СПОСОБ ДЕМПФИРОВАНИЯ НУТАЦИОННЫХ КОЛЕБАНИЙ РОТОРА ГИРОСКОПА Российский патент 2016 года по МПК G01C19/00 

Описание патента на изобретение RU2591297C1

Изобретение относится к следящим системам (СС) с гироскопическим приводом в качестве исполнительного механизма (ИМ).

Известен способ демпфирования нутационных колебаний ротора гироскопа, представленный в литературе: Картрайт, Массингил, Триблид «Круговой демпфер для подавления нутаций вращающихся аппаратов». - М.: Ракетная техника и космонавтика, 1963 г., Г.Ф. Кэрриер, Дж.У. Майлс «Кольцевой демпфер прецессии свободного гироскопа». - М.: Механика. Издательство иностранной литературы, 1961, Дж.У. Майлс «О кольцевом демпфере свободно прецессирующего гироскопа». - М.: Издательство иностранной литературы Прикладная механика, т.30, серия Е, №2.

Способ демпфирования нутационных колебаний ротора гироскопа заключается в том, что на роторе перпендикулярно его продольной оси закрепляют демпфер, представляющий собой полое кольцо или несколько концентрических колец с центром на продольной оси ротора, частично заполненное «тяжелой» жидкостью, например соединением ртути, и затем балансируют ротор. При колебаниях продольной оси ротора гироскопа в жидкости возникает пропорциональная их величине сила вязкого трения, создающая момент, гасящий эти колебания.

Данный способ имеет ограниченное применение в связи с тем, что соединение ртути при определенной температуре из назначенного диапазона эксплуатации переходит из жидкой в твердую фазу. При этом, естественно, демпфирование нутационных колебаний не происходит, так как звено нутаций гироскопа превращается в генератор, представляющий консервативное звено с передаточной функцией Wн(p), содержащей в знаменателе множитель

22нут),

где р - оператор Лапласа;

ωнут - круговая частота нутаций гироскопа.

Наиболее близким по своей технической сущности к предлагаемому изобретению является способ демпфирования нутационных колебаний ротора гироскопа, использованный в патенте РФ №2210717 «Система управления самонаводящимся вращающимся снарядом», опубл. 20. 08. 2003 г.

Система управления реализована в соответствии со способом, основанным на формировании сигнала управления угловым положением визирной оси головки самонаведения (ГСН) с помощью двигателя коррекции по информации об отклонении от нее направления на визируемый объект. Одновременно сигнал поступает на рулевой привод, управляющий угловым положением продольной оси снаряда. Причем формируемый сигнал управления суммируют с выходным сигналом датчика угла пеленга (ДУП):

φпелcр,

где φпел - угол между продольными осями снаряда и ротора гироскопа;

φс - угол продольной оси снаряда;

φР - угол продольной оси ротора гироскопа.

Выходной сигнал ДУП представляется внешним сигналом по отношению к СС ГСН. Однако в СС он дифференцируется и ее выходной сигнал, поступающий на двигатель коррекции и рулевой привод снаряда, оказывается пропорциональным разности угловых скоростей φ'с и φ'р.

Недостатком данного способа является то, что в контур СС проникают колебания снаряда, действующие на его резонансной частоте, например, от механических возмущений, тем самым снижая точность работы контура СС.

Задачей предлагаемого изобретения является обеспечение устойчивой с требуемой точностью работы СС, содержащей гироскоп, путем подавления его нутационных колебаний.

В зависимости от состава конструкции прибора (например, снаряда, как в прототипе) и принятого типа управления - одноканального или двухканального, положения продольной оси ротора гироскопа, предлагаются два способа демпфирования нутационных колебаний ротора гироскопа ИМ СС.

Предлагаемый способ демпфирования нутационных колебаний гироскопа, который, как и наиболее близкий к нему, выбранный в качестве прототипа, основан на формировании поступающего в двигатель коррекции сигнала управления угловым положением визирной оси ГСН по информации об отклонении от визирной оси направления на визируемый объект и сигнала ДУП, отображающего координаты угла пеленга во вращающейся вместе с ротором системе координат (ВСКР).

В отличие от прототипа дополнительно измеряют сигнал угловой скорости колебаний продольной оси корпуса ИМ, отображающий ее координаты в системе координат, связанной с корпусом, с помощью датчика угловой скорости колебаний продольной оси корпуса (ДУСк), формируют сигналы, отображающие вращающуюся систему координат ротора ВСКр на основе сигналов датчика вращения ротора относительно корпуса (ДВРк) и датчика вращения корпуса (ДВК), преобразуют сигнал ДУП из ВСКр в неподвижную систему координат ротора (НСКр), а сигнал ДУСк - в неподвижную систему координат корпуса НСКк, причем НСКр и НСКк согласованы между собой. Затем дифференцируют преобразованный сигнал ДУП, вычитают из него преобразованный сигнал ДУСк, а полученную разность сигналов преобразуют в дополнительный сигнал управления, отображающий координаты угловой скорости ротора на выходе звена нутаций на частоте сигнала управления угловым положением визирной оси ГСН, и формируют отрицательную обратную связь между выходом и входом звена нутаций, вычитая ее из сигнала управления угловым положением визирной оси ГСН.

Причем при при одноканальном управлении сигнал управления угловым положением визирной оси ГСН преобразуют из ВСКр в НСКр, пропускают его через компенсирующее звено с передаточной функцией Wкомп(p), затем выходной сигнал компенсирующего звена преобразуют обратно из НСКр в ВСКр и подают в обмотку управления двигателя коррекции.

При двухканальном управлении оба ортогональных друг другу сигнала управления преобразуют из вращающейся системы координат корпуса ВСКк в неподвижную систему координат корпуса НСКк, пропускают их через компенсирующие звенья с передаточной функцией Wкомп(p). Затем выходные сигналы компенсирующих звеньев преобразуют обратно из НСКк в ВСКк и подают в две обмотки управления двигателя коррекции, продольные оси которых расположены в перпендикулярной продольной оси корпуса плоскости перпендикулярно одна другой. Причем передаточная функция Wкомп(p) такова, что в каналах управления выполняется условие устойчивости звена с передаточной функцией:

Wобщ(p)=Wкомп(p) Wн(p),

где Wн(p) - передаточная функция неустойчивого звена нутаций, не содержащего отрицательной обратной связи между входом и выходом, а числитель Wкомп(p) содержит множитель, равный нулю на частоте нутаций.

Сущность предлагаемого способа, основанного на использовании внешнего по отношению к СС датчика угловой скорости ДУСк продольной оси корпуса, состоит в формировании отрицательной обратной связи между входом и выходом звена нутаций гироскопа и обеспечении работоспособности звена нутаций без потери точности системы, а также в том, что в отсутствие ДУСк возможно обеспечить устойчивую работу СС путем компенсации влияния на устойчивость СС звена нутаций с передаточной функцией Wн(p), не содержащей в своей структуре отрицательной обратной связи между выходом и входом, путем включения последовательно с ним звена с передаточной функцией Wкомп(p), такой, что выполняется условие устойчивости звена с передаточной функцией Wобщ(p). Естественно, что Wкомп(p), как и Wн(p), преобразует сигнал, отображающий координаты СС в НСК. Поэтому если сигнал управления, из которого формируется момент управления продольной осью ротора, отображает координату в ВСК, то он должен быть преобразован вначале в НСК, затем после преобразования звеном с передаточной функцией Wкомп(p) - в ВСК с той же частотой, что и до преобразований. При этом при знаменателе Wн(p) в каждом из каналов, содержащем множитель (p2нут2), имеем:

Wкомп(p)=ккомп(p2нут2)/(1+2ξТнутр+Тнут2р2),

где ккомп - коэффициент усиления звена,

Тнут=(1/ωнут),

ξ - декремент затухания, определяющий полосу частот звена.

Вид числителя определяет вид знаменателя, при котором Wкомп(p) может быть реализована при данном числителе.

Отметим, что:

ωнут=fωp, причем

ωp - частота вращения ротора,

f=[2Jп/(J+J)] при неравных значениях экваториальных моментов инерции ротора в каналах звена нутаций,

где Jп - полярный момент инерции ротора,

J, J - экваториальные моменты инерции ротора.

Следовательно, при известной частоте ωр определяется частота ωнут и при необходимости изменяются связанные с ней параметры компенсирующего звена.

Таким образом, предлагаемое изобретение решает поставленную задачу обеспечения с требуемой точностью устойчивой работы СС, содержащей гироскоп, путем подавления его нутационных колебаний.

Похожие патенты RU2591297C1

название год авторы номер документа
ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКИЙ ГИРОСКОП 1999
  • Воскобойников Р.Л.
  • Иванова Н.С.
  • Колпаков А.И.
  • Максимов М.Г.
RU2173446C2
СИСТЕМА СТАБИЛИЗАЦИИ ЛИНИИ ВИЗИРОВАНИЯ 1995
  • Батюшков Валентин Вениаминович[By]
  • Литвяков Сергей Борисович[By]
  • Павлович Дмитрий Иосифович[By]
  • Покрышкин Владимир Иванович[By]
  • Синаторов Михаил Петрович[By]
RU2102785C1
ВИХРЕВОЙ ЖИДКОСТНОЙ ТОРОИДАЛЬНЫЙ ГИРОСКОП 2014
  • Павлов Виктор Андреевич
RU2573606C1
СПОСОБ СТАБИЛИЗАЦИИ СЛАБОДЕМПФИРОВАННОГО НЕУСТОЙЧИВОГО ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2014
  • Павлов Виктор Андреевич
RU2581787C2
Датчик угловой скорости на базе динамически настраиваемого гироскопа 2019
  • Попов Вадим Анатольевич
  • Попов Дмитрий Вадимович
  • Подчерезцев Виктор Павлович
  • Фатеев Владимир Васильевич
RU2734277C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КРУТИЗНЫ ВЫХОДНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГИРОСКОПА 1983
  • Белугин В.Б.
  • Белов Е.Ф.
  • Гинзбург Р.Е.
RU2062986C1
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ СИГНАЛОВ УПРАВЛЕНИЯ ВРАЩАЮЩИМСЯ ПО УГЛУ КРЕНА САМОНАВОДЯЩИМСЯ СНАРЯДОМ 2011
  • Бабичев Виктор Ильич
  • Морозов Владимир Иванович
  • Рабинович Владимир Исаакович
  • Монькин Валерий Борисович
  • Долгова Татьяна Саввовна
  • Акулинин Сергей Игоревич
RU2482426C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ САМОНАВОДЯЩИМСЯ ВРАЩАЮЩИМСЯ СНАРЯДОМ 1998
  • Шипунов А.Г.
  • Бабичев В.И.
  • Журавлев С.Д.
  • Рабинович В.И.
  • Семенов С.Д.
RU2146798C1
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ САМОНАВОДЯЩИМСЯ ВРАЩАЮЩИМСЯ СНАРЯДОМ 2001
  • Бабичев В.И.
  • Рабинович В.И.
  • Семенов С.Д.
RU2210717C2
Вращающаяся самонаводящаяся ракета 2018
  • Грачиков Дмитрий Викторович
  • Дулов Александр Алексеевич
  • Емельянов Андрей Федорович
  • Коломников Сергей Евгеньевич
  • Кузин Александр Васильевич
  • Макаров Дмитрий Викторович
  • Питиков Сергей Викторович
  • Пустыгин Борис Николаевич
  • Успенский Андрей Игоревич
RU2694934C1

Реферат патента 2016 года СПОСОБ ДЕМПФИРОВАНИЯ НУТАЦИОННЫХ КОЛЕБАНИЙ РОТОРА ГИРОСКОПА

Изобретение относится к следящим системам (СС) с гироскопическим приводом в качестве исполнительного механизма (ИМ). Технический результат - обеспечение устойчивой работы СС. Для этого дополнительно измеряют сигнал угловой скорости колебаний продольной оси корпуса исполнительного механизма, отображающий ее координаты в системе координат, связанной с корпусом, с помощью датчика угловой скорости колебаний продольной оси корпуса (ДУСк), формируют сигналы, отображающие вращающуюся систему координат ротора (ВСКр) на основе сигналов датчика вращения ротора относительно корпуса (ДВРк) и датчика вращения корпуса (ДВК), преобразуют сигнал датчика угла пеленга (ДУП) из ВСКр в неподвижную систему координат ротора (НСКр), а сигнал ДУСк - в неподвижную систему координат корпуса НСКк. Затем дифференцируют преобразованный сигнал ДУП, вычитают из него преобразованный сигнал ДУСк, а полученную разность сигналов преобразуют в дополнительный сигнал управления, отображающий координаты угловой скорости ротора на выходе звена нутаций на частоте сигнала управления угловым положением визирной оси головки самонаведения, и формируют отрицательную обратную связь между выходом и входом звена нутаций, вычитая ее из сигнала управления угловым положением визирной оси головки самонаведения. 2 з.п. ф-лы

Формула изобретения RU 2 591 297 C1

1. Способ демпфирования нутационных колебаний гироскопа, основанный на формировании поступающего в двигатель коррекции сигнала управления угловым положением визирной оси головки самонаведения по информации об отклонении от визирной оси направления на визируемый объект и сигнала датчика угла пеленга (ДУП), отображающего координаты угла пеленга во вращающейся вместе с ротором системе координат (ВСКp), отличающийся тем, что дополнительно измеряют сигнал угловой скорости колебаний продольной оси корпуса исполнительного механизма, отображающий ее координаты в системе координат, связанной с корпусом, с помощью датчика угловой скорости колебаний продольной оси корпуса (ДУСк), формируют сигналы, отображающие вращающуюся систему координат ротора ВСКр на основе сигналов датчика вращения ротора относительно корпуса (ДВРк) и датчика вращения корпуса (ДВК), преобразуют сигнал ДУП из ВСКр в неподвижную систему координат ротора (НСКр), а сигнал ДУСк - в неподвижную систему координат корпуса НСКк, причем НСКр и НСКк согласованы между собой, затем дифференцируют преобразованный сигнал ДУП, вычитают из него преобразованный сигнал ДУСк, а полученную разность сигналов преобразуют в дополнительный сигнал управления, отображающий координаты угловой скорости ротора на выходе звена нутаций на частоте сигнала управления угловым положением визирной оси головки самонаведения, и формируют отрицательную обратную связь между выходом и входом звена нутаций, вычитая ее из сигнала управления угловым положением визирной оси головки самонаведения.

2. Способ демпфирования нутационных колебаний гироскопа по п. 1, отличающийся тем, что при одноканальном управлении сигнал управления угловым положением визирной оси головки самонаведения преобразуют из ВСКр в НСКр, пропускают его через компенсирующее звено с передаточной функцией Wкомп(p), затем выходной сигнал компенсирующего звена преобразуют обратно из НСКр в ВСКр и подают в обмотку управления двигателя коррекции.

3. Способ демпфирования нутационных колебаний гироскопа по п. 1, отличающийся тем, что при двухканальном управлении оба ортогональных друг другу сигнала управления преобразуют из вращающейся системы координат корпуса ВСКк в неподвижную систему координат корпуса НСКк, пропускают их через компенсирующие звенья с передаточной функцией Wкомп(p), затем выходные сигналы компенсирующих звеньев преобразуют обратно из НСКк в ВСКк и подают в две обмотки управления двигателя коррекции, продольные оси которых расположены в перпендикулярной продольной оси корпуса плоскости перпендикулярно одна другой, причем передаточная функция Wкомп(p) такова, что в каналах управления выполняется условие устойчивости звена с передаточной функцией:

где Wн(p) - передаточная функция неустойчивого звена нутаций, не содержащего отрицательной обратной связи между входом и выходом, а числитель Wкомп(p) содержит множитель, равный нулю на частоте нутаций.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2016 года RU2591297C1

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ САМОНАВОДЯЩИМСЯ ВРАЩАЮЩИМСЯ СНАРЯДОМ 2001
  • Бабичев В.И.
  • Рабинович В.И.
  • Семенов С.Д.
RU2210717C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И КОМПЕНСАЦИИ УХОДА ГИРОСТАБИЛИЗИРОВАННОЙ ПЛАТФОРМЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2005
  • Батаргин Вадим Германович
  • Зайцев Сергей Александрович
  • Румянцев Геннадий Николаевич
  • Шаврина Маргарита Александровна
RU2285902C1
Автокомпенсация инструментальных погрешностей гиросистем/ С.М.Зельдович и др., М.: "Судостроение", 1976, с.85-86
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ПРОГРАММНОГО ДВИЖЕНИЯ ПОЛЯРНОГО ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКОГО ГИРОСКОПА КОРАБЕЛЬНОЙ НАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ 2008
  • Гусинский Валерий Залманович
  • Парфенов Олег Иванович
  • Шевченко Александр Николаевич
RU2386106C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОГРЕШНОСТИ ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКОГО ГИРОСКОПА 2001
  • Демидов А.Н.
  • Ландау Б.Е.
  • Левин С.Л.
RU2193162C1

RU 2 591 297 C1

Авторы

Гуревич Макс Семенович

Еськин Владимир Николаевич

Чекин Владимир Михайлович

Тощаков Сергей Александрович

Даты

2016-07-20Публикация

2015-05-21Подача