СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА НА ВАЛУ ДВИГАТЕЛЯ Российский патент 2020 года по МПК G01L3/00 G01L5/00 G01M15/00 

Описание патента на изобретение RU2722339C1

Изобретение относится к области измерений крутящего момента на валу двигателя и может быть использовано для определения мощности и (или) коэффициента полезного действия.

Момент на валу работающего двигателя определяют либо путем измерения равного ему момента реакции статора тормоза, либо путем измерения угла закручивания соединительного вала под действием передаваемого момента. В любом случае испытатели сталкиваются с определенными трудностями в получении достоверных результатов измерений в связи с тем, что динамометры тормозных установок действуют в условиях повышенной вибрации и резко изменяющихся нагрузок, граничащих иногда с ударными, особенно на неустановившихся режимах работы двигателя внутреннего сгорания.

Электрические динамометры в общем случае представляют собой приборы, в которых деформация упругого элемента вызывает изменение определенного электрического параметра, положенного в основу измерения, крутящего момента или окружного усилия.

Чаще других используют измерительные преобразователи, основанные на изменении омического сопротивления, емкости, индуктивности, индукционное и фотоэффекта под действием входной неэлектрической величины. Входной механической величиной служат при этом скручивание соединительного вала тормозной установки, угловое перемещение деталей измерительных муфт или же деформация упругого элемента, так называемого динамометрического звена, на которое действует рычаг тормоза. Чаще других используют способ, связанный с измерением угла закручивания соединительного вала. Динамометры этого типа называют также торсионными.

Известны различные способы измерения крутящих моментов, передаваемых от двигателя к нагрузке посредством вращающегося упругого вала. Среди них широкое распространение получили способы, основанные на преобразовании измеряемого момента в деформацию упругого элемента, выполняемого в виде валов (торсионов), спиральных пружин, растяжек и др. Преобразование деформации (механического напряжения) упругого элемента в электрический сигнал может осуществляться при помощи тензорезистивных, индуктивных, магнитоупругих и других измерительных преобразователей.

Способы измерения крутящего момента с использованием датчиков вне вращающегося вала, основанные на измерении угла закручивания упругого элемента под действием измеряемого момента, характеризуются более высокой точностью измерения и простотой реализации.

Известен способ измерения крутящего момента [Одинец С.С., Топилин Г.Е. Средства измерения крутящего момента. Библиотека приборостроителя. М.: "Машиностроение". - 1977. - 160 с.], реализованный при помощи торсиометра с магнитной записью, который состоит из упругого элемента, двух магнитных головок, платы с электронными схемами, активного фильтра и фазометра. Упругий элемент закреплен по торцам при помощи двух латунных фланцев, играющих роль магнитных барабанов. Внешние поверхности фланцев покрыты магнитной эмульсией окиси железа (Fe2O3). На ферромагнитную поверхность каждого фланца при отсутствии измеряемого момента периодически синхронно записываются импульсы. Под действием измеряемого момента упругий элемент скручивается. Фланцы поворачиваются, возникает фазовое смещение импульсов, считываемых магнитными головками, пропорциональное измеряемому моменту. Величина возникающего фазового смещения преобразуется в напряжение постоянного тока. Значение измеряемого момента считывается по шкале прибора постоянного тока.

Основным недостатком такого способа является сложность его реализации, связанная с необходимостью создания системы строго соосных магнитных барабанов с ферромагнитным покрытием и считывающими сигнал магнитными головками.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности является способ определения механического момента, передаваемого вращающимся валом [Патент РФ №2183013, кл. G01L 3/04, 1999], в котором на вал устанавливают два идентичных диска с метками (зубчатые венцы), разнесенные на базовое расстояние и жестко связанные с валом, скорость вращения каждого диска (венца) преобразуется с помощью двух независимых магнитных датчиков в два синусоидальных сигнала, регистрируется разность фаз этих сигналов, по изменению которой судят о величине передаваемого валом механического момента, и предварительно устанавливают датчики, используемые в системе измерения момента у одного из дисков, приводят вал во вращение, регистрируют разность фаз синусоидальных сигналов датчиков в зависимости от скорости вращения вала при неизменной нагрузке на валу, полученную разность фаз учитывают при последующем определении разности фаз сигналов от двух датчиков, величина которой пропорциональна передаваемому валом механическому моменту. При этом в лабораторных условиях для конкретной пары датчиков определяется частотная составляющая Ud (n) в регрессионной модели, которая в дальнейшем используется для расчета и введения поправки в конечный результат для конкретного значения частоты вращения вала.

Основным недостатком способа является большая трудоемкость настройки, связанная с необходимостью построения регрессионной модели, а необходимость введения поправок в конечный результат для конкретного значения частоты вращения вала может значительно усложнить электрическую часть устройства, реализующего данный способ. Существенным является также то, что при формировании синусоидального сигнала за счет зубчатых колес невозможно получить одну и ту же форму сигнала при изменении частоты вращения. Гармонический спектр значительно изменяется, особенно в области малых частот вращения. В связи с этим будут появляться дополнительные погрешности при измерении фазы основной гармоники.

Задачей предлагаемого изобретения является упрощение технической реализации способа измерения крутящего момента. Техническим результатом является возможность экспресс-определения момента на валу двигателя, насоса и т.п.

Поставленная задача достигается тем, что в способе измерения крутящего момента на валу двигателя используют измерение угла наклона параллельных оси вала прямых, нанесенных на поверхность упругого элемента - торсиона, передающего крутящий момент от двигателя к исполнительному агрегату, фотографируют параллельные линии, используя стробоскопическое освещение с частотой равной частоте вращения вала, и определяют угол α наклона линий при нагружении торсиона крутящим моментом М, величину которого определяют по формуле закона Гука

где К - коэффициент пропорциональности, определяемый при тарировке в стационарных условиях, рад/(Н*м); М - момент, Н*м.

На фигуре представлена схема определения угла скручивания торсиона.

На фигуре обозначено: упругий элемент - торсион 1, параллельные линии - 2, фотоаппарат - 3, стробоскоп - 4, датчик оборотов - 5, синхронизирующий сигнал - 6, насос - 7, вал насоса - 8, вал двигателя - 9, двигатель - 10, ось вала - 11.

Для реализации способа два соосных вала соединяют через цилиндрический упругий элемент (торсион) с известной зависимостью угла скручивания от передаваемого момента, на который наносится хорошо видимые параллельные оси вала линии по всей поверхности цилиндра.

В зависимости от величины передаваемого момента эти линии получают параллельный изгиб к оси торсиона, угол которого α определяется из ф. (1)

Таким образом, задача определения момента сводится к определению угла скручивания торсиона.

Предлагаемый способ осуществляется следующим образом. Два соосных вала соединяют через цилиндрический упругий элемент (торсион) 1 с известной зависимостью угла скручивания от передаваемого момента, на который наносится хорошо видимые параллельные оси вала линии 2 по всей поверхности торсиона.

Если крутящий момент не равен нулю, упругий элемент 1 деформируется (скручивается), а параллельные линии 2 получают наклон с углом α (см. фигуру) относительно оси цилиндрического упругого элемента 1.

Для измерения угла α параллельные линии фотографируют при помощи фотоаппарата 3, используя стробоскопическое освещение (импульсное освещение с частотой равной частоте вращения вала) при помощи стробоскопа 4, который синхронизируется при помощи датчика 5 оборотов (фото или магнитный датчик).

Затем определяют угол α наклона линий при нагружении торсиона крутящим моментом М, величину которого определяют по формуле закона Гука

где К - коэффициент пропорциональности, определяемый при тарировке в стационарных условиях, рад/(Н*м); М - момент, Н*м.

Пример.

Два соосных вала соединили через цилиндрический упругий элемент (торсион) 1 с известной зависимостью угла скручивания от передаваемого момента, на который нанесены хорошо видимые параллельные оси вала линии 2 по всей поверхности торсиона.

Для измерения угла скручивания α параллельные линии сфотографировали при помощи фотоаппарата 3, используя стробоскопическое освещение (импульсное освещение с частотой равной частоте вращения вала 49.2 Гц, что соответствует частоте оборотов вала 2950 об\мин).

Затем определили угол α наклона линий при нагружении торсиона, который равен 0,0071 рад = 0,41 градуса.

Крутящий момент М, определяли по формуле закона Гука

где К=0,0013 град/Н*м - коэффициент пропорциональности, определяемый при тарировке в стационарных условиях, рад/(Н*м).

Похожие патенты RU2722339C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА 2004
  • Попов А.П.
  • Чугулёв А.О.
  • Горшенков А.А.
RU2265809C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ЖЕСТКОСТИ ТОРСИОННОГО ШЛИЦЕВОГО ВАЛА ПРИ СКРУЧИВАНИИ 2008
  • Хасанов Рафис Зафарович
  • Бояршинов Михаил Михайлович
  • Трушников Николай Петрович
  • Хасанова Ольга Владимировна
RU2369838C1
Способ идентификации тензора присоединенных моментов инерции тела и устройство для его осуществления 2018
  • Алышев Александр Сергеевич
  • Мельников Виталий Геннадьевич
RU2688964C1
ВОЛОКОННО-ОПТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ МНОЖЕСТВЕННЫХ ПАРАМЕТРОВ ТУРБОМАШИННОЙ СИСТЕМЫ 2009
  • Ся Хуа
  • Тернквист Норман Арнольд
  • Чан Дэвид Со Кеунг
  • Чжэн Дэниан
  • Маккарти Кевин Томас
  • Гаврелски Ричард Джозеф
  • Петриковски Мэттью Дэмиан
  • Росс Александер Сет
  • Ли Юнь
  • Ву Цзюньтао
RU2513646C2
Способ идентификации присоединенного момента инерции тела и устройство для его осуществления 2016
  • Алышев Александр Сергеевич
  • Мельников Виталий Геннадьевич
  • Мельников Геннадий Иванович
RU2627023C1
СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЙ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ ЗАБОЙНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ 2010
  • Андоскин Владимир Николаевич
  • Кобелев Константин Анатольевич
  • Тимофеев Владимир Иванович
  • Рыжов Александр Борисович
RU2460055C1
ИНЕРЦИОННАЯ КОНУСНАЯ ДРОБИЛКА 2015
  • Фредрикссон, Магнус
  • Хольстеин, Мартин
  • Гуннарссон, Йохан
  • Линдвалль, Йонас
RU2708153C1
Устройство измерения крутящего момента вала 2022
  • Громышев Евгений Валериевич
  • Латкин Евгений Викторович
  • Хлыст Сергей Васильевич
  • Иванов Алексей Геннадьевич
  • Шестаков Андрей Николаевич
  • Кириченко Михаил Николаевич
  • Пшеничников Павел Александрович
RU2795384C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕХАНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ВРАЩАЕМОГО ВОКРУГ ОСИ КОМПОНЕНТА МАШИНЫ И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ РАБОЧАЯ МАШИНА, СОДЕРЖАЩАЯ ТАКОЕ УСТРОЙСТВО 2014
  • Эллерманн Клаус
  • Дене Гёц
RU2675189C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА 1994
  • Сучков А.В.
  • Галанцев Н.К.
  • Егоров А.И.
  • Волов В.А.
RU2091735C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 722 339 C1

Реферат патента 2020 года СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА НА ВАЛУ ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к области измерений крутящего момента на валу двигателя и может быть использовано для определения мощности и (или) коэффициента полезного действия. Задачей предлагаемого изобретения является упрощение технической реализации способа измерения крутящего момента. Техническим результатом является возможность экспресс-определения момента на валу двигателя, насоса и т.п. Способ измерения крутящего момента на валу двигателя характеризуется тем, что используют измерение угла наклона параллельных оси вала прямых, нанесенных на поверхность упругого элемента - торсиона, передающего крутящий момент от двигателя к исполнительному агрегату, фотографируют параллельные линии, используя стробоскопическое освещение с частотой, равной частоте вращения вала, и определяют угол α наклона линий при нагружении торсиона крутящим моментом М, величину которого определяют по формуле где К - коэффициент пропорциональности, определяемый при тарировке в стационарных условиях. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 722 339 C1

Способ измерения крутящего момента на валу двигателя, характеризующийся тем, что используют измерение угла наклона параллельных оси вала прямых, нанесенных на поверхность упругого элемента - торсиона, передающего крутящий момент от двигателя к исполнительному агрегату, фотографируют параллельные линии, используя стробоскопическое освещение с частотой, равной частоте вращения вала, и определяют угол α наклона линий при нагружении торсиона крутящим моментом М, величину которого определяют по формуле

где К - коэффициент пропорциональности, определяемый при тарировке в стационарных условиях.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2020 года RU2722339C1

Приспособление для насверливания центров 1930
  • Шашков И.И.
SU26169A1
Работающее при посредстве масла под давлением приспособления для управления комбинированной судовой установкой, состоящей из поршневой машины и работающей мятым паром турбины 1928
  • Г. Вах
SU14669A1
Способ изготовления клея для склеивания фанеры и т.п. 1948
  • Забродкий А.Г.
  • Лейтес В.Г.
SU84550A1
0
SU152543A1
US 5253531 A, 19.10.1993
US 5438882 A1, 08.08.1995
ФУТЕРОВКА КАТОДНОЙ ЧАСТИ АЛЮМИНИЕВОГО ЭЛЕКТРОЛИЗЕРА 1996
  • Маленьких А.Н.
  • Панин А.П.
  • Горбунов В.А.
  • Тепляков Ф.К.
  • Савинов В.Н.
  • Кучер В.Л.
RU2100487C1

RU 2 722 339 C1

Авторы

Галеев Ахметсалим Сабирович

Сулейманов Раис Насибович

Филимонов Олег Владимирович

Даты

2020-05-29Публикация

2019-10-02Подача