СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ТОЧНОСТИ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ УГЛОВ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ СУДНА В УСЛОВИЯХ НАРУШЕНИЯ СТРУКТУРЫ ПРИНИМАЕМЫХ СИГНАЛОВ ГНСС СУДОВОЙ ИНФРАСТРУКТУРОЙ Российский патент 2018 года по МПК G01S19/03 

Описание патента на изобретение RU2661336C2

Изобретение относится к способам повышения точности при определении углов пространственной ориентации судна (курса, крена и дифферента) по сигналам глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС). Предлагаемый способ может быть использован в мультиантенных системах ГНСС - судовых спутниковых компасах (при количестве приемных антенн ГНСС не менее трех), определяющих в реальном времени углы пространственной ориентации судна на основе разностных уравнений фазовых измерений с разрешением фазовой неоднозначности.

Спутниковый компас состоит, по крайней мере, их трех приемных антенн ГНСС, трех приемников ГНСС, формирующих измерения по фазе несущей, и вычислителя для решения задачи пространственной ориентации судна.

В качестве опорной системы координат для определения пространственной ориентации судна используют топоцентрическую систему координат (ТЦСК), которая связана с судном, и ее оси направлены соответственно: ось Y вдоль по местному меридиану, ось X дополняет систему до правой системы координат и направлена на восток по горизонтали, ось Z направлена вертикально вверх. Тогда углы пространственного положения судна относительно ТЦСК - курс, дифферент, крен, - определяются следующим образом: курс - угол вращения вокруг оси Z, дифферент - угол вращения вокруг оси X, крен - угол вращения вокруг оси Y.

В процессе решения задачи по разностям фазовых измерений ГНСС определяют координаты векторов, по крайней мере, двух антенных баз (векторов, соединяющих фазовые центры приемных антенн ГНСС) в прямоугольной геоцентрической системе координат, путем решения системы линеаризованных уравнений с оценкой фазовой неоднозначности в области целых чисел:

где , - вектора положения антенн А и В в прямоугольной геоцентрической системе координат (ГЦСК);

ΔtAB - расхождение шкал времени приемников ГНСС А и В;

NAB - целое число циклов первых разностей фазовых неоднозначностей;

nAB - шумовая составляющая погрешности фазовых измерений.

Затем вычисляют проекции базовых линий в ТЦСК с помощью матрицы перехода:

где ϕ, λ - значения широты и долготы, соответствующие началу отсчета ТЦСК и системы координат, связанной с объектом (в общем случае - фазовый центр антенны А).

Аналогичным образом определяется вектор между фазовыми центрами антенн А и С для второй антенной базы.

Углы пространственной ориентации судна определяются из взаимной ориентации векторов антенных баз соответственно в ТЦСК, и в системе координат ОСК, связанной с судном (определяется конфигурацией антенной системы) из соотношения

где R(K, Θ, Ψ) - матрица последовательных вращений вокруг оси Z (по часовой стрелке) и вокруг осей Y и X (против часовой стрелки).

Инфраструктура судна, как правило, не позволяет обеспечить при установке приемных антенн ГНСС полностью открытое для приема спутниковых сигналов верхнее полупространство. Расположение вблизи антенной системы ГНСС мачт, труб и иных объектов является типичным для условий судна и вызывает так называемый эффект многолучевости, заключающийся в приеме суперпозиции прямого и отраженного от объекта инфраструктуры сигнала ГНСС. Эффект многолучевости может оказывать существенное негативное влияние на точность и надежность навигационных определений, особенно сильно это влияние может сказаться на качестве прецизионных дифференциальных решений на основе технологий обработки измерений ГНСС по фазе несущей (лежащих в основе алгоритмов определения курса, крена и дифферента мультиантенной системой ГНСС). Искажение фазового сигнала приводит не только к снижению точности вырабатываемых угловых навигационных параметров, но и к неприемлемому увеличению времени старта спутникового компаса, ложным фазовым решениям, срывам решения в контуре определения угловых параметров.

Несущая частота отраженного сигнала близка к несущей частоте прямого сигнала. Разность их частот невелика и вызвана разницей доплеровских сдвигов в точках прямого приема и отражения. Эта небольшая разность частот вызывает медленноменяющийся сдвиг фазы отраженного сигнала относительно прямого.

На фиг. 1 показано внесение сдвига фазы при отражении сигнала от объекта вблизи приемной антенны ГНСС: а) прямой фазовый сигнал, б) сдвиг фазы при сложении прямого сигнала с отраженным. Периодичность этого фазового сдвига оценивается единицами - десятками (до сотен) секунд. Фазовый сдвиг почти линейно нарастает во времени с указанной выше периодичностью переходов через 2π. При этом ошибки по фазе несущей, вызванные многолучевостью, лежат в пределах -4…4 см, а интервал корреляции данной погрешности для неподвижных объектов может составлять до нескольких часов, что затрудняет ее фильтрацию. В условиях судна низкочастотный характер многолучевой погрешности также не позволяет выполнить эффективное усреднение на малых интервалах времени.

Согласно проведенному патентному поиску по информационным базам ФГБУ ФИПС, WIPO и USPTO, выявлены следующие основные методы уменьшения ошибки многолучевости:

а) сглаживание измерений (RU 2432585);

б) аппаратная защита приемных антенн ГНСС от нижних и боковых лучей (RU 2008148669, RU 2010148760);

в) построение корреляторов следящих систем ФАП и ССЗ, отсекающих запаздывающий отраженный сигнал (US 6541950).

Предлагаемый способ защиты от негативного влияния многолучевости на основе построения и дальнейшего использования пространственной модели переотражений спутниковых сигналов от объектов инфраструктуры в окрестности установки антенной системы ГНСС не требует модернизации аппаратуры СНС и использует серийные мультиантенные спутниковые навигационные системы (спутниковые компасы), обеспечивает построения пространственной модели отражения радиосигналов ГНСС от инфраструктуры судна с помощью мультиантенных систем, непосредственно установленных на судне. Отличие предложенного способа от описанного в US 20080082266 в том, что в компенсации погрешностей используется построенная пространственная модель многолучевости судна и может быть реализована как в спутниковых компасах, так и в интегрированных навигационных системах с глубокой и слабой интеграцией.

Устройство, к которому относится заявленный способ, содержит три (или более) приемных антенны ГНСС, три приемника ГНСС, формирующих измерения полной фазы несущей, и вычислитель, в котором по фазовым измерениям определяются углы пространственной ориентации судна, а также строится модель, определяющая величины погрешности, вносимой в фазовые измерения ГНСС при отражении спутниковых сигналов от объектов, окружающих антенную систему. Параметрами модели является пространственное направление прихода сигнала спутника на антенну.

В основе рассматриваемого способа лежит предположение о том, что при относительной неподвижности приемной антенны ГНСС и отражающего предмета друг относительно друга спутниковый сигнал, приходящий в различные моменты времени с одного и того же направления, вносит одну и ту же погрешность в измерительную информацию оборудования ГНСС.

Принцип построения пространственной модели переотражений заключается в построении зависимостей ошибки многолучевости от направления прихода спутникового радиосигнала в некоторой системе координат, жестко связанной с приемной антенной ГНСС и отражающим предметом:

δ(Z)=ƒ(ϕ, θ),

где Z - измеренный параметр ГНСС;

ϕ - азимут источника радиосигнала в связанной с судном системе координат;

θ - угол возвышения источника радиосигнала в связанной с судном системе координат.

В качестве измеренного параметра Z в предлагаемом способе рассматриваются «первые фазовые разности» - разности фазовых измерений на двух антеннах по одному и тому же спутнику ГНСС.

где, - вектора положения антенн А и В в геоцентрической системе координат (ГЦСК);

ΔtAB - расхождение шкал времени приемников А и В;

NAB - целое число циклов первых разностей фазовых неоднозначностей;

δ(Z) - погрешность, вызванная влиянием многолучевости;

nAB - шумовая составляющая погрешности фазовых измерений.

Соответственно оцениваемый параметр δ(Z) представляет разность погрешностей, вызванных отраженным сигналом, на антеннах А и В.

Построение модели осуществляется путем калибровки, заключающейся в оценке величины погрешности δ(Z), вызванной переотражением сигналов, приходящих с различных направлений и выявлением закономерностей приведенного выше вида.

Продолжительное наблюдение всех видимых спутников ГНСС с фиксацией погрешности переотражения на каждую эпоху наблюдений позволяет построить сетку с минимально возможным шагом на верхней полусфере, связанной с антенной и отражающим объектом системы координат, и определить значения калибровочных поправок за влияние многолучевости в узлах этой сетки.

Модель строится на основе определения остаточных нескомпенсированных погрешностей в первых разностях фазовых измерений, получаемых после оценки и исключения из этих измерений геометрических дальностей до спутников ГНСС, целочисленных фазовых неоднозначностей и расхождения шкал времени ГНСС и приемников. В предположении отсутствия иных погрешностей остаточные значения полагаются вызванными влиянием переотражений спутникового сигнала от окружающих предметов.

При построении модели каждому значению нескомпенсированной погрешности сопоставляется положение спутника на небесной полусфере в горизонтной системе координат (ГСК):

δ(ΔФАВ)←(ϕГСК, θГСК),

где ϕГСК - азимут спутника, с которого получен сигнал;

θГСК - угол возвышения спутника над горизонтом;

δ(ΔФАВ) - нескомпенсированная погрешность первых разностей фазовых измерений для антенн А и В.

Ориентация объектовой системы координат (жестко связанной с судном) относительно ГСК однозначно определяется тремя углами пространственной ориентации объекта (K, Θ, Ψ) - курсом, креном и дифферентом, которые также определены с высокой точностью штатными средствами спутникового компаса.

Значения δ(ΔФАВ), полученные по всем спутникам ГНСС за время проведения наблюдений, затем подвергаются обработке с целью формирования двумерного массива значений погрешностей многолучевости на полусферической сетке с основанием, совпадающим с плоскостью палубы судна, и заданным шагом Δ, определяемым длительностью наблюдений.

Значения в узлах сетки определяются по методу наименьших квадратов на основе всей накопленной информации. Путем анализа выявляются области, значения погрешности в которых превосходят по модулю 0,1 фазового цикла (и, соответственно, могут оказывать негативное влияние на точность навигационных определений). Для каждой из выявленных областей строится пространственная модель многолучевости в виде разложения в двумерный ряд Тейлора:

δ(ϕ, θ)=а0+а1ϕ+а2θ+а3ϕ2+а4θ25ϕθ,

где ϕ, θ - азимут и угол возвышения НКА в объектовой (связанной с судном) системе координат;

а 0… а 5 - параметры модели.

Погрешность δ(ϕ, θ) является функцией азимута и угла возвышения спутника ГНСС в объектовой (связанной с судном) системе координат (ОСК). Указанные направления прихода спутникового сигнала могут быть определены из значений азимута и угла возвышения спутника в ГСК с учетом текущих значений параметров полной пространственной ориентации судна:

(ϕ, θ)=ƒ(ϕГСК, θГСК, K, Θ, Ψ),

где K, Θ, Ψ - курс, крен и дифферент судна соответственно;

ϕГСК _ азимут спутника в ГСК;

θГСК - угол возвышения спутника в ГСК.

Таким образом, учет калибровочных поправок модели в разностных уравнениях позволит компенсировать негативное влияние многолучевости в спутниковом компасе вне зависимости от ориентации судна относительно спутников ГНСС и его динамики.

Заявляемая модель изобретения пояснена на чертежах:

на фиг. 1 показано внесение сдвига фазы при отражении сигнала от объекта вблизи приемной антенны ГНСС: а) прямой фазовый сигнал, б) сдвиг фазы при сложении прямого сигнала с отраженным.

на фиг. 2.А схематично изображен прием отраженных от судовой инфраструктуры спутниковых сигналов; на фиг. 2.Б схематично изображена антенная система из трех антенн ГНСС, используемая при определении углов пространственной ориентации.

На фиг. 2.А, фиг. 2.Б введены следующие обозначения позиций: 1 - узлы сетки для построения пространственной модели; 2 - отражающий объект судовой инфраструктуры; 3 - отраженный спутниковый сигнал; 4 - прямой спутниковый сигнал; 5 - спутник ГНСС; 6 - приемная антенна ГНСС; 7 - определяемые антенны антенной системы ГНСС; 8 - базовая антенна антенной системы ГНСС.

Похожие патенты RU2661336C2

название год авторы номер документа
Способ высокоточного определения навигационных элементов движения судна 2016
  • Сенченко Виктор Григорьевич
RU2643072C2
СПОСОБ АВТОНОМНОГО МГНОВЕННОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМИ-АБОНЕНТАМИ КООРДИНАТ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ВЕКТОРА СКОРОСТИ, УГЛОВОЙ ОРИЕНТАЦИИ В ПРОСТРАНСТВЕ И ПЕЛЕНГА ПО ФАЗЕ НЕСУЩЕЙ РАДИОСИГНАЛОВ НАЗЕМНЫХ РАДИОМАЯКОВ, РЕТРАНСЛИРУЕМЫХ СПУТНИКАМИ 2004
  • Армизонов Алексей Николаевич
RU2286584C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИСТИННОЙ СКОРОСТИ СУДНА ПО ИЗМЕРЕНИЯМ ДЛИНЫ ПРОБЕГА СУДНА НА ГАЛСЕ ПО ФИКСИРОВАННОМУ СОЗВЕЗДИЮ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ СРЕДНЕОРБИТНОЙ СПУТНИКОВОЙ РАДИОНАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ 2013
  • Чернявец Антон Владимирович
  • Жильцов Николай Николаевич
  • Аносов Виктор Сергеевич
  • Чернявец Владимир Васильевич
RU2550299C2
ИНТЕГРИРОВАННАЯ ИНЕРЦИАЛЬНО-СПУТНИКОВАЯ СИСТЕМА ОРИЕНТАЦИИ И НАВИГАЦИИ ДЛЯ МОРСКИХ ОБЪЕКТОВ 2013
  • Блажнов Борис Александрович
  • Волынский Денис Валерьевич
  • Емельянцев Геннадий Иванович
  • Петров Павел Юрьевич
  • Радченко Дмитрий Александрович
  • Семенов Илья Вячеславович
  • Степанов Алексей Петрович
RU2523670C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МАКСИМАЛЬНО ПРИМЕНИМОЙ ЧАСТОТЫ ДЛЯ ИОНОСФЕРНОЙ РАДИОСВЯЗИ 2012
  • Барсуков Алексей Григорьевич
  • Сагдуллаев Юрий Сагдуллаевич
  • Фоменко Вячеслав Степанович
RU2516239C2
Способ помехозащищенного приема сигналов систем спутниковой связи 2020
  • Емельянов Роман Валентинович
  • Строцев Андрей Анатольевич
RU2738409C1
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ДЛИНЫ ПРОБЕГА СУДНА НА ГАЛСЕ ПО ФИКСИРОВАННОМУ СОЗВЕЗДИЮ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ СРЕДНЕОРБИТНОЙ СПУТНИКОВОЙ РАДИОНАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ 2014
  • Червякова Нина Владимировна
  • Жильцов Николай Николаевич
  • Аносов Виктор Сергеевич
  • Бродский Павел Григорьевич
  • Леньков Валерий Павлович
  • Чернявец Владимир Васильевич
  • Чернявец Антон Владимирович
RU2553709C1
ИНТЕГРИРОВАННАЯ ИНЕРЦИАЛЬНО-СПУТНИКОВАЯ СИСТЕМА ОРИЕНТАЦИИ И НАВИГАЦИИ 2011
  • Блажнов Борис Александрович
  • Волынский Денис Валерьевич
  • Емельянцев Геннадий Иванович
  • Коротков Александр Николаевич
  • Несенюк Леонид Петрович
  • Семенов Илья Вячеславович
  • Степанов Алексей Петрович
RU2462690C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОРИЕНТАЦИИ ОБЪЕКТОВ В ПРОСТРАНСТВЕ, ДАЛЬНОСТИ, ПЕЛЕНГА, КООРДИНАТ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ И СОСТАВЛЯЮЩИХ ВЕКТОРА СКОРОСТИ ПО НАВИГАЦИОННЫМ РАДИОСИГНАЛАМ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ СПУТНИКОВЫХ РАДИОНАВИГАЦИОННЫХ СИСТЕМ 1998
  • Армизонов Н.Е.
  • Козлов А.Г.
  • Армизонов А.Н.
  • Чмых М.К.
RU2152625C1
СПОСОБ ЗОНДИРОВАНИЯ ПЛАЗМЕННОГО СЛОЯ ГЕОМАГНИТНОГО ХВОСТА И ИОНОСФЕРЫ ЗЕМЛИ 2017
  • Тертышников Александр Васильевич
  • Смирнов Владимир Михайлович
  • Евдокименко Марк Васильевич
  • Палей Алексей Алексеевич
  • Тертышников Сергей Викторович
  • Удриш Владимир Викторович
  • Юшкова Ольга Вячеславовна
RU2656617C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 661 336 C2

Реферат патента 2018 года СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ТОЧНОСТИ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ УГЛОВ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ СУДНА В УСЛОВИЯХ НАРУШЕНИЯ СТРУКТУРЫ ПРИНИМАЕМЫХ СИГНАЛОВ ГНСС СУДОВОЙ ИНФРАСТРУКТУРОЙ

Изобретение относится к способам повышения точности определения углов пространственной ориентации по сигналам глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС) путем компенсации влияния отраженных от объектов инфраструктуры судна с использованием геометрической модели отражений сигналов ГНСС на объекте (судне). Достигаемый технический результат – защита от негативного влияния многолучевости. Указанный результат достигается путем построения пространственной модели влияния отраженных от корпусных конструкций судна радиосигналов глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС) на изменение разностей фаз радиосигналов в приемных пространственно разнесенных антеннах, параметры пространственной модели определяются с учетом положения навигационных спутников ГНСС относительно корпуса судна и используются для коррекции разностей фаз от пространственно разнесенных приемных антенн ГНСС. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 661 336 C2

Способ определения курса, крена и дифферента судна по радиосигналам глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС) путем измерения в реальном времени разностей фаз с разрешением фазовой неоднозначности радиосигналов от трех (и более) пространственно разнесенных антенн, расположенных на открытых для приема спутниковых радиосигналов частях судна в произвольной геометрической конфигурации, отличающийся тем, что строится пространственная модель влияния отраженных от корпусных конструкций судна радиосигналов на изменение разностей фаз радиосигналов в приемных пространственно разнесенных антеннах, параметры пространственной модели определяются с учетом положения навигационных спутников ГНСС относительно корпуса судна и используются для коррекции разностей фаз от пространственно разнесенных приемных антенн ГНСС.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2018 года RU2661336C2

СПОСОБ ПОДАВЛЕНИЯ ОШИБОК МНОГОЛУЧЕВОСТИ В ПРИЕМНИКЕ СПУТНИКОВОЙ НАВИГАЦИИ 2010
  • Холостов Михаил Владимирович
  • Михайлов Николай Викторович
  • Федотов Александр Олегович
  • Джалали Биджан
RU2432585C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕФОРМАЦИЙ И УГЛОВ ОРИЕНТАЦИИ КОРАБЛЯ С УЧЕТОМ ДЕФОРМАЦИЙ 2004
  • Адамов И.И.
RU2261417C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИСТИННОЙ СКОРОСТИ СУДНА ПО ИЗМЕРЕНИЯМ ДЛИНЫ ПРОБЕГА СУДНА НА ГАЛСЕ ПО ФИКСИРОВАННОМУ СОЗВЕЗДИЮ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ СРЕДНЕОРБИТНОЙ СПУТНИКОВОЙ РАДИОНАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ 2013
  • Чернявец Антон Владимирович
  • Жильцов Николай Николаевич
  • Аносов Виктор Сергеевич
  • Чернявец Владимир Васильевич
RU2550299C2
US 5751244 A, 12.05.1998
US 20100117894 A1, 13.05.2010
WO 2009034671 A1, 19.03.2009
Способ получения листового стекла 1985
  • Завгороднев Виталий Андреевич
  • Саркисов Павел Джебраелович
  • Горина Инесса Николаевна
  • Балоболкин Анатолий Николаевич
  • Иванов Сергей Павлович
  • Абионян Станислав Восканович
SU1275012A1

RU 2 661 336 C2

Авторы

Дубинко Татьяна Юрьевна

Федотов Дмитрий Алексеевич

Даты

2018-07-16Публикация

2016-08-25Подача