(54) СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ КРУТОСКЛОННОГО КОЛЕСНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ПРИ ДВИЖЕНИИ НА НАКЛОННОЙ ПОВЕРХНОСТИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО
I
Изббретение относится к автотракторостроению и может быть исполь эован6для крутосклонных колесных транспортных средств, автоматически сохраняющих вертикальность остова и колес при работе на наклонной повархнсстн.
Известен способ управления транспортным средством на наклонной поверхности, со стоящий в отклонении управляемых колес .
Такой способ управления применяется .для управления трактором МГЗ82К. При работе на склоне водитель вынужден удерживать управляемые колеса в некотором положении,отличном от нейтрального, так как несоответствие между углами бокового увода шин передних и задних колес вызывает сползание трактора вниз по склону или движение йверх по склону. Это повышает утомляемость водителя и ухудшает устойчивость транспортного средства. .. ОС5ЩСТВЛЕНИЯ
Цель изобретения - снижение утомляемости водителя.
Поставленная цель достигается тем, что определяют направление отклонения остова и направление поворота управляемых колес и в зависимости от их сочетания изменяют давление воздуха в шинах.
Определение направления отклонения остова и направления поворота управля10емых колес позволяет автоматически изменять давление в шинах, а тем сакшм и величину бокового уводы шины, незаг висимо от направления склона и направления движения.
15
Способ может быть осуществлен устройством для повышения устойчивости крутосклонного колесного транспортно- го средства при движении на наклонной поверхности, содержащем рулевое управза и механизм выравнивания остова, которое снабжено системой регулирова- тя давления воздуха в шины с двумя кранами управления,последовательно под3ключенными к этой системе,при этом один из них связан с рулевым управлен ем,а другой - с системой стабилизации остова. На фиг.1 изображена схема устройстпа для повышения устойчивости крутосклонного колесного транспортного средства при движении на наклонной поверхности; на фиг.2 - вид А на фиг.1 (кран управления, связанный с рулевым управлением) ; на фиг.3 сечение Б-В на 4иг.2 (кран,связанный с рулевым управлением) ; на фиг. 4 сечение В-В на фиг. 2 (кран, связанный с рулевым управлением); на фиг.5 вид Г на фиг. 1 (кран, связанный с механизмом выравнивания остова ; на фиг.6 - сечение Д-Д на фиг.5 (кран, связанный с механизмом вьфаанивания) на фиг.7 - сечение Е-Е на фиг.5 (кран, связанный с механизмом выравнивания) . Устройство содержит кран I, корпу 2 которого прикреплен к остову трактора 3, а золотник 4 связан с поперечной тягой 5 рулевого управления, клапан 6 соединен атмосферой и трубопроводом 7 с краном 1, источник 8 давления соединен трубопроводом 9 с краном I, трубопроводы 10 и 11 соединяют кран 1 и кран 12, корпус 13 которого прикреплен к остову трактор 3, а золотник 14 связан с поперечной тягой 15 механизма вьфавнивания,трубопроводы 16 и 17 соединяют кран 12 с шинами передних 18 и задних 19 коУстройство работает следующим образом. Например,транспортное средство движется на наклонной поверхности и при этом отклонение остова трактора происходит против часовой стрелки, а увод шин задней оси больше, чем передней. При этом транспортное сред ство разворачивается вверх по склону. Водитель поворачивает передние управляемые колеса 18 влево. При это поперечная тяга 5 рулевого управлени поворачивает золотник 4 крана 1 по ч совой стрелке(Относительно корпуса 2, трубопровод 10 соединяется с трубопроводом 1, который соединен с источником 8 давления, а трубопровод 11 соединяется с трубопроводом 7, который ,через клапан 6 соединен с атмосферой. Клапан 6 ограничивает минимальное давление воздуха в шинах Поперечная тяга 15 механизма вьфавАнивания поворачивается по часовой стрелке и поворачивает золотник 14 относительно корпуса 13 против часовой стрелки и сое.циняет трубопровод 10 с трубопроводом 17, который соединен с шинами 19 задних колес, а трубопровод 11 соединяется с трубопроводом 16, который соединен с шинами 18 передних колес. Тем саьшм давление в шинах 18 задних колес повышается, а в шинах 18 передних колес снижается. Повьш1ение давления уменьшает увод шин 19 задней оси и увеличивает увод шин 18 передней оси. Водитель поворачивает передние управляемые колеса вправо, выводит их в нейтральное положение, при этом зоЛотник 4 поворачивает против часовой стрелки и отсоединяет трубопровод 10от источника 8 давления, а трубопровод 11 - от трубопровода 7, который соединен через клапан 6 с атмосферой. 3 Если увод шин I8 передних колес больше, чем задних, трактор сползает со склона, тогда водитель поворачивает управляемые колеса вправо и золотник 4 соединяет трубопровод 10 с атмосферой, а трубопровод 11 - с источником давления. Независимо от того, увод каких шин больше, система управления транспортным средством обеспечивает автоматическое регулирование угла бокового увода шин, а тем самым снижает утомляемость водителя. Если трактор двигается по склону и при этом отклонение остова трактора происходит по часовой стрелке,то поперечная тяга 15 механизма стабилизации поворачивается против часовой стрелки, а золотник 14 - по часовой стрелке, т,ем самым трубопровод 10 соединяется с трубопроводом 16, а трубопровод 11 - с трубопроводом 17. В данном случае, если увод шин 19 задних колес будет больше увода шин 18 передних колес,транспортное средство развернется вверх по склону, при этом водитель поворачивает управляемые колеса вправо. Поперечная тяга 5 поворачивает золотник 4 против часовой стрелки и трубопровод 10 соединяется через клаг пан 6 с атмосферой, а трубопровод 11- с источником давления. Так как золотник 14 соединяет трубопровод 10 с шинами 18 передних колес, а трубопровод 11 с шинами 19 задних
колес, давление в шинах 19 задних колес повышается, а в шинах 18 передних колес снижается, т.е. увод шин 19 уменьшается, а увод шин передних колес увеличивается. Водител поворачивает управляе14ые колеса в нейтральное положение. При этом доперечная тяга 5 рулевого управления поворачивает эолотник 4 по часовой стрелке и отсоединяет рубопровод
10 от трубопровода 7, который через клапан 6 связан с атмосферой,а трубопровод 11 отсоединяет от источнка 8.давления. В случае, если увод шин 18 передних колес больше, чем
увод шин 19 задних колес, водитель поворачивает управляемые колеса влево и систему работает аналогично
Предлагае1«1й способ повьопения устойчивости крутосклонного колесного транспортного средства перёдшжер1я иа наклонной поверхности и устроство дпя его осуществления позволяют повысить устойчивость прямолинейного движения и снижает утомпяеьюсть водителя при работе на склоне. Формула изобретения
1. Способ повышения устойчивости крутоС1ШОННОго колесного транспортного средства при движении на наклонной поверхности, состоящий в отклонении управляем 1Х колес, отличающийся тем, что, с целью снижения утомпяемостИ водителя,опр еляют направление отклонения остова и направление поворота управляемых колес и в зависимости от их сочетания изменяют давление воздуха в шинах.
2. Устройство для осуществления способа по п,I, содержащее рулевое управление к,механизм выравнивания остова отли чающее с я тем, что оно снабжено системой регулирования давления воздуха,в шинах и двумя кранами управления, последовательно подключенными к этой системе, при этом один из них кинематически связан с рулевым управлением, а другой с системой стабилизации остовd.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
I.Амельчейко П.А., Ксеневич И.П..н Якубович А,Н. Конструктивные особенности тракторов и самоходных машин для механизации горного земледелия, М,, ЦНИИТЭИтракторосельхозмащ, 1974, с,6-10 (прототип).
I
b
1
7/Л/
й
Фиг.
-5
ФилЗ
.fi::4L
фи.
/г
/7
ti Jf
j
о
IXX/VX
I
Фи,$
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Крутосклонный трактор | 1980 |
|
SU893593A1 |
Транспортное средство для работы на склонах | 1982 |
|
SU1133126A1 |
Колесное транспортное средство для работы на склонах | 1987 |
|
SU1463523A1 |
Колесное транспортное средство для работы на склонах | 1981 |
|
SU986815A1 |
Крутосклонный колесный трактор | 1975 |
|
SU695854A1 |
Крутосклонное колесное транспортное средство | 1988 |
|
SU1593986A1 |
Подвеска задних колес крутосклонного трактора | 1990 |
|
SU1713839A1 |
СПОСОБ СТАБИЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЯ ДВИЖУЩЕГОСЯ КОЛЁСНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА НА НАКЛОННОЙ ОПОРНОЙ ПОВЕРХНОСТИ | 2014 |
|
RU2585203C1 |
Механизм выравнивания крутосклонного трактора | 1980 |
|
SU893594A1 |
Колесное самоходное транспортное средство | 1979 |
|
SU905163A1 |
-A
lit
Фиг-S
-E
Ik
Л
ФияЛ
Авторы
Даты
1981-09-30—Публикация
1978-12-12—Подача