Способ изготовления полого диска газотурбинного двигателя Российский патент 2018 года по МПК B22F5/00 B33Y10/00 B22F5/10 B22F3/105 

Описание патента на изобретение RU2672989C1

Изобретение относится к области двигателестроения, а именно к способу изготовления полого диска газотурбинного двигателя, и может найти применение в авиационной технике.

Развитие аддитивных технологий позволяет усовершенствовать методы изготовления деталей. Использование технологии выращивания аддитивным методом позволяет повысить экономичность изготовления деталей по сравнению с технологиями литья, деформирования и механической обработки, что является актуальной проблемой в авиадвигателестроении.

Наиболее перспективной разновидностью технологии выращивания аддитивным методом является метод гетерофазной порошковой металлургии или высокоскоростное прямое лазерное выращивание. Отличительной особенностью данного метода является послойное формирование детали. Процесс создания детали осуществляется по заданной компьютерной 3D модели, что обеспечивает высокую точность конструкции. Метод гетерофазной порошковой металлургии основан на расплавлении при помощи лазера исходного материала в виде порошка, который подается на подложку одновременно с лучом лазера, причем частицы остаются в двухфазном состоянии, т.е. частично жидкими, частично твердыми. После кристаллизации при дальнейшем затвердевании слоев в результате отвода тепла в подложку материал изделия приобретает структуру с мелким зерном и высоким уровнем механических свойств. При этом обеспечивается возможность непосредственно в процессе выращивания вводить в подающую струю смеси порошков, изменять состав подаваемых порошков, обеспечивая при этом высокоскоростное выращивание изделий с градиентными свойствами.

Известен способ изготовления камеры сгорания жидкостного ракетного двигателя, включающей оболочку, сформированную по аддитивной технологии методом селективного лазерного сплавления с расположенными в толщине оболочки закрытыми каналами (RU 2614902, 2017 г.). В известном техническом решении способ реализуется последовательным нанесением порошка, его равномерным распределением с помощью устройства выравнивания и сканированием лучом лазера поверхности нанесенного порошка. При этом формируется первичный слой изготавливаемого изделия, после чего изделие перемещается на толщину слоя порошка и осуществляется переход к следующему слою изделия. Таким образом, спеченными оказываются области, соответствующие текущему срезу изделия. После окончания процесса формирования изделия осуществляется его очистка от неиспользованного порошка. Существенным недостатком известного технического решения является наличие дефектов, основными из которых являются поры и трещины в материале изделия.

Известен способ аддитивного изготовления деталей методом прямого осаждения материала, заключающийся в осуществлении формирования единой детали, наплавляемой посредством тепловой энергии лазерного источника нагрева, и кристаллизации расплава с обеспечением формирования детали (RU 2627527, 2017 г.). Известное техническое решение представляет собой метод гетерофазной лазерной металлургии и осуществляется путем наложения кольцевых валиков из порошкового материала слоями с произвольным перекрытием валиков. Формирование тела детали обеспечивается за счет его вращения вокруг вертикальной оси и перемещения детали вниз относительно оси по мере формирования слоев. При этом наложение гранул происходит в радиальном направлении (по прямой от центра вращения к периферии и обратно). Для оптимального использования порошка формирование тела детали осуществляется в электромагнитном поле, что усложняет процесс изготовления.

Наиболее близким по технической сущности и назначению к предлагаемому изобретению является способ изготовления полой детали, характеризующемся тем, что деталь выполняют в виде единого целого методом гетерофазной лазерной металлургии путем наложения кольцевых валиков из порошкового материала слоями с произвольным перекрытием валиков по периферии одновременно в радиальном направлении (Современные высокопроизводительные технологии прямого лазерного выращивания. Г.А. Туричин. http://www.ndexpo.ru/mediafiles/u/files/materials_2016/3/11Turichin.pdf). В известном техническом решении формирование тела детали обеспечивается методом гетерофазной лазерной металлургии за счет вращения детали вокруг вертикальной оси и перемещения ее вниз относительно оси по мере формирования слоев при наложении гранул в радиальном направлении.

Общим существенным недостатком указанных выше известных технических решений является невозможность изготовления полой детали с замкнутой внутренней полостью.

Техническая проблема заключается в создании способа, обеспечивающего возможность изготовления полого диска газотурбинного двигателя методом гетерофазной порошковой лазерной металлургии.

Технический результат, достигаемый при реализации настоящего изобретения, заключается в снижении массы полого диска газотурбинного двигателя при сохранении его качества и прочностных характеристик.

Технический результат, обеспечиваемый заявленным изобретением, достигается за счет того, что при осуществлении способа изготовления полого диска газотурбинного двигателя диск выполняют в виде единой детали методом гетерофазной лазерной металлургии путем наложения кольцевых валиков из порошкового материала слоями с произвольным перекрытием валиков по периферии с шагом 1,3-1,5 мм и высотой 0,6-0,8 мм, для чего последовательно формируют ступичную часть, стенки, перекрытие ободной части, образующие замкнутую полость диска, и ободную часть, причем стенки формируют одновременно в радиальном направлении, диаметр одной из стенок выполняют большим, чем диаметр другой стенки на величину, соответствующую высоте перекрытия ободной части, которое формируют при повороте диска в горизонтальное положение в осевом направлении от стенки с большим диаметром к стенке с меньшим диаметром, после чего поворачивают диск в исходное положение и формируют его ободную часть.

Существенность отличительных признаков способа изготовления полого диска газотурбинного двигателя подтверждается тем, что только совокупность всех действий и операций, описывающая изобретение, позволяет обеспечить решение поставленной технической проблемы с достижением заявленного технического результата - изготовление полого диска газотурбинного двигателя методом гетерофазной порошковой лазерной металлургии при снижении массы полого диска и сохранении его качества и прочностных характеристик.

Настоящее изобретение поясняется следующим подробным описанием способа изготовления полого диска газотурбинного двигателя со ссылкой на иллюстрации, где

- на фиг. 1 представлена поэтапная схема выполнения полого диска;

- на фиг. 2 представлен процесс формирования стенок полого диска методом гетерофазной лазерной металлургии;

- на фиг. 3 представлена таблица, характеризующая результаты испытаний на растяжение плоских образцов, вырезанных из ободной части изготовленных полых дисков.

На фиг. 1 приняты следующие обозначения:

1 - ступичная часть диска;

2 - стенки;

3 - ободная часть диска;

4 - замкнутая полость диска;

5 - подложка;

6 - припуск для формирования ступичной части;

7 - перекрытие ободной части диска.

Способ реализуется следующим образом.

Полый диск выполняют в виде единой детали методом гетерофазной лазерной металлургии путем наложения кольцевых валиков из порошкового материала слоями с произвольным перекрытием валиков по периферии с шагом 1,3-1,5 мм и высотой 0,6-0,8 мм. Последовательно формируют ступичную часть 1, стенки 2, перекрытие 7 ободной части 3, образующие замкнутую полость диска 4, и ободную часть 3. Ось вращения подложки 5 располагают горизонтально и формируют стенки 2 одновременно в радиальном направлении, причем диаметр одной из стенок 2 выполняют большим, чем диаметр другой стенки 2 на величину, соответствующую высоте перекрытия 7 ободной части 3. Перекрытие 7 формируют при повороте диска в горизонтальное положение (ось вращения подложки 5 расположена вертикально) в осевом направлении от стенки 2 с большим диаметром к стенке 2 с меньшим диаметром, после чего поворачивают диск в исходное положение и формируют его ободную часть 3.

Вариант изготовления разрезного полого диска, включающего радиальную прорезь в области ступичной части 1 диска, осуществляется аналогичным образом при одновременном формировании частей ступицы.

Пример изготовления полового диска с замкнутой полостью.

Согласно предлагаемому способу изготовление диска с замкнутой полостью 4 для рабочего колеса высокотемпературной турбины газотурбинного двигателя осуществляется методом гетерофазной порошковой лазерной металлургии. Способ заключается в формировании диска из порошка никелевого сплава ЭИ698П (ГОСТ Р 52802-2007) с размерами гранул от 63 до 100 мкм (ТУ 1-809-56-2015).

Предварительно расчетным путем на основе механических свойств и прочностных характеристик, полученных на основании механических испытаний образцов, изготовленных в соответствии с ГОСТ 9651-84 из заготовок, выращенных методом гетерофазной порошковой лазерной металлургии из рассматриваемого порошкового сплава, определяют оптимальную по массу конструкции полого диска, с учетом условий статической прочности и циклической долговечности в заданных условиях эксплуатации.

В модели полого диска с толщиной, изменяющейся от 5 до 28 мм, для последующей механической обработки формируют припуски в 1 мм по наружным поверхностям.

Далее импортируют чертеж спроектированного диска в программный комплекс, в котором разрабатывают программу печати, предназначенную для управления технологическим процессом выращивания полого диска.

Технологический процесс выращивания заготовки диска включает 4 этапа (см. фиг. 1):

этап 1 - формирование ступичной части 1 диска с учетом припуска 6, равного 10 мм, предназначенного для отпиливания от подложки 5;

этап 2 - формирование основной части диска с двумя стенками 2 до перекрытия 7 ободной части 3;

этап 3 - формирование перекрытия 7 ободной части 3 диска путем поворота диска в горизонтальное положение;

этап 4 - формирование оставшейся ободной части 3 диска путем поворота диска в исходное (вертикальное) положение.

Для изготовления предложенным способом модель диска разбивают на отдельные валики высотой 0,8 мм и с шагом 1,5 мм.

Технологический процесс изготовления диска осуществляется на установке (см. фиг. 2) на вращающемся валу с горизонтальной осью, на котором установлена подложка 5, выполненная в виде металлического кольца. На подложке 5 с помощью установленной на манипуляторе головки, включающей сопло с коаксиальной системой подачи порошка, за счет энергии лазерного луча на поверхности выращиваемого диска формируют ванну жидкого металла, в которую подают металлический порошок, который в свою очередь за счет полного или частичного расплавления металлургически связывается с диском. Общее время процесса составляет менее 12 часов.

После завершения процесса печати заготовку диска срезают с кольца (подложки 5), после чего осуществляют окончательную механическую обработку для придания диску требуемых размеров.

В соответствии с вышеизложенным способом изготовлены два полых диска. Расчеты спроектированных оптимизированных дисков показали, что масса каждого из дисков уменьшилась по сравнению со сплошным диском тех же габаритных размеров на 11% для тех же условий эксплуатации.

Из ободной части изготовленных дисков №1 и №2 вырезаны заготовки, из которых изготовлены две партии соответствующих плоских образцов, предназначенных для испытаний на растяжение при температуре 20°С в соответствии с ГОСТ 11701-84.

Анализ результатов механических испытаний плоских образцов, изготовленных из ободной части дисков №1 и №2 (см. фиг. 3), показал, что:

- размеры дефектов дисков №1 и №2 не превышают размеров дефектов, получаемых при традиционных методах изготовления;

- средние значения величины предела кратковременной прочности материала плоских образцов, изготовленных из дисков №1 и №2, показывают совпадение, или незначительное снижение (диск №2) предела кратковременной прочности по сравнению с прочностными характеристиками материала диска, изготовленного по технологии деформирования и термообработки;

- средние значения величин относительного удлинения и сужения для материала плоских образцов, изготовленных из дисков №1 и №2, показывают превышение значений по сравнению с пластическими характеристиками материала диска, изготовленного по технологии деформирования и термообработки.

Испытания дисков на разгонном стенде подтвердили их работоспособность. Диски прошли испытания без разрушения на частоте 30200 об/мин, что составляет примерно 90% от разрушающей частоты.

Таким образом, выполнение полого диска в виде единой детали последовательным формированием ступичной части, стенок, перекрытия ободной части, образующих замкнутую полость диска, и ободной части с одновременным формированием стенок в радиальном направлении путем наложения кольцевых валиков из порошкового материала слоями с произвольным перекрытием валиков по периферии с определенными шагом и высотой, и формирование перекрытия ободной части в осевом направлении при повороте диска в горизонтальное положение от стенки к стенке позволяет обеспечить снижение его массы при сохранении качества и прочностных характеристик.

Похожие патенты RU2672989C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БИМЕТАЛЛИЧЕСКОГО ДИСКА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2013
  • Гарибов Генрих Саркисович
  • Гриц Нина Михайловна
  • Казберович Алексей Михайлович
  • Бочарова Александра Александровна
  • Востриков Алексей Владимирович
  • Волков Александр Максимович
  • Федоренко Елизавета Александровна
RU2537335C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДИСКА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2013
  • Гарибов Генрих Саркисович
  • Гриц Нина Михайловна
  • Казберович Алексей Михайлович
  • Бочарова Александра Александровна
  • Егоров Дмитрий Александрович
  • Рыжова Наталия Алексеевна
  • Стручалина Анастасия Владимировна
RU2536124C1
СПОСОБ РЕМОНТА КОЖУХА ТЕРМОПАРЫ ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКИ 2020
  • Ермолаев Александр Сергеевич
  • Котельников Альберт Викторович
  • Фурсенко Евгений Николаевич
  • Иванов Артем Михайлович
  • Тарасов Александр Алексеевич
RU2738181C1
Способ изготовления изделия из никелевых сплавов с управляемой переменной структурой 2022
  • Борисов Евгений Владиславович
  • Стариков Кирилл Андреевич
  • Попович Анатолий Анатольевич
RU2810141C1
Способ получения соединения стали с титановым сплавом методом прямого лазерного выращивания 2021
  • Хорьков Павел Александрович
  • Антонов Игорь Владимирович
  • Удалов Валерий Михайлович
  • Туричин Глеб Андреевич
  • Земляков Евгений Вячеславович
  • Бабкин Константин Дмитриевич
  • Климова-Корсмик Ольга Геннадьевна
  • Вильданов Артур Маратович
  • Гущина Марина Олеговна
RU2764912C1
Способ аддитивного изготовления трехмерной детали 2017
  • Алешин Николай Павлович
  • Григорьев Михаил Владимирович
  • Бровко Виктор Васильевич
  • Третьяков Евгений Сергеевич
  • Щипаков Никита Андреевич
  • Ковалёв Владимир Викторович
  • Холодов Сергей Сергеевич
RU2664844C1
Способ аддитивной обработки деталей из сплавов системы Al-Si 2016
  • Тарасова Татьяна Васильевна
  • Гвоздева Галина Олеговна
RU2620841C1
ГРАДИЕНТНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ ТИТАНОВОГО СПЛАВА BT1-0 С НЕРЖАВЕЮЩЕЙ СТАЛЬЮ 316L МЕТОДОМ ПРЯМОГО ЛАЗЕРНОГО ВЫРАЩИВАНИЯ 2022
  • Гущина Марина Олеговна
  • Сомонов Владислав Валерьевич
  • Климова-Корсмик Ольга Геннадьевна
  • Вильданов Артур Маратович
  • Туричин Глеб Андреевич
RU2800900C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ПЕРЕМЕННОЙ СТРУКТУРЫ ПО СЕЧЕНИЮ ПОРОШКОВОЙ ЗАГОТОВКИ 2011
  • Гарибов Генрих Саркисович
  • Полькин Игорь Степанович
  • Гриц Нина Михайловна
  • Егоров Дмитрий Александрович
  • Востриков Алексей Владимирович
  • Федоренко Елизавета Александровна
  • Чудинов Алексей Алексеевич
  • Волков Александр Максимович
  • Драница Владимир Александрович
RU2455115C1
Способ ремонта гребешков лабиринтных уплотнений дисков газотурбинного двигателя 2022
  • Котельников Альберт Викторович
  • Фурсенко Евгений Николаевич
  • Наймушин Александр Сергеевич
RU2786555C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 672 989 C1

Реферат патента 2018 года Способ изготовления полого диска газотурбинного двигателя

Изобретение относится к изготовлению полого диска газотурбинного двигателя. Диск выполняют в виде единой детали методом гетерофазной лазерной металлургии путем наложения кольцевых валиков из порошкового материала слоями с произвольным перекрытием валиков по периферии с шагом 1,3-1,5 мм и высотой 0,6-0,8 мм. Последовательно формируют ступичную часть, стенки, перекрытие ободной части, образующие замкнутую полость диска, и ободную часть. Ось вращения подложки располагают горизонтально и формируют стенки одновременно в радиальном направлении, причем диаметр одной из стенок выполняют большим, чем диаметр другой стенки, на величину, соответствующую высоте перекрытия ободной части. Перекрытие формируют при повороте диска в горизонтальное положение в осевом направлении от стенки с большим диаметром к стенке с меньшим диаметром, после чего поворачивают диск в исходное положение и формируют его ободную часть. Обеспечивается снижение массы полого диска газотурбинного двигателя при сохранении его качества и прочностных характеристик. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 672 989 C1

Способ изготовления полого диска газотурбинного двигателя, характеризующийся тем, что диск выполняют в виде единой детали методом гетерофазной лазерной металлургии путем наложения кольцевых валиков из порошкового материала слоями с произвольным перекрытием валиков по периферии с шагом 1,3 - 1,5 мм и высотой 0,6 - 0,8 мм, для чего последовательно формируют ступичную часть, стенки, перекрытие ободной части, образующие замкнутую полость диска, и ободную часть, причем стенки формируют одновременно в радиальном направлении, диаметр одной из стенок выполняют большим, чем диаметр другой стенки, на величину, соответствующую высоте перекрытия ободной части, которое формируют при повороте диска в горизонтальное положение в осевом направлении от стенки с большим диаметром к стенке с меньшим диаметром, после чего поворачивают диск в исходное положение и формируют его ободную часть.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2018 года RU2672989C1

СПОСОБ И УСТРОЙСТВО АДДИТИВНОГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ МЕТОДОМ ПРЯМОГО ОСАЖДЕНИЯ МАТЕРИАЛА, УПРАВЛЯЕМОГО В ЭЛЕКТРОМАГНИТНОМ ПОЛЕ 2015
  • Волков Анатолий Евгеньевич
RU2627527C2
КАМЕРА СГОРАНИЯ ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2015
  • Соколов Борис Александрович
  • Скоромнов Владимир Иванович
  • Свечкин Валерий Петрович
  • Смоленцев Александр Алексеевич
  • Козлов Александр Викторович
  • Шачнев Сергей Юрьевич
  • Дядченко Вадим Юрьевич
RU2614902C2
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИМПЕЛЛЕРА ТУРБОМАШИНЫ 2013
  • Тоцци, Пьерлуиджи
  • Джованнетти, Лакопо
  • Массини, Андреа
RU2630139C2
US 20170291260 A1, 12.10.2017.

RU 2 672 989 C1

Авторы

Магеррамова Любовь Александровна

Бабкин Константин Дмитриевич

Климова-Корсмик Ольга Геннадьевна

Туричин Глеб Андреевич

Даты

2018-11-22Публикация

2018-07-20Подача