ЛИТЕЙНАЯ ФОРМА ДЛЯ АЛЮМИНОТЕРМИТНОЙ СВАРКИ РЕЛЬСОВ Российский патент 2015 года по МПК B23K23/00 B23K101/26 E01B11/52 

Описание патента на изобретение RU2559388C2

Изобретение относится к литейной форме, позволяющей осуществить способ алюминотермитной сварки рельсов методом промежуточного литья с одновременным ремонтом поверхности катания в зоне стыка изношенных концов рельсов на месте без изъятия их с полотна, что необходимо, например, при переустройстве действующею звеньевого рельсового пути в бесстыковой путь.

Аналогами изобретений являются литейные формы для алюминотермитной сварки рельсов по патентам RU 2119854, ФРГ 1239915, включающие две полуформы с литьевым мостиком в верхней части, образующие сварочную полость для размещения концов свариваемых рельсов, заполняемую расплавленным металлом, и каналы для подачи расплавленного металла в сварочные полости.

Однако указанные литейные формы не обеспечивают решение проблемы ремонта поверхности катания рельса наплавкой термитным металлом с целью устранения износа и дефектов в виде выкрашиваний, отслоений, возникающих на концах рельсов при накладочно-болтовом соединении рельсов.

Известно, что в настоящее время для устранения износа и дефектов рельсовых концов применяют наплавку металла электродуговым способом с использованием присадочной проволоки. Известен также способ ремонта поверхности катания рельсов алюминотермитной сваркой и применением литейных форм для устранения этих дефектов в виде отдельной технологической операции.

Между тем при переустройстве действующего звеньевого рельсового пути в бесстыковой, как правило, возникает необходимость сварки и одновременного ремонта изношенных и дефектных концов рельсов.

Наиболее близким аналогом (прототипом) изобретения является литейная форма для алюминотермитной сварки, включающая две полуформы с литьевым мостиком в верхней части, образующие сварочную полость для размещения концов свариваемых рельсов, заполняемую расплавленным металлом, выполненные, по крайней мере, в одной из полуформ, по крайней мере, один боковой канал, сообщающий пространство над литьевым мостиком с нижней частью сварочной полости, по крайней мере, один дополнительный средний канал, сообщающий боковой канал со средней частью сварочной полости в области головок рельсов, и, по крайней мере, один дополнительный верхний канал, сообщающий боковой канал с верхней частью сварочной полости над головками рельсов (см. RU 2116875, В23K 23/00, 1998).

Однако указанная литейная форма не решает задачи одновременной алюминотермитной сварки концов рельсов и их ремонта путем наплавки термитным металлом. Для ремонта концов рельсов наплавкой термитного металла при использовании литейной формы по прототипу потребуется проведение еще дополнительной технологической операции по наплавке и применение дополнительной литейной формы. В этом случае время работы на действующем пути увеличивается за счет последовательного применения двух технологических процессов, что также является недостатком, так как требует увеличения продолжительности закрытия перегонов для выполнения работ.

К недостаткам литейной формы, принятой в качестве прототипа, относятся конструктивные недостатки каналов и гидравлической схемы движения расплавленного жидкого металла, что приводит к турбулизации потока, завихрениям и затрудняет отвод шлаков и газов, что приводит к ухудшению качества литья и снижает прочность сварного соединения рельсов.

Задачей настоящего изобретения является сокращение сроков осуществления сварки концов рельса и ремонта поверхности катания головки рельса при переустройстве звеньевого рельсового нуги в бесстыковой на действующем пути в полевых условиях, а также повышение качества сварного шва и термитного металла наплавки.

Технический результат заключается в одновременном со сваркой концов рельса ремонте поверхности катания рельса в зоне стыка наплавкой и, тем самым, ликвидации дефектов поверхности катания концов рельсов в зоне, примыкающей к сварному шву, а также в проведении всего процесса заливки металла при оптимальных температурах, предотвращении его быстрого охлаждения и обеспечении беспрепятственного удаления из расплавленного металла шлаков и газов.

Указанные задача и технический результат достигаются тем, что в литейной форме для алюминотермитной сварки рельсов, включающей две полуформы с литьевым мостиком в верхней части, образующие сварочную полость для размещения концов свариваемых рельсов, заполняемую расплавленным металлом, выполненные, по крайней мере, в одной из полуформ, по крайней мере, один боковой канал, сообщающий пространство над литьевым мостком с нижней частью сварочной полости, по крайней мере, один дополнительный средний канал, сообщающий боковой канал со средней частью сварочной полости в области головок рельсов и, по крайней мере, один дополнительный верхний канал, сообщающий боковой канал с верхней частью сварочной полости над головками рельсов, в отличие от прототипа, по крайней мере, в одной из полуформ средняя и верхняя части выполнены расширенными с образованием внутренней сварочной полости шириной не менее протяженности дефекта поверхности катания головки рельса.

А также тем, что в каждой из полуформ средняя и верхняя части выполнены расширенными с образованием внутренней сварочной полости шириной не менее протяженности дефекта поверхности катания головки рельса.

А также тем, что дополнительный верхний канал и дополнительный средний каналы выполнены круглого овального, квадратного или прямоугольного сечения и имеют переменное сечение, увеличивающееся к входу в сварочную полость.

А также тем, что дополнительный верхний канал выполнен в виде щели с переменным сечением, увеличивающимся в направлении сварочной полости.

А также тем, что литьевой мостик в сечениях, перпендикулярных или параллельных оси рельсов выполнен в виде трапеции, сужающейся книзу, а в месте установки литьевого мостика полуформы внутри имеют фаски с наклоном к головке рельса под углом, равным углу наклона боковых сторон трапеции.

А также тем, что литьевой мостик выполнен с возможностью вытеснения расплавленным металлом в пространство над местом его установки после заполнения сварочной полости расплавленным металлом.

А также тем, что боковой канал, сообщающий пространство над литьевым мостиком с нижней частью сварочной полости выполнен расширяющимся к входу в зону заливки подошвы рельса

Конструкция предложенной литейной формы для литья металла в свариваемый зазор обеспечивает отвод части расплавленного металла, подаваемого для образования сварного соединения рельсов и на одновременный ремонт поверхности катания рельса в зоне стыка наплавкой путем ликвидации оставшихся дефектов поверхности катания концов рельсов в зоне, примыкающей к сварному шву.

Расширение литейной формы в зоне головки рельса для обеспечения наплавки примыкающей поверхности катания определяется длиной наплавляемой поверхности. С целью достижения равномерности поступления расплавленного металла в зону наплавки литейную форму снабжают дополнительными каналами круглой, прямоугольной, квадратной или щелевидной формы. Щелевидная форма предпочтительнее при наплавке дефектной поверхности максимальной длины.

Предложенная литейная форма позволяет выполнять эти операции в рамках одного технологического процесса. Благодаря усовершенствованию гидравлической схемы движения потока расплавленного металла и конструктивных элементов каналов для подачи металла в зоны сварки и наплавки улучшается качество термитного литья за счет лучшего удаления шлаков и газов из зоны заливки сечения рельсов. При этом повышается качество сварного соединения, достигается экономия времени, трудозатрат, сокращается количество используемого оборудования и ресурсов на проведение работ.

На фиг.1 показана литейная форма для алюминотермитной сварки и ремонта поверхности катания рельса (поперечный разрез в зоне стыка).

На фиг.2 показан разрез литейной формы по линии А-А на фиг.1 с видом каналов для подачи расплавленного металла в зоны сварки и наплавки.

На фиг.3 показана схема алюминотермитной сварки рельсов и ремонта поверхности катания рельсов в зоне с применением предложенной литейной формы.

На фиг.4 показаны сваренные рельсы с отремонтированными поверхностями катания в зоне стыка с применением предложенной литейной формы.

Литейная форма для алюминотермитной сварки и ремонта поверхности катания рельса в зоне стыка, показанная на фиг.1, является разъемной, состоит из левой полуформы 1, литейного мостика 2, правой полуформы 3, сборной камеры термитного металла 4, в каждой из полуформ выполнен боковой канал 5, сообщающий пространство над литьевым мостиком 2 с нижней частью внутреннего объема формы - сварочной полости, дополнительный верхний канал 6, сообщающий боковой канал 5 с верхней частью сварочной полости над головками рельсов для подвода расплавленного металла в зону 7 заливки головки рельсов и наплавки, а также дополнительный средний канал 8, сообщающий боковой канал со средней частью сварочной полости в области головок рельсов над зоной 9 заливки шейки рельса. Расплавленный термитный металл из сборной камеры 4 разделяется на два потока литейным мостиком 2. Расплавленный металл по боковым каналам 5 заливки металла поступает в зону 19 заливки подошвы рельса, затем восходящим потоком заполняет зону 9 заливки шейки рельса. Свежие порции металла поступают через каналы 8 и 6 в зону 7 заливки головки рельса и ремонта концов рельсов наплавкой поверхности катания. Сечение дополнительных каналов 8 может быть круглым, прямоугольным или квадратным. При большой площади наплавки, требующей увеличения расхода металла, применяют прямоугольные щелевидные каналы (не показаны). Дополнительные свежие порции термитного металла входят через каналы 6, которые также могут быть круглыми, квадратными, прямоугольными или щелевидными. Подача свежих порции металла через каналы 6 улучшает качество наплавки благодаря поступлению металла с более высокой температурой в зону ремонта концов рельсов.

Направление движения потока заливаемого металла в литейной форме показано стрелками, в сварочном зазоре металл движется от подошвы 10 вверх к головкам рельса 11, а также поступает через каналы 8 и 6 в сварочную полость.

В процессе промежуточного литья термитного металла с направлением потока в зону 10 подошвы рельса происходит завершение выделения из металла пузырей газов. При дальнейшем восходящем движении потока расплавленного металла пузыри от выходящих газов оказываются сверху под литейным мостиком и не оказывают отрицательного влияния на качество сварки и наплавки. После заполнения зон заливки подошвы 10, шейки 9 и головки 11 с дефектами поверхности катания 12 поток излишнего металла выдавливает литейный мостик 2 и он удаляется в прибыльную часть над поверхностью катания рельса вместе с остатками шлаков и газов.

На фиг.2 показано сечение литейной разъемной формы по линии А-А на фиг.1 в зоне расположения каналов для подачи расплавленного металла в зоны сварки и наплавки. На чертеже видно, что литейная форма в местах ремонта концов рельсов наплавкой термитным металлом расширяется. Расплавленный термитный металл по каналам 6 и 8 поступает на завершение образования сварного соединения рельсов и устранение наплавкой дефектов поверхности катания концов свариваемых рельсов.

На схеме алюминотермитной сварки рельсов и ремонта поверхности катания рельсов в зоне с применением предложенной литейной формы, приведенной на фиг.3, показана установка предложенной литейной формы 13 для ремонта поверхности катания концов рельсов 14 и заполнения зазора для сварки 15 термитным металлом для образования сварного шва. Термитный металл для сварки и ремонта поверхности рельсов наплавкой поступает из тигля с термитом 16.

На фиг.4 показан вид сваренных и отремонтированных рельсов 17. Разрушенные поверхности катания концов рельсов наплавлены термитным металлом 18 и рельсы соединены сварным швом 19.

Такое поэтапное заполнение трех зон литейной формы 10, 9 и 7, начиная с нижней зоны 10, восходящим потоком расплавленного металла не допускает остывания металла и концов рельсов ниже оптимальных значений температуры для обеспечения свариваемости, которая не должна быть ниже 800°C.

Предложенная схема движения расплавленного термитного металла внутри литейной формы способствует хорошему омыванию торцов рельсов в зазоре для сварки t и зоны ремонта поверхности катания r1 и r2 (фиг.3), обеспечивает их хорошее проплавление, свариваемость и наплавку. Кроме того, скапливающийся газ под литейным мостиком 2 повышает давление в верхней зоне 7 заливки головки рельса и наплавки. Это способствует предотвращению бурления расплавленного металла над головкой концов рельсов и в тоне наплавки, что способствует улучшению структуры металла и повышает качество наплавки и сварного шва.

Выполнение каналов подвода расплавленного металла 6, 8, 10 переменного сечения с расширением при входе в сварную полость между торцами рельсов приводит к снижению скорости потока и практически исключает турбулизацию потока. Отсутствие образования завихрений и бурления, которые препятствуют эффективному удалению шлаков и газов из потока, повышает качество литья.

Выполнение литьевого мостика в сечениях, перпендикулярных или параллельных оси рельсов, в виде трапеции, сужающейся книзу, и выполнение в месте установки литьевого мостика полуформ с фасками на внутренней поверхности с наклоном к головке рельса под углом, равным углу наклона боковых сторон трапеции, обеспечивает его легкое всплытие при воздействии на него потока металла, что способствует удалению из литья остатков шлаков и газов, чем достигается повышение качества сварного соединения и ремонта дефектов поверхности катания, их надежность и долговечность.

После заливки расплавленного термитного металла в литейную форму начинается снижение его температуры и наступает процесс кристаллизации, который длится 4,5-5 минут.

После частичного затвердевания металла сварного шва с зоной наплавки до температуры, примерно, 1000-1100°C, его прибыльную часть удаляют обрезным приспособлением (не показано).

Результаты выполненных экспериментальных работ по переустройству действующего звеньевого рельсового пути бесстыковой сваркой с одновременным ремонтом поверхности в зоне стыка с использованием промежуточного литья термитного металла показали, что получаются прочные сварные соединения рельсов с качественной геометрией поверхности катания, повышается надежность и эксплуатационные показатели железнодорожного пути.

Похожие патенты RU2559388C2

название год авторы номер документа
ЛИТЕЙНАЯ ФОРМА ДЛЯ АЛЮМИНОТЕРМИТНОЙ СВАРКИ РЕЛЬСОВ 1997
  • Яничко Штефан
  • Грешова Марта
RU2116875C1
СПОСОБ АЛЮМИНОТЕРМИТНОЙ СВАРКИ РЕЛЬСОВ 1997
  • Яничко Штефан
  • Грешова Марта
RU2119854C1
СПОСОБ ПЕРЕУСТРОЙСТВА ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗВЕНЬЕВОГО РЕЛЬСОВОГО ПУТИ В БЕССТЫКОВОЙ ПУТЬ 2012
  • Карабанов Владимир Иосифович
  • Бескровный Иван Петрович
RU2543112C2
СПОСОБ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ АЛЮМИНОТЕРМИТНОЙ НАПЛАВКИ ГОЛОВКИ РЕЛЬСА 2023
  • Ленкин Владимир Дмитриевич
  • Климов Валерий Геннадьевич
RU2821249C1
СПОСОБ ТЕРМИТНОЙ СВАРКИ РЕЛЬСОВ 2021
  • Ленкин Владимир Дмитриевич
  • Климов Валерий Геннадьевич
RU2757644C1
СПОСОБ СРЕЗАНИЯ ПРИБЫЛЬНОЙ ЧАСТИ СВАРНОГО ШВА 2017
  • Ленкин Владимир Дмитриевич
  • Климов Валерий Геннадьевич
  • Лунев Алексей Викторович
RU2664499C1
СПОСОБ РЕМОНТА РЕЛЬСОВ 1998
  • Бескровный И.П.
  • Раков К.М.
  • Рейхарт В.А.
RU2124424C1
СПОСОБ АЛЮМОТЕРМИЧЕСКОЙ СВАРКИ РЕЛЬСОВ 1996
  • Яничко Штефан[Sk]
  • Грешова Марта[Sk]
RU2088390C1
СПОСОБ АЛЮМИНОТЕРМИТНОЙ СВАРКИ РЕЛЬСОВ ПРИ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ТЕМПЕРАТУРАХ 2010
  • Воронин Николай Николаевич
  • Прохоров Николай Николаевич
  • Карабанов Владимир Иосифович
  • Трынкова Ольга Николаевна
  • Кабалина Ольга Владимировна
RU2464141C2
СПОСОБ АЛЮМИНОТЕРМИТНОЙ СВАРКИ РЕЛЬСОВ ПРИ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ТЕМПЕРАТУРАХ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 2013
  • Ленкин Владимир Дмитриевич
  • Ленский Александр Робертович
RU2551751C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 559 388 C2

Реферат патента 2015 года ЛИТЕЙНАЯ ФОРМА ДЛЯ АЛЮМИНОТЕРМИТНОЙ СВАРКИ РЕЛЬСОВ

Изобретение может быть использовано при алюминотермитной сварке рельсов методом промежуточного литья, например, при переустройстве действующего звеньевого рельсового пути в бесстыковой путь. Две полуформы с литьевым мостиком в верхней части образуют сварочную полость для размещения концов свариваемых рельсов, заполняемую расплавленным металлом. По крайней мере, в одной из полуформ выполнен, по крайней мере, один боковой канал, сообщающий пространство над литьевым мостиком с нижней частью сварочной полости, по крайней мере, один средний канал, сообщающий боковой канал со средней частью сварочной полости в области головок рельсов, и, по крайней мере, один верхний канал, сообщающий боковой канал с верхней частью сварочной полости над головками рельсов. По крайней мере, в одной из полуформ средняя и верхняя части выполнены расширенными с образованием внутренней сварочной полости шириной не менее протяженности дефекта поверхности катания головки рельса. Литейная форма обеспечивает проведение одновременно сварки и ремонта поверхности катания в зоне стыка изношенных концов рельсов на месте без изъятия их с полотна. 5 з.п ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения RU 2 559 388 C2

1. Литейная форма для алюминотермитной сварки рельсов, включающая две полуформы с литьевым мостиком в верхней части, образующие сварочную полость для размещения концов свариваемых рельсов, заполняемую расплавленным металлом, при этом, по крайней мере, в одной из полуформ выполнены, по крайней мере, один боковой канал, сообщающий пространство над литьевым мостиком с нижней частью сварочной полости, по крайней мере, один средний канал, сообщающий боковой канал со средней частью сварочной полости в области головок рельсов, и, по крайней мере, один верхний канал, сообщающий боковой канал с верхней частью сварочной полости над головками рельсов, отличающаяся тем, что, по крайней мере, одна из полуформ выполнена расширенной с образованием внутренней сварочной полости в средней и верхней ее частях шириной не менее протяженности примыкающей к сварному шву дефектной зоны поверхности катания головки рельса, с возможностью наплавки упомянутой зоны термитным металлом одновременно со сваркой концов рельсов.

2. Литейная форма по п. 1, отличающаяся тем, что верхний и средний каналы выполнены круглого, овального, квадратного или прямоугольного сечения и имеют переменное сечение, увеличивающееся к входу в сварочную полость.

3. Литейная форма по п. 1, отличающаяся тем, что верхний канал выполнен в виде щели с переменным сечением, увеличивающимся в направлении сварочной полости.

4. Литейная форма по п. 1, отличающаяся тем, что литьевой мостик в сечениях, перпендикулярных или параллельных оси рельсов, выполнен в виде трапеции, сужающейся книзу, а в месте установки литьевого мостика полуформы внутри имеют фаски с наклоном к головке рельса под углом, равным углу наклона боковых сторон трапеции.

5. Литейная форма по п. 1, отличающаяся тем, что литьевой мостик выполнен с возможностью вытеснения расплавленным металлом в пространство над местом его установки после заполнения сварочной полости расплавленным металлом.

6. Литейная форма по п. 1, отличающаяся тем, что боковой канал, сообщающий пространство над литьевым мостиком с нижней частью сварочной полости, выполнен расширяющимся к входу в зону заливки подошвы рельса.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2015 года RU2559388C2

СПОСОБ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ДЕЙСТВУЮЩЕГО СТЫКОВОГО РЕЛЬСОВОГО ПУТИ В БЕССТЫКОВОЙ 2008
  • Ленкин Владимир Дмитриевич
  • Климов Валерий Геннадьевич
  • Вольф-Дитер Юнгханель
  • Морозов Владимир Александрович
  • Гудков Александр Владимирович
  • Николин Аркадий Игоревич
RU2378440C1
ЛИТЕЙНАЯ ФОРМА ДЛЯ АЛЮМИНОТЕРМИТНОЙ СВАРКИ РЕЛЬСОВ 1997
  • Яничко Штефан
  • Грешова Марта
RU2116875C1
Механизм для сообщения поступательного движения механическим саням 1927
  • Елисаветский В.Е.
SU8459A1
СПОСОБ ВЫРАБОТКИ МЯГКИХ КОЖ 0
SU178936A1
US 3189959 A, 22.06.1965
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УЛЬТРАЗВУКОВОЙ КОНТАКТНОЙ ОЧИСТКИ ТРУБ 0
SU305917A1
US 1741399 А1, 31.12.1929

RU 2 559 388 C2

Авторы

Карабанов Владимир Иосифович

Пасько Сергей Владимирович

Даты

2015-08-10Публикация

2012-12-25Подача