Изобретение относится к области машиностроения, а именно к грузозахватным средствам, предназначенным для обеспечения захвата, подъема и последующего перемещения грузов, в частности изделий, имеющих бугели.
При эксплуатации изделий, имеющих бугели, удержание их производится силами трения, возникающими при зацеплении изделий захватами. Это является сложной технической задачей, так как силы трения зависят от коэффициента трения между бугелем и захватами. Коэффициент трения в свою очередь определяется рядом переменных неуправляемых параметров: твердости материала, состояния поверхности образца, включая наличие на ней коррозии или следов смазки, что приведет к выскальзыванию образца из захватов. Одним из способов решения задачи является использование захватных устройств, в которых надежная фиксация бугеля в захватном устройстве обеспечивается конструктивно.
Известно грузозахватное устройство [SU №1705225, МПК В66С 1/62, опуб. 15.01.1992 г.], которое содержит связанный с подъемным механизмом несущий элемент, имеющий захватные органы с механизмом их управления. К подъемному механизму канатом через блок крепится несущий элемент грузозахватного устройства с симметрично расположенными захватными органами, включающими двуплечие рычаги, механизм управления которыми осуществляется рычагом через подвижный орган, выполненный в виде коромысла и шарнирно закрепленный на несущем элементе, шарнирные штанги и тяги. Горизонтальные оси двуплечих рычагов расположены в вертикальных пазах несущего элемента.
Данное устройство предназначено для подъема и перемещения звеньев рельсошпальной решетки.
Недостатком известного устройства является то, что, его функциональные возможности ограничены только погрузкой-разгрузкой рельсовых звеньев. Кроме того, устройство конструктивно сложно и требует сравнительно большого времени на стыковку-расстыковку с грузоподъемным средством и увеличивает время развертывания крана на месте проведения работ, что соответственно ограничивает область применения.
Известно грузозахватное устройство [RU №2587185, МПК В66С 1/68, опуб. 20.06.2016 г, бюл. №17], содержащее связанный с подъемным механизмом несущий элемент. Несущий элемент выполнен в виде траверсы рычажной, к корпусу которой приварены два транспортировочных уха для крепления к крюковым подвескам грузоподъемных устройств и два грузозахватных узла, имеющих раздвижные захваты, концевики которых имеют возможность заходить в боковые такелажные пазы изделий.
В данном устройстве возможно применять различной длины корпуса траверсы и существует возможность выполнять погрузочно-разгрузочные работы вручную с изделиями (авиационными пусковыми и катапультными установками) с боковыми такелажными пазами.
Однако данное устройство не позволяет осуществлять подъемно-транспортные операции изделий с захватом за бугели.
Известно грузозахватное устройство - траверса с захватами за бугели [патент РФ №2652761, МПК В66С 1/68, опуб 28.04.2018, бюл. №13], содержащее связанный с подъемным механизмом несущий элемент, имеющий зацепы под форму бугелей изделия. В данном устройстве несущим элементом служит траверса, к сварному трубчатому корпусу которой приварены два транспортировочных уха для крепления к крюковым подвескам грузоподъемных устройств, а также жестко прикреплены грузозахватные узлы в виде переднего и заднего зацепов, выполненных под форму бугелей изделия (форма внутренних поверхностей переднего и заднего зацепов повторяет наружную форму поверхностей бугелей изделия). Задний зацеп имеет упор, а передний - два подпружиненных стопора, имеющих возможность перемещения в вертикальной плоскости за счет перемещения соединенной с зацепом планкой.
Принцип работы траверсы с захватами за бугели - следующий. Грузоподъемное устройство с закрепленной на нем траверсой располагается над изделием. Траверса подается к носовой части изделия, таким образом, чтобы бугели изделия вошли одновременно в направляющие переднего и заднего зацепа. При этом планка поднимается вверх, поднимая, в свою очередь, соединенные с ней стопоры, позволяя завести бугели в передний зацеп. При достижении бугелем изделия упора заднего зацепа, стопоры переднего узла опустятся под воздействием пружин, и изделие будет зафиксировано на траверсе.
Это устройство по отношению к заявляемому является наиболее близким по технической сущности и поэтому принято за прототип.
Однако прототип имеет следующие недостатки:
- ограниченность в применении. Наличие траверсы в устройстве, к которой жестко прикреплены передний и задний зацепы, связанные с бугелями транспортируемого изделия, и соответственно ограниченность габаритов траверсы (так как она предназначена под определенный вид (габарит, продольный размер) изделия), что ведет к ограничению области применения грузозахватного устройства. А при больших размерах и массах транспортируемых изделий грузозахватное устройство по прототипу будет тяжелым и громоздким, что также ограничивает область применения.
- кроме того, устройство недостаточно удобно в работе. Монтаж довольно сложен и длителен во времени, требует выполнения ряда условий (бугели изделия должны войти одновременно в направляющие переднего и заднего зацепа траверсы, а также надо поднять планку, чтобы завести бугели в зацепы и т.д.). Все это исключает возможность производить быстрый монтаж (демонтаж) захватного устройства к изделию, ограничивая область применения;
- устройство недостаточно надежно. Возможен люфт между зацепами и бугелями изделия, что снижает надежность и безопасность обслуживания ответственных грузов.
Задачей заявляемого изобретения является создание простого, удобного и надежного грузозахватного устройства для захвата, подъема и последующего перемещения изделий, имеющих выступающие элементы подвески (бугели), в широких областях применения.
Техническим результатом, на достижение которого направлено заявляемое техническое решение, является расширение области применения с повышением надежности работы.
Технический результат достигается тем, что грузозахватное за бугели изделия устройство, включающее связанный с подъемным механизмом несущий элемент, имеющий зацепы под форму бугелей изделия, согласно изобретению, несущий элемент выполнен в виде двух связанных с бугелями изделия грузозахватных узла с транспортировочным ухом каждый, при этом каждый из узлов представляет собой сборную конструкцию из корпуса П-образной формы с возможностью размещения в нем с опорой на бугель пластины, сверху поджатой к бугелю крепежными элементами, пропущенными через выполненные в корпусе резьбовые отверстия, причем каждый крепежный элемент имеет конический наконечник, под который в пластине выполнено коническое углубление, при этом корпус выполнен за одно целое с зацепами, охватывающими бугель поперек оси изделия, а пластина выполнена с упорами, охватывающими бугель вдоль оси изделия.
Выполнение несущего элемента в виде двух связанных с бугелями изделия грузозахватных узла с транспортировочным ухом каждый дает возможность, по сравнению с прототипом, исключить траверсу, ограничивающую область применения. Отсутствие траверсы дает возможность просто и удобно, независимо от размеров изделия осуществлять захват, подъем и перемещение изделия любого типа и габаритов, что расширяет область применения.
Выполнение каждого из грузозахватных узлов в виде сборной конструкции из корпуса П-образной формы с возможностью размещения в нем с опорой на бугель пластины, сверху поджатой к бугелю крепежными элементами, пропущенными через выполненные в корпусе резьбовые отверстия, причем каждый крепежный элемент винт имеет конический наконечник, под который в пластине выполнено коническое углубление, обеспечивает зажатие бугеля между пластиной и зацепами корпуса, предотвращая сдвиг устройства в вертикальном направлении, стягивая и надежно фиксируя между собой конструктивные элементы грузозахватного устройства. Выполнение корпуса за одно целое с зацепами, охватывающими бугель поперек оси изделия, предотвращает сдвиг устройства в поперечном направлении - поперек оси изделия. А наличие упоров у пластины, охватывающих бугель вдоль оси изделия, предотвращает сдвиг (перемещение в плоскости опорной поверхности) пластины относительно бугеля в продольном направлении - вдоль оси изделия. Тем самым, обеспечивается надежность работы устройства, определяемая надежной фиксацией грузозахватного устройства на бугелях от смещения и сдвига одновременно в трех плоскостях: вдоль оси изделия, поперек оси изделия и по вертикальной оси. Кроме того сборность конструкции позволяет при необходимости легко и быстро, а также своевременно заменить изношенные конструктивные элементы, крепежные элементы для замены их на годные, повышая надежность в работе устройства.
Устройство просто и удобно в применении, оно обладает малым весом, что дает возможность транспортировать и хранить изделие вместе с установленным к его бугелям грузозахватным устройством, а затем при необходимости быстро и легко осуществлять грузоподъемные работы, что также расширяет область применения.
Для компенсации неровностей опорных поверхностей пластины и бугеля и уменьшения скольжения пластины по бугелю на опорной поверхности пластины имеется прокладка.
Таким образом, совокупность всех изложенных выше признаков создает условия расширения области применения с повышением надежности работы и удобство его применения под любой размер изделия, имеющего бугели. Соответственно снимаются ограничения по условиям в широких областях применения.
Наличие в заявляемом изобретении признаков, отличающих его от прототипа, позволяет считать его соответствующим условию «новизна».
Новые признаки, которые содержит отличительная часть формулы изобретения, не выявлены в технических решениях аналогичного назначения. На этом основании можно сделать вывод о соответствии заявляемого изобретения условию «изобретательский уровень».
Изобретение иллюстрируется чертежами:
на фиг. 1 представлен общий вид устройства;
на фиг. 2 - разрез А - А на фиг. 1;
на фиг. 3 показана последовательность установки устройства на бугеле изделия.
Устройство выполнено следующим образом.
Грузозахватное за бугели 1 изделия 2 устройство (фиг. 1-2) содержит связанный с подъемным механизмом (не показано) несущий элемент, выполненный в виде двух одинаковых связанных с бугелями 1 изделия 2 грузозахватных узла с транспортировочным ухом 3 каждый. Каждый из узлов представляет собой сборную конструкцию из корпуса 4 и установленной в нем с опорой на бугель 1 пластины 5. Корпус 4 выполнен П-образным за одно целое с зацепами 6, охватывающими бугель 1 поперек оси изделия 2. Пластина 5 выполнена с упорами 7, охватывающими бугель 1 вдоль оси изделия 2. При этом пластина 5 поджата к бугелю 1 посредством винтов 8, пропущенных через выполненные в корпусе 4 резьбовые отверстия 9, тем самым зажимая бугель 1 между зацепами 6 и пластиной 5. Каждый винт 8 имеет конический наконечник 10, под который в пластине 5 выполнено коническое углубление 11. Для уменьшения скольжения на опорной поверхности пластины 5 может быть приклеена прокладка 12.
Применение захватного устройства осуществляется следующим образом.
Для осуществления захвата и подъема изделия 2 на каждый бугель 1 устанавливают через прокладку 12 опорную пластину 5, упоры 7 которой охватывают бугель 1, предотвращая ее сдвиг относительно бугеля 1 вдоль оси изделия 2. Корпус 4 задвигают (фиг. 3) на бугель 1 таким образом, чтобы пластина 5 оказалась внутри корпуса 4, а зацепы 6 - снизу под бугелем 1, фиксируя таким образом устройство на бугеле 2 поперек оси изделия 1. Затем закручивают винты 8 до упора их конических наконечников 10 в конические углубления 11 пластины 5, зажимая между зацепами 6 корпуса 4 и пластиной 5 бугель 1, надежно фиксируя его в устройстве. Устройство надежно зафиксировано на бугелях. Затем за ухо 3 при помощи грузоподъемного механизма (не показано) осуществляют подъем и транспортирование изделия 2.
Демонтаж устройства (при необходимости) осуществляется в обратном порядке: вначале раскручивают винты 8, выдвигая их наконечники 10 из углублений 11 пластины 5, затем отодвигают корпус 4. Снимают корпус 4, освобождая опорную пластину 5, которую также снимают с бугеля 1.
Таким образом, заявляемое захватное устройство простое по конструкции, небольшое по габаритам обеспечивает надежность работы и удобство применения для транспортирования изделия за бугели.
В качестве критерия «промышленная применимость» следует отметить, что на предлагаемое захватное устройство выпущен комплект конструкторской документации, изготовлены опытные образцы, проведены эксперименты по применению в рабочих условиях, которые подтвердили заявляемый технический результат.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Траверса с захватами за бугели | 2016 |
|
RU2652761C1 |
ТРАВЕРСА РЫЧАЖНАЯ С РАЗДВИЖНЫМИ ЗАХВАТАМИ | 2015 |
|
RU2587185C1 |
ГРУЗОВАЯ ТРАВЕРСА | 2001 |
|
RU2214961C2 |
Стеллаж для хранения авиационных боеприпасов | 2017 |
|
RU2658230C1 |
ГРУЗОЗАХВАТНОЕ УСТРОЙСТВО С РЕГУЛИРУЕМОЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОЛОЖЕНИЯ ЦЕНТРА МАСС ГРУЗА ТОЧКОЙ ПОДВЕСА | 2007 |
|
RU2344986C1 |
Грузозахватное устройство | 1986 |
|
SU1418268A1 |
Захват-кантователь для цилиндрических грузов | 1981 |
|
SU1006357A1 |
ГРУЗОЗАХВАТНОЕ УСТРОЙСТВО | 2006 |
|
RU2306253C1 |
ЗАХВАТНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ТРУБ БОЛЬШОГО ДИАМЕТРА | 2003 |
|
RU2245292C2 |
Крановое автоматическое захватное устройство для перегрузки металлических труб | 1991 |
|
SU1787923A1 |
Изобретение относится к области машиностроения, а именно к грузозахватным средствам, предназначенным для обеспечения захвата, подъема и последующего перемещения грузов, в частности авиационных боеприпасов или любых других изделий, имеющих бугели. Грузозахватное за бугели изделия устройство включает в себя связанный с подъемным механизмом несущий элемент, имеющий зацепы под форму бугелей изделия. Несущий элемент выполнен в виде двух связанных с бугелями изделия грузозахватных узлов с транспортировочным ухом каждый. Каждый из узлов представляет собой сборную конструкцию из корпуса П-образной формы с возможностью размещения в нем с опорой на бугель пластины, сверху поджатой к бугелю крепежными элементами, пропущенными через выполненные в корпусе резьбовые отверстия. Каждый крепежный элемент имеет конический наконечник, под который в пластине выполнено коническое углубление. Корпус выполнен за одно целое с зацепами, охватывающими бугель поперек оси изделия, а пластина выполнена с упорами, охватывающими бугель вдоль оси изделия. Достигается расширение области применения с повышением надежности работы. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
1. Грузозахватное за бугели изделия устройство, включающее связанный с подъемным механизмом несущий элемент, имеющий зацепы под форму бугелей изделия, отличающееся тем, что несущий элемент выполнен в виде двух связанных с бугелями изделия грузозахватных узлов с транспортировочным ухом каждый, каждый из узлов представляет собой сборную конструкцию из корпуса П-образной формы с возможностью размещения в нем с опорой на бугель пластины, сверху поджатой к бугелю крепежными элементами, пропущенными через выполненные в корпусе резьбовые отверстия, причем каждый крепежный элемент имеет конический наконечник, под который в пластине выполнено коническое углубление, при этом корпус выполнен за одно целое с зацепами, охватывающими бугель поперек оси изделия, а пластина выполнена с упорами, охватывающими бугель вдоль оси изделия.
2. Грузозахватное за бугели изделия устройство по п. 1, отличающееся тем, что на опорной поверхности пластины имеется прокладка.
Траверса с захватами за бугели | 2016 |
|
RU2652761C1 |
Волокнистый материал с замедлителем твердения цемента | 1988 |
|
SU1509474A1 |
Автоматическое грузозахватное устройство | 1986 |
|
SU1625804A1 |
Авторы
Даты
2020-12-15—Публикация
2020-02-17—Подача