СИСТЕМА НАВИГАЦИИ ИСКУССТВЕННОГО СПУТНИКА ЗЕМЛИ Российский патент 2019 года по МПК B64G3/00 G01C21/24 

Описание патента на изобретение RU2686318C9

Изобретение относится к космической технике, более конкретно - к системам навигации (СН) искусственных спутников Земли (ИСЗ), для которых ошибки определения параметров движения центра масс (ПДЦМ) на интервале прогнозирования обусловлены главным образом неточностью знания начальных параметров движения спутника.

Рассматриваемые СН ИСЗ реализуют две основные процедуры: уточнение (определение) по результатам траекторных измерений положения и скорости ИСЗ на определенный (начальный) момент времени tут и прогнозирование их на требуемое время tпр.

Используемая при прогнозировании модель движения, например для низколетящих (с высотой орбиты в диапазоне 200-1500 км) ИСЗ, включает, как правило, силы от гравитационного поля Земли и силы от аэродинамического воздействия верхней атмосферы. Если модель движения имеет высокую точность, то ошибки прогнозируемых параметров движения ИСЗ будут зависеть в основном от точности определения начальных ПДЦМ (далее - НУ). Следовательно, в этом случае необходимо использовать по возможности максимально точные значения этих НУ.

В качестве прототипа выбрана бортовая СН ИСЗ [Методы обеспечения живучести низкоорбитальных автоматических КА зондирования Земли: математическое моделирование, компьютерные технологии. / А.Н. Кирилин, Р.Н. Ахметов, А.В. Соллогуб, В.П. Макаров. М.: Машиностроение, 2010], содержащая устройство управления системой, устройство преобразования навигационных сигналов (НС) в навигационные параметры (НП), блок преобразования НП в начальные ПДЦМ ИСЗ и блок прогнозирования ПДЦМ.

В известной СН используют модель движения ИСЗ, включающей гравитационное поле Земли с полным набором гармоник до 16-го порядка включительно (16×16) и плотность атмосферы по ГОСТ 4401-81. В наземном комплексе управления для увеличения точности прогнозирования ПДЦМ спутника уточняют величину S=Sб(1+Δρ/ρ) (Sб - баллистический коэффициент, Δρ - отклонение фактической плотности атмосферы от принятой ρ по ГОСТу), входящую множителем в выражение силы от аэродинамического воздействия. Значение этого параметра как коэффициента согласования расчетного движения ИСЗ с действительным на некотором (примерно одни сутки) интервале передают в бортовой комплекс управления.

При полете выше примерно 500-600 км влияние на прогнозируемое движение ИСЗ от неопределенности атмосферного возмущения становится незначительным и может быть меньше, чем от неточности знания НУ.

Недостаток прототипа состоит в том, что при достаточно полном учете возмущающих сил и заметном отличии значений используемых НУ от фактических, возможны существенные ошибки прогнозирования ПДЦМ ИСЗ, особенно на больших временных промежутках [tут, tпр].

Задача изобретения состоит в увеличении точности прогнозирования ПДЦМ спутника.

Поставленная задача решается благодаря тому, что в известной СН ИСЗ, содержащей устройство управления системой и соединенные с ним устройство преобразования НС в НП, блок преобразования НП в начальные ПДЦМ ИСЗ и блок прогнозирования ПДЦМ, предусмотрены следующие отличия: в систему введены блок определения ошибок прогнозирования ПДЦМ на предыдущем участке (полета), блок расчета начальных отклонений ПДЦМ на предыдущем участке и блок коррекции начальных ПДЦМ на текущем участке.

Здесь и далее: «текущий участок» - отрезок времени, ограниченный слева временем последних НУ, а справа временем спрогнозированных ПДЦМ спутника; «предыдущий участок» - предшествующий текущему участку отрезок времени, ограниченный временами двух последних НУ.

Техническая сущность предложенного устройства поясняется графическими материалами:

фиг. 1 - структурная схема СН ИСЗ;

фиг. 2 - временная диаграмма, облегчающая понимание используемых зависимостей.

Предложенная СН ИСЗ (см. фиг. 1) содержит устройство 1 управления системой, устройство 2 преобразования НС в НП, блок 3 преобразования НП в начальные ПДЦМ ИСЗ и блок 4 прогнозирования ПДЦМ, при этом устройство 1 соединено с устройством 2 и блоками 3, 4.

Также СН содержит (в отличие от прототипа) блок 5 определения ошибок прогнозирования ПДЦМ на предыдущем участке, блок 6 расчета начальных отклонений ПДЦМ на предыдущем участке и блок 7 коррекции начальных ПДЦМ на текущем участке, причем устройство 1 соединено с блоками 5, 6 и 7.

Здесь устройство 1 управления системой включает обычные элементы электронной вычислительной машины: собственно устройство управления, память, процессор, устройства ввода-вывода и программное обеспечение. Устройство 2 содержит датчики и преобразующее устройство. Блоки 3-7 представляют собой области постоянной памяти, имеющие определенную структуру (конструкцию) и обеспечивающие реализацию используемых аналитических зависимостей.

Система навигации ИСЗ, согласно изобретению, работает следующим образом (см. фиг. 2).

Устройство 1 управления системой задает устройству 2 для текущего участка время начала и конца навигационных измерений. Сигналы С'' от навигационного поля (например, радиосигналы от навигационных спутников) принимаются этим устройством, преобразуются в навигационные параметры Р'' (например, радиальную дальность D и скорость изменения радиальной дальности относительно навигационных спутников) и выдаются в устройство 1.

По завершении измерений устройство 1 подключает блок 3 для преобразования НП в начальные ПДЦМ спутника на текущем участке:

где K - общее число измерений;

t - время;

R=(X, Y, Z), V=(Vx, Vy, Vz) - вектор положения и вектор скорости центра масс ИСЗ (с компонентами в некоторой системе координат).

Далее подключается блок 5 для определения относительно начальных параметров движения (R, V)'' ошибок спрогнозированных на время t''≡tут параметров движения (R, V)p - по начальным ПДЦМ (t, R, V)' предыдущего участка:

(t, R, V)'→(t, R,V)p;

Δ(R, V)p=(R, V)p -(R, V)''.

В блоке 6 по ошибкам Δ(R, V)p рассчитываются начальные отклонения параметров движения Δ(R, V)o на предыдущем участке (решается обратная задача). Если орбиты круговые или почти круговые (эксцентриситет не превышает 0,02 при среднем радиусе орбиты не более 10 000 км), то можно использовать аналитические зависимости [Эльясберг П.Е. Введение в теорию полета искусственных спутников Земли. М.: Наука, 1965]. Разрешая приведенные в этом источнике уравнения (2.17) и (2.18) относительно НУ, получим выражения (в цилиндрической системе координат)

где сϕ=cos ϕ, sϕ=sin ϕ;

ϕ=2π(t''-t')/TC, рад;

t'', t' - время привязки НУ на текущем и предыдущем участках, с;

- сидерический период обращения, с;

μ=3,98602⋅105 км32 - геоцентрическая гравитационная постоянная;

ε=2,634⋅1010 км52 - константа, характеризующая гравитационное поле Земли;

а - большая полуось орбиты, км;

i - наклонение, рад;

е - эксцентриситет;

ω - аргумент перигея, рад;

L=TC/2π, с.

Оскулирующие элементы a, i, е, ω соответствуют спрогнозированным на время t'' параметрам (R, V)p (см. выше).

Чтобы воспользоваться этими зависимостями, необходимо предварительно перейти от ГСК (в которой записаны уравнения движения - для низколетящих ИСЗ) к ЦСК (в которой приведены выражения (1)):

Здесь ГСК, ИСК, ОСК и ЦСК - соответственно гринвичская, инерциальная, орбитальная и цилиндрическая системы координат.

После этого следует провести преобразование по формулам (1):

И затем перейти обратно от ЦСК к ГСК:

При завершении работы блока 6 устройство 1 подключает блок 7 для коррекции НУ на текущем участке:

(R, V)'' → [(R, V)'' - Δ(R, V)о=(R, V)кор].

Окончательно, в блоке 4 откорректированные НУ используется для прогнозирования ПДЦМ спутника на заданный момент времени tпр:

(t, R, V)кор → (t, R, V)пр,

которые СН выдает в другие системы, например в систему управления движением ИСЗ.

Предложенная СН ИСЗ обладает следующим техническим преимуществам перед прототипом: система с меньшими ошибками прогнозирует ПДЦМ спутника благодаря возможности использовать более точные НУ.

Оценочные расчеты для одного из ИСЗ (параметры орбиты: а ≈ 7000 км, е ≈ 0,001) с использованием в наземном комплексе управления 16-ти НУ (каждый из которых был получен после вторичной обработки нескольких ПДЦМ, определенных в бортовом комплексе управления) на интервалах прогнозирования примерно одни сутки между соседними НУ (1-2, 2-3, …, 15-16) показали, что предлагаемое техническое решение (TP) позволит заметно улучшить прогноз положения и скорости ИСЗ. Результаты расчетов для этого случая приведены в таблице 1.

Похожие патенты RU2686318C9

название год авторы номер документа
БОРТОВАЯ СИСТЕМА НАВИГАЦИИ ИСКУССТВЕННОГО СПУТНИКА ЗЕМЛИ 2013
  • Ключников Валерий Николаевич
RU2575302C2
ИНТЕГРИРОВАННАЯ ИНЕРЦИАЛЬНО-СПУТНИКОВАЯ НАВИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА 2004
  • Фомичев Алексей Алексеевич
  • Колчев Андрей Борисович
  • Успенский Валерий Борисович
  • Брославец Юрий Юрьевич
  • Чистяков Геннадий Андреевич
  • Счастливец Кирилл Юрьевич
  • Китаев Сергей Михайлович
RU2277696C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ПОДВИЖНОГО ОБЪЕКТА ПРИ НАВИГАЦИОННЫХ ИЗМЕРЕНИЯХ 2012
  • Тельный Андрей Викторович
RU2529016C1
СПОСОБ НАВИГАЦИОННЫХ АСТРОНОМИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ КООРДИНАТ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ПОДВИЖНОГО ОБЪЕКТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2016
  • Кузнецов Станислав Николаевич
  • Расолько Николай Михайлович
RU2623667C1
СПОСОБ КОСМИЧЕСКОЙ НАВИГАЦИИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2008
  • Конотоп Василий Иванович
  • Расолько Николай Михайлович
  • Шепеть Игорь Петрович
  • Иванов Михаил Николаевич
  • Онуфриенко Валерий Васильевич
  • Захарин Александр Викторович
  • Бондаренко Дмитрий Викторович
  • Слесаренок Сергей Владимирович
  • Кучевский Семен Викторович
  • Кучевский Кирилл Викторович
  • Иванов Иван Михайлович
RU2378617C1
СПОСОБ ВЫСОКОТОЧНЫХ ИЗМЕРЕНИЙ ТРАЕКТОРНЫХ КООРДИНАТ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В ЛЕТНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ НА ТРАССАХ БОЛЬШОЙ ПРОТЯЖЕННОСТИ 2008
  • Копылов Игорь Анатольевич
  • Поликарпов Валерий Георгиевич
  • Паденко Виктор Михайлович
  • Харин Евгений Григорьевич
  • Копелович Владимир Абович
  • Калинин Юрий Иванович
  • Сапарина Татьяна Петровна
  • Фролкина Людмила Вениаминовна
  • Степанова Светлана Юрьевна
RU2393430C1
ИНТЕГРИРОВАННАЯ ИНЕРЦИАЛЬНО-СПУТНИКОВАЯ СИСТЕМА ОРИЕНТАЦИИ И НАВИГАЦИИ ДЛЯ ОБЪЕКТОВ, ДВИЖУЩИХСЯ ПО БАЛЛИСТИЧЕСКОЙ ТРАЕКТОРИИ С ВРАЩЕНИЕМ ВОКРУГ ПРОДОЛЬНОЙ ОСИ 2008
  • Блажнов Борис Александрович
  • Емельянцев Геннадий Иванович
  • Коротков Александр Николаевич
  • Несенюк Леонид Петрович
  • Степанов Алексей Петрович
RU2375680C1
СПОСОБ И СИСТЕМА КОСМИЧЕСКОЙ НАВИГАЦИИ 2014
  • Степанов Валерий Викторович
RU2568937C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ ДВИЖЕНИЯ ИСКУССТВЕННОГО СПУТНИКА ЗЕМЛИ ПО ИЗМЕРЕНИЯМ ТЕКУЩИХ НАВИГАЦИОННЫХ ПАРАМЕТРОВ НА КОРОТКОМ МЕРНОМ ИНТЕРВАЛЕ 2011
  • Байрамов Казым Рашид Оглы
  • Бетанов Владимир Владимирович
  • Кудряшов Михаил Иванович
RU2498219C2
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ОБРАБОТКИ НАВИГАЦИОННЫХ СИГНАЛОВ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДОЛГОСРОЧНОЙ КОМПАКТНОЙ ЭФЕМЕРИДНОЙ ИНФОРМАЦИИ 2013
  • Бабаков Валерий Николаевич
  • Бутыло Сергей Васильевич
  • Борсук Олег Анатольевич
  • Булавский Николай Тадеушевич
  • Соколов Андрей Павлович
RU2550814C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 686 318 C9

Реферат патента 2019 года СИСТЕМА НАВИГАЦИИ ИСКУССТВЕННОГО СПУТНИКА ЗЕМЛИ

Изобретение относится к космической технике, более конкретно к системам навигации искусственных спутников Земли (ИСЗ). Система навигации ИСЗ содержит устройство управления системой и соединенные с ним устройство преобразования навигационных сигналов в навигационные параметры, блок преобразования навигационных параметров в начальные параметры движения центра масс (ПДЦМ) ИСЗ и блок прогнозирования ПДЦМ. При этом в систему навигации ИСЗ включены соединенные с устройством управления системой блок определения ошибок прогнозирования ПДЦМ на предыдущем участке, блок расчета начальных отклонений ПДЦМ на предыдущем участке и блок коррекции начальных ПДЦМ на текущем участке. Блок расчета начальных ПДЦМ на предыдущем участке в случае круговых или почти круговых орбит имеет структуру, реализующую аналитические зависимости этих отклонений от ошибок прогнозирования ПДЦМ ИСЗ на предыдущем участке. Техническим результатом изобретения является увеличение точности прогнозирования ПДЦМ спутника. 1 табл., 2 ил.

Формула изобретения RU 2 686 318 C9

Система навигации искусственного спутника Земли (ИСЗ), содержащая устройство управления системой и соединенные с ним устройство преобразования навигационных сигналов в навигационные параметры, блок преобразования навигационных параметров в начальные параметры движения центра масс (ПДЦМ) ИСЗ и блок прогнозирования ПДЦМ, отличающаяся тем, что в систему навигации включены соединенные с устройством управления системой блок определения ошибок прогнозирования ПДЦМ на предыдущем участке, блок расчета начальных отклонений ПДЦМ на предыдущем участке и блок коррекции начальных ПДЦМ на текущем участке, при этом блок расчета начальных отклонений ПДЦМ на предыдущем участке в случае круговых или почти круговых орбит имеет структуру, реализующую аналитические зависимости этих отклонений от ошибок прогнозирования ПДЦМ ИСЗ на предыдущем участке.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2019 года RU2686318C9

БОРТОВАЯ СИСТЕМА НАВИГАЦИИ ИСКУССТВЕННОГО СПУТНИКА ЗЕМЛИ 2013
  • Ключников Валерий Николаевич
RU2575302C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ ДВИЖЕНИЯ ИСКУССТВЕННОГО СПУТНИКА ЗЕМЛИ ПО ИЗМЕРЕНИЯМ ТЕКУЩИХ НАВИГАЦИОННЫХ ПАРАМЕТРОВ НА КОРОТКОМ МЕРНОМ ИНТЕРВАЛЕ 2011
  • Байрамов Казым Рашид Оглы
  • Бетанов Владимир Владимирович
  • Кудряшов Михаил Иванович
RU2498219C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ОРИЕНТАЦИЕЙ ИСКУССТВЕННОГО СПУТНИКА ЗЕМЛИ 1998
  • Тихонов А.А.
RU2159201C2
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ТРАЕКТОРИИ ПОЛЕТА КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2013
  • Мелешков Геннадий Андреевич
RU2537818C1
US 8838297 B2, 16.09.2014.

RU 2 686 318 C9

Авторы

Ключников Валерий Николаевич

Даты

2019-04-25Публикация

2018-06-07Подача