УСТАНОВКА РУЛЕВОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО МЕХАНИЗМА НА ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ПРИВОД Российский патент 2017 года по МПК B64C13/18 B64C13/40 

Описание патента на изобретение RU2636195C2

Изобретение относится к области комбинированных систем управления летательным аппаратом и может быть использовано в качестве суммирующего устройства в системах, использующих гибкие тяги управления.

Известна система комбинированного управления вертолетом Ми-8МТ, где сложение действий пилота и коррекции от автопилота происходит за счет использования комбинированных агрегатов управления КАУ-30Б (8МТ-007-00РЭ. Руководство по технической эксплуатации 065.040.00, с. 5) с тремя режимами работы: ручное управление (когда пилот через входную качалку и распределительный клапан управляет силовым гидроцилиндром), автоматическое - при отключенном канале ручного управления, автопилот через входное реле управляет силовым гидроцилиндром и комбинированное - при действующем канале ручного управления автопилот через входное реле управляет цилиндром комбинированного управления (Рулевые агрегаты КАУ-30Б и РА-60А. Инструкция по эксплуатации, с. 8, 10, 13). Переключение между режимами работы производится сигнальным давлением. В режиме комбинированного управления КАУ-30Б совмещает функции гидроусилителя и рулевого исполнительного механизма.

Также известна система комбинированного управления вертолетом Ми-17 с комбинированным агрегатом управления КАУ-115А (Ми-17-1В. Руководство по технической эксплуатации. Управление. Описание и работа. 065.40.00, с. 5, октябрь 5/2000) с двумя режимами работы: ручное управление (когда пилот через входную качалку и распределительное устройство управляет силовым гидроцилиндром) и комбинированное управление (при действующем канале ручного управления автопилот через электромеханический преобразователь управляет положением штока рулевой машины с закрепленной на нем входной качалкой) (Комбинированный гидравлический рулевой привод КАУ-115. Руководство по технической эксплуатации, 16.04.1987 г. 5.3. Режим комбинированного управления, с. 4, 6).

Недостатками комбинированных агрегатов управления являются дороговизна и сложность подбора агрегата на стадии проектирования.

Известно устройство управления (Патент US 201104824 А1, 24.02.2011, МПК G05D 3/12), где движение рычага управления при работе рулевого исполнительного механизма исключается за счет блокировки электрическим механизмом, которым управляет логическая схема по показаниям датчика усилий, промежуточной качалки.

Недостатком такого устройства является сложность конструкции, лишний вес и необходимость подвода электрической энергии к механической проводке управления.

Известна гидромеханическая система управления, установленная на вертолете Ми-38, где сложение действий пилота и системы улучшения устойчивости происходит за счет установленных рулевых исполнительных механизмов. Гидромеханическая система управления вертолета Ми-38 содержит гидроусилители, расположенные с трех сторон от автомата перекоса, рулевые исполнительные механизмы с тягами, механическую проводку управления, состоящую из тяг и качалок (Вертолет Ми-38-2. Руководство по технической эксплуатации. 4.2. Продольно-поперечное управление - описание и работа. 065.41.00. с. 1, 03.02.2014 г.). Данный аналог принят за прототип.

Недостатком прототипа является размещение рулевых исполнительных механизмов не на гидроусилителе РП-10А, а на предшествующем звене цепи механической проводки управления, что увеличивает вероятность движения рычагов управления при работе системы улучшения устойчивости вместо движения золотника гидроусилителя. Габариты спаренных рулевых исполнительных механизмов ИРМД-1 при последовательном размещении в механической проводке управления не позволяют разместить их непосредственно на гидроприводе (гидроусилителе).

Рулевые исполнительные механизмы ИРМД-1, установленные последовательно к проводке управления, служат для корректировки действий пилота системой улучшения устойчивости.

На многих существующих вертолетах, использующих механическую систему управления, применяют комбинированные агрегаты управления (КАУ), представляющие гидроусилитель (гидропривод) с встроенным в него подруливающим устройством. Подруливающее устройство - часть механизма комбинированного гидравлического привода, через которую автопилот (или система улучшения устойчивости) может корректировать положение выходного штока.

Другим вариантов корректировки управления автопилотом является применение рулевых исполнительных механизмов. В этом случае на вертолет устанавливают гидропривод, а в механическую проводку управления ставят подруливающий механизм, представляющий тягу, длина которой корректируется автопилотом (или системой улучшения устойчивости).

Цель изобретения - установка рулевых исполнительных механизмов в механическую проводку управления, состоящую из гибких тяг и качалок, не меняя ее конфигурации и размеров, и обеспечение их срабатывания без вовлечения в работу рычагов управления пилота.

Поставленная цель достигается тем, что в гидромеханической системе управления, содержащей гидроусилители, расположенные с трех сторон от автомата перекоса, рулевые исполнительные механизмы с тягами, механическую проводку управления, состоящую из тяг и качалок, рулевые исполнительные механизмы, установленные параллельно механической проводке управления, выполненной с применением гибких тяг, имеют возможность управлять положением опор оболочек гибких тяг.

На фиг. 1 показана схема установки рулевого исполнительного механизма SEMA 8493 на гидропривод РП-14, где обозначено:

1. рулевой исполнительный механизм SEMA 8493;

2. оболочка гибкой тяги управления;

3. качалка;

4. наконечник гибкой тяги управления;

5. входная управляющая качалка гидропривода РП-14; (входит в состав гидропривода);

6. кронштейн;

7. поводок;

8. кронштейн (опора оболочки гибкой тяги управления);

9. гидропривод РП-14 (гидроусилитель);

10. внутренний стержень гибкой тяги управления.

Рулевой исполнительный механизм 1 SEMA 8493 установлен параллельно механической проводке управления, которая состоит из оболочки 2 гибкой тяги, шарнирно закрепленной на кронштейне 8 и ее внутреннего стержня 10. Нижним концом кронштейн 8 через шарнирный поводок 7 и кронштейн 6 закреплен на гидроприводе 9 РП-14, а верхним концом подвижно соединен с качалкой 3. Оболочка 2 гибкой тяги управления шарнирно закреплена на кронштейне 8, служащем ее опорой, а ее внутренний стержень 10 через наконечник 4 верхним концом соединен с входной управляющей качалкой 5 гидропривода 9.

Рулевой исполнительный механизм, установленный на гидроприводе, работает в двух режимах управления следующим образом.

В режиме ручного управления рулевой исполнительный механизм 1 SEMA 8493 не получает сигнала от системы улучшения устойчивости и его шток, а также качалка 3, кронштейн 8 с шарнирно установленной на нем опорой гибкой тяги управления (связана с оболочкой 2) и поводком 7 неподвижны. Управление гидроприводом 9 с закрепленным на нем кронштейном 6 происходит за счет перемещения человеком через рычаги управления стержня 10 внутри неподвижной оболочки 2 гибкой тяги управления, установленной на кронштейне 8. Перемещения гибкой тяги управления через наконечник 4 приводят к отклонениям входной управляющей качалки 5 гидропривода 9.

В автоматическом режиме управления, при получении сигнала от системы улучшения устойчивости, рулевой исполнительный механизм 1 SEMA 8493 через качалку 3 изменяет положение кронштейна 8 с шарнирно установленной на нем опорой гибкой тяги управления (связана с оболочкой 2). Для обеспечения заданного движения кронштейна 8 при работе рулевого исполнительного механизма 1 нижняя часть его через поводок 7 связана с кронштейном 6, неподвижно установленным на гидроприводе 9. Перемещения гибкой тягой управления входной управляющей качалки 5 через наконечник 4, задаваемые рулевым исполнительным механизмом 1, происходят без изменения величины выхода стержня 10 из оболочки 2 гибкой тяги управления.

Внутренний стержень гибкой тяги управления 10 и оболочка 2 составляют гибкую тягу управления.

Входная управляющая качалка 5 является составной частью гидропривода РП-14.

В установке рулевого исполнительного механизма можно выделить четырехзвенный механизм (фиг. 2 и 3), служащий для перемещения оболочки 2 гибкой тяги управления при работе рулевого исполнительного механизма, где фиг. 2 - рулевой исполнительный механизм втянут, фиг. 3 - выдвинут. На данных схемах условно не показаны: оболочка 2, наконечник 4, входная управляющая качалка 5 гидропривода 9 и внутренний стержень 10 гибкой тяги управления.

На схеме обозначено:

ΔABE - качалка 3;

АВ - расстояние между осью (А) качалки 3 на гидроприводе 9 и осью (В) установки на качалке 3 кронштейна 8;

ВС - кронштейн 8 с шарнирно установленной на нем оболочкой 2 гибкой тяги управления (оболочка 2 условно не показана);

CD - поводок 7, шарнирно закрепленный в узлах С и D;

AD - гидропривод 9 с закрепленным на нем кронштейном 6.

Качалка 3 выполнена таким образом, что ее сторона АВ и длина поводка 7, шарнирно закрепленной в узлах С и D, равны по величине и установлены параллельно, поэтому отклонение качалки 3 на неподвижном гидроприводе 9 с закрепленным на нем кронштейном 6, дает плоско-параллельное перемещение кронштейна 8 с шарнирно установленной на нем оболочкой 2 гибкой тяги управления.

Отклонения качалки 3 возможны только при изменении длины (при изменении положения штока) рулевого исполнительного механизма 1.

Разница между фиг. 2 и 3 - в положении штока рулевого исполнительного механизма.

Отличительной особенностью данной конструкции является приложение управляющего воздействия рулевого исполнительного механизма не к наконечнику стержня гибкой тяги, а к его оболочке.

Управление опорой оболочки гибкой тяги позволяет:

1. разместить рулевые исполнительные механизмы на последнем звене цепи механической проводки управления (для исключения отдачи перемещения на ручку управления);

2. сохранить заданный размер (длину) гибкой тяги управления;

3. сохранить необходимые для ее размещения прямые участки на концах (следует из общей компоновки вертолета).

Данное изобретение позволяет более компактно разместить гидромеханическую систему управления на летательном аппарате, не изменив ее технических характеристик.

Похожие патенты RU2636195C2

название год авторы номер документа
УСТАНОВКА ДУБЛИРОВАННЫХ РУЛЕВЫХ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ НА ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ПРИВОД 2021
  • Овчинников Виктор Иванович
  • Лабутин Роман Вениаминович
  • Груверман Александр Исаевич
RU2773301C1
СУММИРУЮЩИЙ МЕХАНИЗМ ДЛЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩИМ И ЦИКЛИЧЕСКИМ ШАГОМ ВЕРТОЛЕТОВ ТРЕХТОЧЕЧНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ С НАКЛОННЫМ РАСПОЛОЖЕНИЕМ ГИДРОПРИВОДОВ 2014
  • Груверман Александр Исаевич
  • Захаров Алексей Александрович
  • Лабутин Роман Вениаминович
RU2578706C1
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВЕРТОЛЕТОМ 2019
  • Тремаскин Владимир Викторович
  • Башмаков Владимир Алексеевич
  • Вайнпрес Алексей Леонидович
  • Коровин Виталий Геннадиевич
  • Тарасов Николай Александрович
  • Искандаров Роман Зиннурович
RU2714958C1
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВЕРТОЛЕТОМ 2004
  • Арсенов Юрий Петрович
  • Бугаков Игорь Сергеевич
  • Воробьев Александр Владимирович
  • Двоеглазов Валерий Вячеславович
  • Карташев Валерий Борисович
  • Лаврентьев Евгений Александрович
  • Лещинский Игорь Константинович
  • Овчинников Виктор Иванович
  • Степанов Алексей Иванович
  • Сущенцова Галина Викторовна
  • Хуснутдинов Ильшат Афтафович
RU2282562C1
СИСТЕМА ПУТЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ ВЕРТОЛЕТА С РУЛЕВЫМ ВИНТОМ 1983
  • Есаулов С.Ю.
SU1208721A1
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЖИЗНЕННО ВАЖНЫМИ РУЛЕВЫМИ ПОВЕРХНОСТЯМИ САМОЛЕТА 2014
  • Самсонович Семен Львович
  • Огольцов Игорь Иванович
  • Крылов Николай Валерьевич
  • Ларин Александр Петрович
  • Макарин Михаил Александрович
  • Рожнин Николай Борисович
  • Степанов Вилен Степанович
  • Оболенский Юрий Геннадьевич
  • Кривко Владислав Алексеевич
  • Дмитриев Андрей Владимирович
RU2572011C1
ЭЛЕКТРОГИДРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ПРИВОД 2000
  • Редько П.Г.
  • Борцов А.А.
  • Тычкин О.В.
  • Банин Ю.М.
  • Харитонов Ю.Л.
RU2191138C2
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СООСНЫМ ВЕРТОЛЕТОМ 1990
  • Купфер М.А.
  • Петросян Э.А.
  • Лазаренко Ю.А.
  • Козырев А.И.
  • Сухарев В.И.
  • Хегай Р.И.
  • Чупин В.П.
SU1826423A1
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВЕРТОЛЕТОМ И РАЗДВИЖНАЯ ТЯГА ПРОВОДКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ 2013
  • Вайнпрес Алексей Леонидович
  • Башмаков Владимир Алексеевич
  • Петров Иван Сергеевич
  • Филенков Евгений Витальевич
  • Тремаскин Владимир Викторович
RU2527574C1
Система путевого управления вертолета с рулевым винтом 1975
  • Тищенко М.Н.
  • Некрасов А.В.
  • Браверман А.С.
  • Шнуров З.Е.
  • Драгунов Н.С.
SU533008A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 636 195 C2

Реферат патента 2017 года УСТАНОВКА РУЛЕВОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО МЕХАНИЗМА НА ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ПРИВОД

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям систем управления летательным аппаратом. Гидромеханическая система управления содержит гидроусилители, расположенные с трех сторон от автомата перекоса, рулевые исполнительные механизмы с тягами, механическую проводку управления, состоящую из тяг и качалок. Рулевые исполнительные механизмы установлены параллельно механической проводке управления, выполненной с применением гибких тяг. При действующем ручном управлении система улучшения устойчивости через рулевые механизмы управляет положением опор гибких тяг. Достигается возможность компактно разместить рулевые исполнительные механизмы в системе управления, исключая отдачу его перемещений на ручку управления. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 636 195 C2

Гидромеханическая система управления, содержащая гидроусилители, расположенные с трех сторон от автомата перекоса, рулевые исполнительные механизмы с тягами, механическую проводку управления, состоящая из тяг и качалок, отличающаяся тем, что рулевые исполнительные механизмы установлены параллельно механической проводке управления, выполненной с применением гибких тяг, с возможностью управления положением опор оболочек гибких тяг.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2017 года RU2636195C2

СУММИРУЮЩИЙ МЕХАНИЗМ ДЛЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩИМ И ЦИКЛИЧЕСКИМ ШАГОМ ВЕРТОЛЕТОВ ТРЕХТОЧЕЧНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ С НАКЛОННЫМ РАСПОЛОЖЕНИЕМ ГИДРОПРИВОДОВ 2014
  • Груверман Александр Исаевич
  • Захаров Алексей Александрович
  • Лабутин Роман Вениаминович
RU2578706C1
US 2011046824 A1, 24.02.2011
ВЕРТОЛЕТ 1997
  • Мужипов В.С.
RU2123962C1
ЭЛЕКТРОГИДРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ПРИВОД 2000
  • Редько П.Г.
  • Борцов А.А.
  • Тычкин О.В.
  • Банин Ю.М.
  • Харитонов Ю.Л.
RU2191138C2

RU 2 636 195 C2

Авторы

Груверман Александр Исаевич

Овчинников Виктор Иванович

Даты

2017-11-21Публикация

2016-05-04Подача