Изобретение относится к области контроля движения дорожного транспорта и предназначено для использования при осуществлении контроля соблюдения Правил дорожного движения, выявления и регистрации нарушений.
Известен комплекс фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения и правил парковки (см. RU 149201 U1, 27.12.2014), включающий, по меньшей мере, одну поворотную видеокамеру, аппаратно-программный блок и модуль связи, при этом аппаратно-программный блок включает модуль идентификации транспортного средства по государственному регистрационному знаку, содержащий программно-аппаратные средства распознавания государственного номерного знака по видеокадрам, полученным от цифровой видеокамеры, модуль вычисления координат идентифицированных транспортных средств, соединенный с датчиком угла поворота цифровой видеокамеры и модулем идентификации транспортного средства, модуль определения типа нарушения, соединенный с выходом модуля вычисления координат идентифицированных транспортных средств и с блоком памяти, в котором содержится информация обо всех ограничениях, действующий в зоне контроля данного комплекса. Данное техническое решение позволяет выявлять и фиксировать нарушения правил дорожного движения и правил парковки транспортных средств в пределах зоны контроля одного комплекса. Это повышает эффективность использования заявленного комплекса, так как один такой комплекс может заменить сразу несколько аналогичных систем с более ограниченным функционалом.
Недостатком этого известного комплекса можно считать то, что он требует предварительной настройки, связанной с калибровкой датчика угла поворота видеокамеры с учетом направления севера, внесением информаций в блок памяти обо всех ограничениях и зонах, в пределах которых они действуют, что значительно может увеличить вероятность ошибки в распознавании транспортных средств.
Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является принятый авторами за прототип способ регистрации нарушений правил дорожного движения (см. RU 2493604 С1, 20.09.2013), в котором в качестве средства видеофиксации используют одну заранее откалиброванную видеокамеру, при этом обработку данных о движении транспортных средств (ТС) производят с применением определения по изображениям указанной видеокамеры положений ТС относительно дороги, по которой перемещаются указанные ТС. По ряду последовательных изображений видеокамеры определяют скорости ТС. Для определения скоростей и положений ТС относительно дороги в абсолютном масштабе расстояний используют контрольные точки ТС, абсолютные расстояния между которыми заранее известны. В данном изобретении после определения номерного знака и идентификации ТС, используя базу данных ГИБДД зарегистрированных ТС, можно определить тип кузова ТС. Кроме того, указанный способ позволяет производить регистрацию нарушений ПДД одновременно несколькими ТС, попавших в поле зрения видеокамеры.
К недостатку этого способа регистрации нарушений Правил дорожного движения, можно отнести невозможность точного распознавания сильно загрязненных государственных регистрационных знаков и из-за неблагоприятных погодных условий на автомобильной дороге.
Техническим результатом данного технического решения является повышение качества идентификации транспортных средств с надежной фиксацией нарушений Правил дорожного движения.
Технический результат достигается тем, что в способе фиксации нарушений правил дорожного движения, в котором производят устройством видеофиксации захват изображения заданного участка дороги встречно с движущимися транспортными средствами, передают данные этого устройства в первое электронно-вычислительное устройство по первому каналу связи, дополнительно производят RFID-считывателем, по меньшей мере, с двумя пассивными метками и приемо-передающими антеннами, радиочастотную идентификацию указанных транспортных средств, данные этого устройства передают по второму каналу связи на первый вход модуля сопряжения, на второй выход которого, поступает сигнал с первого выхода первого электронно-вычислительно устройства, обработанные данные этим модулем, о совместных результатах видеофиксации и радиочастотной идентификации транспортных средств по их номерному знаку, подают на первый вход блока сопоставления номерных знаков, на второй вход которого поступают данные с базы государственных номерных знаков, выходной информационный сигнал блока сопоставления номерных знаков об уточненном номерном знаке предполагаемого нарушителя Правил дорожного движения, по третьему каналу связи передают на первый вход второго электронно-вычислительного устройства, на второй вход которого, по четвертому каналу связи, поступает сигнал со второго выхода первого электронно-вычислительного устройства. Второе электронно-вычислительно устройство дает возможность вычислить владельца транспортного средства, нарушившего Правила дорожного движения, причем одна пассивная метка RFTD-считывателя, с записью государственного номерного знака, встроена в передний номерной знак транспортного средства, а вторая, с записью государственного номерного знака - в задний номерной знак, одна приемо-передающая антенна используется для идентификации передних номерных знаков, а вторая - для задних номерных знаков.
Сущность заявляемого изобретения, характеризуемого совокупностью указанных выше признаков, состоит в том, что совместное использование видеозаписи транспортных средств и их радиочастотной идентификации, дает возможность произвести фиксацию нарушений Правил дорожного движения при любых погодных условиях на автомобильной дороге.
Наличие в заявляемом способе совокупности перечисленных существующих признаков, позволяет решить задачу фиксации нарушений Правил дорожного движения посредством совместного использования видеозаписи транспортных средств и их радиочастотной идентификации при любых погодных условиях на автомобильной дороге, т.е. повысить качество идентификации транспортных средств с надежной фиксацией нарушений Правил дорожного движения.
На чертеже приведена функциональная схема комплекса, реализующего предлагаемый способ. Данный комплекс содержит устройство видеофиксации 1, RFID-считыватель 2, первое электронно-вычислительное устройство 3, модуль сопряжения 4, блок сопоставления номерных знаков 5, базу данных государственных номерных знаков 6 и второе электронно-вычислительное устройство 7. На фигуре цифрой 8 обозначено транспортное средство (объект наблюдения).
Предлагаемый способ заключается в совместном использовании характеристик видеозаписи транспортных средств и их радиочастотной идентификации с дальнейшим выявлением нарушителя Правил дорожного движения.
Способ работает следующим образом. При наличии движущегося транспортного средства на автомобильной, например, двухполосной дороге, посредством видеосигнала, как известно, можно зафиксировать внешний вид автомобиля как сзади, так и спереди. При этом при нарушении Правил дорожного движения, благодаря номерному знаку, марке автомобиля, дате и времени происшествий, а также характеру нарушения, соответствующая обработка видеосигнала об автомобиле в целом, дает возможность вычислить конкретного нарушителя (владельца автомобиля). Однако при неблагоприятных погодных условиях (туман, сильный дождь и снегопад) на автомобильной дороге, видеосигнал об автомобиле, может стать искаженным, практически исключающим распознавание, как марку самого автомобиля, так и его номерного знака. Кроме того в ряде случаев, видеофиксация из-за запачканного номерного знака автомобиля грязью, не гарантирует точного определения номерного знака контролируемого автомобиля.
В последние годы для идентификации транспортных средств на автомобильных дорогах успешно используется радиочастотный метод, в котором посредством радиосигналов считываются или записываются данные, хранящиеся в так называемых транспондерах, или RFTD-метках.
Как правило, при радиочастотной идентификации транспортных средств, предварительно, в их номерной знак как спереди, так и сзади, монтируют RFID-метки, хранящиеся дополнительно государственные номерные знаки автомобилей. Данный метод идентификации предусматривает зондирование движущегося автомобиля радиоволнами (излучение большей степени направляют в номерной знак с RFID-меткой), прием отраженных от немерного знака электромагнитных волн и их обработку. Обработка отраженного от номерного знака с RFID-меткой сигнала, дает возможность при любых погодных условиях и недостаточной освещенности автомобильной дороги, а также вне зависимости от чистоты номерного знака, вычислить государственный номерной знак нарушителя Правил дорожного движения.
Предлагаемый способ, как уже было сказано выше, направлен на совместное использование видеофиксации транспортных средств и их радиочастотной идентификации с последующим выявлением нарушителя дорожного движения вне зависимости от погодных условий на автомобильной дороге, а также от состояния по чистоте номерного знака контролируемого автомобиля.
Комплекс, реализующий предлагаемый способ работает следующим образом. Рассмотрим вариант размещения устройства видеофиксации и RFID-считывателя на автомобильной дороге с двумя полосами. Предварительно первую и вторую приемо-передающие антенны RFID-считывателя, располагают по центру над полосами высотой 5-6 метров от дороги и углом наклона 30 - 45 градусов. Устройство видеофиксации может быть установлено как над дорогой, так и на ее обочине. При этом первая приемо-передающая антенна используется для идентификации переднего номерного знака движущегося по первой полосе автомобиля, а вторая - для заднего номерного знака, движущегося по второй полосе автомобиля. Номерные знаки снабжают пассивными RFID-метками с записью государственными номерными знаками контролируемых автомобилей.
Работа данного комплекса, реализующего предлагаемый способ, сводится к тому что, изображение контролируемого участка дороги с транспортным средством 8 (внешний вид с номерным знаком), захваченное посредством устройства видеофиксации 1, по первому каналу связи передают на вход первого электронно-вычислительного устройства 3. В этом устройстве, после соответствующей обработки, осуществляют разделение сигналов по номерному знаку и внешнему виду автомобиля с характером нарушения, и направляют разделенные сигналы соответственно на первый выход и второй выход этого устройства. Одновременно с этим отраженный от номерного знака этого же транспортного средства электромагнитный сигнал, полученный после облучения номерного знака радиосигналом, например, первой приемо-передающей антенны, и проанализированный RFTD-считывателем 2, направляют по второму каналу связи на первый вход модуля сопряжения 4, на второй вход, которого поступает сигнал с первого выхода первого электронно-вычислительного устройства, соответствующий номерному знаку контролируемого автомобиля. В этом модуле производят обработку оптического и радиочастотного сигналов, содержащих полученные номерные знаки. Здесь можно указать на следующие случаи при обработке этих двух информационных сигналов. Если оптический распознанный номерной знак сходится со знаком (совпадение), обозначенном на пассивной RFID-метке (благоприятное погодное условие на дороге и незапачканный номерной знак и т.п.), то модуль сопряжения, благодаря заложенной в него специальной программе, на выходе выдает сигнал с номерным знаком, вычисленным устройством видеофиксации. Далее этот информационный сигнал о текущем номерном знаке направляют на первый вход блока сопоставления номерных знаков 5. Одновременно с этим на его второй вход с базы данных государственных номерных знаков 6, поступают сигналы с реальными номерными знаками существующих транспортных средств. После этого информация об уточненном (реально существующем) номерного знака, с выхода блока сопоставления номерных знаков, по третьему каналу связи поступает на первый вход второго электронно-вычислительного устройства 7, на второй вход которого по четвертому каналу связи поступает сигнал, снимаемый со второго выхода первого электронно-вычислительного устройства (видеоинформация о вешнем виде автомобиля с характером нарушения). Здесь благодаря наличию сигналов, связанных с реальным знаком автомобиля и нарушением Правил дорожного движения (превышение скорости, выезд на встречную полосу и т.д.), а также даты и времени, полученных посредством видеофиксации, после соответствующих обработок принимается решение о нарушителе дорожного движения с учетом марки автомобиля, времени, даты и местности происшествий.
Однако в ряде случаев, например, при частично читающем номерном знаке или его сильно запачканном виде грязью, а также при интенсивном дожде и снеге, устройство видеофиксации не может дать четкую картину о движущемся объекте, за исключением характера нарушения и марки транспортного средств и других показателей. В таких случаях модуль сопряжения, благодаря заложенной в него специальной программе, на выходе формирует (селектирует) сигнал с номерным знаком, вычисленном RFID-считывателем. В итоге, после соответствующих манипуляций, проведенных в блоках базы данных и сопоставления номерных знаков, этот номерной знак, вычисленный исключительно RFID-считывателем, после его ввода во второе электронно-вычислительное устройство, даст возможность зафиксировать нарушителя дорожного движения с учетом характера нарушения, марки автомобиля и времени, даты и местности происшествий, вычисленные устройством видеофиксации.
Процесс, связанный с идентификацией автомобиля посредством второй приемо-передающей антенной и дальнейшей обработкой оптического и радиочастотного сигналов, содержащих полученные номерные знаки, аналогичен случаю применения первой приемо-передающей антенны.
Согласно работе предлагаемого технического решения количество приемо-передающих антенн выбирается по количеству полос на автомобильной дороге (при необходимости возможно увеличение RFID-считывателей). Кроме того, для эффективного обнаружения движущихся встречно по полосам автомобилей, частоты электромагнитных колебаний, направленных на задние и передние номерные знаки встречно движущихся контролируемых автомобилей, должны быть разными. При необходимости, например, в случае широкой автомобильной дороги (более шести полос), количество устройств видеофиксации может составить от двух от трех.
Таким образом, в предлагаемом способе на основе комплексном использовании видеозаписи транспортных средств и их радиочастотной идентификации, можно обеспечить повышение качества идентификации транспортных средств с надежной фиксацией нарушений Правил дорожного движения.
Предлагаемый способ, помимо фиксации нарушений Правил дорожного движения, может быть успешно использовано для оперативного выявления автомобиля, находящегося в розыске.
Изобретение относится к способу фиксации нарушений правил дорожного движения. При осуществлении способа производят захват изображения заданного участка дороги устройством видеофиксации встречно с движущимися транспортными средствами. RFID-считывателем, по меньшей мере, с двумя пассивными метками и приемо-передающими антеннами производят радиочастотную идентификацию транспортных средств. Передают данные в электронно-вычислительное устройство. Данные этого устройства передают в модуль сопряжения. Данные модуля сопряжения о совместных результатах видеофиксации и радиочастотной идентификации транспортных средств по их номерному знаку поступают в блок сопоставления номерных знаков, в который также поступают данные из базы государственных номерных знаков. Выходной сигнал блока сопоставления номерных знаков передают в электронно-вычислительное устройство. Одна пассивная метка RFID-считывателя, с записью государственного номерного знака, встроена в передний номерной знак транспортного средства, а вторая в задний номерной знак. Одна приемо-передающая антенна используется для идентификации передних номерных знаков, а вторая для задних номерных знаков. Достигается повышение качества идентификации транспортных средств. 1 ил.
Способ фиксации нарушений Правил дорожного движения, в котором производят устройством видеофиксации захват изображения заданного участка дороги встречно с движущимися транспортными средствами, передают данные этого устройства в первое электронно-вычислительное устройство по первому каналу связи, отличающийся тем, что дополнительно производят RFID-считывателем, по меньшей мере, с двумя пассивными метками и приемо-передающими антеннами радиочастотную идентификацию указанных транспортных средств, данные этого устройства передают по второму каналу связи на первый вход модуля сопряжения, на второй выход которого поступает сигнал с первого выхода первого электронно-вычислительно устройства, обработанные данные этим модулем о совместных результатах видеофиксации и радиочастотной идентификации транспортных средств по их номерному знаку подают на первый вход блока сопоставления номерных знаков, на второй вход которого поступают данные с базы государственных номерных знаков, выходной информационный сигнал блока сопоставления номерных знаков об уточненном номерном знаке предполагаемого нарушителя Правил дорожного движения, по третьему каналу связи передают на первый вход второго электронно-вычислительного устройства, на второй вход которого, по четвертому каналу связи, поступает сигнал со второго выхода первого электронно-вычислительного устройства, при этом второе электронно-вычислительно устройство дает возможность вычислить владельца транспортного средства, нарушившего Правила дорожного движения, причем одна пассивная метка RFID-считывателя, с записью государственного номерного знака, встроена в передний номерной знак транспортного средства, а вторая, с записью государственного номерного знака - в задний номерной знак, одна приемо-передающая антенна используется для идентификации передних номерных знаков, а вторая - для задних номерных знаков.
Устройство для отбора и перевалки смеси шерсти из постели | 1948 |
|
SU75768A1 |
Способ получения бензополикарбоновых кислот и щавелевой кислоты | 1960 |
|
SU134684A1 |
CN 104442619 A, 25.03.2015 | |||
US 2014036077 A1, 06.02.2014 | |||
KR 20020077285 A, 11.10.2002. |
Авторы
Даты
2023-10-30—Публикация
2023-03-10—Подача