Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к гироскопическим преобразователям угловой скорости на базе динамически настраиваемого гироскопа.
Известен датчик угловой скорости [1] содержащий корпус, динамически настроенный ротор и два канала измерения, каждый из которых содержит преобразователь угла, усилитель и преобразователь момента с измерителем тока.
Преобразователи угла и момента выполняют функции датчиков угла и момента гироскопа соответственно.
Наиболее близким по технической сущности является датчик угловой скорости [2] содержащий корпус, динамически настроенный ротор в двухосном подвесе, датчик угла, датчик момента с обмоткой управления, основное корректирующее звено, включающее последовательно соединенные изодром с постоянной времени Т1 и усилитель с коэффициентом усиления К, и измеритель тока датчика момента по каждому каналу измерения, причем выход датчика угла по каждой оси чувствительности подключен через основное корректирующее звено ко входу датчика момента по перекрестной оси, а измеритель тока датчика момента включен последовательно в цепь его обмотки управления.
Недостатком такого датчика угловой скорости является погрешность измерения знакопеременной угловой скорости, обусловленная наличием перекрестной связи между измерительными каналами гироскопа из-за конечной величины квазиупругой жесткости подвеса ротора гироскопа, то есть при действии угловой скорости, изменяющейся по синусоидальному закону, по одному измерительному каналу на выходе перекрестного измерительного канала появляется паразитный сигнал с той же частотой, хотя угловая скорость по данному измерительному каналу не действует, при этом величина паразитного сигнала помехи возрастает с ростом частоты действующей угловой скорости.
При измерении постоянных угловых скоростей данная погрешность отсутствует.
Для пояснения механизма возникновения данной погрешности представим структурную схему датчика угловой скорости в следующем виде:
на Фиг. 1 обозначено
W(s) - передаточная функция усилителя каждого канала,
Kду - крутизна датчика угла,
ωx и ωy - угловые скорости корпуса вокруг осей х и у,
и - углы отклонения корпуса вокруг осей х и у,
αn, βn - углы нутационных бросков ротора вокруг осей х и у,
αoc, βос - углы прецессионного движения ротора вокруг осей х и у,
α, β - углы отклонения ротора относительно корпуса вокруг осей х и у,
Мх и Му - моменты, развиваемые датчиками моментов вокруг осей х и у и вызываемые токами Jx и Jy соответственно.
Для анализа возможности компенсации перекрестной погрешности гироскопа в режиме датчика угловой скорости полагаем, что корпус гироскопа вращается лишь вокруг оси х, т.е. ωх≠0, а ωу=0. Также полагаем, что при этом величина перекрестной чувствительности достаточно мала в сравнении с основным сигналом, т.е. Jx << Jy (что эквивалентно Мх << Му), поэтому нутационным броском в прямом канале можно пренебречь, как величиной второго порядка малости (тем более, что величина квазиупругой жесткости гироскопа всегда достаточно велика). В силу этого соответствующая связь между Мх и αn обозначена на рис. 1, пунктиром и далее не учитывается.
Прямой канал обеспечивает измерение угловой скорости корпуса ωх вокруг оси х. Величина выходного сигнала Jy, в соответствии со схемой на Фиг. 1., определяется выражением:
Для исключения угла поворота ротора относительно корпуса α при измерении постоянной угловой скорости в W(s) вводится изодром, т.е.
Тогда , где , и выходной сигнал равен
При этом будет иметь место сигнал в перекрестном канале, равный
и относительная величина перекрестной погрешности равна
Углы поворота ротора гироскопа относительно корпуса равны
где - передаточная функция перекрестного канала по входной угловой скорости ωx.
Причиной возникновения сигнала в перекрестном канале является нутационный бросок ротора гироскопа по перекрестной оси, возникающий при входной угловой скорости ωx из-за конечной величины квазиупругой жесткости подвеса ротора гироскопа
С целью уменьшения ошибки от перекрестной угловой скорости, в него по каждому каналу измерения введены сумматор, усилитель с коэффициентом усиления, обратно пропорциональным нутационной частоте гироскопа, и дополнительное корректирующее звено с передаточной функцией , где постоянная времени Т прямо пропорциональна кинетическому моменту гироскопа и обратно пропорциональна коэффициенту усиления усилителя К, а постоянная времени Т1 равна постоянной времени изодрома основного корректирующего звена, причем выход измерителя тока по каждому каналу измерения подключен к первому входу сумматора этого канала и через последовательно соединенные дополнительное корректирующее звено и усилитель - ко второму входу сумматора второго канала измерения, а выход каждого сумматора является выходом датчика угловой скорости.
Компенсация погрешности от перекрестной связи (для одного измерительного каналов) производится в соответствии со структурной схемой, представленной на Фиг. 2.
В этой схеме перекрестные ошибки моделируется на операционном усилителе и вычитается из выходных сигналов Jx и Jy по перекрестным осям.
В результате имеем
Данный метод компенсации требует формирования более сложной передаточной функции компенсирующего сигнала вида:
точность компенсации при этом определяется точностью формирования аналогового сигнала на операционном усилителе.
Эту передаточную функцию можно упростить для случая выбора параметров прибора Т1>Т и привести к виду
Таким образом, для компенсации перекрестной погрешности, ДУС, необходимо выходной сигнал прямой цепи J умножить на аналоговом моделирующем устройстве (операционном усилителе) на передаточную функцию Фк(s) (в точном или упрощенном виде) и полученное произведение вычесть из выходного сигнала по перекрестной оси. Полученная разность и будет представлять собой скомпенсированный сигнал по перекрестной оси.
На Фиг. 3 и Фиг. 4 представлена реализация в среде Matlab (Simulink) методики компенсации погрешности от перекрестной связи между каналами ДУС, где передаточные функции W(s)1 и W(s)2, имеют вид, представленный на Фиг. 4.
На Фиг. 5 представлены ЛАЧХ и ФЧХ для скорректированной и нескорректированной системы.
Как видно из полученных результатов имеет место снижение перекрестной погрешности на всех частотах, и в частности на частоте 10 Гц это снижение составило с 27 дБ до 52.4 дБ
Результаты экспериментальной проверки датчика ДУС РВГ-01 №50 с реализованным алгоритмом компенсации погрешности от перекрестной связи для входной угловой скорости 40°/с в диапазоне частот (3…30) Гц представлены на Фиг. 6, Фиг. 7.
Как видно из Фиг. 6 и Фиг. 7 использование компенсации перекрестных связей в датчике угловой скорости на базе динамически настраиваемого гироскопа обеспечивает существенное снижение погрешности от перекрестной связи между измерительными каналами ДУС.
Источники информации:
[1] "Динамически настраиваемые гироскопы." Д.С. Пельпор, В.А. Матвеев, В.Д. Арсеньев. "Машиностроение", Москва, 1988 г., стр. 249-252.
[2] "Гироскоп - это просто." В.А. Матвеев, МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 2012 г., стр. 146-148.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Датчик угловой скорости на базе динамически настраиваемого гироскопа | 2018 |
|
RU2709028C1 |
Система стабилизации изображения на подвижном основании | 2019 |
|
RU2753162C2 |
БЕЗОБОГРЕВНОЙ ТЕРМОИНВАРИАНТНЫЙ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ПОПЛАВКОВЫЙ ИЗМЕРИТЕЛЬ УГЛОВОЙ СКОРОСТИ | 2013 |
|
RU2548377C1 |
Способ компенсации перекрестных погрешностей в измерительных каналах динамически настраиваемого гироскопа | 2022 |
|
RU2806248C2 |
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ГИРОСТАБИЛИЗАТОР | 2009 |
|
RU2399960C1 |
СТЕНД ДЛЯ КОНТРОЛЯ ИЗМЕРИТЕЛЯ УГЛОВЫХ СКОРОСТЕЙ | 1995 |
|
RU2115129C1 |
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СТЕНД ДЛЯ КОНТРОЛЯ ПРЕЦИЗИОННЫХ ГИРОСКОПИЧЕСКИХ ИЗМЕРИТЕЛЕЙ УГЛОВОЙ СКОРОСТИ | 2009 |
|
RU2403538C1 |
СТЕНД ДЛЯ КОНТРОЛЯ ИЗМЕРИТЕЛЕЙ УГЛОВОЙ СКОРОСТИ | 2007 |
|
RU2339912C1 |
СИСТЕМА СТАБИЛИЗАЦИИ ЛИНИИ ВИЗИРОВАНИЯ | 1995 |
|
RU2102785C1 |
ГИРОГОРИЗОНТКОМПАС | 2015 |
|
RU2610022C1 |
Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к гироскопическим преобразователям угловой скорости на базе динамически настраиваемого гироскопа. Сущность изобретения заключается в том, что датчик угловой скорости (ДУС) на базе динамически настраиваемого гироскопа дополнительно содержит сумматор, усилитель с коэффициентом усиления, обратно пропорциональным нутационной частоте гироскопа и дополнительное корректирующее звено с передаточной функцией , где постоянная времени Т прямо пропорциональна кинетическому моменту гироскопа и обратно пропорциональна коэффициенту усиления усилителя К, а постоянная времени Т1 равна постоянной времени изодрома основного корректирующего звена, причем выход измерителя тока по каждому каналу измерения подключен к первому входу сумматора этого канала и через последовательно соединенные дополнительно корректирующее звено и усилитель - ко второму входу сумматора второго канала измерения, а выход каждого сумматора является выходом ДУСа. Технический результат – повышение точности измерения угловой скорости. 7 ил.
Датчик угловой скорости на базе динамически настраиваемого гироскопа, содержащий корпус, динамически настроенный ротор в двухосном подвесе, датчик угла, датчик момента с обмоткой управления, основное корректирующее звено, включающее последовательно соединенные изодром с постоянной времени Т1 и усилитель с коэффициентом усиления К, и измеритель тока датчика момента по каждому каналу измерения, причем выход датчика угла по каждой оси чувствительности подключен через основное корректирующее звено ко входу датчика момента по перекрестной оси, а измеритель тока датчика момента включен последовательно в цепь его обмотки управления, отличающийся тем, что с целью уменьшения ошибки от перекрестной угловой скорости в него по каждому каналу измерения введены сумматор, усилитель с коэффициентом усиления, обратно пропорциональным нутационной частоте гироскопа, и дополнительное корректирующее звено с передаточной функцией , где постоянная времени Т прямо пропорциональна кинетическому моменту гироскопа и обратно пропорциональна коэффициенту усиления усилителя К, а постоянная времени Т1 равна постоянной времени изодрома основного корректирующего звена, причем выход измерителя тока по каждому каналу измерения подключен к первому входу сумматора этого канала и через последовательно соединенные дополнительное корректирующее звено и усилитель - ко второму входу сумматора второго канала измерения, а выход каждого сумматора является выходом датчика угловой скорости.
ДАТЧИК УГЛОВОЙ СКОРОСТИ | 2011 |
|
RU2457493C1 |
ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ГИРОСКОПИЧЕСКОГО СТАБИЛИЗАТОРА | 2003 |
|
RU2270418C2 |
US 2002073778 A1, 20.06.2002 | |||
US 4259871 A1, 07.04.1981. |
Авторы
Даты
2020-10-14—Публикация
2019-09-13—Подача