СПОСОБ СТАБИЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЯ ДВИЖУЩЕГОСЯ КОЛЁСНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА НА НАКЛОННОЙ ОПОРНОЙ ПОВЕРХНОСТИ Российский патент 2016 года по МПК B62D37/00 B62D133/00 

Описание патента на изобретение RU2585203C1

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к способу стабилизации положения движущегося колесного транспортного средства на наклонной опорной поверхности.

Известен способ стабилизации положения движущегося колесного транспортного средства, при котором повышение его курсовой устойчивости происходит за счет регулирования нормальных нагрузок на ведущих колесах пропорционально дестабилизирующим моментам, что достигается перемещением в автоматическом режиме расположенных в передней и задней части дополнительных грузов вдоль осей мостов относительно продольной плоскости, чем обеспечивается создание адекватных нормальных реакций на колесах [1] (прототип).

Однако данный способ, задачей которого является повышение эксплуатационной технологичности колесного транспортного средства, реализуя корреляционную связь между величиной перемещения груза и углом наклона опорной поверхности, вызывающую необходимое перераспределение вертикальных реакций на колеса для создания поворота вверх, не обеспечивает устойчивого движения транспортного средства в заданном технологическом коридоре при выполнении с.-х. операций вследствие сползания пневматики вниз по склону под воздействием внешних факторов, влияющих на тягово-сцепные качества колесного движителя. Таким образом, при движении поперек склона транспортного средства с незаблокированным дифференциалом ведущих мостов и с выключенной системой перемещения грузов, несмотря на появление стабилизирующего момента, способного предотвратить боковой увод пневматики, в случае изменения почвенного фона, при котором сила сцепления с несущей поверхностью в пятне контакта уменьшается, происходит смещение продольной оси транспортного средства от фактического направления движения и соответственно его выход из технологического коридора.

Известно техническое решение, целью которого является обеспечение корректирования направления движения при отклонении продольной оси трактора от фактического направления движения, где при автоматическом срабатывании механизма стабилизации остова и повороте бортовых редукторов относительно полуосей в разные стороны на одинаковый угол посредством шарнирного параллелограмма и трапецеидального шарнирного механизма поворачивают колеса в горизонтальной плоскости в сторону, противоположную сползанию, так что с изменением крутизны склона изменяется угол поворота колес [2].

Однако указанное устройство, обеспечивающее способ корректирования направления движения трактора при сползании его по склону, не предполагает реализацию функции создания адекватных стабилизирующих реакций, компенсирующих воздействие на пневматики боковой составляющей результирующей силы реакций крутосклонного трактора [2], что приводит к появлению моментов увода как задних колес, так и передних, причем момент увода задних ведущих колес значительно больше, чем передних ведущих колес. Вследствие этого движущийся поперек склона трактор имеет постоянную тенденцию не только к выходу из технологического коридора по причине смещения его продольной оси от фактического направления движения, но и к развороту в собственно коридоре движения относительно своего центра масс, что является закономерным результатом взаимодействия эластичной шины с наклонной опорной поверхностью. Предотвращение подобного явления с помощью способа, реализуемого известным техническим решением, приводит к необходимости постоянного воздействия оператора на органы системы рулевого управления, что в условиях склонного земледелия неизбежно введет трактор в неустановившийся режим траекториального движения - «рыскание машины» в пределах технологического коридора и может привести не только к недопустимым нарушением агротехнических требований при проведении с.-х. работ, но и к опрокидыванию самого трактора.

Задачей предложенного способа является повышение эксплуатационной технологичности колесного транспортного средства.

Техническое решение, при котором осуществляется поворот транспортного средства вверх по склону пропорционально углу наклона, достигается за счет реализации излишней поворачиваемости путем изменения величины углов увода пневматических колес посредством автоматического регулирования внутришинного давления адекватно величине отклонения от траектории движения.

Как в известном техническом решении [1], так и в способе, реализуемом устройством для предотвращения сползания трактора по склону [2], углы увода задних и передних колес спроектированы так, что предполагают движение колесной машины в соответствии с принципом недостаточной поворачиваемости, т.е. углы увода передних колес δпк больше углов увода задних колес δз.к.п.к.з.к.). Недостаточная поворачиваемость, реализуемая в условиях при перемещении по горизонтальной опорной поверхности, стабилизирует устойчивое движение, снижает риск опрокидывания на интервалах пути, где траектория проходит поворот. Так как на наклонной поверхности транспортное средство подвергается воздействию боковой составляющей силе, направленной вдоль склона вниз, которая аналогична центробежной силе при повороте в горизонтальной плоскости, вызывающей при недостаточной поворачиваемости увод трактора от центра поворота по окружности с бесконечно-большим радиусом, чем и является технологическая траектория. Вследствие того, что при движении поперек склона тяговое средство тенденциозно отклоняется от направления движения вниз по склону, чему способствует недостаточная поворачиваемость (δп.к.з.к.) серийной конструкции колесного движителя, то перейдя к реализации излишней поворачиваемости, которое можно использовать как контрявление, получим устойчивое курсовое движение транспортного средства в пределах технического коридора. При конструктивном исполнении ходовой части с излишней поворачиваемостью, т.е. когда углы увода задних колес δЗ.К. больше углов увода передних колес δп.к.п.к.з.к.), центр поворота машины располагается выше по склону, что позволяет осуществить поворот вверх и тем самым компенсировать поперечное смещение вниз, вызванное разрушением грунта в пятне контакта с опорной поверхностью.

В результате сопоставительного анализа установлено, что заявляемый способ, в котором осуществляют поворот транспортного средства вверх по склону пропорционально углу наклона опорной поверхности, отличается от обоих технических решений [1] и [2] тем, что реализуют излишнюю поворачиваемость за счет изменения углов увода пневматических колес. Это позволяет сделать вывод о его соответствии критерию «новизна».

Оба технических решений [1] и [2] не обеспечивают режим эксплуатации трактора, при котором осуществляют автоматическое регулирование внутришиннного давления адекватно величине отклонения от траектории движения с целью изменения величины углов увода пневматических колес. Это позволяет сделать вывод о его соответствии критерию «существенные отличия».

Сущность изобретения поясняется чертежами.

На фиг. 1 изображены варианты траекторий движения движущегося колесного транспортного средства на наклонной опорной поверхности; на фиг. 2 изображено на наклонной опорной поверхности транспортное средство с автоматическим регулированием внутришинного давления, включающим пневмораспределитель, маятниковый датчик, компрессор и пневмомагистраль.

Предлагаемый способ стабилизации положения движущегося колесного транспортного средства на наклонной опорной поверхности реализован следующим образом.

При движении поперек склона на транспортное средство действует составляющая сила веса, параллельная уклону, и при отключенном автоматическом регулировании внутришинного давления, создаются углы увода в шинах передних и задних колесах серийной конструкции колесного движителя следующим образом: углы увода передних колес δп.к. больше углов увода задних колес δз.к.п.k.з.к.), что соответствует принципу недостаточной поворачиваемости. При этом создается поворот транспортного средства вниз по склону, т.е. появляется смещение вниз, вызванное углами увода а также в данном случае имеет место сползания машины вниз (lск) вследствие разрушения грунта в пятне контакта с опорной поверхностью (траектория 1) (фиг. 1). Курсовая устойчивость машины в этом случае неудовлетворительная.

При движении также поперек склона транспортного средства (фиг. 2) с недостаточной поворачиваемостью и включенным автоматическим регулированием внутришинного давления маятниковый датчик 1 принимает вертикальное положение и подает сигнал на пневмораспределитель 2, который задает режим спуска воздуха на задних колесах и на компрессор 3 для закачки воздуха в передние колеса через пневмомагистраль 4. При этом давление воздуха в шинах изменяется так, чтобы углы увода задних колес были больше углов увода передних колес (δп.к.з.к.). Необходимо изменять внутришинное давление таким образом, чтобы создать поворот машины вверх (траектория 2) компенсируя поперечное смещение вниз, вызванное разрушением грунта в пятне контакта с опорной поверхностью тем самым задается прямолинейная траектория (траектория 3), причем функция радиуса поворота Rпов.=f(α) пропорциональна углу наклона опорной поверхности α. Во время использования данного способа будет отсутствовать смещение, созданное углами увода транспортного средства с недостаточной поворачиваемостью

Достигают повышения эксплуатационной технологичности транспортного средства вследствие компенсации отклонения от технологической траектории вниз по склону, при этом улучшается его курсовая устойчивость.

При возврате транспортного средства на горизонтальную опорную поверхность устанавливается в автоматическом режиме внутришинное давление к исходным значениям, т.е. задается принцип недостаточной поворачиваемости.

Заявляемый способ позволяет работать на склонах с различной крутизной опорной поверхности, обеспечивая удовлетворительную курсовую устойчивость, при этом снижается утомляемость оператора, что позволяет в свою очередь не только повысить производительность, но и значительно снизить количество несчастных случаев на производстве, связанных с опрокидыванием машин.

Источники информации

1. Способ стабилизации положения колесного транспортного сред-ства: пат. РФ 2399538, МПК 4 B62D 37/04 / В.В. Реймер, Е.М. Асманкин, B.C. Стеновский, А.А. Сорокин. - №2008146172/11; заявл. 21.11.08; опубл. 27.05.10, Бюл. №15.

2. А.с. СССР 604710, МПК 4 B60G 19/10, B62D 49/08. Колесный трактор для работы на крутых склонах [[Текст] / П.А. Амельченко, А.В. Войтиков, А.Г. Мюлляр, Б.А. Дикуть, В.Я. Шнейсер. - №2312738/11; заявл. 12.01.76; опубл. 30.04.78, Бюл. №16. - 4 с.: ил.

Похожие патенты RU2585203C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ СТАБИЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЯ НА НАКЛОННОЙ ОПОРНОЙ ПОВЕРХНОСТИ ДВИЖУЩЕГОСЯ КОЛЕСНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С НАВЕСНЫМ ОРУДИЕМ, ОБОРУДОВАННЫМ ПНЕВМАТИЧЕСКИМИ КОЛЕСАМИ 2023
  • Тарасова Сария Валейевна
  • Асманкин Евгений Михайлович
  • Ушаков Юрий Андреевич
  • Шахов Владимир Александрович
  • Шахов Владимир Владимирович
  • Наумов Денис Васильевич
RU2818542C1
СПОСОБ СТАБИЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЯ КОЛЕСНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2008
  • Реймер Вадим Валерьевич
  • Асманкин Евгений Михайлович
  • Стеновский Вячеслав Сергеевич
  • Черкасов Андрей Анатольевич
  • Сорокин Алексей Александрович
RU2399538C2
Способ повышения устойчивости крутосклонного колесного транспортного средства при движении на наклонной поверхности и устройство для его осуществления 1978
  • Скойбеда Анатолий Тихонович
  • Бирич Владимир Владимирович
SU867704A1
Крутосклонный трактор 1980
  • Гуськов Валерий Владимирович
  • Балицкий Владимир Александрович
  • Яцкевич Владимир Владимирович
  • Зарецкий Владимир Павлович
  • Зеленый Петр Васильевич
SU893593A1
Подвеска задних колес крутосклонного трактора 1990
  • Зеленый Петр Васильевич
  • Якубович Олег Анатольевич
  • Степанюк Петр Никифорович
  • Пищало Владимир Дорофеевич
SU1713839A1
Устройство для определения параметров траектории движения колесного транспортного средства 1987
  • Войтешонок Владимир Станиславович
  • Лефаров Анатолий Христофорович
  • Зарецкий Владимир Павлович
  • Зеленый Петр Васильевич
SU1415111A1
Способ поворота, обеспечивающий безуводный режим качения шин двухосной мобильной машины 2017
  • Балабин Игорь Венедиктович
RU2656983C1
Колесное транспортное средство для работы на склонах 1987
  • Зарецкий Владимир Павлович
  • Гуськов Валерий Владимирович
  • Зеленый Петр Васильевич
SU1463523A1
Регулируемый межколесный дифференциальный механизм (МКДМ) для легковых автомобилей (4к2) 2023
  • Габай Евгений Владимирович
RU2819467C1
Система автоматического управления траекторным движением транспортного средства с функцией курсовой устойчивости 2019
  • Куликов Илья Александрович
RU2724008C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 585 203 C1

Реферат патента 2016 года СПОСОБ СТАБИЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЯ ДВИЖУЩЕГОСЯ КОЛЁСНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА НА НАКЛОННОЙ ОПОРНОЙ ПОВЕРХНОСТИ

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Способ стабилизации положения движущегося колесного транспортного средства на наклонной опорной поверхности заключается в том, что осуществляют поворот транспортного средства вверх по склону пропорционально углу наклона. Реализуют излишнюю поворачиваемость за счет изменения величины углов увода пневматических колес посредством автоматического регулирования внутришинного давления адекватно величине отклонения от траектории движения. Достигается улучшение курсовой устойчивости транспортного средства. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 585 203 C1

Способ стабилизации положения движущегося колесного транспортного средства на наклонной опорной поверхности, при котором осуществляют поворот транспортного средства вверх по склону пропорционально углу наклона, отличающийся тем, что с целью компенсации отклонения от траектории движения вниз по склону реализуют излишнюю поворачиваемость за счет изменения величины углов увода пневматических колес посредством автоматического регулирования внутришинного давления адекватно величине отклонения от траектории движения.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2016 года RU2585203C1

WO 2011057854 A1, 19.05.2011
Способ укрепления лессовидного грунта 1983
  • Губина Светлана Петровна
  • Шувалова Лариса Петровна
  • Зеленский Владислав Юрьевич
  • Ананьев Всеволод Петрович
SU1122786A1
Устройство стабилизации движения мобильной машины на склоне 1989
  • Гаджимурадов Исин Мевлютович
SU1736805A1

RU 2 585 203 C1

Авторы

Тарасова Сария Валейевна

Асманкин Евгений Михайлович

Ушаков Юрий Андреевич

Стеновский Вячеслав Сергеевич

Реймер Вадим Валерьевич

Суздалев Сергей Петрович

Даты

2016-05-27Публикация

2014-12-31Подача