СПОСОБ НАВЕДЕНИЯ НА ВЫСОКОСКОРОСТНЫЕ ВЫСОКОМАНЕВРЕННЫЕ ВОЗДУШНЫЕ ОБЪЕКТЫ Российский патент 2021 года по МПК F41G7/22 G05D1/08 

Описание патента на изобретение RU2751378C1

Изобретение относится к системам наведения на высокоскоростные и интенсивно маневрирующие цели, в частности к системам наведения на гиперзвуковые летательные аппараты (ГЗЛА).

Анализ состояния и тенденций развития авиационной техники свидетельствует о том, что в передовых в военном отношении странах уделяется все большее внимание разработке, испытаниям и внедрению в практику ведения боевых действий ГЗЛА, обладающих рядом существенных преимуществ [1-3]. Среди этих преимуществ прежде всего следует выделить способность перемещаться в пространстве с высокой скоростью Vц≈5…10 Μ (Μ - скорость звука) по сложным законам со сменой знака производной координат состояния. Примерный вид траектории ГЗЛА в вертикальной плоскости показан на фиг. 1, на которой проиллюстрирована возможность перехвата цели только в переднюю полусферу, если ее скорость на порядок выше скорости перехватчика (Vц>Vп).

Необходимо подчеркнуть, что при таких условиях существующие системы наведения в упрежденную точку встречи не обеспечивают перехват ГЗЛА из-за смены направления полета цели.

Задачей изобретения является синтез оптимального управления перехватчиком ГЗЛА на основе метода обратных задач динамики, который позволяет для системы

при ограничении вида:

сформировать сигнал управления

по минимуму целевой функции

Здесь - n - мерный вектор координат состояния, f(x,u,t) - n - мерная функция, - m - мерный вектор управления,

причем m≤n, F - функция, учитывающая несоответствия желаемых (уж) и текущих координат, L(x,u,t) - скалярная неотрицательная функция, SK[х(tK)] - терминальное слагаемое целевого функционала

Рассмотрим задачу синтеза закона управления перехватчиком, состояние которого определяется математической моделью

наводимого в вертикальной плоскости на цель, координаты которой определяются аналогичной системой дифференциальных уравнений

где ц, ε ωц - угол визирования цели и его угловая скорость, jц, jи - нормальные ускорения цели и истребителя, ϕи, ωи - угол поворота продольной оси носителя и угловая скорость ее перемещения, Τ - постоянная времени цели выполнения маневра, Kи, Kц - коэффициенты эффективности перехватчика и цели, Ти - постоянная времени объекта управления по угловой скорости курса.

Относительное положение цели и перехватчика иллюстрируется фиг. 2, где точки Ои и Оц - положения истребителя и цели в вертикальной плоскости ΧΟиΥ, Хи - продольная ось самолета, ϑц и ϑи - углы тангажа цели и истребителя, Vц и Vи - векторы скорости цели и истребителя, ϕи - бортовой пеленг цели в вертикальной плоскости.

Требуется сформировать сигнал управления jи, оптимальный по минимуму функционала

при ограничении

Необходимо отметить, что манипулируя в модели (6) законами изменения jц, можно реализовать практически любые траектории ее движения.

Для моделей (6) и (7) был получен следующий закон управления, оптимальный по минимум функционала (8) при ограничении (9):

Значения коэффициентов λ1 и λ0 определяются следующим образом.

Результат использования управления (10) в системе (6) подставляется в функционал (8), который будет представлять собой параметрическое интегральное уравнение относительно неизвестных коэффициентов λ1, λ0.

Анализ полученного закона управления (10) позволяет сделать следующие выводы:

Во-первых, он обеспечивает объекту (6) астатизм второго порядка, если все компоненты управления либо точно измеряются, либо точно вычисляются;

Во-вторых, управление (10) представляет собой параметрическое уравнение относительно коэффициентов λ1 и λ0;

В-третьих, первые два слагаемые, реализующие прототип закона управления, представляют собой обычные пропорционально-дифференциальные слагаемые от рассогласования (10).

Четвертое слагаемое учитывает маневр цели, оставшиеся слагаемые определяют балансировочное значение перегрузки на установившихся режимах полета.

Исследование эффективности закона управления (10) проводилось по результатам моделирования полета цели (7) в вертикальной плоскости по квазисинусоидальной траектории полета перехватчика (6) с законом управления (10) в различных начальных пространственных положениях в передней полусфере (фиг. 1).

Проведено моделирование закона управления (10) и анализ результатов.

Условия моделирования: расстояние до цели 420 км; скорость цели 1700 м/с; скорость перехватчика 800 м/с.

Результаты моделирования приведены на фиг. 3-5.

В ходе исследования смоделированного закона управления (10) перехватчиком установлено, что он обеспечивает эффективный сектор поражения цели, равный 40 град, относительно направления движения цели. Значения текущего промаха проиллюстрированы фиг. 3.

Исследования смоделированного в качестве прототипа закона управления позволяют заключить, что прототип обеспечивает перехват цели в секторе 10 град, относительно направления движения цели (фиг. 4). Значения текущего промаха приведены на фиг. 5.

При выходе за значения сектора предоставляется невозможным осуществить перехват цели т.к. перехватчик оказывается на догонных курсах, а при значительной разнице скоростей цели и перехватчика поразить цель невозможно.

В ходе синтеза полученного закона управления (10) путем моделирования перехвата цели с разных точек на плоскости при встречном курсе установлено что наиболее эффективным является зона начала перехвата цели в диапазоне ±5 град (порядка ±50 км) (фиг. 2).

Реализация законов управления истребителем (10) непосредственно на борту ЛА предполагает необходимость оценивания следующих координат состояния объектов управления: углов и угловых скоростей линий визирования ϕи, ωи, ωц); угла тангажа ЛА ϑи и скорости его изменения ;

перегрузок, действующих на цель (jц, jи); дальности D и скорости ее изменения .

Принципы функционирования предложенного способа в системе, реализующей его, поясняются на фиг. 6, где 1 - измерители, формирующие наблюдения z; 2 - фильтр, принимающий на вход сигналы наблюдений ϕ, ϕ, и Dи и формирующий оценки курса ЛА, оценки абсолютного углового положения цели, дальности до цели ; 3 - усилитель, получающий на вход сигнал (εци) и усиливающий его с коэффициентом λ0, 4 - усилитель, получающий на вход и усиливающий его с коэффициентом ; 5 - усилитель, получающий на вход сигналы ωи и усиливающий его с коэффициентом ; 6 - усилитель, получающий на вход сигналы ωц и усиливающий его с коэффициентом ; 7 - усилитель, получающий на вход сигналы V, D, jц и формирующий сигнал ; 8 - сумматор, получающий на вход сигналы и формирующий сигнал управления jи; 9 - перехватчик; 10 - цель.

Эффективность предложенного способа наведения была проверена с помощью имитационного моделирования, при котором имитировалось наведение ЛА на цель, двигающуюся по синусоидальному закону, характерному для некоторых ГЗЛА.

Перечень использованных источников

1. Меркулов В.И., Дрогалин В.В., Миляков Д.А. Проблемы перехвата гиперзвуковых летательных аппаратов. // Фазотрон. 2012. №3. С. 52-54.

2. Меркулов В.И. Динамичность авиационных комплексов и бортовые радиоэлектронные системы. // Радиотехника. 2010. №1. С. 88-96.

3. Ильчук А.Р., Меркулов В.И., Самарин О.А., Юрчик И.А. Влияние интенсивного маневрирования целей на показатели эффективности системы первичной обработки сигналов в бортовых РЛС.// Радиотехника. 2003. №6.

Похожие патенты RU2751378C1

название год авторы номер документа
Способ перехвата интенсивно маневрирующих высокоскоростных воздушно-космических объектов 2017
  • Меркулов Владимир Иванович
  • Иванов Игорь Юрьевич
  • Миляков Денис Александрович
  • Соколов Дмитрий Александрович
  • Михеев Вячеслав Алексеевич
RU2666069C1
СПОСОБ САМОНАВЕДЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ НА ГИПЕРЗВУКОВЫЕ ЦЕЛИ 2009
  • Верба Владимир Степанович
  • Гандурин Виктор Александрович
  • Забелин Игорь Владимирович
  • Меркулов Владимир Иванович
  • Миляков Денис Александрович
RU2408847C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ИНЕРЦИОННЫМ ПРИВОДОМ АНТЕННЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ УСТОЙЧИВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНТЕНСИВНО МАНЕВРИРУЮЩИХ И ВЫСОКОСКОРОСТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ С ПОВЫШЕННОЙ АДАПТАЦИЕЙ К МАНЕВРУ НОСИТЕЛЯ И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2014
  • Верба Владимир Степанович
  • Меркулов Владимир Иванович
  • Сузанский Дмитрий Николаевич
  • Загребельный Илья Русланович
  • Соколов Дмитрий Александрович
RU2598001C2
СПОСОБ ПЕРЕХВАТА ПРИОРИТЕТНОЙ ЦЕЛИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ СРЫВ НАВЕДЕНИЯ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ СОПРОВОЖДЕНИЯ 2020
  • Верба Владимир Степанович
  • Меркулов Владимир Иванович
  • Загребельный Илья Русланович
  • Иевлев Даниил Игоревич
  • Миляков Денис Александрович
RU2742737C1
Способ наведения инерционного летательного аппарата с учетом несоответствия динамических свойств цели и перехватчика 2019
  • Иевлев Даниил Игоревич
  • Меркулов Владимир Иванович
  • Миляков Денис Александрович
RU2727777C1
ИНФОРМАЦИОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА БЕСПИЛОТНОГО САМОЛЕТА-ИСТРЕБИТЕЛЯ 2010
  • Верба Владимир Степанович
  • Гандурин Виктор Александрович
  • Меркулов Владимир Иванович
  • Миляков Денис Александрович
RU2418267C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЕМ ОСИ АНТЕННЫ БОРТОВОЙ РАДИОЛОКАЦИОННОЙ СТАНЦИИ ПРИ СОПРОВОЖДЕНИИ МЕНЕВРИРУЮЩЕЙ ВОЗДУШНОЙ ЦЕЛИ 2020
  • Антипов Владимир Никитич
  • Колтышев Евгений Евгеньевич
  • Испулов Аманбай Аватович
  • Масалитин Константин Сергеевич
  • Трущинский Алексей Юрьевич
  • Мухин Владимир Витальевич
  • Фролов Алексей Юрьевич
  • Иванов Станислав Леонидович
  • Валов Сергей Вениаминович
  • Янковский Владимир Тадэушевич
RU2758446C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ИНЕРЦИОННЫМ ПРИВОДОМ АНТЕННЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ УСТОЙЧИВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНТЕНСИВНО МАНЕВРИРУЮЩИХ И ВЫСОКОСКОРОСТНЫХ ВОЗДУШНЫХ ОБЪЕКТОВ 2014
  • Верба Владимир Степанович
  • Васильев Александр Владимирович
  • Меркулов Владимир Иванович
  • Соколов Дмитрий Александрович
  • Сузанский Дмитрий Николаевич
RU2571363C2
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ СИГНАЛОВ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ ПРИ НАВЕДЕНИИ НА ВОЗДУШНУЮ ЦЕЛЬ 1999
  • Калинкин В.А.
RU2189556C2
СПОСОБ ИНДИВИДУАЛЬНОГО НАВЕДЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА НА ВОЗДУШНУЮ ЦЕЛЬ В СОСТАВЕ ПЛОТНОЙ ГРУППЫ 2020
  • Верба Владимир Степанович
  • Загребельный Илья Русланович
  • Меркулов Денис Александрович
  • Миляков Денис Александрович
RU2742626C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 751 378 C1

Реферат патента 2021 года СПОСОБ НАВЕДЕНИЯ НА ВЫСОКОСКОРОСТНЫЕ ВЫСОКОМАНЕВРЕННЫЕ ВОЗДУШНЫЕ ОБЪЕКТЫ

Изобретение относится к способу самонаведения пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов (ЛА) на гиперзвуковые летательные аппараты (ГЗЛА). Для самонаведения летательных аппаратов на наводимом ЛА формируют сигнал управления jи по определенному закону с учетом угла визирования цели, скорости его изменения, постоянной времени объекта управления по угловой скорости курса, коэффициента эффективности перехватчика, углов тангажа цели и перехватчика соответственно, коэффициентов, определяемых решением определенной системы алгебраических уравнений. Дополнительно вычисляют балансировочное значение перегрузки jоз на установившихся режимах полета с учетом маневра цели по определенному закону с учетом углов визирования и скорости его изменения, коэффициентов эффективности перехватчика и цели, постоянной времени объекта по угловой скорости курса. На основе вычисленных значений формируют сигнал управления jи=jн+jоз, который передают в САУ перехватчика для изменения его траектории движения относительно цели. Обеспечивается формирование оптимального сигнала управления ЛА. 6 ил.

Формула изобретения RU 2 751 378 C1

Способ эффективного самонаведения пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов (ЛА) на гиперзвуковые летательные аппараты (ГЗЛА), заключающийся в том, что на наводимом ЛА формируют сигнал управления по закону

где - угол визирования цели и скорость его изменения соответственно;

Kи - коэффициент эффективности перехватчика;

Ти - постоянная времени объекта управления по угловой скорости курса;

ϑц и ϑи - углы тангажа цели и истребителя соответственно;

λ1 и λ0 - коэффициенты, определяемые решением системы алгебраических уравнений

отличающийся тем, что дополнительно вычисляют балансировочное значение перегрузки на установившихся режимах полета с учетом маневра цели по закону

где ϕи, ωи - угол визирования и скорость его изменения;

Kи, Kц - коэффициенты эффективности перехватчика и цели соответственно;

Ти - постоянная времени объекта управления по угловой скорости курса;

D - дальность до цели;

V - скорость сближения с целью,

после чего на основе вычисленных значений jн и jоз формируют сигнал управления по закону

jи=jн+jоз,

который передают в САУ перехватчика для изменения его траектории движения относительно цели.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2021 года RU2751378C1

СПОСОБ НАВЕДЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА НА ИНТЕНСИВНО МАНЕВРИРУЮЩУЮ ВОЗДУШНУЮ ЦЕЛЬ 2004
  • Дрогалин В.В.
  • Канащенков А.А.
  • Курилкин В.В.
  • Меркулов В.И.
  • Челей Г.С.
RU2254542C1
СПОСОБ КОМБИНИРОВАННОГО НАВЕДЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2014
  • Егоров Евгений Александрович
  • Финогенов Сергей Николаевич
  • Калашников Александр Васильевич
  • Скворцов Сергей Александрович
RU2586399C2
СПОСОБ МНОГОСТУПЕНЧАТОЙ ФИЛЬТРАЦИИ ДЛЯ СИСТЕМ АВТОСОПРОВОЖДЕНИЯ 2015
  • Верба Владимир Степанович
  • Меркулов Владимир Иванович
  • Пляшечник Андрей Сергеевич
  • Садовский Петр Алексеевич
  • Соколов Дмитрий Александрович
RU2616188C1
СЛЕДЯЩИЙ ИЗМЕРИТЕЛЬ С ОБНАРУЖИТЕЛЕМ МАНЕВРА И АДАПТИВНОЙ КОРРЕКЦИЕЙ ПРОГНОЗА 2005
  • Дрогалин Валерий Васильевич
  • Забелин Игорь Владимирович
  • Меркулов Владимир Иванович
  • Попов Евгений Валентинович
  • Самарин Олег Федорович
  • Филатов Алексей Александрович
  • Францев Владимир Васильевич
  • Челей Галина Сергеевна
RU2296348C2
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ СИГНАЛА УПРАВЛЕНИЯ РАКЕТЫ ПРИ НАВЕДЕНИИ НА МАНЕВРИРУЮЩУЮ ЦЕЛЬ 2009
  • Толпегин Олег Александрович
  • Емельянова Татьяна Юрьевна
  • Сизова Анастасия Александровна
RU2419057C2

RU 2 751 378 C1

Авторы

Михеев Вячеслав Алексеевич

Меркулов Владимир Иванович

Садовский Петр Алексеевич

Иванов Игорь Юрьевич

Даты

2021-07-13Публикация

2020-03-25Подача