Изобретение относится к области психологии, а точнее к области концентрации внутренних ресурсов человека для достижения поставленных им целей, придания ему уверенности в собственных силах.
Известен способ психотерапевтического воздействия (патент РФ №2148418). В описанном способе проводят анализ анамнеза, особенностей личности, субъективных психофизиологических реакций, ощущений и переживаний пациента, сопровождающих здоровое и патологическое поведение с их оценкой как хороших или плохих, приятных или неприятных. При проведении рациональной психотерапии проговаривают формулу внушения, содержащую утвердительную информацию о зависимости качества жизни человека от сделанного им предшествующего выбора. При осуществлении суггестивного воздействия периодически проговаривают формулу внушения и последовательно, многократно чередуют эмоционально-насыщенное описание негативной и позитивной моделей поведения пациента, основанных на его выборе, в прошлом, настоящем и будущем с прогнозом последствий для него и окружающих его людей. Условно-рефлекторное подкрепление осуществляют с учетом выявленных индивидуальных особенностей реакций, ощущений и переживаний, произнося после описания каждой модели поведения текст, включающий рассуждения вопросительно-сомнительного характера и направленный на стимуляцию внутренних ресурсов личности в выборе позитивной модели поведения. Всего проводят от 1-3 до 6-8 сеансов.
Известный способ психотерапевтического воздействия применим при лечении различных нервных расстройств, а также различных зависимостей, как то алкоголизм, наркомания, игромания, табакокурение и т.п., и практически неприменим для мотивации и придания уверенности здоровым людям, так как по сути навязывает человеку волю другого стороннего лица, что сопряжено с внутренним сопротивлением воли самого пациента.
Задачей, на решение которой направлено заявленное изобретение, является разработка способа психологического воздействия на человека с целью придания ему уверенности в собственных силах, мобилизации его внутренних ресурсов для достижения поставленных им целей.
Поставленная задача решается путем применения способа психологической помощи в мобилизации внутренних ресурсов человека, включающего оценку особенностей личности, его субъективных психофизиологических реакций, ощущений и переживаний, проговаривания формулы внушения. Способ включает проведение первого сеанса, включающего три стадии опроса, при этом на первой стадии опроса осуществляют оценку особенностей личности, субъективных психофизиологических реакций, ощущений и переживаний личности, наблюдение за мимикой, особенностями моторики и речи, на основании чего определяют тип темперамента личности, далее, основываясь на анализе первичной информации, проводят опрос с целью установления типа поведения личности, опрашиваемый формулирует цель, на решение которой личность желает мобилизовать свои усилия. На второй стадии опроса проводят тест с установлением индивидуальных особенностей личности, при котором опрашиваемый выбирает изображение, из набора изображений различных символов, с которым он себя ассоциирует, причем вторую стадию опроса проводят в затемненном помещении. На второй стадии опроса психолог осуществляет тактильный контакт с ладонью посетителя. Так же на второй стадии опроса психолог перемешивает и раскладывает набор изображений вокруг выбранного посетителем изображения и оказывает воздействие путем проговаривания формулы внушения, направленной на реализацию поставленной опрашиваемым цели и сформулированной с учетом результатов индивидуальных особенностей личности, типа темперамента и типа поведения. Далее проводят третью стадию опроса, на которой оценивают глубину оказанного воздействия, в зависимости от чего определяют временной промежуток до второго сеанса, который не превышает полугода, при проведении второго сеанса повторно проводят три стадии опроса, корректируют при этом формулу внушения в зависимости от выявленных изменений.
Оценка особенностей личности, субъективных психофизиологических реакций, ощущений и переживаний личности включает сбор и анализ первичной информации, как то визуальное впечатление, оценка и анализ мимики, особенностей моторики и речи с установлением типа темперамента личности.
Вторую стадию опроса проводят в затемненном помещении.
Тактильный контакт устанавливается на второй стадии опроса. При этом опрашиваемый предпочтительно должен сам, добровольно подать руку для установления тактильного контакта. Наиболее естественно это можно осуществить на стадии проведения теста изображений.
Перед проговариванием формулы внушения производят действия с набором представленных изображений, раскладывая их или часть из них в определенном порядке около выбранного тестируемым изображения. При этом формула внушения доводится до тестируемого, как результат полученной комбинации изображений.
При проведении второго и последующих сеансов, путем оценки изменений в визуальном впечатлении, мимике, особенностях моторики и речи, а также по результатам первичного и вторичного опросов, оценивают произошедшие изменения в особенностях личности и в соответствии с этим производят изменение в формуле внушения.
Предпочтительно все стадии опроса проводить в беседе на отвлеченные темы, вставляя контрольные вопросы незаметно для исследуемого объекта в канву беседы.
Тактильный контакт предпочтительно сохранять не менее 10 с и не более 1,5 минут. Опрашиваемый сам должен подать руку для тактильного контакта. Установление тактильного контакта, а также все вышеперечисленное в абзаце, позволяют установить более доверительные отношения с опрашиваемым, что способствует более глубокому воздействию формулы внушения.
Длительность ряда действий с набором изображений определяются временем, которое необходимо лицу, проводящему сеанс, для анализа и обработки полученной информации, что в целом способствует взвешенности полученного анализа.
Под рядом действий подразумевается раскладка карточек набора изображений в каком-либо определенном порядке с оставлением части изображений закрытыми, которые впоследствии могут быть перевернутыми.
Вышеописанный способ позволяет, незаметно для исследуемого, провести в несколько этапов сбор информации о нем, что за счет естественности беседы и незаметности для опрашиваемого самого опроса позволяет опрашиваемому более полно раскрыться перед лицом, проводящим опрос, что, наряду с проведением опроса в несколько стадий, визуальным сбором информации, повышением доверия со стороны опрашивания за счет установления тактильного контакта и проводимым тестом, позволяет собрать более полную и достоверную информацию об опрашиваемом объекте.
Формулировка цели, на реализацию которой опрашиваемый желает направить свои усилия, самим опрашиваемым позволяет убрать внутренние барьеры сопротивления, которые неизбежно возникают в случае, когда цель формулирует, то есть «навязывает», стороннее лицо, что в конечном итоге позволяет пациенту легче принять формулу внушения. Доведение формулы внушения, как результата, полученной в результате ряда действий с изображениями их комбинации позволяет повысить к ней доверие пациента, так как для него она исходит не от психолога, а от безличных «высших сил», судьбы и т.п., а психолог лишь передатчик этой информации.
Вышеописанный способ лучше всего применим к личностям с преимущественным пространственно-образным, правополушарным мышлением.
Согласно гипотезе двойного кодирования, опирающейся на факт межполушарной функциональной асимметрии, и наличия у людей двух систем кодирования, переработки и хранения когнитивной информации-образной и вербальной, пространственно-образное мышление позволяет последовательно и непротиворечиво объяснить такие его когнитивные характеристики, как, например, оперирование прототипами, прообразами (архетипами), безразличие к логическим противоречиям и стремление установить между объектами и действиями какие-то формы мистической сверхъестественной связи («сопричастности»), широкое использование оппозиций, метафор, мифа как средств разрешения противоречий, веры в сверхъестественное и т.д. Для этого типа мышления характерно преобладание конкретных прототипных репрезентаций понятийного содержания и «холистических» стратегий обработки когнитивной информации, оно в меньшей степени подвержено сознательному контролю и скорее управляется влиянием аффектов, эмоциональной оценкой, полагается на неосознаваемые, автоматические процессы и стереотипы. Ему присуща сравнительно меньшая организованность и упорядоченность связей между мысленными образами и элементами образов или словами, которые обозначают их смысл. Поскольку правое полушарие функционирует в настоящем времени, опираясь на прошлое, то для него типично циклическое восприятие времени. Оперирование оппозициями, противопоставлениями - это также устойчивый элемент правополушарной неосознаваемой стратегии, обусловленной генетической предрасположенностью людей к выдвижению бинарных альтернатив. Когнитивные механизмы преимущественно образного мышления предполагают абсолютное доверие к показаниям органов чувств и порождают так называемую «магию образа», которая распространяется и на сюжеты, воспринимаемые «наблюдателем». Термин «магия образа» в контексте данной заявки следует понимать не как цикл действий, приводящий к какому-то результату, сверхъестественному и необъяснимому с научной точки зрения, а как понятие, используемое для описания системы мышления, присущей людям с пространственно-образным правополушарным мышлением.
Пространственно-образное мышление использует невербальные (довербальные) средства передачи социально значимой информации, где смысл мысленных репрезентаций (образов, сценариев и т.д.) «овеществляется» и транслируется с помощью символов, изображений, жестовых языков и языка действий - ритуалов.
Применение заявляемого способа иллюстрируют нижеприведенные примеры.
Пример 1
Коммерческое предприятие заинтересовано в повышении производительности менеджеров-продажников. Психолог предприятия по результатам тестов отобрал ряд сотрудников с преимущественно пространственно-образным мышлением, которые были направлены для прохождения психологической помощи. Прием каждого менеджера-продажника проходил отдельно от других.
Прием осуществлялся в помещении, включающем хорошо освещенный холл, затемненный коридор длиной 6 м и приемную комнату, представляющую собой затемненное квадратное помещение площадью 9 м2. При этом каждое следующее помещение, в которое проходит посетитель, темнее предыдущего.
Прием в каждом случае проходил следующим образом.
Встреча посетителя происходила в холле, в ходе которой лицо, проводящее сеанс, начинало краткий разговор с посетителем (3-4 мин), предлагало посетителю снять верхнюю одежду, переобуться в домашнюю обувь и проследовать по коридору в приемную комнату.
Лицо, проводящее сеанс, проследовало в приемную комнату за посетителем на расстоянии одного, двух шагов, не вторгаясь в его личное пространство. В приемной комнате посетителю предлагалось сесть за круглый стол диаметром около 60 см (предпочтительно от 45 до 70 см). Лицо, проводящее сеанс, располагалось напротив.
Освещение в приемной комнате было организовано так, что бы посетитель мог с трудом рассмотреть то, что происходит на столе, и вместе с тем полумрак скрывал бы черты лица, проводящего сеанс, оставляя только силуэт, обезличивая его, а посетитель его мимика и движения были бы хорошо видны лицу, проводящему сеанс. Вместе с тем освещение не должно причинять опрашиваемому лицу дискомфорта. Таким образом, внимание опрашиваемого приковывается к происходящему на столе действию и к словам проводящего опрос психолога, обезличивая самого психолога.
Сбор и анализ первичной информации, как то визуальное впечатление, оценка и анализ мимики, особенностей моторики и речи лицо, проводящее сеанс, начинает с момента встречи посетителя. Контрольные вопросы опроса задаются непосредственно в беседе, не прерывая ее, незаметно для посетителя.
По установлении типа темперамента личности и проведения первичной стадии опроса, заключающейся в установлении реакций посетителя на общие вопросы (погода, транспорт, политика и т.п.), лицо, проводящее опрос, приступало ко второй его стадии. При этом акцент в беседе смещался непосредственно на посетителя. По получении достаточной для анализа информации, лицо, проводящее сеанс, задавало вопрос посетителю, провоцирующий заявителя на формулировку желаемой ему цели. Далее лицо, проводившее сеанс, продолжало вторую стадию опроса, смещая акцент в беседе на отношение посетителя к достижимости этой цели.
В ходе беседы посетителю предъявлялся набор изображений с предложением выбрать то, с которым он себя ассоциирует. При этом на второй стадии опроса, предпочтительно при проведении теста, лицо, проводившее сеанс, устанавливало тактильный контакт с ладонью посетителя, который при необходимости повторялся на стадии доведения формулы внушения. Далее лицо, проводящее опрос, производило перемешивание и раскладку набора изображений вокруг, выбранного посетителем изображения и проговаривало формулу внушения, основываясь на анализе полученной информации. Далее лицо, проводившее сеанс, проводило третью стадию опроса, на которой в беседе с помощью контрольных вопросов оценивало глубину оказанного воздействия и, исходя из этого, определяло временной промежуток до второго сеанса.
Второй и последующие сеансы проходили аналогичным образом, за исключением того, что тактильный контакт увеличивался по времени в среднем на 10-15 с.
Время до второго сеанса и между следующими сеансами составило для посетителей 1, 2, 5 один месяц, для посетителя 3 два месяца, для посетителя 4 шесть месяцев, для посетителя 6 четыре месяца.
Посетитель 1 (сформулированная цель «постоянные отношения»): на первых трех сеансах была дана установка сконцентрироваться на одних отношениях, на четвертом - быть менее критичной к другим людям. На четвертом месяце сеансов начала постоянные отношения, длящиеся до конца наблюдений.
Посетитель 2 (сформулированная цель найти «свою вторую половинку», «поступить в институт»): на первых сеансах была дана установка больше времени уделять подготовке к поступлению в институт и, в частности, работе для овладения практическими навыками, далее культивировалась уверенность, что поступление и учеба в ее силах. На седьмом месяце сеансов поступила в институт на заочный факультет.
Посетитель 3 (сформулировала цель «успешная карьера»): на первом сеансе дана установка на лучшее овладение специальностью, так как хороший специалист более заметен в коллективе и интересен его членам.
Далее установки корректировали поведение на большее внимание к людям. Повышена до старшего менеджера.
Посетитель 4 (сформулированная цель открытие своего дела): на сеансах корректировалось его отношение к себе в сторону большей уверенности в своих силах. Спустя два месяца после первого сеанса начал свое дело.
Посетитель 5 (сформулированная цель «желание перемен в жизни»): на первом сеансе корректировалось отношение к себе в сторону большей уверенности в своих силах, на втором помимо прошлой установки добавлена установка быть менее критичной к людям, далее помимо внушалась уверенность в возможности изменить свою жизнь к лучшему. Поступила на курсы дизайнеров, стала заниматься рисованием.
Посетитель 6 (сформулированная цель «успешная карьера»): на первом сеансе корректировалось отношение к себе в сторону большей уверенности в своих силах и отношение к работе, со второго сеанса помимо давалась установка на лучшее овладение специальностью, так как хороший специалист больше заметен для начальства. Повышен до ведущего специалиста.
Наблюдение велось в течение года, оценка успешности сеансов велась по ежемесячному росту производительности труда за месяц по отношению к производительности труда в месяц до начала сеансов.
Результаты приведены в табл. 1.
Изобретение относится к области психологии, а точнее к области концентрации усилий человека для достижения поставленных им целей, придания ему уверенности в собственных силах. Проводят оценку особенностей личности, его субъективных психофизиологических реакций, ощущений и переживаний, проговаривания формулы внушения. Проводят первый сеанс, включающий три стадии опроса. При этом на первой стадии опроса осуществляют оценку особенностей личности, субъективных психофизиологических реакций, ощущений и переживаний личности, наблюдение за мимикой, особенностями моторики и речи, на основании чего определяют тип темперамента личности. Далее, основываясь на анализе первичной информации, проводят опрос с целью установления типа поведения личности. Опрашиваемый формулирует цель, на решение которой личность желает мобилизовать свои усилия. Затем на второй стадии опроса проводят тест с установлением индивидуальных особенностей личности, при котором опрашиваемый выбирает изображение, из набора изображений различных символов, с которым он себя ассоциирует. Вторую стадию опроса проводят в затемненном помещении, при этом психолог осуществляет тактильный контакт с ладонью посетителя, перемешивает и раскладывает набор изображений вокруг выбранного посетителем изображения и оказывает воздействие путем проговаривания формулы внушения, направленной на реализацию поставленной опрашиваемым цели и сформулированной с учетом результатов индивидуальных особенностей личности, типа темперамента и типа поведения. Далее проводят третью стадию опроса, на которой оценивают глубину оказанного воздействия, в зависимости от чего определяют временной промежуток до второго сеанса, который не превышает полугода. При проведении второго сеанса повторно проводят три стадии опроса, корректируют при этом формулу внушения в зависимости от выявленных изменений. Способ позволяет повысить эффективность психологического воздействия за счет проведения сеансов с целью придания человеку уверенности в собственных силах, мобилизации его внутренних ресурсов для достижения поставленных им целей. 1 табл., 1 пр.
Способ психологической помощи в мобилизации внутренних ресурсов человека, включающий оценку особенностей личности, его субъективных психофизиологических реакций, ощущений и переживаний, проговаривания формулы внушения, отличающийся тем, что проводят первый сеанс, включающий три стадии опроса, при этом на первой стадии опроса осуществляют оценку особенностей личности, субъективных психофизиологических реакций, ощущений и переживаний личности, наблюдение за мимикой, особенностями моторики и речи, на основании чего определяют тип темперамента личности, далее, основываясь на анализе первичной информации, проводят опрос с целью установления типа поведения личности, опрашиваемый формулирует цель, на решение которой личность желает мобилизовать свои усилия, затем на второй стадии опроса проводят тест с установлением индивидуальных особенностей личности, при котором опрашиваемый выбирает изображение из набора изображений различных символов, с которым он себя ассоциирует, причем вторую стадию опроса проводят в затемненном помещении, при этом на второй стадии опроса психолог осуществляет тактильный контакт с ладонью посетителя, на второй стадии опроса психолог перемешивает и раскладывает набор изображений вокруг выбранного посетителем изображения и оказывает воздействие путем проговаривания формулы внушения, направленной на реализацию поставленной опрашиваемым цели и сформулированной с учетом результатов индивидуальных особенностей личности, типа темперамента и типа поведения, далее проводят третью стадию опроса, на которой оценивают глубину оказанного воздействия, в зависимости от чего определяют временной промежуток до второго сеанса, который не превышает полугода, при проведении второго сеанса повторно проводят три стадии опроса, корректируют при этом формулу внушения в зависимости от выявленных изменений.
СПОСОБ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ | 1997 |
|
RU2148418C1 |
МЕТОД КОРРЕКЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ И ЛЕЧЕНИЯ НЕВРОТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ И ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАВИСИМОСТЕЙ "ИНТЕГРАЛЬНО-СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ" | 2004 |
|
RU2276999C2 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ПОГРАНИЧНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ И АДДИКТИВНЫХ РАССТРОЙСТВ | 2003 |
|
RU2255770C1 |
МОНИНА Г | |||
Б | |||
и др | |||
Тренинг "Ресурсы стрессоустойчивости", Речь, СПб, 2009, С | |||
Ударно-вращательная врубовая машина | 1922 |
|
SU126A1 |
под ред | |||
КАРВАСАРСКОГО Б | |||
Д | |||
Психотерапевтическая энциклопедия, Питер, 1998, С | |||
МАШИНА ДЛЯ ПРОКЛАДКИ ДРЕНАЖНЫХ ТРУБ | 1923 |
|
SU647A1 |
Авторы
Даты
2016-06-10—Публикация
2014-03-28—Подача