ч).

Нас интересуют величины превышения скорости на каждом из участков, т.е. (5/t1-60), либо (15/t2-90) при условии t1+t2=20/100. Т.е. (5/(20/100-t2)-60) или (15/t2-90).

Можно построить эти значения (превышения скоростей) на двух участках как функцию t2. Получится, что одно превышение убывает с ростом второго.

Поскольку исходим из принципа максимальной лояльности (презумпция невиновности), то надо взять на графиках такую точку, в которой превышение на одном участке равно превышению на втором и минимально по абсолютной величине. В данном примере нарушение составило 19 км в час, см. таблицу 1.

Т.е. если в первом способе мы бы выставили превышение 10 км в час, более точный расчет дает более правильную оценку. В данном случае решением является такое t2, при котором (5/(20/100-t2)-60)=(15/t2-90).

Таблица 1. t2, ч delta V1=(5/(20/100-t2)-60), км/ч delta V2=(15/t2-90), км/ч 0,102 -8.98 57.06 0,103 -8.45 55.63 0,104 -7.92 54,23 0,105 -7.37 52,86 0,106 -6.81 51,51 0,107 -6.24 50,19 0,108 -5.65 48,89 0,109 -5.05 47,61 0,11 -4.44 46,36 0,111 -3.82 45,14 0,112 -3.18 43,93 0,113 -2.53 42,74 0,114 -1.86 41,58 0,115 -1.18 40,43 0,116 -0.48 39,31 0,117 0.24 38,21 0,118 0.98 37,12 0,119 1,73 36,05 0,12 2,5 35 0,121 3,29 33,97 0,122 4,1 32,95 0,123 4,94 31,95 0,124 5,79 30,97 0,125 6,67 30 0,126 7,57 29,05 0,127 8,49 28,11 0,128 9,44 27,19 0,129 10,42 26,28 0,13 11,43 25,38 0,131 12,46 24,5 0,132 13,53 23,64 0,133 14,63 22,78 0,134 15,76 21,94 0,135 16,92 21,11 0,136 18,13 20,29 0,137 19,37 19,49 0,138 20,65 18,7 0,139 21.97 17,91 0,14 23.33 17,14 0,141 24.75 16,38 0,142 26.21 15,63 0,143 27.72 14,9 0,144 29.29 14,17 0,145 30.91 13,45 0,146 32.59 12,74 0,147 34.34 12,04 0,148 36.15 11,35 0,149 38.04 10,67 0,15 40.00 10 0,151 42.04 9,34 0,152 44.17 8,68 0,153 46.38 8,04

Заявленный способ контроля движения транспортных средств может быть осуществлен в промышленности с применением освоенных современных технологий, материалов и процессов и может быть использован для контроля соблюдения ПДД и выявления и регистрации нарушений ПДД конкретными транспортными средствами. Изобретение может быть использовано в органах внутренних дел, обеспечивающих контроль дорожного движения.

Предложенный способ контроля движения транспортных средств реализован в системе автоматического контроля ТС и прошел экспериментальную проверку в ООО «Вокорд СофтЛаб». Экспериментальная проверка системы, реализующей предложенный способ контроля движения транспортных средств, показала повышение эффективности контроля движения ТС, движущихся в плотном потоке, а именно возможность регистрировать нарушения скоростного режима одним типом устройств измерения, а именно видеокамерами. Данный способ может использовать и те видеокамеры, которыми уже частично укомплектованы посты, обеспечивающие контроль дорожного движения. При этом создается возможность одновременного определения данных о движении всех ТС, попавших в поле зрение камер. Кроме того появляется достоверная база для доказывания нарушений ПДД конкретными ТС. При этом данный способ обеспечивает возможность контроля скоростного режима ТС, находящихся на выделенном участке дороги между двумя видеокамерами, вне зоны охвата каждой из видеокамер. При этом данный способ может быть использован для участков не только с одним скоростным режимом, а также на участках, состоящих из нескольких зон, каждая из которых имеет свой скоростной режим.

Предложенный способ контроля движения транспортных средств рекомендован к использованию для контроля дорожного движения органами внутренних дел и другими организациями.

Похожие патенты RU2488171C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 2011
  • Заварикин Дмитрий Николаевич
  • Кадейшвили Алексей Андреевич
  • Соколов Александр Юрьевич
  • Степаненко Олег Владимирович
RU2491647C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СРЕДНЕЙ СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА НА УЧАСТКЕ АВТОДОРОГИ, СОДЕРЖАЩЕМ КРИВОЛИНЕЙНЫЕ СЕГМЕНТЫ 2015
  • Бурлуцкий Андрей Сергеевич
  • Ильина Юлианна Викторовна
RU2589802C1
СПОСОБ РЕГИСТРАЦИИ НАРУШЕНИЙ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ 2011
  • Заварикин Дмитрий Николаевич
  • Кадейшвили Алексей Андреевич
  • Соколов Александр Юрьевич
  • Степаненко Олег Владимирович
RU2480841C1
СПОСОБ РЕГИСТРАЦИИ НАРУШЕНИЙ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ 2012
  • Заварикин Дмитрий Николаевич
  • Кадейшвили Алексей Андреевич
  • Соколов Александр Юрьевич
  • Степаненко Олег Владимирович
RU2493604C1
Универсальный способ фотофиксации нарушений ПДД 2019
  • Горюнов Юрий Владимирович
RU2749941C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ И КООРДИНАТ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ С ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ИХ ИДЕНТИФИКАЦИЕЙ И АВТОМАТИЧЕСКОЙ РЕГИСТРАЦИЕЙ НАРУШЕНИЙ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2008
  • Осипов Сергей Константинович
  • Малинкин Алексей Юрьевич
RU2382416C2
СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И СИСТЕМА, ЕГО РЕАЛИЗУЮЩАЯ 2021
  • Барский Илья Викторович
  • Бондарь Дмитрий Витальевич
RU2760058C1
УСТРОЙСТВО И СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 2019
  • Куховаренко Антон Олегович
RU2736930C1
Система фото-, видеофиксации нарушений правил дорожного движения и способ её работы 2018
  • Стоянов Юрий Павлович
RU2711825C2
СПОСОБ РЕГИСТРАЦИИ НАРУШЕНИЙ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ 2014
  • Бухтияров Юрий Викторович
  • Балабанова Ольга Игоревна
RU2569070C1

Реферат патента 2013 года СПОСОБ КОНТРОЛЯ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Изобретение относится к области контроля движения дорожного транспорта, а именно к способам регистрации нарушений правил дорожного движения (ПДД) с использованием видеокамер. Изобретение может быть использовано для контроля соблюдения ПДД и выявления и регистрации нарушений ПДД конкретными транспортными средствами (ТС) на выделенном участке дороги. Согласно предложенному способу в случае превышения средней скорости движения над разрешенной на выделенном участке дороги, имеющем несколько зон с известной длиной L1, L2, … Ln каждая со своей известной различной допустимой максимальной скоростью движения v1, v2, … vn, величину превышения скорости считают, исходя из принципа максимальной лояльности к пользователю транспортного средства, то есть такой, для которой превышение скорости на одной зоне равно превышению скорости на остальных зонах и минимально по абсолютной величине, то есть L1/t1-V1=L2/t2-V2= … =Ln/tn-Vn при условии t1+t2+ … +tn=t, где tn - время прохождения n-ой зоны, t - общее время прохождения всего участка дороги. Достигаемый технический результат заключается в повышении точности определения нарушений скоростного режима на выделенном участке дороги, имеющем по меньшей мере несколько зон с различными допустимыми максимальными скоростями движения. 1 табл.

Формула изобретения RU 2 488 171 C1

Способ контроля движения транспортных средств, включающий измерение скорости транспортных средств и фиксацию номерных знаков транспортных средств при помощи видеокамеры, измерение скорости транспортных средств производят на выделенном участке дороги, при этом фиксируют номерные знаки транспортных средств с помощью одной видеокамеры, расположенной на въезде на выделенный участок дороги с одновременной регистрацией времени фиксации и заносят их в базу движения на выделенном участке дороги, фиксируют номерные знаки транспортных средств с помощью второй видеокамеры, расположенной на выезде с выделенного участка дороги с одновременной регистрацией времени фиксации и заносят их в базу движения на выделенном участке дороги, вычисляют среднюю скорость движения на выделенном участке дороги каждого транспортного средства, при превышении средней скорости движения над разрешенной на выделенном участке дороги производят автоматическую фиксацию нарушений правил дорожного движения в виде нарушения скоростного режима с идентификацией конкретных нарушителей правил дорожного движения без конкретизации места выделенного участка дороги, на котором была превышена скорость, отличающийся тем, что в случае превышения средней скорости движения над разрешенной на выделенном участке дороги, имеющем несколько зон с известной длиной L1, L2, … Ln каждая со своей известной различной допустимой максимальной скоростью движения v1, v2, … vn, величину превышения скорости считают, исходя из принципа максимальной лояльности к пользователю транспортного средства, то есть такой, для которой превышение скорости на одной зоне равно превышению скорости на остальных зонах и минимально по абсолютной величине, то есть
L 1 t 1 V 1 = L 2 t 2 V 2 = = L n t n V n при условии t1+t2+ … +tn=t,
где tn - время прохождения n-й зоны, t - общее время прохождения всего участка дороги.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2013 года RU2488171C1

KR 20000024551 А, 06.05.2000
CN 101383098 A, 11.03.2009
ВИБРОГАСИТЕЛЬ 0
SU332266A1
JP 2002208089 A, 26.07.2002
CN 201017476 Y, 06.02.2008
Поршень для двигателя внутреннего сгорания 1990
  • Бондаренко Борис Григорьевич
SU1744292A1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ И КООРДИНАТ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ С ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ИХ ИДЕНТИФИКАЦИЕЙ И АВТОМАТИЧЕСКОЙ РЕГИСТРАЦИЕЙ НАРУШЕНИЙ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2008
  • Осипов Сергей Константинович
  • Малинкин Алексей Юрьевич
RU2382416C2

RU 2 488 171 C1

Авторы

Заварикин Дмитрий Николаевич

Кадейшвили Алексей Андреевич

Соколов Александр Юрьевич

Степаненко Олег Владимирович

Даты

2013-07-20Публикация

2011-11-02Подача