ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ВОРОТ ШЛЮЗА Российский патент 2014 года по МПК E02C1/00 

Описание патента на изобретение RU2511249C1

Изобретение относится к гидротехнике, в частности к предохранительным устройствам ворот шлюза.

Известно предохранительное устройство ворот шлюза в виде канатов с гидроамортизаторами, опускаемое на дно канала (а.с. № 1266927 от 12.06.1985 г.).

Недостатками данной конструкции являются:

- необходимость опускания каната вместе с амортизаторами в воду и защита их от коррозии;

- усложнение обслуживания механизмов подъема каната и амортизаторов, находящихся в воде;

- экологические проблемы, связанные с размещением каната и механизмов, работающих с использованием смазки в воде.

Известно предохранительное устройство ворот шлюза Лемен (ФРГ) (см. рис.2.9, стр.26 научно-технического отчета по теме №49 "Разработка предохранительных устройств металлоконструкций ворот судоходных шлюзов" Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций, г. Санкт-Петербург, 2004 г.), содержащее гибкое заграждение в виде троса, гидроамортизатор, подъемную ферму-шлагбаум с гидроподъемником, разъемный узел, состоящий из захватной головы, приемного устройства и передаточного устройства, размещенного на конце фермы-шлагбаума.

Наличие подъемной фермы-шлагбаума с гидроприводом утяжеляет и усложняет конструкцию, а одностороннее расположение гидроамортизатора приводит к смещению судна к берегу канала при его торможении при навале.

Известно предохранительное устройство ворот шлюза, установленное на шлюзах Веланского канала глубоководного пути Св. Лаврентия (США, Канада) (см. рис.2.7, стр.23 научно-технического отчета по теме №49 "Разработка предохранительных устройств металлоконструкций ворот судоходных шлюзов" Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций, г. Санкт-Петербург, 2004 г.), включающее гибкое заграждение из стального каната, амортизаторы, подъемную ферму с механизмом подъема и разъемный узел. Перед установкой предохранительного устройства канат ослаблен. В рабочем положении заграждение натянуто поперек канала, ферма поднята.

Недостатками данной конструкции являются:

- неизбежное увеличение массы фермы и мощности привода подъема фермы при увеличении ширины канала;

- наличие дополнительных механизмов для натяжения и ослабления стального каната перед сцепкой-расцепкой, а также значительные силы предварительного натяжения каната на широких каналах с целью уменьшения его прогиба от собственного веса.

Техническим результатом данного изобретения является снижение мощности приводов и массы металлоконструкции при установке предохранительного устройства, исключение дополнительных механизмов для регулирования натяжения каната, уменьшение усилия натяжения и прогиба канатов предохранительного устройства в положении перед навалом судна.

Это достигается тем, что предохранительное устройство ворот шлюза содержит гибкое заграждение, выполненное, например, в виде двух канатов, одни концы которых через ролики и штоки соединяются с амортизаторами, а на свободных концах закреплены элементы узла сцепки, выполненные, например, в виде проушины и зацепа, а поворотная ферма с приводом установлена на конце одной из двух поворотных в горизонтальной плоскости балок, шарнирно закрепленных на противоположных сторонах шлюза.

На поворотной ферме закреплен конец каната с проушиной с возможностью раскрепления посредством подпружиненного захвата с приводом, например электромагнитом.

На конце второй поворотной балки закреплен конец каната с зацепом, выполненным с возможностью соединения-разъединения с проушиной за счет подпружиненного стопора с приводом, например электромагнитом.

Поворотная ферма и вторая поворотная балка установлены таким образом, чтобы при повороте их перпендикулярно шлюзу в положение перед навалом судна проушина сцеплялась с зацепом, тем самым соединяя два каната в единое гибкое заграждение.

Каждый канат снабжен упорами, взаимодействующими с концами поворотных балок и обеспечивающими при монтаже предохранительного устройства необходимое натяжение канатов для обеспечения наименьшего прогиба от собственного веса.

Снижение мощности приводов и массы металлоконструкций при установке предохранительного устройства достигается установкой на противоположных сторонах шлюза балок, поворотных в горизонтальной плоскости.

Исключение дополнительных механизмов для регулирования натяжения канатов в положении предохранительного устройства перед навалом судна достигается установкой упоров, взаимодействующих с поворотными балками, а уменьшение усилия натяжения канатов - уменьшением пролета свободно провисающего каната в положении поворотных балок, развернутых перпендикулярно шлюзу в положение перед навалом судна.

На фиг.1 показано в плане предохранительное устройство ворот шлюза в положении перед навалом судна.

На фиг.2 показан разрез А-А на фиг.1 в положении поворотной фермы в момент сцепки канатов.

На фиг.3 показано в плане предохранительное устройство ворот шлюза в положении навала судна.

На фиг.4 показан разрез Г-Г фиг.2.

На фиг.5 показан разрез Б-Б на фиг.4.

На фиг.6 показан разрез В-В фиг.4

Предохранительное устройство ворот 1 шлюза 2 содержит гибкое заграждение, выполненное в виде двух канатов 3 и 4, одними концами соединенных с амортизаторами 5 посредством роликов 21, 22 и штоков 23, а свободными концами соединенных между собой узлом сцепки, выполненным, например, в виде проушины 6, зацепа 7, подпружиненного стопора 8 с электромагнитом 9, при этом свободный конец каната 3 соединен с проушиной 6, а свободный конец каната 4 соединен с зацепом 7.

На противоположных сторонах шлюза 2 шарнирно установлены поворотные в горизонтальной плоскости балки 10, 11 с приводами от электромеханизмов 12, причем электромеханизмы 12 выполнены несамотормозящимися для обеспечения разворота поворотных балок 10, 11 при навале судна 19. На конце поворотной балки 10 шарнирно закреплена ферма 13 с приводом от электроцилиндра 14. На конце поворотной балки 11 выполнено отверстие с лысками 24 и пазом 25, в котором установлен зацеп 7, соединенный со свободным концом каната 4, причем паз 25 выполнен шириной больше диаметра каната 4, но меньше размера по лыскам цилиндрической части зацепа 7, что обеспечивает установку каната 4 в поворотной балке 11. На конце поворотной фермы 13 в ложемент-ловителе 15 закреплен свободный конец каната 3 с проушиной 6 посредством подпружиненного захвата 16, кинематически связанного с электромагнитом 17. Канат 3 имеет шарнир 26, обеспечивающий разворот его совместно с поворотной фермой 13. Канат 3 снабжен упором 18, а на зацепе 7, соединенном с канатом 4, выполнен упор 27. Упоры 18 и 27 канатов 3 и 4 поджаты к концам поворотных балок 10 и 11, обеспечивая необходимое натяжение и прогиб канатов 3 и 4, что позволяет исключить дополнительные механизмы натяжения канатов 3 и 4.

При этом гибкое заграждение из канатов 3 и 4 по ширине шлюза разделено на три части: от роликов 21 до упоров 18 и 27 (две части) и от упора 18 до проушины 6 (третья часть), т.е. длина каждой части провисающего каната ~ в 3 раза меньше ширины шлюза, что позволяет снизить усилие натяжения канатов для достижения допустимого прогиба.

Устройство работает следующим образом.

При прохождении судна 19 поворотные балки 10 и 11 (пунктирное изображение) развернуты приводами с электромеханизмами 12 вдоль шлюза 2, а поворотная ферма 13 приводом с электроцилиндром 14 развернута относительно поворотной балки 10 на угол, например, 30°…135°, обеспечивающий ее размещение на стенке шлюза 2.

Конец каната 4 с зацепом 7 удерживается отверстием 24 на поворотной балке 11. Конец каната 3 удерживается на поворотной ферме 13 в ложемент-ловителе 15 подпружиненным захватом 16.

Перед заходом судна 19 в шлюз 2 поворотные балки 10 и 11 разворачиваются приводами с электромеханизмами 12 перпендикулярно шлюзу 2, поворотная ферма 13 разворачивается приводом с электроцилиндром 14 в одну линию с поворотными балками 10 и 11.

Проушина 6 и зацеп 7 сцепляются между собой и фиксируются подпружиненным стопором 8, после чего конец каната 3 раскрепляется с поворотной фермой 13 путем утапливания подпружиненного захвата 16 электромагнитом 17. Поворотная ферма 13 приводом с электроцилиндром разворачивается относительно поворотной балки 10 в сторону, противоположную навалу судна 19 на канат 3 на угол, например, 30°…135°.

Предохранительное устройство ворот шлюза готово к приему судна 19.

Если судно 19 при входе в шлюз 2 не затормозило, то оно наваливается на канат 3, соединенный при помощи проушины 6 и зацепа 7 с канатом 4. Под воздействием судна 19 канат 3 перегибается в месте навала судна, начинает совместно с канатом 4 разворачивать поворотные балки 10 и 11 и вытягиваться, перемещая через ролики 21 и 22 штока 23 амортизаторов 5, а кинетическая энергия судна 19 гасится за счет, например, перетечки жидкости в амортизаторах 5 через дроссель (не показано).

После остановки судна 19 и его возврата в положение перед предохранительным устройством поворотные балки 10 и 11 приводами с электромеханизмами 12 возвращаются в положение, перпендикулярное шлюзу 2, канаты 3 и 4 натягиваются обратным ходом штоков 23 амортизаторов 5, например, за счет закачки жидкости насосом из штоковой полости в поршневую (не показано), после чего поворотная ферма 13 разворачивается приводом с электроцилиндром 14 поперек шлюза 2, захватывая ложемент-ловителем 15 конец каната 3 с проушиной 6. Подпружиненный захват 16 фиксирует проушину 6 в ложемент-ловителе 15. Электромагнит 9 поворачивает подпружиненный стопор 8, освобождая проушину 6 в захвате 7. Поворотная ферма 13 совместно с поворотными балками 10 и 11 приводами с электромеханизмами 12 и электроцилиндром 14 разворачиваются в положение для прохождения судна 19 через шлюз 2.

Похожие патенты RU2511249C1

название год авторы номер документа
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ВОРОТ ШЛЮЗА 2013
  • Шурыгин Виктор Александрович
  • Серов Валерий Анатольевич
  • Голдобин Борис Юрьевич
  • Ковбиченко Виктор Филлипович
RU2533908C1
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО СУДОХОДНОГО ШЛЮЗА 2010
  • Колосов Михаил Александрович
RU2425922C1
Способ защиты ворот шлюза судоходного гидротехнического сооружения 2016
  • Морозов Виктор Николаевич
  • Краснощеков Игорь Леонидович
  • Павлович Лев Анатольевич
  • Красинский Дмитрий Борисович
  • Павлович Игорь Львович
  • Мельников Евгений Владиславович
RU2634116C1
Устройство для защиты ворот судоходного шлюза от навала судов 1972
  • Шведов Владимир Леонидович
  • Шестаков Александр Сергеевич
SU557144A1
Предохранительное устройство для воротСудОХОдНыХ шлюзОВ 1979
  • Козак Григорий Иосифович
SU844676A1
Предохранительное устройство для ворот судоходных шлюзов 1981
  • Козак Григорий Иосифович
SU1010201A2
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО СУДОХОДНОГО ШЛЮЗА 2013
  • Колосов Михаил Александрович
  • Эйрус Александр Андреевич
RU2532036C1
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ВОРОТ ШЛЮЗА ОТ НАВАЛА СУДОВ 2006
  • Колосов Михаил Александрович
RU2335599C2
Каретка предохранительного устройства для ворот судоходного шлюза 1984
  • Вознесенский Владимир Алексеевич
SU1172993A1
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ ВОРОТ ШЛЮЗА ОТ НАВАЛА СУДОВ 2019
  • Колосов Михаил Александрович
  • Эйрус Александр Андреевич
  • Жигновская Диана Валерьевна
RU2726893C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 511 249 C1

Реферат патента 2014 года ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ВОРОТ ШЛЮЗА

Предохранительное устройство ворот шлюза предназначено для защиты ворот шлюза от навала судов. Предохранительное устройство содержит гибкое заграждение с амортизаторами, две поворотные в горизонтальной плоскости балки и ферму с приводами. Две поворотные балки шарнирно закреплены на противоположных сторонах шлюза. Поворотная ферма установлена на одной из поворотных балок. Гибкое заграждение состоит из двух канатов. Одни концы канатов соединены с амортизаторами. На свободных концах канатов закреплены элементы узла сцепки. Каждый канат снабжен упорами. Упоры, взаимодействуя с концами поворотных балок, обеспечивают при монтаже необходимое натяжение канатов. При установке заградительного устройства поворотные балки и ферма разворачиваются приводами перпендикулярно шлюзу в одну линию. Свободные концы двух канатов сцепляются узлом сцепки. Поворотная ферма разворачивается приводом относительно поворотной балки в сторону, противоположную навалу судна, оставляя свободно провисающим канат только между поворотными балками. Снижение мощности приводов и массы металлоконструкций достигается установкой балок и фермы, поворотных в горизонтальной плоскости. Уменьшение усилия натяжения канатов достигается уменьшением длины свободно провисающего между поворотными балками каната. 6 ил.

Формула изобретения RU 2 511 249 C1

Предохранительное устройство ворот шлюза, содержащее гибкое заграждение, состоящее из двух частей, одни концы которых соединены с амортизаторами, а другие свободные соединены между собой узлом сцепки, и поворотную ферму с приводом, на которой закреплен, с возможностью раскрепления, свободный конец одной из частей гибкого заграждения, отличающееся тем, что поворотная ферма с приводом установлена на конце одной из двух поворотных в горизонтальной плоскости балок, шарнирно закрепленных на противоположных сторонах шлюза, а свободный конец второй части гибкого заграждения закреплен с возможностью раскрепления на второй поворотной балке, при этом свободные концы гибкого заграждения снабжены упорами, взаимодействующими с поворотными балками, а свободный конец, закрепленный на поворотной ферме, дополнительно имеет шарнир, ось которого совпадает с осью поворота поворотной фермы.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2014 года RU2511249C1

Предохранительное устройство ворот шлюза 1985
  • Ларионов Сергей Владимирович
  • Сандигурский Олег Львович
SU1266927A1
Предохранительное устройство ворот шлюза 1990
  • Кузьмичев Анатолий Михайлович
SU1799948A1
Устройство для защиты ворот шлюза 1980
  • Вырыпаев Евгений Александрович
SU994618A1
Предохранительное устройство ворот шлюза 1988
  • Сандигурский Олег Львович
  • Ларионов Сергей Владимирович
SU1594246A2

RU 2 511 249 C1

Авторы

Шурыгин Виктор Александрович

Серов Валерий Анатольевич

Голдобин Борис Юрьевич

Ковбиченко Виктор Филлипович

Даты

2014-04-10Публикация

2012-10-19Подача