РАДИАЛЬНО-ОСЕВОЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ Российский патент 2013 года по МПК F16C17/10 

Описание патента на изобретение RU2502897C1

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных узлах трения.

Известен радиально-осевой подшипник скольжения, содержащий втулку из антифрикционного материала с наружной цилиндрической посадочной поверхностью и рабочие поверхности (Б.В.Воронков. Подшипники сухого трения. Машиностроение, Л., 1979, с.65).

Недостатком этого радиально-осевого подшипника скольжения является то, что он воспринимает небольшую осевую нагрузку при больших габаритных (радиальных) размерах, что снижает его долговечность и сдерживает его применение.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является радиально-осевой подшипник скольжения, содержащий втулку из антифрикционного материала с наружной цилиндрической посадочной поверхностью и рабочие поверхности, при этом рабочая поверхность для восприятия двусторонней осевой нагрузки выполнена в виде нескольких кольцевых канавок с треугольным равносторонним профилем, причем втулка может быть разрезной с возможностью посадки контртела на кольцевые канавки (Патент РФ на полезную модель №120476, F16C 17/10, опубл. 20.09.2012).

Недостатком радиально-осевого подшипника скольжения является то, что он не воспринимает динамическую нагрузку, что снижает его долговечность и сдерживает его применение, в том числе при перепаде температур.

Технической задачей, на решение которой направлено изобретение, является повышение долговечности подшипника скольжения и использование его при работе с динамическими нагрузками и перепадом температур.

Указанная задача достигается тем, что в радиально-осевом подшипнике скольжения, содержащем втулку из антифрикционного материала с наружной цилиндрической посадочной поверхностью и рабочие поверхности, при этом рабочая поверхность для восприятия двусторонней осевой нагрузки выполнена в виде нескольких кольцевых канавок с треугольным равносторонним профилем, причем втулка может быть разрезной с возможностью посадки контртела на кольцевые канавки, согласно изобретения, кольцевые канавки имеют упругий бандаж, вмонтированный во втулку по сферической поверхности. Кроме того, упругий бандаж выполнен из резины. Кроме того, упругий бандаж вмонтирован во втулку с натягом.

Использование на кольцевых канавках упругого бандажа, вмонтированного во втулку по сферической поверхности, обеспечивает работу узла трения с динамическими нагрузками, кроме того, повышается точность монтажа контртела (оси, вала) в подшипник, за счет возможности копирования поверхности контртела поверхностями канавки, что повышает долговечность и надежность работы.

Выполнение упругого бандажа из резины повышает технологические возможности изготовления подшипника скольжения при монтаже контртела.

Использование натяга повышает износостойкость упругого бандажа в процессе работы с динамическими нагрузками и перепадом температур.

Сущность полезной модели поясняется чертежом, где изображен общий вид радиально-осевого подшипника скольжения.

Радиально-осевой подшипник скольжения содержит втулку 1 из антифрикционного материала (например, бронзы, капрона, капролона, фторопласта и т.д.) с наружной цилиндрической посадочной поверхностью 2 и рабочей поверхностью для восприятия двусторонней осевой нагрузки, выполненной в виде кольцевых канавок 3 на рабочей поверхности 4 для восприятия радиальной нагрузки, при этом втулка 1 может быть разрезной с возможностью посадки контртела на кольцевую канавку (путем упругой деформации втулки 1 по прорези 5). Кольцевая канавка 3 выполнена с треугольным равносторонним профилем, причем ее глубина зависит от величины осевой нагрузки и ее (глубину) определяют экспериментально. На рабочей поверхности 4 может быть выполнено несколько кольцевых канавок. Кольцевые канавки 3 имеют упругий бандаж 6 (например, из резины), вмонтированный во втулку 1 по сферической поверхности. При этом упругий бандаж 6 вмонтирован во втулку 1 с натягом, позволяющим надежно охватывать контактирующую поверхность контртела и гасить динамические нагрузки, не передавая их на втулку 1. Величину натяга определяют экспериментально и обеспечивают за счет размеров сферической поверхности.

При эксплуатации радиально-осевого подшипника скольжения кольцевые канавки 3 надежно удерживают контртело (ось, вал) от двустороннего осевого смещения и дополнительно воспринимают радиальную нагрузку, что достигается наличием треугольного равностороннего профиля кольцевых канавок 3. Это увеличивает долговечность подшипника скольжения.

Перед установкой радиально-осевого подшипника в изделие по посадочной поверхности 2 (корпус редуктора, технологического оборудования и т.д.) подшипник разжимают по прорези 5, вставляют контртело вовнутрь подшипника, которое копирует поверхность кольцевых канавок 3, и затем изделие запускают в эксплуатацию. При этом наличие упругого бандажа 6 со сферической поверхностью позволяет контртелу самоустанавливаться во втулке 1 и гасить динамические нагрузки. Кроме того, упругий бандаж сохраняет работоспособность подшипника скольжения при перепадах температур.

Таким образом, повышается долговечность радиально-осевого подшипника скольжения, так как исключается изнашивание рабочих поверхностей втулки, особенно при работе узлов трения с динамическими нагрузками и перепадами температур. Кроме того, радиально-осевой подшипник скольжения из-за небольших размеров может быть использован в малогабаритных изделиях.

Похожие патенты RU2502897C1

название год авторы номер документа
РАДИАЛЬНО-ОСЕВОЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 2012
  • Богачев Анатолий Петрович
  • Богачев Алексей Анатольевич
  • Богачев Вячеслав Анатольевич
RU2506468C1
РАДИАЛЬНО-ОСЕВОЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 2014
  • Богачев Анатолий Петрович
  • Иванов Валерий Александрович
RU2551771C1
САМОСМАЗЫВАЮЩИЙСЯ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 2014
  • Богачев Анатолий Петрович
  • Иванов Валерий Александрович
RU2550406C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2001
  • Богачев А.П.
RU2189904C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2002
  • Богачев А.П.
RU2225543C1
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 2001
  • Богачев А.П.
  • Отмахов Д.В.
RU2208724C2
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ САМОСМАЗЫВАЮЩЕГОСЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2014
  • Богачев Анатолий Петрович
  • Иванов Валерий Александровч
RU2567494C1
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 2001
  • Богачев А.П.
RU2207453C2
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2001
  • Богачев А.П.
RU2192962C1
САМОСМАЗЫВАЮЩИЙСЯ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 2001
  • Богачев А.П.
RU2222721C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 502 897 C1

Реферат патента 2013 года РАДИАЛЬНО-ОСЕВОЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных узлах трения. Радиально-осевой подшипник скольжения содержит втулку из антифрикционного материала с наружной цилиндрической посадочной поверхностью и рабочими поверхностями. Рабочая поверхность для восприятия двусторонней осевой нагрузки выполнена в виде нескольких кольцевых канавок с треугольным равносторонним профилем. Втулка может быть разрезной с возможностью посадки контртела на кольцевые канавки. Кольцевые канавки имеют упругий бандаж, вмонтированный во втулку по сферической поверхности. Упругий бандаж может быть выполнен из резины. Упругий бандаж может быть вмонтирован во втулку с натягом. Технический результат: повышение долговечности подшипника скольжения и использование его при работе с динамическими нагрузками и перепадами температур. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 502 897 C1

1. Радиально-осевой подшипник скольжения, содержащий втулку из антифрикционного материала с наружной цилиндрической посадочной поверхностью и рабочими поверхностями, при этом рабочая поверхность для восприятия двусторонней осевой нагрузки выполнена в виде нескольких кольцевых канавок с треугольным равносторонним профилем, причем втулка может быть разрезной с возможностью посадки контртела на кольцевые канавки, отличающийся тем, что кольцевые канавки имеют упругий бандаж, вмонтированный во втулку по сферической поверхности.

2. Радиально-осевой подшипник скольжения по п.1, отличающийся тем, что упругий бандаж выполнен из резины.

3. Радиально-осевой подшипник скольжения по п.1, отличающийся тем, что упругий бандаж вмонтирован во втулку с натягом.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2013 года RU2502897C1

Способ приготовления тампонажных растворов 1958
  • Булатов А.И.
  • Мачинский Е.К.
SU120476A1
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 2001
  • Богачев А.П.
  • Отмахов Д.В.
RU2208724C2
МНОГОСЛОЙНАЯ ДЕТАЛЬgr;r^;U W' .^-'^-^ '^- •П- т*'ц т и ('<./, • oU' ' :., ; f^Tu^'^'^ -::;БИБП^10>&ььЛ_ 0
  • Ю. Г. Шнейдер, И. Я. Персии, А. Л. Рейнус, В. Л. Шульман,
  • А. И. Ерченков, А. П. Езжев, Б. А. Озеров, Е. И. Вексельман,
  • Б. Аврущенко Ю. И. Мулин
  • Ленинградский Филиал Научно Исследовательского Института
  • Резиновой Промышленности Ленинградский Институт Точной
  • Механики Оптики
SU318744A1
US 64944621 B2, 17.12.2002.

RU 2 502 897 C1

Авторы

Богачев Анатолий Петрович

Еренков Олег Юрьевич

Богачев Алексей Анатольевич

Богачев Вячеслав Анатольевич

Даты

2013-12-27Публикация

2012-10-19Подача