СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ СУДНА ПО ЗАДАННОЙ ТРАЕКТОРИИ Российский патент 2014 года по МПК B63H25/00 

Описание патента на изобретение RU2509679C1

Изобретение относится к управлению движением судна при следовании по заданной траектории и касается автоматического управления рулем или другим рулевым средством управления, которым оборудовано судно.

Известен способ управления движущимся объектом, например судном (Пат. РФ №22663606, опубл. 10.11.2005), по величине поперечных смещений двух точек, разнесенных по длине судна в его диаметральной плоскости (ДП) и называемых условно носовой (точка А на фиг.1-4) и кормовой (точка В на фиг.1-4).

Расстояние между точками А и В выбирают в зависимости от технической возможности размещения в этих точках приемных антенн спутниковой навигационной системы (СНС). Чем больше это расстояние, тем качественнее работа системы управления движением судна по заданной траектории.

Координаты этих точек определяют непрерывно с высокой точностью (±1,0 м), в связи с введением в СНС береговых станций, вычисляющих и передающих на судно дифференциальные поправки.

Значения координат позволяют непрерывно вычислять поперечные смещения точки А (dA) и точки В (dB) от заданной траектории. Причем поперечное смещение каждой точки от заданной траектории считается положительным, если она смещается вправо, и отрицательным, если она смещается влево (фиг.1-4).

Возникающие поперечные смещения вырабатывают сигнал на отклонение рулевого органа, например руля судна, по закону:

α = k A × d A + k B d B                                                      (1)

α = k A × d A + k B d B                                                      (1)

где kA, kB - коэффициенты усиления по поперечным смещениям носовой и кормовой точек судна от заданной траектории. Это положительные величины, причем dA больше kB. Угол α перекладки руля считается положительным при его перемещении в сторону правого борта.

На фиг.1-4 изображены основные варианты возможных отклонений судна 1 от заданной траектории 2 и управление в каждом из них (угол α перекладки руля 3). Например, на фиг.1, 2 ДП 4 судна 1 пересекает заданную траекторию 2 под некоторым углом, величина которого характеризуется значениями поперечных смещений точки А (dA) и точки В (dB), причем dA больше 0, dB меньше 0 (фиг.1) и dA меньше 0, dB больше 0 (фиг.2). В первом случае (фиг.1.) согласно закону (1) угол α отклонения руля будет иметь отрицательное значение, т.е. руль будет переложен на левый борт и судно начнет поворот влево, что приведет к уменьшению dA и dB и в конечном итоге к выходу судна на заданную траекторию; во втором случае (фиг.2) согласно закону (1) угол α отклонения руля будет иметь положительное значение, т.е. руль будет переложен на правый борт и судно начнет поворот вправо, что приведет к уменьшению dA, dB и к выходу судна на заданную траекторию.

На фиг.3, 4 ДП 4 судна 1 не пересекает заданную траекторию 2, а поперечные смещения точек А, В имеют одинаковые знаки, положительные (фиг.3) и отрицательные (фиг.4). Знак и соответствующее направление угла α перекладки руля зависят от соотношения значений коэффициентов kA и kB (kA больше kB, если знаки поперечных смещений точек А и В одинаковы, фиг.3, 4; kA и kB будут равны по величине, если знаки поперечных смещений точек А и В противоположны, фиг.1, 2). Соотношение значений коэффициентов kA, kB может выбираться из различных соображений. Например, если считать, что отклонение направления движения судна от заданного будет находиться в пределах ±90°, то указанное соотношение определяется выражением:

k B = k A × ( l + l | d A | ) 1                                                             (2)

где l - расстояние между точками А и В.

Однако предложенный закон управления рулевым устройством (1) не учитывает инерционных особенностей как рулевого устройства, так и самого объекта управления судна. Поэтому его применение не позволит качественно управлять судном, а в ряде случаев может привести к потере его управляемости из-за неконтролируемого изменения отклонений точек А и В от заданной траектории.

Цель изобретения - повышение точности удержания судна на заданной траектории и улучшение качества управления, в частности, исключение вероятности потери управляемости.

Для достижения поставленной цели предлагается способ, основанный на законе управления, который определяет скорость α ˙ r перекладки руля

α ˙ r = k A × d A + k B × d B + k α α r                                               (3)

где где kA, kB - коэффициенты усиления по поперечным смещениям носовой и кормовой точек судна от заданной траектории, kα -коэффициент усиления.

При этом действует ограничение на величину угла αr перекладки руля, который не должен превосходить максимального значения, характерного для конкретного рулевого устройства рассматриваемого судна, т.е. αrrmax.

Предлагаемый способ управления состоит в выработке управляющего сигнала sign, величина которого определяет скорость перекладки руля (или любого другого рулевого органа), то есть

s i g n = k A × d A + k B × d B + k α α r                                     (4)

Зависимость скорости α ˙ r перекладки руля от величины управляющего сигнала выражается графически (фиг.5).

Этот закон управления достаточно универсален и содержит зону нечувствительности (sign<sign), зону насыщения (sign>sign2) и переходную между ними зону (sign1<sign<sign2) линейного изменения скорости α ˙ r перекладки руля. Закон предполагает асимметричное отображение для отрицательных значений сигнала (sign<0). В этих зонах скорость α ˙ r перекладки руля меняется следующим образом (для sign>0):

α ˙ r = 0                                      sign sign1 α ˙ r = α ˙ r max s i g n s i g n 1 si g n 2 s i g n 1          sign < sign < sign2                        (5)   α ˙ r = α ˙ r max                               sign sign2

Как видно из выражения (4), инерция самого судна учитывается явным образом добавлением в закон управления члена, который зависит от текущего положения αr пера руля.

Похожие патенты RU2509679C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ СУДНОМ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ИМ ШВАРТОВНОЙ ОПЕРАЦИИ К БОРТУ СУДНА ПАРТНЕРА, СТОЯЩЕГО НА ЯКОРЕ 2012
  • Юдин Юрий Иванович
  • Иванов Виталий Витальевич
  • Холичев Сергей Николаевич
  • Петров Сергей Олегович
RU2509031C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ СУДНОМ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ИМ ШВАРТОВНОЙ ОПЕРАЦИИ К БОРТУ СУДНА-ПАРТНЕРА, ЛЕЖАЩЕГО В ДРЕЙФЕ 2012
  • Юдин Юрий Иванович
  • Глущенко Николай Анатольевич
RU2509029C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ ОБЪЕКТА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ИМ СБЛИЖЕНИЯ С ДРУГИМ ПОДВИЖНЫМ ОБЪЕКТОМ 2006
  • Юдин Юрий Иванович
  • Пашенцев Сергей Владимирович
RU2356784C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ СУДНОМ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ИМ ШВАРТОВНОЙ ОПЕРАЦИИ К БОРТУ СУДНА ПАРТНЕРА 2011
  • Юдин Юрий Иванович
  • Холичев Сергей Николаевич
  • Петров Сергей Олегович
RU2475410C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ СУДНОМ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ИМ ШВАРТОВНОЙ ОПЕРАЦИИ К БОРТУ СУДНА ПАРТНЕРА 2008
  • Юдин Юрий Иванович
RU2375249C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ СУДНОМ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ИМ ШВАРТОВНОЙ ОПЕРАЦИИ К БОРТУ СУДНА ПАРТНЕРА 2010
  • Юдин Юрий Иванович
  • Гололобов Александр Николаевич
RU2422326C1
Способ управления судном при выполнении движения по заданной траектории 2019
  • Юдин Юрий Иванович
  • Дабижа Борис Вячеславович
  • Висков Андрей Юрьевич
RU2713434C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖУЩИМСЯ ОБЪЕКТОМ 2004
  • Юдин Ю.И.
  • Пашенцев С.В.
RU2263606C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТРАЕКТОРИИ ПЕРЕВОДА СУДНА НА ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ КУРС С СОБЛЮДЕНИЕМ ОГРАНИЧЕНИЙ НА ДИАПАЗОН ИЗМЕНЕНИЯ СИГНАЛА УПРАВЛЕНИЯ 2012
  • Довгоброд Георгий Моисеевич
  • Клячко Лев Михайлович
RU2515006C1
Способ управления судном при выполнении им швартовной операции к борту судна партнёра 2019
  • Юдин Юрий Иванович
  • Перевозов Владимир Викторович
RU2714994C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 509 679 C1

Реферат патента 2014 года СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ СУДНА ПО ЗАДАННОЙ ТРАЕКТОРИИ

Изобретение относится к управлению судном при следовании по заданной траектории и касается автоматического управления рулём или другим рулевым средством управления, которым оборудовано судно. Управление осуществляют по величинам поперечных смещений носовой А и кормовой В точек. Точки А и В разнесены по длине судна в его диаметральной плоскости (ДП). Производят выработку управляющего сигнала и в зависимости от его величины определяют скорость перекладки руля. При этом необходимо соблюдать ограничение - угол перекладки руля не должен превышать его максимальное значение, характерное для конкретного рулевого устройства. Повышена точность удержания судна на заданной траектории, улучшено качество управления и исключена вероятность потери управляемости. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.

Формула изобретения RU 2 509 679 C1

1. Способ управления движением судна по заданной траектории по величинам поперечных смещений двух точек, разнесенных по длине судна в его диаметральной плоскости и условно называемых носовой А и кормовой В, характеризующийся тем, что производят выработку управляющего сигнала sign:
s i g n = k A × d A + k B × d B + k α α r   , где
kA, kB - коэффициенты усиления по поперечным смещениям носовой А и кормовой В точек судна от заданной траектории;
dA, dB - значения поперечных смещений соответственно точек А и В;
kα - коэффициент усиления,
αr - угол перекладки руля,
в зависимости от величины управляющего сигнала sign определяют скорость перекладки руля, в частности для sign>0:
α ˙ r = 0                                      sign sign1 α ˙ r = α ˙ r max s i g n s i g n 1 s i g n 2 s i g n 1          sign < sign < sign2 α ˙ r = α ˙ r max                               sign sign2

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что необходимо соблюдать ограничение - угол перекладки руля не должен превышать его максимальное значение, характерное для конкретного рулевого устройства.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2014 года RU2509679C1

Способ управления траекторией движения судна 1980
  • Завирухо Виталий Дмитриевич
SU908656A1
Способ управления траекторией движения судна 1983
  • Элькинд Леонид Борисович
  • Федоров Алексей Михайлович
SU1102714A1
US 7438013 B2, 21.10.2008.

RU 2 509 679 C1

Авторы

Юдин Юрий Иванович

Пашенцев Сергей Владимирович

Даты

2014-03-20Публикация

2012-09-26Подача