Полая ось колёсной пары для грузовых вагонов Российский патент 2018 года по МПК B60B35/08 B21K1/06 B21K7/12 

Описание патента на изобретение RU2641199C1

Изобретение относится к рельсовым железнодорожным транспортным средствам, в частности вагонам, трамваям и другим машинам.

В настоящее время у всех изготовителей транспортных средств, особенно у вагоностроителей, существует острая проблема снижения веса так называемых, неподрессоренных масс вагонов, к которым относятся колесные пары. Снижение веса без снижения прочности. Перспективным и наиболее простым является применение пустотелой (полой) оси взамен сплошной, так как по законам сопромата внутренняя часть оси (сердцевина) фактически «не работает», не влияет на прочность оси при эксплуатации, но создает лишний балласт в эксплуатации и дополнительные расходы энергии на перевозку тары вагонов. Поэтому идея применения полых осей имеет многолетнюю историю.

Так, в 1947 г. в США при металлургическом заводе был построен осековочный цех, где полые оси изготавливались из тонкостенных труб путем высадки (утолщения) концов с последующей ковкой шеек на молотах. Однако такие оси не нашли массового применения, так как при высадке концов нарушалась продольная и образовывалась волнистая макроструктура металла. В дальнейшем, при механической обработке подступичных частей верхние гребни волокон срезались, что приводило в эксплуатации к появлению микротрещин.

В Японии внутреннее отверстие в оси получали путем сквозного сверления, что делало их дорогими и нерентабельными в производстве.

Известна полая ось для подвижного состава железных дорог, у которой наружный диаметр возрастает от средней части к подступичной, а сквозное продольное отверстие выполнено цилиндрическим в подступичной и средней части оси (авт.св. №191621 от 09.08.1965 г., МПК В61f). Недостатком данной конструкции полой оси является неравномерность момента сопротивления нагрузкам по длине оси. Если по размерам и прочности в шейках и подступичных частях, как показали расчеты, приведенные в статье 6, такая ось может выдерживать нагрузки более стандартных 21,5 тс до 23 тс и более, то для средней части требуется значительное увеличение диаметра и стенки.

Наиболее близким по конструктивному решению к предлагаемой нами является полая ось вагонной колесной пары (авт. свид. №135904 от 26.05.1960 г.). с внутренними цилиндрическими отверстиями различного диаметра по длине шеек, предподступичной и подступичной частей оси, отличающаяся тем, что, с целью рационального размещения по длине оси металла, соответственно допускаемых для него напряжений, внутреннее отверстие оси в ее средней части выполнено по образующей параболы с большим диаметром по середине оси и с меньшим диаметром, равным диаметру цилиндрического отверстия в подступичной части оси.

Недостатком данной оси является то, что ее конструкция ослаблена тем, что средняя часть оси при неизменном наружном диаметре имеет минимальную толщину стенки, а следовательно, момент сопротивления нагрузкам в наиболее напряженном в эксплуатации сечении оси – посередине.

Другим недостатком является сложность ее изготовления. Ось изготавливается из стальной цельнотянутой трубы, внутренний диаметр которой должен быть несколько больше диаметра отверстия в середине оси. Трубу нагревают до температуры ковки и изготовление оси начинают со средней ее части, вставляя в отверстие трубы цилиндрическую оправку. Затем цилиндрическую оправку заменяют фасонной оправкой диаметром, равным отверстию в шейке оси, до средней ее части и далее, по образующей параболы до середины оси и цилиндрической формы до другого конца оси с диаметром, равным отверстию в средней части оси. Затем в среднюю часть оси устанавливается керамическая шишка, изготовленная по образующей параболы из огнеупорной глины, изготовление которой производится под высоким давлением в металлических штампах с последующим отжигом в печах. После постановки керамической шишки штампуется подступичная часть оси, предподступичная часть и шейка оси с помощью соответствующих оправок.

Недостатком технологии изготовления является крайне низкая производительность, значительная себестоимость исходных материалов (труб и огнеупорных материалов), дороговизна в изготовлении.

Предлагаемая полая ось изображена на фиг. 1 и состоит из средней части 1, двух подступичных частей 2 для насадки колес, двух переходных предподступичных частей 3 и двух шеек 4 для насадки буксовых узлов. Полая ось имеет по всей длине отверстие с переменным диаметром. Форма выпуклости в средней части и толщина стенки определялись расчетным путем по специальной программе определения оптимальной конфигурации наружной и внутренней полостей оси, исходя из действующих в эксплуатации нагрузок.

На фиг. 2 изображена черновая полая ось вагонов узкой колеи.

Сущность предлагаемого изобретения состоит в том, что с целью рационального размещения металла по длине оси и его возможной экономии, увеличения прочностных характеристик при циклических знакопеременных нагрузках в эксплуатации и возможности дальнейшего повышения нагрузки на ось средняя 1 наружная конфигурация и внутренняя полость оси между подступичными частями выполняются в виде бочкообразной (параболической) формы с переменной толщиной стенки, меньшей посередине оси, но создающей достаточный момент сопротивления изгибающим, скручивающим и другим циклическим нагрузкам в эксплуатации за счет увеличения диаметра.

Технико-экономические преимущества колесных пар с полыми осями складываются из следующих показателей:

1) снижение расхода металла при изготовлении (около 100 кг/ось).

2) облегчение массы тары вагонов и повышение его грузоподъемности (без изменения нагрузки от колеса на ось).

Занижение затрат на непроизводительную перевозку тары вагонов.

4) уменьшение сил динамического воздействия подвижного состава и пути вследствие неподрессоренного веса вагона, а следовательно, увеличение срока службы колес и рельсовых путей.

5) возможность повышения нагрузки на ось без изменения конструкции колес и буксовых узлов с роликовыми подшипниками, принятыми для колпар со сплошными осями, что облегчает массовое внедрение колесных пар с полыми осями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Авт свид. №191621 от 9.08.1965 г. Кл. 20 d 8/03.

2. Авт. свид. №135904 от 26.05.1960 г. Кл. 20 d, 8/01.

3. Авт. свид. №70167 от 14.08.1946 г. Кл. 20 d 8/01.

4. Авт. свид. №449756 от 12.04.1973 г. Кл В21d 26/02.

5. «Вестник ВНИИЖТ», 1980 г., №4, с.36-41. Л.М Школьник и др. «Длительные эксплуатационные испытания колесных пар с полыми осями»

6. СЦБИСТ, 16.04.2011 В.В. Новиков «Полая вагонная ось для нагрузки 25 тс».

7. «Энергосиловые и термодинамические параметры гидрораздачи». Сборник «Обработка металлов давлением», ДМетИ, вып. 59.

Похожие патенты RU2641199C1

название год авторы номер документа
Полая ось вагонной колесной пары 1960
  • Свистунов И.П.
SU135904A1
Способ изготовления оси для колесной пары грузового вагона типа РУ1Ш 2016
  • Иванов Анатолий Николаевич
  • Кораблев Евгений Викторович
  • Рогозин Андрей Федорович
RU2648587C1
Приспособление для предотвращения изгибания вагонных шеек при распрессовке колесных пар 1940
  • Овсянников В.А.
SU59331A1
Способ изготовления полых железнодорожных осей 1976
  • Большаков Альфред Алексеевич
  • Рей Роман Иванович
  • Дураченко Михаил Иванович
  • Жовтобрюх Григорий Демьянович
  • Сутормин Леонид Федорович
SU584946A2
АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ КОМПЛЕКС НЕРАЗРУШАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ КОЛЁСНЫХ ПАР ВАГОНОВ 2020
  • Казаченко Александр Теодорович
RU2744644C1
Колесная пара 1981
  • Савчук О.М.
  • Пастернак Н.А.
  • Соборницкая В.В.
  • Школьник Л.М.
  • Френкель В.Я.
  • Коваленко Ю.Е.
  • Чурсин В.Г.
  • Новиков В.В.
  • Ткачук З.Г.
  • Аврутин Н.И.
SU1112691A1
КОЛЕСНАЯ ПАРА ЛОКОМОТИВА 2007
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Митрофанов Сергей Юрьевич
  • Волкова Ирина Анатольевна
RU2332307C1
СПОСОБ УЛЬТРАЗВУКОВОГО КОНТРОЛЯ ОСЕЙ КОЛЕСНЫХ ПАР 2006
  • Дымкин Григорий Яковлевич
  • Ляхов Вячеслав Петрович
RU2313784C1
СПОСОБ АКУСТИКО-ЭМИССИОННОГО КОНТРОЛЯ КОЛЕСНЫХ ПАР ВАГОНОВ 2008
  • Муравьёв Виталий Васильевич
  • Тимков Сергей Иванович
RU2380698C1
АДАПТИВНЫЙ МОДУЛЬНЫЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ 2022
  • Воротников Валерий Геннадьевич
  • Лёвин Борис Алексеевич
  • Саврухин Андрей Викторович
RU2793289C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 641 199 C1

Реферат патента 2018 года Полая ось колёсной пары для грузовых вагонов

Изобретение относится к железнодорожным транспортным средствам и может быть использовано в ходовой части грузовых вагонов. Полая ось колесной пары для грузовых вагонов выполнена с шейками, предподступичными частями, подступичными частями и расположенной между ними средней частью. Шейки и подступичные части выполнены с цилиндрическим отверстием разного диаметра. Средняя часть имеет внутреннюю поверхность выпуклой параболической формы и переменную по длине толщину стенки, меньшую посередине средней части. Наружная поверхность средней части также выполнена выпуклой параболической формы. В результате обеспечивается повышение прочностных характеристик оси. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 641 199 C1

Полая ось колесной пары для грузовых вагонов, выполненная с шейками, предподступичными частями, подступичными частями и расположенной между ними средней частью и с отверстием переменного диаметра по длине оси, при этом шейки и подступичные части выполнены с цилиндрическим отверстием разного диаметра, а средняя часть выполнена с внутренней поверхностью выпуклой параболической формы и имеет переменную по длине толщину стенки, меньшую посередине средней части, отличающаяся тем, что наружная поверхность средней части выполнена выпуклой параболической формы.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2018 года RU2641199C1

Полая ось вагонной колесной пары 1960
  • Свистунов И.П.
SU135904A1
ОСЬ ИЗ БЕСШОВНОЙ ТРУБЫ ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ОСИ ИЗ БЕСШОВНОЙ СТАЛЬНОЙ ТРУБЫ ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2008
  • Фария Антунес Роналду
  • Филью Жозе Антониу
RU2487951C2
0
  • Г. А. Нименский, А. М. Хорхорин, В. В. Новиков, А. И. Речкалов, Л. Ройтман, Л. М. Школьник, Н. И. Мартынов, В. П. Дев Ткин, А. Пересецкий, В. И. Шахов, В. Я. Френкель Ю. Е. Коваленко
SU191621A1
0
  • Иностранец Ламберто Мазза Итали Иностранна Фирма Индустрие А. Занусси С.П А. Итали
SU376955A1
Станок для изготовления деревянных ниточных катушек из цилиндрических, снабженных осевым отверстием, заготовок 1923
  • Григорьев П.Н.
SU2008A1

RU 2 641 199 C1

Авторы

Большаков Альфред Алексеевич

Даты

2018-01-16Публикация

2016-12-14Подача