СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ВЕЛИЧИНЫ ОСЕВОГО ЗАЗОРА В ШАРОВОМ ШАРНИРЕ АВТОМОБИЛЯ Российский патент 2015 года по МПК G01M17/00 G01M7/06 

Описание патента на изобретение RU2556814C1

Способ диагностирования относится к области измерительной техники, к диагностированию автомобилей, в частности к определению зазора в шаровых шарнирах.

Известен способ диагностирования роторных, подшипниковых и редукторных узлов, основанный на преобразовании вибраций, возникающих при вращении узла, в электрические сигналы, которые в свою очередь преобразуют в спектры амплитудных составляющих, распределенных по частотным зонам (см. патент РФ №2284021, МПК G01M 7/02, G01M 13/00, опубл. 04.11.2004). Недостатком такого способа является невозможность его использования для диагностирования шаровых шарниров.

Известно устройство для контроля и диагностирования состояния подшипника качения. Измерительный преобразователь сигнала выполнен в виде гидрофона, размещенного вне корпуса контролируемого объекта, включающего подшипник, и соединен с корпусом подшипника акустическим зондом, один конец которого соединен с масляной полостью подшипника в непосредственной близости от него, а другой - с гидрофоном, акустический зонд выполнен в виде эластичной трубки с шероховатой внутренней поверхностью (см. патент РФ №.21.15907, МПК F16C 1/00, опубл. 10.07.1998 г.). Недостатком такого способа является невозможность его использования для диагностирования шаровых шарниров.

Известно также устройство диагностики состояния ступичного подшипника, содержащее канал измерения электрического диагностического параметра и канал измерения вибрационного диагностического параметра, включающий в себя последовательно соединенные вибропреобразователь и блок преобразования вибрационного сигнала, отличающееся тем, что диагностическое решение о состоянии подшипника определяется блоком, который собирает и подготавливает диагностическую информацию, которую передает на заранее обученную искусственную нейронную сеть, используемую для принятия решения о техническом состоянии ступичного подшипника (см. патент РФ №133300, МПК G01M 13/04, G01M 17/04, опубл. 23.04.2013).

Наиболее близким техническим решением к заявленному изобретению можно отнести универсальный шаровой шарнир Недикова “УШШН-2”. Универсальный шаровой шарнир Недикова “УШШН-2” содержит монолитный корпус, выполненный с гнездом под головку пальца, палец с шаровой головкой, установленный в гнезде корпуса, и полимерный вкладыш, установленный между ними. Вкладыш, выполненный в форме усеченной полусферы, содержит в своей внутренней части электропроводящий участок, а с наружной - выступы, размещенные в выточках гнезда корпуса и фиксирующие его от проворота в корпусе. Сегменты расположены с противоположных сторон головки шарового пальца, а электропроводящий участок вкладыша соединен с сигнальным устройством на приборном щитке автомобиля. Это позволяет получать сигнализацию о выработке и снижение коэффициента трения в паре (головка пальца - вкладыш), а также отсутствие проворота вкладыша (см. патент РФ №2264564, МПК F16C 11/06, опубл. 25.06.2003).

Недостатком такого способа диагностирования технического состояния шарового шарнира является необходимость внесения изменений в конструкцию существующих шаровых шарниров, невозможность получения численных значений, характеризующих техническое состояние шарового шарнира, и, соответственно, невозможность прогнозирования остаточного ресурса шарового шарнира.

Задачей, на решение которой направлено изобретение, является упрощение процесса диагностирования шаровых шарниров автомобилей, а также получение информации при диагностировании, позволяющей судить о величине зазора в шаровом шарнире и о его остаточном ресурсе.

Для решения данной задачи в предлагаемом способе диагностирования величины осевого зазора в шаровом шарнире автомобиля, согласно изобретению в подвеску автомобиля устанавливают два вибродатчика, один из них устанавливают в непосредственном контакте с измерительным узлом - сопряжение головка шарового пальца - полимерный вкладыш через корпус шарового шарнира, второй вибродатчик устанавливают на рычаге подвески сопряженным с диагностируемым шаровым шарниром на расстоянии 10-15 см от первого вибродатчика.

Технический результат - за счет использования двух вибродатчиков, аналого-цифрового преобразователя и специализированного программного обеспечения получаем упрощение процесса диагностирования шаровых шарниров автомобилей, а также получение информации при диагностировании, позволяющей судить о величине зазора в шаровом шарнире и о его остаточном ресурсе.

Для крепления датчиков используются мощные и компактные неодимовые магниты. Сигнал от вибродатчиков проходит на аналого-цифровой преобразователь, где оцифровывается и с помощью специализированного программного обеспечения анализируется и представляется в виде графиков изменения величины виброускорений, представленной в милливольтах, от времени проведения диагностического воздействия. Далее производится преобразование временных характеристик сигнала в частотные (преобразование Фурье). Полученные данные сравниваются с данными, полученными при диагностировании экспериментальных шаровых шарниров с различной степенью износа с заведомо известными зазорами (измеренными предварительно механическим способом) на специализированном испытательном стенде.

Способ осуществляется следующим образом. Первый вибродатчик фиксирует вибрации, возникающие непосредственно в диагностируемом сопряжении шарового шарнира, второй вибродатчик фиксирует вибрации в рычаге подвески. Их сравнительный анализ позволяет более точно выявить гармоники и частотные составляющие сигналов, характерные для зазора в сопряжении шарового шарнира (фиг.1-4).

Сущность диагностирования поясняется амплитудно-частотными характеристиками для испытательных образцов с заведомо известными величинами осевого зазора, приведенными на рисунках, где на фиг.1 приведены примеры амплитудно-частотных характеристик испытательного образца с величиной осевого зазора 0,1 мм. На фиг.2 - для испытательного образца с величиной осевого зазора 0,2 мм. На фиг.3 - для испытательного образца с величиной осевого зазора 0,3 мм. На фиг.4 - для испытательного образца с величиной осевого зазора 0,9 мм. На фиг.1-4 пункт а) включает амплитудно-частотные характеристики для датчика, установленного на рычаге подвески, и фиксирует вибрации, возникающие в рычаге подвески, пункт б) включает амплитудно-частотные характеристики для датчика, установленного на испытательном образце, и фиксирует вибрации, возникающие в исследуемом сопряжении.

Для проведения экспериментов были использованы 30 испытательных образцов. 10 из них новые без эксплуатации на автомобилях с величиной осевого зазора от 0,05 до 0,2 мм, 10 - со средней степенью износа, снятые с автомобилей с величиной осевого зазора от 0,2 до 0,7 мм, и 10 - с высокой степенью износа, снятые с автомобилей и выработавшие свой ресурс, с величиной осевого зазора от 0,7 до 1,2 мм.

Аналитическим методом была определена полоса частот, характеризующих осевой зазор в испытательных образцах (фиг.1-4, п. б). Исследуемая полоса частот находится на участке 270-320 Гц.

Сравнение этой полосы частот для датчика испытательного образца с полосой частот для датчика рычага (фиг.1-4, п. а) подтверждает, что всплески на этой полосе частот характеризуют вибрации только для испытательных образцов, т.к. всплесков для рычага на этой полосе частот не наблюдается.

Анализируя полученные всплески на полосе частот 270-320 Гц от вибродатчиков, установленных на испытательных образцах, получаем зависимости величины всплесков на выделенной полосе частот от величины осевого зазора испытательных образцов. Данные представлены в таблице 1.

Таким образом, предлагаемый способ измерения осевого зазора в шаровом шарнире позволяет с высокой точностью диагностировать состояние шаровых шарниров подвески автомобилей.

Похожие патенты RU2556814C1

название год авторы номер документа
Способ безразборной диагностики изменений технического состояния судовых рулевых устройств в результате воздействия ледовых нагрузок и устройство для его реализации 2017
  • Куркова Ольга Петровна
  • Углов Александр Владимирович
  • Углова Юлия Николаевна
  • Горовая Ольга Николаевна
  • Мокрый Геннадий Олегович
RU2655611C2
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И/ИЛИ ТРАНСМИССИИ АВТОМОБИЛЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1999
  • Ушаков А.П.
  • Тварадзе С.В.
  • Грабовецкий А.А.
  • Рейбанд Ю.Я.
  • Альшевский А.Н.
  • Морошкин И.В.
RU2165605C1
Экспериментальная установка для диагностирования и испытания механических коробок передач легковых автомобилей 2021
  • Новиков Александр Николаевич
  • Тебекин Максим Дмитриевич
  • Родичев Алексей Юрьевич
  • Горин Андрей Владимирович
RU2783190C1
СПОСОБ ВИБРОДИАГНОСТИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПОРШНЕВЫХ МАШИН ПО СПЕКТРАЛЬНЫМ ИНВАРИАНТАМ 2007
  • Костюков Владимир Николаевич
  • Науменко Александр Петрович
  • Бойченко Сергей Николаевич
RU2337341C1
СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ ШАРОВЫХ ШАРНИРОВ ПЕРЕДНЕЙ ПОДВЕСКИ ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЯ 2013
  • Тебекин Максим Дмитриевич
  • Катунин Андрей Александрович
  • Новиков Александр Николаевич
RU2566796C2
СПОСОБ ВИБРОДИАГНОСТИКИ АГРЕГАТОВ ОБЪЕМНОГО ТИПА В ГИДРАВЛИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ 2014
  • Дегтярёв Николай Анатольевич
  • Синёв Михаил Юрьевич
RU2557676C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ МАШИН ПО КОСВЕННЫМ ПРИЗНАКАМ 2016
  • Костюков Владимир Николаевич
  • Науменко Александр Петрович
  • Бойченко Сергей Николаевич
  • Костюков Алексей Владимирович
RU2610366C1
Способ мониторинга вибрации щеточно-коллекторных узлов электродвигателей постоянного тока 2019
  • Филина Ольга Алексеевна
  • Цветков Алексей Николаевич
RU2730109C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАЗОРА В ШАТУННОМ ПОДШИПНИКЕ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА ПРИ ИСПЫТАНИИ И ДИАГНОСТИКЕ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ, ТРАНСПОРТНЫХ И ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МАШИН 2018
  • Макушин Александр Александрович
  • Кулаков Александр Тихонович
  • Кулаков Олег Александрович
  • Илюхин Алексей Николаевич
RU2691259C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПЕРЕДНЕГО МОСТА АВТОМОБИЛЯ 2010
  • Гринцевич Владимир Иванович
RU2446387C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 556 814 C1

Реферат патента 2015 года СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ВЕЛИЧИНЫ ОСЕВОГО ЗАЗОРА В ШАРОВОМ ШАРНИРЕ АВТОМОБИЛЯ

Изобретение относится к области измерительной техники, к диагностированию автомобилей. Способ диагностирования величины осевого зазора в шаровом шарнире автомобиля достигается за счет использования двух вибродатчиков. Первый вибродатчик фиксирует вибрации, возникающие непосредственно в диагностируемом сопряжении головки шарового шарнира и полимерного вкладыша. Второй вибродатчик, установленный на рычаге подвески сопряженным с диагностируемым шаровым шарниром на расстоянии 10-15 см от первого вибродатчика, фиксирует вибрации в рычаге подвески. Их сравнительный анализ позволяет более точно выявить гармоники и частотные составляющие сигналов, характерные для зазора в сопряжении шарового шарнира. Достигается упрощение процесса диагностирования шаровых шарниров автомобилей, а также получение информации при диагностировании, позволяющей судить о величине зазора в шаровом шарнире и о его остаточном ресурсе. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 556 814 C1

Способ диагностирования зазора в шаровом шарнире автомобиля, отличающийся тем, что в подвеску автомобиля устанавливают два вибродатчика, один из них устанавливают в непосредственном контакте с измерительным узлом - сопряжение головка шарового пальца - полимерный вкладыш через корпус шарового шарнира, второй вибродатчик устанавливают на рычаге подвески сопряженным с диагностируемым шаровым шарниром на расстоянии 10-15 см от первого вибродатчика.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2015 года RU2556814C1

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ШАРОВОЙ ШАРНИР НЕДИКОВА "УШШН-2" 2003
  • Недиков В.П.
RU2264564C2
Способ определения технического состояния рулевого управления автомобиля 1977
  • Яновский Владимир Лазаревич
SU662842A1
FR 2833321 A1, 13.06.2003
CN 202511963 U, 31.10.2012

RU 2 556 814 C1

Авторы

Тебекин Максим Дмитриевич

Катунин Андрей Александрович

Новиков Александр Николаевич

Майоров Максим Валерьевич

Мишин Владислав Владимирович

Даты

2015-07-20Публикация

2014-02-27Подача