Предполагаемое изобретение относится к области цифровой обработки радиолокационных сигналов и может быть использовано в радиолокационной станции (РЛС) для формирования достоверных оценок радиальных функционально-связанных координат (ФСК) взаимного перемещения группы летательных аппаратов (ЛА) (ЛА 1 - ведущий, носитель РЛС; ЛА 2, ЛА 3, ..., ЛА j - ведомые, где j - численный состав группы), и подвижного объекта, а также распознавания варианта наведения подвижного объекта на один из ЛА группы.
Известен способ распознавания направления самонаведения пущенной по группе самолетов ракеты с радиолокационной головкой самонаведения [1, 2], заключающийся в том, что сигнал, отраженный от подвижного объекта, подвергается узкополосной доплеровской фильтрации на основе процедуры быстрого преобразования Фурье (БПФ) и преобразуется в амплитудно-частотный спектр, определяется отсчет доплеровской частоты, соответствующий максимальной амплитуде спектральной составляющей спектра сигнала, который соответствует его отражениям от корпуса подвижного объекта, и поступает на вход фильтра сопровождения подвижного объекта, функционирующего в соответствии с процедурой (1)-(6) многомерной линейной дискретной калмановской фильтрации в соответствии с уравнениями [1, 2]
; (1)
; (2)
где k = 0,1, …, К, …, - номер такта работы фильтра;
Ф(k) - переходная матрица состояния;
Q(k+1) и R(k+1) - КМ шумов возбуждения и наблюдения соответственно;
S(k+1) - матрица весовых коэффициентов;
I - единичная матрица;
Н(k+1) - матрица наблюдения;
Y(k) - вектор наблюдения;
Z(k+1) - матрица невязок измерения;
Ψ(k+1) - матрица априорных ошибок фильтрации;
"-1" - операция вычисления обратной матрицы;
"т" - операция транспонирования матрицы,
определяется оценка дальности
где
на основе полученных оценок в соответствии с выражениями
где
определяется оценка
определяется оценка разности текущих промахов
Недостатками данного способа распознавания направления самонаведения пущенной по группе самолетов ракеты с радиолокационной головкой самонаведения являются:
1. Низкая достоверность оценки радиальных ФСК взаимного перемещения группы ЛА и подвижного объекта, и оценки варианта наведения этого объекта.
2. Неадекватность используемой ММ динамики ФСК фактическим взаимным перемещениям группы ЛА и подвижного объекта (модель не учитывает влияния варианта наведения подвижного объекта на динамику ФСК).
3. Отсутствие возможности комплексирования информации РЛС, измеряющей ФСК, и индикатора (обнаружителя) варианта наведения подвижного объекта, представленного бортовым комплексом обороны (БКО).
4. Допущение об отсутствии перенацеливания подвижного объекта (не учитываются априорные данные о смене варианта наведения подвижного объекта).
5. Отсутствие адаптации фильтра к варианту наведения подвижного объекта на один из ЛА группы.
6. Отсутствие определения варианта наведения подвижного объекта на один из ЛА для произвольного численного состава группы ЛА.
Технической задачей изобретения является повышение достоверности оценивания радиальных ФСК взаимного перемещения группы ЛА и подвижного объекта, и варианта наведения этого объекта на один из ЛА группы путем приближения получаемых оценок к их оптимальным значениям за счет учета влияния варианта наведения подвижного объекта на динамику ФСК, комплексирования информации РЛС и БКО, учета априорных данных о смене варианта наведения подвижного объекта и адаптации фильтра к этим сменам.
Для решения технической задачи в способе распознавания направления самонаведения пущенной по группе самолетов ракеты с радиолокационной головкой самонаведения [2], заключающемся в том, что сигнал, отраженный от подвижного объекта, подвергается узкополосной доплеровской фильтрации на основе БПФ и преобразуется в амплитудно-частотный спектр, определяется отсчет доплеровской частоты, соответствующий максимальной амплитуде спектральной составляющей спектра сигнала, который дополнительно поступает на вход многоканального фильтра совместного сопровождения подвижного объекта и распознавания варианта его наведения, функционирующего в соответствии с процедурой квазиоптимальной совместной фильтрации фазовых координат и распознавания состояния марковской структуры линейной стохастической динамической системы [3]
основанной на априорных данных в виде ММ системы «подвижный объект - РЛС - БКО - группа ЛА» со случайной скачкообразной структурой (ССС), включающей модели линейной динамики радиальных ФСК взаимного перемещения группы ЛА и подвижного объекта
их измерений в РЛС
марковской смены варианта наведения подвижного объекта
марковского индикатора варианта наведения подвижного объекта, представленного БКО,
неуправляемых случайных возмущений и помех
при начальных условиях
где
определяется оценка
Новыми признаками, обладающими существенными отличиями, являются:
1. Применение многоканального фильтра совместного сопровождения подвижного объекта и распознавания варианта его наведения, функционирующего в соответствии с процедурой (20)-(32) квазиоптимальной совместной фильтрации фазовых координат и распознавания состояния марковской структуры линейной стохастической динамической системы, вместо фильтра сопровождения подвижного объекта, функционирующего в соответствии с процедурой (1)-(6) многомерной линейной дискретной калмановской фильтрации.
2. Учет влияния варианта наведения подвижного объекта на динамику ФСК через коэффициенты
3. Учет априорных данных о смене варианта наведения подвижного объекта в виде условных вероятностей переходов (35).
4. Комплексирование в (23) информации РЛС, измеряющей ФСК, и индикатора (обнаружителя) варианта наведения подвижного объекта, представленного БКО с моделью (36).
5. Коррекция оценок (21), (22), (31), (32) ФСК, полученных на основе модели (33) и измерений (34), по оцененным вероятностям (23) наведения подвижного объекта на соответствующий ЛА группы и априорным данным (35) о смене варианта наведения (адаптации фильтра к различным вариантам наведения подвижного объекта).
6. Определение варианта наведения подвижного объекта на один из ЛА для произвольного численного состава группы ЛА.
Данные признаки являются существенными и в известных технических решениях не обнаружены.
Применение всех новых существенных признаков позволит достоверно распознать вариант наведения подвижного объекта на один из ЛА группы с одновременным формированием достоверных безусловных оценок радиальных ФСК взаимного перемещения группы ЛА и подвижного объекта путем приближения получаемых оценок к их оптимальным значениям за счет учета влияния варианта наведения подвижного объекта на динамику ФСК, комплексирования информации РЛС и БКО, учета априорных данных о смене варианта наведения подвижного объекта и адаптации фильтра к этим сменам.
На фиг. 1. приведена блок-схема, поясняющая реализацию предлагаемого способа распознавания варианта наведения подвижного объекта на один из ЛА группы.
На фиг. 2. приведена структурная схема, поясняющая принцип функционирования многоканального фильтра 9.
Способ распознавания варианта наведения подвижного объекта на один из ЛА группы осуществляется следующим образом.
На вход известного блока 1 БПФ, используемого в [2], на промежуточной частоте с выхода приемника РЛС поступает сигнал S(t), отраженный от подвижного объекта, который подвергается узкополосной доплеровской фильтрации на основе процедуры БПФ и преобразуется в амплитудно-частотный спектр, одна из составляющих которого обусловлена отражениями сигнала от корпуса сопровождаемого подвижного объекта.
В известном формирователе 2 измерения, используемом в [2], во-первых, определяется отсчет доплеровской частоты
В результате на выходе блока 2 формируется измерение
При функционировании многоканального фильтра 9 осуществляются следующие операции.
1. Классификатор экстраполяции 1: прогнозирование (20) вероятностей
2. Условный экстраполятор 2: прогнозирование (21) на один шаг дискретности вперед условных математических ожиданий
3. Условный дисперсиометр экстраполяции 3: прогнозирование (22) на один шаг дискретности вперед условных КМ
4. Классификатор фильтрации 4: оценка апостериорных вероятностей
5. Условный фильтр 5: оценка (24) условных апостериорных математических ожиданий
6. Условный дисперсиометр фильтрации 6: оценка (25) условных апостериорных КМ
7. Идентификатор 7: распознавание (30) такого
8. Безусловный фильтр 8: нахождение (31) безусловной оценки
9. Безусловный дисперсиометр фильтрации 9: нахождение (32) безусловной КМ
Сущность распознавания варианта наведения подвижного объекта на один из ЛА группы наиболее полно отражают операции 1, 4, 7.
Сформированные на выходе многоканального фильтра 9 оценки
Результаты сравнительного моделирования предлагаемого способа распознавания варианта самонаведения подвижного объекта на один из ЛА группы на основе нового многоканального фильтра сопровождения подвижного объекта, функционирующего в соответствии с процедурой квазиоптимальной совместной фильтрации фазовых координат и распознавания состояния марковской структуры линейной стохастической динамической системы, и известного способа распознавания направления самонаведения пущенной по группе самолетов ракеты с радиолокационной головкой самонаведения [1, 2] на основе процедуры линейной дискретной калмановской фильтрации свидетельствуют с доверительной вероятностью 0,95 о снижении среднеквадратического отклонения ошибки фильтрации на 16% и о повышении вероятности правильной распознавания варианта наведения подвижного объекта на 10%.
Таким образом, применение предлагаемого способа позволит повысить достоверность распознавания варианта наведения подвижного объекта на один из ЛА группы и оценку радиальных ФСК взаимного перемещения группы ЛА и подвижного объекта путем приближения получаемых оценок к их оптимальным значениям за счет учета влияния направления наведения подвижного объекта на динамику ФСК, комплексирования информации РЛС и БКО, учета априорных данных о смене направления наведения подвижного объекта и адаптации фильтра к этим сменам.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
1. Обнаружение и распознавание пущенной противником ракеты в бортовой радиолокационной станции истребителя: монография / под. ред. В.О. Червакова. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2015.
2. Анцифиров А.А., Богданов А.В., Коротков С.С., Филонов А.А. Способ распознавания направления самонаведения пущенной по группе самолетов ракеты с радиолокационной головкой самонаведения // Патент России №26009530. 2017. Бюл. № 4. (прототип).
3. Бухалев, В.А. Оптимальное сглаживание в системах со случайной скачкообразной структурой / В.А. Бухалев. М.: ФИЗМАТЛИТ, 2013, страницы 117-120.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ распознавания функционального назначения летательных аппаратов пары по принципу "ведущий-ведомый" | 2019 |
|
RU2726869C1 |
Способ комплексирования информации при определении направления беспилотного летательного аппарата на воздушный объект и величины предполагаемого промаха | 2022 |
|
RU2794733C1 |
Способ комплексирования информации радиолокационной станции и радиолокационных головок самонаведения ракет, пущенных носителем по воздушной цели при воздействии уводящих по дальности и скорости помех | 2021 |
|
RU2765145C1 |
Способ сопровождения воздушной цели из класса "самолёт с турбореактивным двигателем" при воздействии уводящих по дальности и скорости помех | 2020 |
|
RU2764781C1 |
Способ сопровождения крылатой ракеты при огибании рельефа местности в различных тактических ситуациях | 2021 |
|
RU2760951C1 |
Способ сопровождения в радиолокационной станции воздушной цели из класса "самолёт с турбореактивным двигателем" при воздействии уводящих по дальности и скорости помех | 2019 |
|
RU2713635C1 |
Способ определения мгновенного положения точки промаха беспилотного летательного аппарата по информации угломерного канала | 2019 |
|
RU2721623C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УГЛОВ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ ПОДВИЖНОГО ОБЪЕКТА | 2014 |
|
RU2555496C1 |
Способ и система многоцелевого сопровождения в двухпозиционных радиолокационных системах | 2018 |
|
RU2716495C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДАЛЬНОСТИ ДО ИСТОЧНИКОВ РАДИОИЗЛУЧЕНИЙ И СКОРОСТИ СБЛИЖЕНИЯ С НИМИ В ОДНОПОЗИЦИОННЫХ РАДИОЛОКАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ | 2002 |
|
RU2232402C2 |
Изобретение относится к области цифровой обработки радиолокационных сигналов и может быть использовано в радиолокационной станции (РЛС) для формирования достоверных оценок радиальных функционально связанных координат (ФСК) взаимного перемещения летательных аппаратов (ЛА) группы и подвижного объекта (ПО), а также распознавания варианта наведения ПО на один из ЛА группы. Достигаемый технический результат - повышение достоверности оценивания радиальных ФСК взаимного перемещения ЛА группы и ПО и распознавания варианта его наведения на один из ЛА группы. Способ заключается в оценивании радиальных ФСК взаимного перемещения ЛА группы и ПО и распознавании варианта его наведения на один из ЛА группы путем приближения получаемых оценок к их оптимальным значениям за счет учета влияния варианта наведения ПО на динамику ФСК, комплексирования информации РЛС и бортового комплекса обороны (БКО), учета априорных данных о смене варианта наведения ракеты и адаптации фильтра к этим сменам на основе узкополосной доплеровской фильтрации сигнала, отраженного от ПО, с использованием процедуры быстрого преобразования Фурье, формирования отсчетов доплеровских частот, обусловленных отражениями сигнала от корпуса ПО, обработки сформированных отсчетов доплеровских частот и выходных показаний БКО в многоканальном фильтре совместного сопровождения ПО и распознавания варианта его наведения, функционирующего в соответствии с процедурой квазиоптимальной совместной фильтрации фазовых координат и распознавания состояния марковской структуры линейной стохастической динамической системы, работающего на основе априорных данных в виде математической модели системы «подвижный объект - РЛС - БКО - ЛА группы» со случайной скачкообразной структурой, включающей модели линейной динамики радиальных ФСК взаимного перемещения ЛА группы и ПО, их измерений в РЛС, марковской смены варианта наведения ПО, марковского индикатора варианта наведения ПО, представленного БКО, неуправляемых случайных возмущений и помех при начальных условиях, на выходе которого формируются оценки варианта наведения ПО на один из ЛА группы, безусловного математического ожидания ФСК взаимного перемещения ЛА группы и ПО и безусловной ковариационной матрицы ошибок их оценивания. 2 ил.
Способ распознавания варианта наведения подвижного объекта на один из летательных аппаратов группы, заключающийся в том, что сигнал, отражённый от подвижного объекта, подвергается узкополосной доплеровской фильтрации на основе процедуры быстрого преобразования Фурье и преобразуется в амплитудно-частотный спектр, определяется отсчёт доплеровской частоты, соответствующий максимальной амплитуде спектральной составляющей спектра сигнала, который соответствует его отражениям от корпуса подвижного объекта, отличающийся тем, что выделенные отсчеты доплеровских частот поступают на вход многоканального фильтра совместного сопровождения подвижного объекта и распознавания варианта его наведения, функционирующего в соответствии с процедурой квазиоптимальной совместной фильтрации фазовых координат и распознавания состояния марковской структуры линейной стохастической динамической системы, основанной на априорных данных в виде математической модели системы «подвижный объект – радиолокационная станция – бортовой комплекс обороны – группа летательных аппаратов» со случайной скачкообразной структурой, включающей модели линейной динамики радиальных функционально связанных координат взаимного перемещения группы летательных аппаратов и подвижного объекта, их измерений в радиолокационной станции ведущего летательного аппарата, марковской смены варианта наведения подвижного объекта, марковского индикатора варианта наведения подвижного объекта, представленного бортовым комплексом обороны ведущего летательного аппарата, неуправляемых случайных возмущений и помех, при начальных условиях, на основе априорных данных о смене варианта наведения подвижного объекта и альтернативных моделей динамики функционально связанных координат по результатам измерений и показаниям бортового комплекса обороны осуществляется совместное оценивание функционально связанных координат и варианта наведения подвижного объекта на основе метода двухмоментной параметрической аппроксимации в нескольких фильтрах, различающихся гипотезой о варианте наведения подвижного объекта, при этом в каждом фильтре на основе априорных данных о смене варианта наведения подвижного объекта, представленных соответственно начальными и переходными вероятностями цепи Маркова, прогнозируются вероятности наведения подвижного объекта на каждый из летательных аппаратов группы на один шаг дискретности вперед, с учетом найденных вероятностей на основе априорных данных о смене варианта наведения подвижного объекта и альтернативных моделей динамики функционально связанных координат взаимного перемещения группы летательных аппаратов и подвижного объекта прогнозируются на один шаг дискретности вперед условные математические ожидания функционально связанных координат при фиксированном варианте наведения подвижного объекта, с учетом найденных вероятностей и математических ожиданий на основе априорных данных о смене варианта наведения подвижного объекта и альтернативных моделей динамики функционально связанных координат взаимного перемещения группы летательных аппаратов и подвижного объекта прогнозируются на один шаг дискретности вперед условные ковариационные матрицы ошибок оценивания функционально связанных координат при фиксированном варианте наведения подвижного объекта, по степени согласованности спрогнозированных вероятностей, математических ожиданий функционально связанных координат и ковариационных матриц ошибок их оценивания с результатами измерений и показаниями бортового комплекса обороны, представленной функцией правдоподобия, осуществляется оценка апостериорных вероятностей наведения подвижного объекта на каждый из летательных аппаратов группы, на основе спрогнозированных математических ожиданий и ковариационных матриц ошибок прогноза с учетом результатов измерения находятся условные апостериорные математические ожидания функционально связанных координат взаимного перемещения группы летательных аппаратов и подвижного объекта при фиксированном варианте наведения подвижного объекта, на основе спрогнозированных ковариационных матриц ошибок прогноза с учетом результатов измерения находятся условные апостериорные ковариационные матрицы ошибок оценивания функциональносвязанных координат при фиксированном варианте наведения подвижного объекта, распознавание варианта наведения подвижного объекта на один из летательных аппаратов группы осуществляется выбором такого варианта наведения, для которого найденная апостериорная вероятность окажется больше, оценивание радиальных функционально связанных координат взаимного перемещения группы летательных аппаратов и наводящегося подвижного объекта осуществляется на основе апостериорных вероятностей наведения подвижного объекта на каждый из летательных аппаратов группы и условных апостериорных оценок функционально связанных координат, нахождением безусловного математического ожидания, с учетом найденных апостериорных вероятностей наведения подвижного объекта на каждый из летательных аппаратов группы, условных математических ожиданий функционально связанных координат, условных ковариационных матриц ошибок их оценивания и безусловных оценок функционально связанных координат находится безусловная ковариационная матрица ошибок оценивания функционально связанных координат.
Авторы
Даты
2020-02-04—Публикация
2019-08-02—Подача