Способ подъема на заданную высоту воздушного привязного носителя антенны псевдоспутника Российский патент 2022 года по МПК H01Q1/00 

Описание патента на изобретение RU2765615C1

Изобретение относится к привязным летающим платформам, обеспечивающим подъем и управление положением антенны наземного псевдоспутника. Обеспечивает установку стабильного навигационного поля в пределах рабочей зоны путем увеличения радиуса обзора антенны псевдоспутника за счет увеличения (уменьшения) высоты ее работы. Изобретение применимо со средствами функциональных дополнений глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и/или GPS на основе псевдоспутников для обеспечения доступной, точной навигации и решения специальных задач.

Существует проблема установки аппаратуры псевдоспутников в трудноступных участках местности (для дополнения спутниковых радионавигационных систем) и на определенной высоте над центром геодезического пункта на время выполнения специальных работ.

Существуют воздушные непривязные носители и наземные стационарные носители аппаратуры псевдоспутников. Аналогов привязного воздушного носителя антенны псевдоспутника в процессе патентного исследования не найдено.

Псевдоспутник (иногда называют псевдолит, от английского pseudo satellite - «псевдо-спутник») в его самой простой форме является генератором и передатчиком сигналов GPS и/или ГЛОНАСС установленные на Земле в точках с известными координатами и передающие сигналы, идентичные сигналам, передаваемые спутниками глобальной навигационной спутниковой сети.

Рабочая зона - область пространства земного шара (замкнутая поверхность), в пределах границ которой в любой точке обеспечивается возможность для любого потребителя определять свое местонахождение с заданными характеристиками.

Доступность радионавигационной системы характеризуется вероятностью получения потребителем в рабочей зоне достоверной информации о своем местоположении в определенный период времени и с требуемой точностью.

Общие признаки предлагаемого изобретения: воздушный носитель антенны псевдоспутника (привязной).

Способ подъема на заданную высоту воздушного привязного носителя антенны псевдоспутника схематично изображен на прилагаемом чертеже, где на фиг. представлена схема работы предлагаемого устройства.

Способ подъема на заданную высоту воздушного привязного носителя антенны псевдоспутника представляет собой летающую платформу с двумя бесколлекторными трехфазными электромоторами, расположенными соосно (см. фиг.), вращающимися в противоположных направлениях (коаксиальная схема), обеспечивая необходимую подъемную силу лопастями фиксированного шага для поднятия полезной нагрузки - антенны псевдоспутника. Поворот антенны псевдоспутника осуществляется за счет разности скорости вращения электромоторов и поворота несущей рамы в нужное направление антенны.

Устойчивость системы обеспечивает механическая сервоось, расположенная на оси вращения электромотора под углом 45 градусов от продольной оси лопастей перед лопастями по ходу движения (см. фиг.) и соединенная с ними штангой. Сервоось предложена впервые американским изобретателем Стэнли Хиллером, который называл ее «серворотором». Сервоось представлена закрепленной в центре на шарнире ось из стального прута по краям которой закреплены грузы одинакового размера и веса. Сервоось обладает при вращении гироскопическим эффектом, при вращении способна раскачиваться, но по истечении некоторого времени возвращаться в горизонтальное положение. Сервоось соединена с лопастями штангой, поэтому управляет лопастями и осуществляет их циклический наклон вдоль их продольной оси. Сервоось оказывает циклическое управляющее воздействие (при вращения электромоторов) сервооси в следующем порядке:

1. Циклический шаг сервооси приводит к тому, что сервоось начинает стремиться занять положение параллельное горизонту.

2. По мере наклона сервооси при возмущающем воздействии и возврате в плоскость горизонта на лопасти начинает действовать циклическая нагрузка (шаг) и они начинают следовать за сервоосью.

Таким образом, сервоось стремится при отклонении от вертикальной оси моторов за счет циклического шага лопастей обеспечить возврат положения летающей платформы в первоначальную плоскость в направлении противоположному вектору возмущающего отклонения. Система тонких тросов предотвращает от уноса ветром и является фиксатором высоты и положения в пространстве.

Электропитание системы обеспечивается посредством подключения к наземному источнику питания - блоку питания, соединенному с сетью промышленного тока, генератору или к мощному аккумулятору.

Преимуществом использования способа подъема на заданную высоту воздушного привязного носителя антенны псевдоспутника является внедрение нового сегмента носителей аппаратуры (антенн) псевдоспутников, который не относится к стационарными или воздушным динамическим системам-носителям псевдоспутников, а занимает нишу между ними совмещая их положительные свойства.

Способ подъема на заданную высоту воздушного привязного носителя антенны псевдоспутника позволит установить аппаратуру на заданной высоте с высокой стабильностью местоположения относительно пункта геодезической сети в любых труднодоступных участках местности и обеспечить радиовидимость на большие участки территории, обеспечить стабильность навигационного поля в рабочей зоне.

Способ подъема на заданную высоту воздушного привязного носителя антенны псевдоспутника позволит эффективно обеспечить устойчивость псевдоспутников к радиоэлектронным помехам, увеличить точность позиционирования, возможность оперативной оптимизации геометрии расположения псевдоспутников, увеличить мощность передаваемого сигнала, управлять передающей (принимающей) антенной, обеспечить высокую скорость передачи данных, имеет низкую себестоимость, имеет возможность оперативного развертывания и при длительной автономной работе, осуществить координатное обеспечение внутри помещений и зонах недоступности действующих в настоящее время спутниковых систем навигации (GPS, ГЛОНАСС, GALILEO, BEIDOU - которые уязвимы по ряду факторов), многократно повысить устойчивость к средствам радиоэлектронной борьбы, обеспечивает возможность совместной работы с сигналами глобальных навигационных спутниковых систем.

Способ подъема на заданную высоту воздушного привязного носителя антенны псевдоспутника содержит:

Два электромотора (1) и контроллеры к ним (2);

Две системы стабилизации (3) с комплектом лопастей правого и левого вращения (4);

Несущая рама (5); Платформа фиксации (6);

Система электропитания (7, где «+», «-» обозначены выходы контактов электропитания);

Система тонких троссов (подъема и опускание (8);

Система управления (9, где S1,S2 - обозначены сигнальные провода для управления электромоторами).

Воздушный носитель антенны псевдоспутника (привязной) работает следующим образом:

1. Подключение к источнику питания.

2. Присоединение системы тонких тросов.

3. Включение моторов и подача газа до подъема на высоту 1-1,5 метра (до полного натягивания тонких тросов).

4. Калибровка и настройка системы, приведение всей системы к горизонтальному полету.

5. Установка антенны в вертикальной плоскости (наклона антенны относительно вертикальной оси полета).

6. Вращение лебедки и подъем летающей платформы на нужную высоту.

7. Выставление направления антенны в горизонтальной плоскости (относительно горизонтальной оси полета).

Использование способа подъема на заданную высоту воздушного привязного носителя антенны псевдоспутника не ограничивается работой в местах трудных для прохождения сигналов глобальных навигационных спутниковых систем, но и возможно успешное использование при мониторинге деформаций, в навигации для точной посадки самолетов, отслеживания перемещения объектов внутри помещения, для автоматического управления роботизированными транспортными средствами, для повышения точности местоопределения динамических объектов в условиях сильного затенения и переизлучения сигналов орбитальных группировок и т.д.

Основные отличительные (достаточные) признаки воздушного носителя антенны псевдоспутника (привязного):

контроль и управление размером рабочей зоны навигации;

точность определения местоположения и синхронизации объектов;

доступность (радиовидимость в любой точке рабочей зоны);

целостность (одновременная работа всей навигационной системы);

непрерывность работы (часы, дни, недели);

мобильность (возможность развернуть в любом месте);

простота в использовании;

универсальность (создание локальных сетей псевдоспутников, мониторинг сооружений в городах, работы в карьерах, туннелях, навигация внутри помещений).

Таким образом, использование способа подъема на заданную высоту воздушного привязного носителя антенны псевдоспутника как носителя средств функциональных дополнений глобальных навигационных спутниковых систем позволит существенно повысить доступность и устойчивость координатно-навигационного обеспечения в случаях естественных и искусственных электромагнитных помех, а также в зонах сильного влияния геометрического фактора.

Список используемой литературы:

1. Куприянов А.О. Применение псевдоспутников в позиционировании и навигации // Известия ВУЗов «Геодезия и аэрофотосъемка». 2019. Т. 63. №4. С. 385-391. DOI: 10.30533/0536-101Х-2019-63-4-385-391.

2. Национальный стандарт Российской Федерации, Глобальная навигационная спутниковая система, Морская дифференциальная подсистема, Термины и определения ГОСТ Р 57366-2016, Москва, Стандартинформ, 2017.

3. Антонович К.М., Использование спутниковых радионавигационных систем в геодезии, В 2 т. Т. 1. Монография / К.М. Антонович; ГОУ ВПО «Сибирская государственная геодезическая академия». - М.: ФГУП «Картгеоцентр», 2005. - 334 с.

Похожие патенты RU2765615C1

название год авторы номер документа
Многопозиционная система посадки летательных аппаратов 2019
  • Бабуров Сергей Владимирович
  • Базаров Илья Юрьевич
  • Гальперин Теодор Борисович
  • Саута Олег Иванович
  • Иванцевич Наталия Вячеславовна
RU2717284C2
Способ целеуказания с использованием персональной универсальной летающей платформы на эффекте Коанда с бортовой управляемой видео/фотокамерой 2022
  • Пигулка Сергей Анатольевич
  • Смирнов Сергей Алексеевич
  • Кравцова Елена Ивановна
RU2789741C1
АВИАЦИОННАЯ БОМБА, СТАБИЛИЗИРОВАННАЯ ПО КРЕНУ, С ИНЕРЦИАЛЬНО-СПУТНИКОВОЙ СИСТЕМОЙ НАВЕДЕНИЯ 2006
  • Шахиджанов Евгений Сумбатович
  • Бабушкин Дмитрий Петрович
  • Башкиров Александр Николаевич
  • Владиславлев Лев Гурьевич
  • Жукова Ирина Григорьевна
  • Зенин Юрий Александрович
  • Нарейко Владимир Александрович
  • Никулин Виталий Юрьевич
  • Плещеев Игорь Евгеньевич
  • Солодовник Ольга Борисовна
  • Суслова Юлия Николаевна
  • Титова Наталья Владимировна
  • Ткачев Владимир Васильевич
  • Финогенов Владимир Сергеевич
  • Фомин Валентин Юрьевич
  • Четвериков Лев Леонидович
RU2339904C2
УЧЕБНАЯ АВИАЦИОННАЯ БОМБА С СИСТЕМОЙ ИНЕРЦИАЛЬНО-СПУТНИКОВОЙ НАВИГАЦИИ 2006
  • Шахиджанов Евгений Сумбатович
  • Бабушкин Дмитрий Петрович
  • Буадзе Валерий Шалвович
  • Даньшин Александр Петрович
  • Жуков Владимир Григорьевич
  • Кондратьев Александр Иванович
  • Короткова Екатерина Алексеевна
  • Лушин Валерий Николаевич
  • Нарейко Владимир Александрович
  • Никулин Виталий Юрьевич
  • Пелевин Юрий Андреевич
  • Петренко Сергей Григорьевич
  • Сологуб Владимир Михайлович
  • Солодовник Ольга Борисовна
  • Ткачев Владимир Васильевич
  • Трубенко Борис Иванович
  • Финогенов Владимир Сергеевич
  • Фишман Эммануэль Лазаревич
RU2319102C1
АВИАЦИОННАЯ БОМБА, СТАБИЛИЗИРОВАННАЯ ПО КРЕНУ, С ИНЕРЦИАЛЬНО-СПУТНИКОВОЙ СИСТЕМОЙ НАВЕДЕНИЯ 2006
  • Шахиджанов Евгений Сумбатович
  • Бабушкин Дмитрий Петрович
  • Гуськов Евгений Иванович
  • Даньшин Александр Петрович
  • Ермакова Александра Анатольевна
  • Жуков Владимир Григорьевич
  • Жукова Ирина Григорьевна
  • Колобков Александр Николаевич
  • Кондратьев Александр Иванович
  • Кривов Иван Артемьевич
  • Кривогуз Алексей Сергеевич
  • Лагутина Ирина Сергеевна
  • Лазарев Владимир Николаевич
  • Лушин Валерий Николаевич
  • Матыцин Вячеслав Дмитриевич
  • Милосердный Эдуард Николаевич
  • Нарейко Владимир Александрович
  • Никулин Виталий Юрьевич
  • Плещеев Евгений Сергеевич
  • Плещеев Игорь Евгеньевич
  • Рибель Игорь Евгеньевич
  • Семенов Сергей Сергеевич
  • Сологуб Владимир Михайлович
  • Ткачев Владимир Васильевич
  • Финогенов Владимир Сергеевич
  • Храпов Анатолий Викторович
  • Черноусов Владимир Георгиевич
  • Шиндель Ольга Николаевна
RU2339905C2
КРУГЛОСУТОЧНАЯ ВСЕПОГОДНАЯ ВЫСОКОТОЧНАЯ КОРРЕКТИРУЕМАЯ АВИАБОМБА, СТАБИЛИЗИРОВАННАЯ ПО КРЕНУ, С АВТОМАТОМ ГЛОБАЛЬНОЙ СПУТНИКОВОЙ НАВИГАЦИИ 2006
  • Шахиджанов Евгений Сумбатович
  • Бабушкин Дмитрий Петрович
  • Буадзе Валерий Шалвович
  • Бундин Юрий Владимирович
  • Гуськов Евгений Иванович
  • Даньшин Александр Петрович
  • Ермакова Александра Анатольевна
  • Жуков Владимир Григорьевич
  • Жукова Ирина Григорьевна
  • Жукова Наталья Викторовна
  • Кондратьев Александр Иванович
  • Лазарев Владимир Николаевич
  • Лушин Валерий Николаевич
  • Нарейко Владимир Александрович
  • Никулин Виталий Юрьевич
  • Милосердный Эдуард Николаевич
  • Панарин Александр Васильевич
  • Петренко Сергей Григорьевич
  • Плещеев Евгений Сергеевич
  • Ратова Наталия Александровна
  • Сологуб Владимир Михайлович
  • Ткачев Владимир Васильевич
  • Трубенко Борис Иванович
  • Финогенов Владимир Сергеевич
  • Черноусов Владимир Георгиевич
RU2317515C1
САМОНАВОДЯЩАЯСЯ АВИАЦИОННАЯ БОМБА, СТАБИЛИЗИРОВАННАЯ ПО КРЕНУ 2003
  • Алексеев В.М.
  • Бабушкин Д.П.
  • Буадзе В.Ш.
  • Гуськов Е.И.
  • Даньшин А.П.
  • Дятловский М.А.
  • Жуков В.Г.
  • Затров А.А.
  • Кондратьев А.И.
  • Коновалов Е.А.
  • Короткова Е.А.
  • Крупышев А.Н.
  • Лагутина И.С.
  • Лукин Н.Л.
  • Лушин В.Н.
  • Нарейко В.А.
  • Никулин В.Ю.
  • Пелевин Ю.А.
  • Печенкин М.М.
  • Плещеев Е.С.
  • Сологуб В.М.
  • Сысоев М.Д.
  • Ткачев В.В.
  • Трубенко Б.И.
  • Финогенов В.С.
  • Фишман Э.Л.
  • Черноусов В.Г.
  • Шахиджанов Е.С.
RU2247314C1
Устройство радиомониторинга морских и воздушных объектов с применением привязного беспилотного летательного аппарата мультикоптерной схемы с электропитанием по тросу-кабелю 2023
  • Борисов Евгений Геннадьевич
  • Морозова Елена Владимировна
  • Сидоров Николай Михайлович
  • Чукалин Сергей Львович
RU2813105C1
СИСТЕМА КОМПЛЕКСНОЙ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ РАДИОНАВИГАЦИОННЫХ И АВТОНОМНЫХ СРЕДСТВ НАВИГАЦИИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫХ ЗНАЧЕНИЙ ПАРАМЕТРОВ САМОЛЕТОВОЖДЕНИЯ 2012
  • Скрябин Евгений Фёдорович
RU2487419C1
ВЫСОКОТОЧНАЯ АВИАЦИОННАЯ БОМБА, СТАБИЛИЗИРОВАННАЯ ПО КРЕНУ, КРУГЛОСУТОЧНОГО И ВСЕПОГОДНОГО БОЕВОГО ПРИМЕНЕНИЯ С АППАРАТУРОЙ ИНЕРЦИАЛЬНО-СПУТНИКОВОГО НАВЕДЕНИЯ 2007
  • Бабушкин Дмитрий Петрович
  • Даньшин Александр Петрович
  • Дятловский Михаил Афанасьевич
  • Ермакова Александра Анатольевна
  • Козак Валентина Сафроновна
  • Кондратьев Александр Иванович
  • Короткова Екатерина Алексеевна
  • Кривов Иван Артемьевич
  • Лагутина Ирина Сергеевна
  • Лушин Валерий Николаевич
  • Нарейко Владимир Александрович
  • Никулин Виталий Юрьевич
  • Пелевин Юрий Андреевич
  • Плещеев Игорь Евгеньевич
  • Рогатовский Александр Андреевич
  • Сологуб Владимир Михайлович
  • Солодовник Ольга Борисовна
  • Ткачев Владимир Васильевич
  • Финогенов Владимир Сергеевич
  • Фишман Эммануэль Лазаревич
  • Фомин Валентин Юрьевич
  • Черноусов Владимир Георгиевич
  • Шевелев Борис Степанович
RU2346232C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 765 615 C1

Реферат патента 2022 года Способ подъема на заданную высоту воздушного привязного носителя антенны псевдоспутника

Использование: изобретение относится к привязным летающим платформам, обеспечивающим подъем и управление положением антенны наземного псевдоспутника, для установки стабильного навигационного поля в пределах границ которого в любой точке обеспечивается возможность определять свое местонахождение с заданными характеристиками. Сущность: способ подъема на заданную высоту воздушного привязного носителя антенны псевдоспутника представляет собой летающую платформу с двумя бесколлекторными трехфазными электромоторами, расположенными соосно, вращающимися в противоположных направлениях (коаксиальная схема), обеспечивая необходимую подъемную силу лопастям фиксированного шага для поднятия полезной нагрузки - антенны псевдоспутника. Поворот антенны псевдоспутника осуществляется за счет разности скорости вращения электромоторов и поворотом несущей рамы в нужное направление. Устойчивость системы обеспечивает механическая сервоось, расположенная на оси вращения электромотора под углом 45 градусов от продольной оси лопастей перед ними по ходу движения (см. фиг.). Сервоось представлена закрепленной в центре на шарнире осью из стального прута, по краям которой закреплены грузы одинакового размера и веса. Сервоось обладает при вращении гироскопическим эффектом, при вращении способна раскачиваться и возвращаться в горизонтальное положение. Сервоось соединена с лопастями штангой, поэтому управляет лопастями и осуществляет их циклический наклон вдоль их продольной оси. Технический результат: решается проблема установки аппаратуры псевдоспутников в труднодоступных участках местности и на определенной высоте над центром геодезического пункта на время выполнения специальных работ. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 765 615 C1

Способ подъема на заданную высоту воздушного привязного носителя антенны псевдоспутника, отличающийся тем, что обеспечивают подъем, удержание и управление направлением антенны псевдоспутника на установленной высоте системой тонких тросов и подъемной силой вращающихся лопастей постоянного шага, которые вращаются в противоположных направлениях двумя электромоторами, расположенными соосно, с системой стабилизации на каждом, при этом электропитание, управление высотой и направлением антенны осуществляют с земли, что обеспечивает установку стабильного навигационного поля в пределах рабочей зоны на длительное время, причем установку антенны осуществляют относительно вертикальной оси полета, выставление направления антенны осуществляют относительно горизонтальной оси полета.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2022 года RU2765615C1

РЕТРАНСЛЯТОР СВЯЗИ НА ПРИВЯЗНОМ АЭРОСТАТЕ 2018
  • Селезенев Николай Витальевич
  • Вергелис Николай Иванович
  • Воронцов Артем Валерьевич
  • Шауров Борис Евгеньевич
  • Маргарит Ольга Васильевна
RU2680008C1
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЕСПРОВОДНЫХ СЕТЕЙ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ И ТЕЛЕКОММУТАЦИОННАЯ ВОЗДУШНАЯ ПЛАТФОРМА ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2005
  • Вишневский Владимир Миронович
  • Терещенко Борис Николаевич
  • Ачильдиев Владимир Михайлович
  • Мезенцев Александр Павлович
  • Мезенцев Олег Александрович
RU2287910C1
Шарнирная стойка для железнодорожной платформы 1937
  • Квариани В.С.
SU52296A1
РОТОР "ВОЗДУШНОЕ КОЛЕСО". ГИРОСТАБИЛИЗИРОВАННЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ И ВЕТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА, ИСПОЛЬЗУЮЩИЕ РОТОР "ВОЗДУШНОЕ КОЛЕСО", НАЗЕМНОЕ/ПАЛУБНОЕ УСТРОЙСТВО ИХ ЗАПУСКА 2013
  • Кузиков Сергей Юрьевич
RU2538737C9
Рельсовый прогибомер 1959
  • Фролов А.С.
SU133648A1
СПОСОБ ПОДЪЕМА НА ЗАДАННУЮ ВЫСОТУ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАВИГАЦИИ ВИНТОКРЫЛОЙ ПЛАТФОРМЫ БЕСПРОВОДНЫХ СЕТЕЙ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2006
  • Вишневский Владимир Миронович
  • Терещенко Борис Николаевич
  • Шабаев Виктор Иванович
RU2315955C1

RU 2 765 615 C1

Авторы

Пигулка Сергей Анатольевич

Чеканов Сергей Владимирович

Смирнов Сергей Алексеевич

Даты

2022-02-01Публикация

2020-11-17Подача