Способ определения координат воздушного судна в спутниковой-псевдоспутниковой многопозиционной системе наблюдения Российский патент 2020 года по МПК G01S13/02 G01S13/06 G01S19/42 

Описание патента на изобретение RU2715059C1

Изобретение относится к радиотехнике и может быть использовано в системах контроля воздушного пространства для определения координат воздушного судна (ВС), используя для подсветки ВС навигационные сигналы глобальной навигационной спутниковой системы (ГНСС) и сигналы псевдоспутников (ПС).

Основным средством навигационного обеспечения полета ВС являются спутниковые системы навигации (ССН). Однако им присущ ряд существенных недостатков из-за эфемеридных и ионосферных погрешностей при измерении местоположения, что снижает эффективность их применения для решения задач посадки ВС, особенно в малоосвоенных и труднодоступных регионах.

Для повышения точности спутниковых систем навигации в зонах удаленных аэродромов перспективным является использование ПС, позволяющих сформировать дополнительное искусственное навигационное созвездие для навигационного обеспечения. Благодаря отсутствию у ПС эфемеридных и ионосферных погрешностей, а также увеличению количества навигационных опорных точек, используемых для решения навигационной задачи, обеспечивается повышение точности определения координат воздушных судов на этапе посадки.

Известно исследование точности определения координат воздушного судна в спутниковой-псевдоспутниковой многопозиционной системе наблюдения [1], в котором используются N спутников со своими координатами, М псевдоспутников со своими координатами и приемник, имеющий свои координаты. В зоне радиовидимости спутниковой-псевдоспутниковой многопозиционной системы находится воздушное судно с искомыми координатами. По рассеянным сигналам в этой системе осуществляется измерение расстояний вдоль пути распространения сигналов. В канале вторичной обработки приемника на основе измеренных расстояний с использованием сформированных систем уравнений итерационным методом наименьших квадратов рассчитываются координаты воздушного судна.

Недостатком рассматриваемого метода оценки координат является наличие погрешностей в определении координат итерационным методом.

Целью изобретения является повышение точности определения координат воздушного судна в спутниковой-псевдоспутниковой многопозиционной системе наблюдения

Поставленная цель достигается тем, что способ определения координат воздушного судна в спутниковой-псевдоспутниковой многопозиционной системе наблюдения, содержащей N спутников с координатами xj, yj, zj, j=1, 2, …, N, М псевдоспутников с координатами xj, yj, zj, j=N+1, N+2, …, N+M и приемник с координатами xП, yП, zП, в зоне радиовидимости которой находится воздушное судно с искомыми координатами х, у, z, осуществляющий определение координат воздушного судна на основе измерений по рассеянным сигналам расстояний вдоль пути распространения «j-й навигационный спутник, псевдоспутник - воздушное судно - приемник» с использованием системы уравнений

где

r0 - расстояние «воздушное судно - приемник»,

оценка неизвестных координат х, у, z находится в следующем виде

На Фиг. 1 приведена схема спутниковой-псевдоспутниковой многопозиционной системы наблюдения, состоящая из N спутников 11, 12, …, 1N, М псевдоспутников 21 22, …, 2М и приемник 3. В зоне радиовидимости спутниковой-псевдоспутниковой многопозиционной системы находится воздушное судно 4 с оцениваемыми координатами х, у, z.

Пространственное положение спутников 11, 12, …, 1N имеют координаты xj, yj, zj, с индексами j=1, 2, …, N, а псевдоспутников 21 22, …, 2М - координаты xj, yj, zj, с индексами j=N+1, N+2, …, N+M, приемник 3 имеет координаты хП, уП, zП.

Приемник 3 с координатами хП, уП, zП наряду с навигационными сигналами прямого распространения от спутников 1n и псевдоспутников 2m принимает навигационные сигналы, рассеянные воздушным судном 4 с неизвестными координатами х, у, z, находящимся в зоне действия многопозиционной системы наблюдения. Навигационные сигналы, рассеянные воздушным судном 4, выделяются на фоне навигационных сигналов прямого распространения одним из оценочно-корреляционно-компенсационных методов [2]. По рассеянным сигналам осуществляется измерение расстояний Rj=rj+r0 вдоль путей распространения «j-й спутник, псевдоспутник - воздушное судно - приемник», по выражению, имеющему вид:

или, после избавления от квадратного корня,

(х-хj)2+(у-yj)2+(z-zj)2=Rj2-2Rjr0+r02,

где j=1, 2, …, N+1, N+2, …, N+M - номер спутника и псевдоспутника, - расстояние «воздушное судно - приемник».

Искомые координаты х, у, z воздушного судна 4 связаны с расстояниями Rj (j=1, 2, …, N+1, N+2, …, N+M) вдоль пути распространения «j-й спутник (псевдоспутник) - воздушное судно - приемник» с помощью системы уравнений

или, после раскрытия скобок

В системе уравнения расстояние г0 от воздушного судна 4 до приемника 3 заменяется выражением [(х-хп)2+(у-уп)2+(z-zп)2]2, которое позволяет избавиться от квадратных корней, давая возможность реализовать прямой способ расчета искомых координат.

Система уравнений (1), является нелинейной. Она содержит не известные параметры в степени два.

Линеаризация системы уравнений (1) проводится вычитанием из каждого j-го уравнения с номером j+1, приведя подобные члены, перенеся в правую часть известные данные, получается система из N+M-1 линейных уравнений

Матричная форма системы этих уравнений относительно искомых координат х, у, z воздушного судна 4 и расстояния r0 имеет вид

где

Если число спутников 1n и псевдоспутников 2m N+M=5, матрица А имеет 4-й порядок и квадратную форму. Оценку координат х, у и z воздушного судна 3 и расстояние r0 в этом случае находится по правилу решения обычной системы линейных уравнений (2) в следующем виде

Если же количество спутников 1n и псевдоспутников 2m N+M>5, то матрица А в системе уравнений (2) будет прямоугольной - число строк равно N+M-1, а число столбцов равно 4. В этом случае для решения системы уравнений умножим обе части системы (2) на транспонированную матрицу AT

Произведение АТА представляет собой квадратную матрицу 4-го порядка. Умножая обе части системы (4) на обратную матрицу [AT А]-1, решение системы уравнений (2) для оценки координат получим в виде

Данная оценка координат получена решением исходной системы нелинейных уравнений безитерационным способом путем преобразования нелинейных уравнений в систему линейных уравнений, решаемой прямым методом.

Таким образом, предлагаемый способ определения координат воздушного судна в спутниковой-псевдоспутниковой многопозиционной системе наблюдения позволяет увеличить точность получаемой координатной информации за счет прямого решения системы нелинейных уравнений для расчета координат.

Приведем пример расчета неизвестных координат воздушного судна с применением предлагаемого способа.

Исходные данные, необходимые для контроля расчета:

Исходные координаты воздушного судна

х=3200, у=3500, z=370.

Расчет расстояния

Расчет расстояний

R1=12224,

R2=12839,

R3=12381,

R4=5532,

R5=4848,

R6=5779,

Исходные данные для расчета:

Координаты приемника

хп=500, уп=700, zn=100.

Координаты спутников

x1=1000, y1=1000, z1=8000

х2=2000, у2=1500, z2=9000

х3=1000, у3=2500, z3=8500

Координаты псевдоспутников

х4=2100, у4=2300, z4=500

x5=23Q0, у5=3200, z5=400,

х6=1500, у6=2700, z6=450.

Результаты расчета

Расчет матрицы А

Расчет вектора В

Расчет матрицы [AT А]-1 AT

Оценка координат

Из сравнения исходных данных, необходимых для контроля расчета и полученных в результате расчета координат, видно, что рассчитанные координаты х, у и z воздушного судна предлагаемым способом совпадают с его исходными координатами заложенными в исходные данные, необходимые для контроля расчета.

Литература.

1. Кирюшкин В.В., Дьяконов Е.А. Исследование точности определения координат воздушной цели в спутниковой-псевдоспутниковой многопозиционной системе наблюдения. Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». №2(13). Июнь 2017 (http://ce.if-mstuca.ru/wp-content/uploads/2017/02/kiryushkin-suprunov.pdf). 11 с.

2. Патент 2591052 РФ, МПК G01S 5/06, G01S 13/95. Способ обнаружения и оценки радионавигационных параметров сигнала космической системы навигации, рассеянного воздушной целью, и устройство его реализации / Кирюшкин В.В. и др. (РФ); Российская Федерация, от имени которой выступает Министерство обороны Российской Федерации (РФ), Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил "Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина" (г. Воронеж) Министерства обороны Российской Федерации (РФ). №2014101847/07; Заявлено 21.01.2014. Опубл. 27.07.2015, Бюл. №19. - 12 с.: 1 ил.

Похожие патенты RU2715059C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ УГЛОВОЙ ОРИЕНТАЦИИ ОБЪЕКТА ПО СИГНАЛАМ СПУТНИКОВЫХ РАДИОНАВИГАЦИОННЫХ СИСТЕМ (ВАРИАНТЫ) 2000
  • Алешечкин А.М.
  • Кокорин В.И.
  • Фатеев Ю.Л.
RU2185637C1
СПОСОБ ВЫДЕЛЕНИЯ ПОГРЕШНОСТЕЙ В СПУТНИКОВЫХ РАДИОНАВИГАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ 2000
  • Дворкин В.В.
  • Калинчев С.С.
  • Урличич Ю.М.
RU2175771C1
СИСТЕМА ВЫСОКОТОЧНОЙ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ПОСАДКИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ 2004
  • Урличич Юрий Матэвич
  • Дворкин Вячеслав Владимирович
  • Марков Сергей Сергеевич
  • Поваляев Егор Александрович
RU2287838C2
Способ определения координат воздушных целей в многопозиционной системе наблюдения "навигационные спутники - воздушные цели - приемник" 2018
  • Маркин Виктор Григорьевич
  • Шуваев Владимир Андреевич
  • Красов Евгений Михайлович
RU2692701C1
СПУТНИКОВАЯ РАДИОНАВИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА ЗАХОДА НА ПОСАДКУ И ПОСАДКИ 2002
  • Бабуров В.И.
  • Гальперин Т.Б.
  • Иванцевич Н.В.
  • Панов Э.А.
RU2236020C2
КОМПЛЕКСИРОВАННЫЙ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ВСЕПОГОДНЫЙ СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ И ПОСАДКИ ВОЗДУШНОГО СУДНА И УСТРОЙСТВО ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2010
  • Завалишин Олег Иванович
RU2441203C1
УЛУЧШЕНИЕ ОЦЕНКИ ПОЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ПРИЕМНОГО УСТРОЙСТВА ГЛОБАЛЬНОЙ НАВИГАЦИОННОЙ СПУТНИКОВОЙ СИСТЕМЫ 2008
  • Родригес Филиппо
  • Плаия Джан Паоло
RU2453868C1
Многопозиционная система посадки летательных аппаратов 2019
  • Бабуров Сергей Владимирович
  • Базаров Илья Юрьевич
  • Гальперин Теодор Борисович
  • Саута Олег Иванович
  • Иванцевич Наталия Вячеславовна
RU2717284C2
Способ отождествления позиционных измерений и определения местоположения воздушных целей в пространственно-распределенной радионавигационной системе в условиях многоцелевой обстановки 2018
  • Журавлев Александр Викторович
  • Иванов Александр Федорович
  • Кирюшкин Владислав Викторович
  • Красов Евгений Михайлович
  • Маркин Виктор Григорьевич
  • Шуваев Владимир Андреевич
RU2689770C1
Способ и устройство для контроля целостности измерений бортовой аппаратуры глобальной навигационной спутниковой системы (ГНСС) с применением измерений радиосистемы ближней навигации и псевдоспутников 2021
  • Веремеенко Константин Константинович
  • Зимин Роман Юрьевич
RU2778093C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 715 059 C1

Реферат патента 2020 года Способ определения координат воздушного судна в спутниковой-псевдоспутниковой многопозиционной системе наблюдения

Изобретение относится к радиотехнике и может быть использовано в системах контроля воздушного пространства для определения координат воздушного судна (ВС), используя для подсветки ВС навигационные сигналы глобальной навигационной спутниковой системы (ГНСС) и сигналы псевдоспутников (ПС). Достигаемый технический результат - повышение точности определения координат воздушного судна в спутниковой-псевдоспутниковой многопозиционной системе наблюдения. Указанный результат достигается тем, что в способе определения координат воздушного судна в спутниковой-псевдоспутниковой многопозиционной системе наблюдения, содержащей N спутников с координатами xj, yj, zj, j=1, 2, …, N, M псевдоспутников с координатами xj, yj, zj, j=N+1, N+2, …, N+M, и приемник с координатами хП, уП, zП, в зоне радиовидимости которой находится воздушное судно с искомыми координатами х, у, z, определение координат воздушного судна осуществляют на основе измерений по рассеянным сигналам расстояний Rj вдоль пути распространения «j-й навигационный спутник, псевдоспутник - воздушное судно - приемник» с использованием прямого решения системы соответствующих нелинейных уравнений для расчета координат. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 715 059 C1

Способ определения координат воздушного судна в спутниковой-псевдоспутниковой многопозиционной системе наблюдения, содержащей N спутников с координатами xj, yj, zj, j=1, 2, …, N, и M псевдоспутников с координатами xj, yj, zj, j=N+1, N+2, …, N+M, и приемник с координатами хП, уП, zП, в зоне радиовидимости которой находится воздушное судно с искомыми координатами х, у, z, отличающийся тем, что с целью повышения точности определение координат х, у, z воздушного судна осуществляется на основе измерений по рассеянным сигналам расстояний Rj вдоль пути распространения «j-й навигационный спутник, псевдоспутник - воздушное судно - приемник» с использованием системы уравнений

где r0 - расстояние «воздушное судно - приемник»,

решение этой системы имеет вид

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2020 года RU2715059C1

КИРЮШКИН В.В
и др
Исследование точности определения координат воздушной цели в спутниковой-псевдоспутниковой многопозиционной системе наблюдения
Международный информационно-аналитический журнал "Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык"
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Автомобиль-сани, движущиеся на полозьях посредством устанавливающихся по высоте колес с шинами 1924
  • Ф.А. Клейн
SU2017A1
СПУТНИКОВАЯ РАДИОНАВИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА ЗАХОДА НА ПОСАДКУ И ПОСАДКИ 2002
  • Бабуров В.И.
  • Гальперин Т.Б.
  • Иванцевич Н.В.
  • Панов Э.А.
RU2236020C2
СИСТЕМА ВЫСОКОТОЧНОЙ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ПОСАДКИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ 2004
  • Урличич Юрий Матэвич
  • Дворкин Вячеслав Владимирович
  • Марков Сергей Сергеевич
  • Поваляев Егор Александрович
RU2287838C2
КОМПЛЕКСИРОВАННЫЙ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ВСЕПОГОДНЫЙ СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ И ПОСАДКИ ВОЗДУШНОГО СУДНА И УСТРОЙСТВО ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2010
  • Завалишин Олег Иванович
RU2441203C1

RU 2 715 059 C1

Авторы

Маркин Виктор Григорьевич

Шуваев Владимир Андреевич

Красов Евгений Михайлович

Даты

2020-02-25Публикация

2019-10-02Подача