РАДИАЛЬНО-ОСЕВОЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ Российский патент 2014 года по МПК F16C17/10 

Описание патента на изобретение RU2506468C1

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных узлах трения.

Известен радиально-осевой подшипник скольжения, содержащий втулку из антифрикционного материала с наружной цилиндрической посадочной поверхностью и рабочие поверхности (Б.В.Воронков. Подшипники сухого трения. Машиностроение, Л., 1979, с.65).

Недостатком этого радиально-осевого подшипника скольжения является то, что он воспринимает небольшую осевую нагрузку при больших габаритных (радиальных) размерах, что снижает его долговечность и сдерживает его применение.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является радиально-осевой подшипник скольжения, содержащий втулку из антифрикционного материала с наружной цилиндрической посадочной поверхностью и рабочие поверхности, при этом рабочая поверхность для восприятия двусторонней осевой нагрузки выполнена в виде нескольких кольцевых канавок с треугольным равносторонним профилем, причем втулка может быть разрезной с возможностью посадки контртела на кольцевые канавки (Патент РФ на полезную модель №120476, F16C 7/10, опубл. 20.09.2012).

Недостатком радиально-осевого подшипника скольжения является то, что он не воспринимает динамическую нагрузку, что снижает его долговечность и сдерживает его применение, в том числе при перепаде температур.

Технической задачей, на решение которой направлено изобретение, является повышение долговечности подшипника скольжения и использование его при работе с динамическими нагрузками и перепадом температур.

Указанная задача достигается тем, что в радиально-осевом подшипнике скольжения, содержащем втулку из антифрикционного материала с наружной цилиндрической посадочной поверхностью и рабочие поверхности, при этом рабочая поверхность для восприятия двусторонней осевой нагрузки выполнена в виде нескольких кольцевых канавок с треугольным равносторонним профилем, причем втулка может быть разрезной с возможностью посадки контртела на кольцевые канавки, согласно изобретению кольцевые канавки размещены на внутренней поверхности разрезных колец, вмонтированных по скользящей посадке во втулку, при этом наружная поверхность разрезных колец связана со втулкой упругими кольцевыми элементами. Кроме того, упругие кольцевые элементы выполнены в виде пружин. Кроме того, разрезные кольца выполнены из антифрикционного материала, например фторопласта.

Размещение кольцевых канавок на внутренней поверхности разрезных колец вмонтированных по скользящей посадке во втулку, при этом наружная поверхность разрезных колец связана со втулкой упругими кольцевыми элементами, обеспечивает работу узла трения с динамическими нагрузками, кроме того, повышается точность монтажа контртела (оси, вала) в подшипник за счет возможности копирования поверхности контртела поверхностями канавки, что повышает долговечность и надежность работы.

Использование пружин в качестве упругих кольцевых элементов обеспечивает подвижность разрезных колец в радиальном направлении, что снижает динамические нагрузки на корпус втулки и повышает долговечность узла трения.

Выполнение разрезных колец из антифрикционного материала, например фторопласта, повышает износостойкость подшипника скольжения.

Сущность полезной модели поясняется чертежом, где изображен общий вид радиально-осевого подшипника скольжения.

Радиально-осевой подшипник скольжения содержит втулку 1 из антифрикционного материала (например, бронзы, капрона, капролона и т.д.) с наружной цилиндрической посадочной поверхностью 2 и рабочей поверхностью для восприятия двусторонней осевой нагрузки, выполненной в виде нескольких кольцевых канавок 3 на рабочей поверхности 4 для восприятия радиальной нагрузки, при этом втулка 1 может быть разрезной с возможностью посадки контртела на кольцевую канавку (путем упругой деформации втулки 1 по прорези 5). Кольцевые канавки 3 выполнены с треугольным равносторонним профилем, причем глубина кольцевых канавок 3 зависит от величины осевой нагрузки и ее (глубину) определяют экспериментально. Кольцевые канавки 3 размещены на внутренней поверхности разрезных колец 6, вмонтированных по скользящей посадке во втулку 1, при этом наружная поверхность разрезных колец 6 связана со втулкой 1 упругими кольцевыми элементами, которые выполнены в виде пружин 7. Разрезные кольца 6 выполнены из антифрикционного материала, например фторопласта.

При эксплуатации радиально-осевого подшипника скольжения кольцевые канавки 3 на разрезных кольцах 6 надежно удерживают контртело (ось, вал) от двустороннего осевого смещения и дополнительно воспринимают радиальную нагрузку, что достигается наличием треугольного равностороннего профиля кольцевых канавок 3 и пружин 7. Это увеличивает долговечность подшипника скольжения.

Перед установкой радиально-осевого подшипника в изделие по посадочной поверхности 2 (корпус редуктора, технологического оборудования и т.д.) подшипник разжимают по прорези 5, вставляют контртело во внутрь подшипника скольжения, которое копирует поверхность кольцевых канавок 3, и затем изделие запускают в эксплуатацию. При этом наличие пружин 7 позволяет контртелу самоустанавливаться во втулке 1 и гасить динамические нагрузки. Кроме того, пружины 7 сохраняют работоспособность подшипника скольжения при перепадах температур за счет компенсации изменения размеров разрезных колец 6.

Таким образом, повышается долговечность радиально-осевого подшипника скольжения, так как исключается изнашивание рабочих поверхностей втулки, особенно при работе узлов трения с динамическими нагрузками и перепадами температур. Кроме того, радиально-осевой подшипник скольжения из-за небольших размеров может быть использован в малогабаритных изделиях.

Похожие патенты RU2506468C1

название год авторы номер документа
РАДИАЛЬНО-ОСЕВОЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 2012
  • Богачев Анатолий Петрович
  • Еренков Олег Юрьевич
  • Богачев Алексей Анатольевич
  • Богачев Вячеслав Анатольевич
RU2502897C1
РАДИАЛЬНО-ОСЕВОЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 2014
  • Богачев Анатолий Петрович
  • Иванов Валерий Александрович
RU2551771C1
САМОСМАЗЫВАЮЩИЙСЯ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 2014
  • Богачев Анатолий Петрович
  • Иванов Валерий Александрович
RU2550406C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2001
  • Богачев А.П.
RU2189904C1
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 2001
  • Богачев А.П.
RU2207453C2
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2002
  • Богачев А.П.
RU2225543C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2002
  • Иванов В.А.
  • Богачев А.П.
  • Шамаев А.С.
  • Отмахов Д.В.
RU2222722C2
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2001
  • Богачев А.П.
RU2200257C2
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2001
  • Богачев А.П.
RU2192962C1
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 2001
  • Богачев А.П.
  • Отмахов Д.В.
RU2208724C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 506 468 C1

Реферат патента 2014 года РАДИАЛЬНО-ОСЕВОЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных узлах трения. Радиально-осевой подшипник скольжения содержит втулку из антифрикционного материала с наружной цилиндрической посадочной поверхностью и рабочие поверхности. Рабочая поверхность для восприятия двусторонней осевой нагрузки выполнена в виде нескольких кольцевых канавок с треугольным равносторонним профилем. Втулка может быть разрезной с возможностью посадки контртела на кольцевые канавки. Кольцевые канавки размещены на внутренней поверхности разрезных колец, вмонтированных по скользящей посадке во втулку. Наружная поверхность разрезных колец связана со втулкой упругими кольцевыми элементами. Упругие кольцевые элементы выполнены в виде пружин. Разрезные кольца выполнены из антифрикционного материала, например фторопласта. Технический результат: повышение долговечности подшипника скольжения и использование его при работе с динамическими нагрузками и перепадами температур. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 506 468 C1

1. Радиально-осевой подшипник скольжения, содержащий втулку из антифрикционного материала с наружной цилиндрической посадочной поверхностью и рабочие поверхности, при этом рабочая поверхность для восприятия двусторонней осевой нагрузки выполнена в виде нескольких кольцевых канавок с треугольным равносторонним профилем, причем втулка может быть разрезной с возможностью посадки контртела на кольцевые канавки, отличающийся тем, что кольцевые канавки размещены на внутренней поверхности разрезных колец, вмонтированных по скользящей посадке во втулку, при этом наружная поверхность разрезных колец связана со втулкой упругими кольцевыми элементами.

2. Радиально-осевой подшипник скольжения по п.1, отличающийся тем, что упругие кольцевые элементы выполнены в виде пружин.

3. Радиально-осевой подшипник скольжения по п.1, отличающийся тем, что разрезные кольца выполнены из антифрикционного материала, например фторопласта.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2014 года RU2506468C1

Способ приготовления тампонажных растворов 1958
  • Булатов А.И.
  • Мачинский Е.К.
SU120476A1
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 2001
  • Богачев А.П.
  • Отмахов Д.В.
RU2208724C2
МНОГОСЛОЙНАЯ ДЕТАЛЬgr;r^;U W' .^-'^-^ '^- •П- т*'ц т и ('<./, • oU' ' :., ; f^Tu^'^'^ -::;БИБП^10>&ььЛ_ 0
  • Ю. Г. Шнейдер, И. Я. Персии, А. Л. Рейнус, В. Л. Шульман,
  • А. И. Ерченков, А. П. Езжев, Б. А. Озеров, Е. И. Вексельман,
  • Б. Аврущенко Ю. И. Мулин
  • Ленинградский Филиал Научно Исследовательского Института
  • Резиновой Промышленности Ленинградский Институт Точной
  • Механики Оптики
SU318744A1
US 64944621 B2, 17.12.2002.

RU 2 506 468 C1

Авторы

Богачев Анатолий Петрович

Богачев Алексей Анатольевич

Богачев Вячеслав Анатольевич

Даты

2014-02-10Публикация

2012-10-26Подача