АВТОМАТ ПЕРЕКОСА Российский патент 2018 года по МПК B64C27/605 

Описание патента на изобретение RU2656737C1

Изобретение относится к области авиастроения и может быть использовано в системах управления несущими винтами.

Известна трансмиссия вертолета, имеющая автоматы перекоса, связанные механически посредством тяги с рычагами, соединенными с опорными узлами лопастей несущего винта (см. кн. Вахитов А.В. Вертолет Ка-26. - М.: Транспорт, 1973, стр. 61). Автомат перекоса содержит тарелку с рычагами продольного и поперечного управления и ротор с рычагами для связи посредством тяг с лопастями несущего винта, а также шлиц-шарниры.

Недостатком этого устройства является сложность, плохая защищенность узлов трения и подшипников от воздействия окружающей среды.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к заявляемому является автомат перекоса (RU 2402457 C1, В64С 27/32, 27.10.2010), включающий корпус, якорь, колонку несущего винта, вал на роликовых подшипниках, установленный внутри колонки, шаровой подшипник, радиально-упорный подшипник скольжения, а также тяги управления.

Недостатком этого устройства является плохая защищенность узлов трения, большие фрикционные потери и невысокий КПД.

Снижение трудоемкости обслуживания и сокращение времени, затрачиваемого на регламентные работы за счет использования герметичного исполнения.

Задачей данного изобретения является создание автомата перекоса для управления лопастями несущего винта вертолета конструктивно простого и обладающего высокой надежностью.

Технический результат - увеличение ресурса, повышение надежности.

Указанная задача решается применением автомата перекоса, включающего корпус, якорь, колонну несущего винта, вал, установленный внутри колонны, шаровые подшипники, а также тяги управления, а технический результат достигается тем, что он содержит установленный в расточке якоря шариковый однорядный подшипник с разрезным внутренним кольцом, опирающимся на заплечик корпуса и на навинченную на корпус гайку, внутри упомянутого корпуса размещены два сухаря из антифрикционного материала со сферическими внутренними поверхностями, контактирующие с ползуном и зафиксированные упором с резьбой, причем наружное кольцо шарикового радиально-упорного однорядного подшипника установлено в отверстии якоря и, посредством винтов, зажато между двумя дисками, плоские наружные поверхности которых контактируют с лабиринтами, которые имеют кольцевые канавки для размещения колец из эластичного материала, контактирующие с кольцевыми проточками в корпусе и в гайке, отверстия в двух стеблях корпуса для соединения с тягами продольного и поперечного управления и отверстия в проушинах якоря для шарниров тяг управления шагами лопастей несущего винта размещены в одной общей плоскости, а корпус связан шарнирно реактивной тягой с корпусом вертолета.

Конструкция автомата перекоса поясняется чертежами: на фиг. 1 показан вертикальный разрез автомата перекоса; на фиг. 2 - вторая проекция устройства.

Автомат перекоса установлен на колонне 1 (фиг. 1), связанной с редуктором несущего винта вертолета (на чертеже не показан) посредством сферического шарнирного подшипника, образованного ползуном 2 и двумя сухарями 3 из антифрикционного материала со сферическими внутренними поверхностями, размещенными в расточке корпуса 4 и фиксированными при помощи упора 5 с резьбой, ввинченного в соответствующее отверстие корпуса 4 с возможностью воздействия на величину зазора между сухарями 3 и сферической поверхностью ползуна 2. Упомянутый упор 5 установлен и закреплен в нужном положении фиксатором 6.

На наружной цилиндрической поверхности корпуса 4 размещен шариковый однорядный радиально-упорный подшипник 7 с разрезным внутренним кольцом. Наружное кольцо шарикового радиально-упорного однорядного подшипника установлено в отверстии якоря 8 и, посредством винтов 9, зажато между двумя дисками 10, плоские наружные поверхности которых контактируют с лабиринтами 11, которые имеют кольцевые канавки для размещения колец 12 из эластичного материала, например резины.

Части внутреннего кольца шарикового радиально-упорного однорядного подшипника 7 опираются на заплечик корпуса 4 и на гайку 13, проточка которой использована для размещения лабиринта 11 и кольца 12. Аналогично размещены лабиринт 11 и кольцо 12 в соответствующей расточке корпуса 4. Корпус 4 имеет два взаимно перпендикулярных стебля А, предназначенных для взаимодействия с тягой продольного управления 14 и тягой поперечного управления 15, а цапфа Б сферическим шарнирным подшипником 16 соединена с реактивной тягой 17, связанной шарнирно с корпусом вертолета или редуктора его несущего винта.

Якорь 8 имеет две спицы с пазами, шарнирно связанные с тягами 18 и 19 управления основным и дифференциальным шагами лопастей несущего винта, а также прилив Г (фиг. 2) и сферический шарнирный подшипник 20 для взаимодействия со шлиц-шарниром (на чертеже не показан), допускающим перемещение ползуна 2 вдоль колонны 1 за счет воздействия на его цапфы Д системой управления винтом вертолета и исключающим возможность вращения якоря 8 относительно вала 21 и ступицы несущего винта. Детали шлиц-шарнира и ступицы винта на чертеже не показаны.

Внутренние полости Е заполнены пластичным смазочным материалом. Отверстия в стеблях корпуса для шарниров тяг продольного и поперечного управления и отверстия в проушинах якоря для шарниров тяг управления шагом лопастей размещены в одной общей плоскости.

Работает автомат перекоса следующим образом.

Вращение вала 21, связанного со ступицей несущего винта и, посредством шлиц-шарнира, с якорем 8 приводит несущий винт в движение, при этом тяги 18 и 19, связанные шарнирно с соответствующими рычагами лопастей несущего винта, поворачивают лопасти на угол атаки, определяемый осевым положением ползуна 2, управляемого через цапфы Д рукояткой управления вертолета (на чертеже не показана), которая соединена также с тягами продольного управления 14 и поперечного управления 15 кинематически, воздействием на которые устанавливается дифференциальный угол атаки лопастей, соответствующий выбранному режиму полета вертолета за счет наклона якоря 8 на требуемый угол. Синхронность вращения якоря 8 и вала 21 обеспечивается шлиц-шарниром.

Герметизация полости Е осуществляется лабиринтами 11 за счет упругой деформации колец 12 прижатыми к дискам 10 и образующими торцевые уплотнения. Возникающие в этих уплотнениях моменты трения воспринимаются посредством сферического шарнирного подшипника 16 через тягу 17 корпусом (фюзеляжем) вертолета.

В процессе сборки автомата перекоса зазор между сухарями 3 и сферой ползуна 2 регулируется ввинчиванием упора 5. Зазор в радиально-упорном подшипнике 7 устанавливается гайкой 13.

Применение предложенного автомата перекоса обеспечивает повышение надежности. Кроме того, упрощается система управления вертолетом за счет расположения шарниров тяг продольного и поперечного управления в общей плоскости с шарнирами управления основным и дифференциальным шагами лопастей несущего винта.

Таким образом, осуществляется надежное воздействие на углы атаки лопастей несущего винта вертолета и обеспечение необходимого шага лопастей на всех режимах полета вертолета.

Итак, заявленное изобретение позволяет повысить надежность. Кроме того, упрощается система управления вертолетом за счет расположения шарниров тяг продольного и поперечного управления в общей плоскости с шарнирами управления основным и дифференциальным шагами лопастей несущего винта.

Похожие патенты RU2656737C1

название год авторы номер документа
КОЛОНКА НЕСУЩЕГО ВИНТА ВЕРТОЛЁТА 2013
  • Трубицин Андрей Михайлович
  • Прокшин Сергей Сергеевич
  • Бабак Александр Петрович
  • Серов Сергей Николаевич
  • Чебан Юрий Александрович
RU2559677C2
Несущая система винтокрылого летательного аппарата 2020
  • Ольховский Виктор Александрович
  • Николаев Борис Алексеевич
RU2751654C1
АВТОМАТ ПЕРЕКОСА НЕСУЩЕГО ВИНТА ВЕРТОЛЕТА 1994
  • Эпштейн Л.М.
  • Солнцев А.Е.
RU2088479C1
АВТОМАТ ПЕРЕКОСА НЕСУЩЕГО ВИНТА ВЕРТОЛЁТА 2004
  • Двоеглазов В.В.
  • Дворянкин А.В.
  • Лабутин Р.В.
  • Лысов А.И.
  • Нам В.В.
RU2261822C1
Колонка соосных несущих винтов 1988
  • Овечкин Сергей Алексеевич
SU1824346A1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ НЕСУЩИМ ВИНТОМ ВИНТОКРЫЛОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2005
  • Балакирев Сергей Владимирович
RU2371351C2
ВТУЛКА ВОЗДУШНОГО ВИНТА С АВТОМАТОМ ПЕРЕКОСА 2018
  • Горшков Александр Александрович
RU2746024C2
НЕСУЩИЙ ВИНТ 2006
  • Полынцев Олег Евгеньевич
  • Полынцев Евгений Петрович
RU2338665C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ НЕСУЩИМ ВИНТОМ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2000
  • Павлов В.А.
  • Балакирев С.В.
  • Вареник А.С.
  • Вареник А.С.
RU2203835C2
АВТОМАТ ПЕРЕКОСА НЕСУЩЕГО ВИНТА ВЕРТОЛЕТА 1988
  • Эпштейн Л.М.
SU1828001A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 656 737 C1

Реферат патента 2018 года АВТОМАТ ПЕРЕКОСА

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям систем управления несущими винтами. Автомат перекоса содержит установленный в расточке якоря шариковый однорядный подшипник с разрезным внутренним кольцом, опирающимся на заплечик корпуса и на навинченную на корпус гайку. Внутри упомянутого корпуса размещены два сухаря из антифрикционного материал со сферическими внутренними поверхностями, контактирующие с ползуном и зафиксированные упором с резьбой. Наружное кольцо шарикового радиально-упорного однорядного подшипника установлено в отверстии якоря и посредством винтов зажато между двумя дисками, плоские наружные поверхности которых контактируют с лабиринтами, которые имеют кольцевые канавки для размещения колец из эластичного материала, контактирующие с кольцевыми проточками в корпусе и в гайке. Отверстия в стеблях корпуса для соединения с тягами продольного и поперечного управления и отверстия в проушинах якоря для шарниров тяг управления шагами лопастей несущего винта размещены в одной общей плоскости, а корпус связан шарнирно реактивной тягой с корпусом вертолета. Обеспечивается увеличение ресурса, повышение надежности. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 656 737 C1

Автомат перекоса, включающий корпус, якорь, колонну несущего винта, вал на роликовых подшипниках, установленный внутри колонны, шаровой подшипник, а также тяги управления, отличающийся тем, что он содержит установленный в расточке якоря шариковый однорядный радиально-упорный подшипник с разрезным внутренним кольцом, опирающимся на заплечик корпуса и на навинченную на корпус гайку, кроме того, внутри упомянутого корпуса размещены два сухаря из антифрикционного материала со сферическими внутренними поверхностями, контактирующими с ответной сферической поверхностью ползуна, зафиксированные упором с резьбой, причем наружное кольцо шарикового радиально-упорного однорядного подшипника установлено в отверстии якоря и посредством винтов зажато между двумя дисками, плоские наружные поверхности которых контактируют с лабиринтами, которые имеют кольцевые канавки для размещения колец из эластичного материала, контактирующие с кольцевыми проточками в корпусе и в гайке, причем отверстия в стеблях корпуса для соединения с тягами продольного и поперечного управления и отверстия в проушинах якоря для шарниров тяг управления шагами лопастей несущего винта размещены в одной общей плоскости, а корпус связан шарнирно реактивной тягой с корпусом вертолета.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2018 года RU2656737C1

КОЛОНКА ВЕРТОЛЕТА 1999
  • Любимов А.А.
RU2156208C1
АВТОМАТ ПЕРЕКОСА 2009
  • Гашумов Надим Зейнидинович
RU2402457C1
АВТОМАТ ПЕРЕКОСА НЕСУЩЕГО ВИНТА ВЕРТОЛЁТА 2004
  • Двоеглазов В.В.
  • Дворянкин А.В.
  • Лабутин Р.В.
  • Лысов А.И.
  • Нам В.В.
RU2261822C1
US 20150307189 A1, 29.10.2015
US 6280141 B1, 28.08.2001.

RU 2 656 737 C1

Авторы

Прокшин Сергей Сергеевич

Минигалеев Сергей Мунирович

Мухамадеев Венер Рифкатович

Саяхов Руфат Мунавирович

Даты

2018-06-06Публикация

2016-12-13Подача