Беспилотный летательный аппарат вертикального взлета и посадки Российский патент 2022 года по МПК B64C39/02 B64C27/22 B64C27/28 

Описание патента на изобретение RU2767390C1

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к беспилотным летательным аппаратам (БПЛА) аэродинамического типа со специальной полезной нагрузкой.

Известны различные беспилотные летательные аппараты различных возможностей.

Известен беспилотный летательный аппарат вертикального взлета и посадки [заявка на патент США № 7857256 В2, опубл. 28.12.201], включающий в себя корпус выпуклой формы, вентилятор, размещенный в верхней части корпуса, имеющий кольцевой канал со спрямляющим аппаратом, элементы управления.

Беспилотный летательный аппарат вертикального взлета и посадки имеет невысокую аэродинамическую эффективность, а наличие малого числа элементов управления не обеспечивает достаточную маневренность.

Известен беспилотный летательный аппарат, который выполнен с возможностью нахождения в двух состояниях: в положении, соответствующем полетному, и в состоянии для транспортирования и хранения;, описанный в патенте [Пат. RU 2334651 С1, МПК7 В64С 1/30, В64С 3/56. Малоразмерный беспилотный летательный аппарат (варианты), заявл. 2006.12.26, опубл. 2008.09.27]. Указанный беспилотный летательный аппарат имеет фюзеляж, крыло и хвостовое оперение. Фюзеляж аппарата выполнен в виде носовой части и хвостовой балки. Хвостовое оперение выполнено в виде V-образного стабилизатора. БПЛА не имеет шасси для взлета и посадки.

Известен беспилотный летательный аппарат вертикального взлета и посадки включает корпус, выполненный в виде сжатого десятиугольника в плане, силовой элемент, размещенный в центре корпуса, на верхней части которого расположены два вентилятора, при чем расстояние между их осями вращения составляет не менее суммы двух радиусов вращения, интегрированный обтекатель с кольцевыми каналами. Корпус и интегрированный обтекатель могут быть выполнены из вспененной пластмассы. Элементы управления расположены по всей внешней нижней боковой поверхности, (патент РФ № 2511735, опубл. 10.04.2014).

Известные решения не позволяют как транспортировку различных грузов, так и автоматизированную перевозку пассажиров и грузов в условиях городской застройки с выполнением вертикального взлета и посадки на ограниченные взлетно-посадочные площадки.

В основу изобретения положена задача создания беспилотного летательного аппарата, который может быть использован как для транспортировки различных грузов, так и для автоматизированной перевозки пассажиров и грузов в условиях городской застройки с выполнением вертикального взлета и посадки на ограниченные взлетно-посадочные площадки на расстояния до 150 км.

Техническим результатом является повышение аэродинамической эффективности.

Поставленная задача и технический результат достигается тем, что беспилотный летательный аппарат содержит планер, который содержит центроплан, фюзеляж, складывающееся крыло и оперение, имеющие отъемную часть, вертикальное (ВО) и горизонтальное (ГО) оперение, отклоняемые и неподвижные винтомоторные группы (ВМГ) в виде электрических силовых установок с винтами, при этом беспилотный летательный аппарат содержит две отклоняемые ВМГ, которые расположены по концам крыла и восемь неподвижных ВМГ, которые попарно расположены на собственных выносных балках по бокам фюзеляжа параллельно крылу, и снабжен шасси передней и основной опоры.

Целесообразно, чтобы крыло и горизонтальное оперение (ГО) имели бы отклоняемые поверхности в виде флаперонов на крыле, рули высоты на ГО.

Также целесообразно, чтобы силовые установки были выполнены с 2-лопастными винтами диаметром 1,7 м.

Основную массу аккумуляторных батарей силовой установки выгодно расположить в крыле.

Кроме этого, целесообразно чтобы беспилотный летательный аппарат содержал устройство управления на основе данных инерциальных датчиков пространственного положения, непрерывно корректируемых по данным ГНСС, которое обеспечивало бы автоматическую стабилизацию аппарата в горизонтальном положении, в том числе на режиме висения.

Устройство БПЛА поясняется чертежами на фиг. 1, где на фиг. 1а представлен БПЛА (вид сбоку), на фиг. 1б - вид спереди, на фиг. 1в показан тот же БПЛА в плане.

Беспилотный летательный аппарат устроен следующим образом.

Беспилотный летательный аппарат содержит планер, включающий центроплан 7, фюзеляж 9, складывающееся крыло с отъемной частью 6, и имеет вертикальное оперение 3 и горизонтальное оперение 8, винтомоторные группы (ВМГ) - отклоняемые 1 ВМГ, и неподвижные 2, ВМГ в виде электрических силовых установок с винтами, и снабжен шасси передней 4 и основной 5 опоры и устройством управления (не показано).

Беспилотный летательный аппарат, согласно изобретению, содержит две отклоняемые 1 ВМГ, которые расположены по концам крыла, и восемь неподвижных 2 ВМГ, которые попарно расположены на собственных выносных балках 10 по бокам фюзеляжа 9 параллельно крылу (перпендикулярно оси фюзеляжа).

Внутри корпуса носовой части фюзеляжа 9 размещены силовая установка, топливный бак, система управления и бортовое оборудование, предназначенное для управления от дистанционного пункта и для навигации в автономном полете, а также отсек для полезной нагрузки. Силовая установка выполнена в виде двигателя с выходным валом и закрепленным на выходном валу двухлопастным винтом (на чертеже не показаны).

Аэродинамическая схема представляет собой моноплан с крылом размахом 6,1 м площадью 7,2 м2.

С целью обеспечения минимальной взлетной скорости и сокращения габаритов в сложенном состоянии, БПЛА представляет собой низкоплан с трапециевидным крылом малого удлинения (около 2,0).

Крыло и горизонтальное оперение имеют отклоняемые поверхности (флапероны на крыле, рули высоты на ГО). При вертикальном взлете для снижения потерь тяги вышеуказанные поверхности отклоняются на 70°.

Такая конструкция позволяет максимально повысить аэродинамическую эффективность, благодаря наилучшему созданию аэродинамической подъемной силы, также обеспечивает высокую маневренность.

БПЛА управляется системой на основе данных инерциальных датчиков. Система управления на основе данных инерциальных датчиков пространственного положения обеспечивает автоматическую стабилизацию летательного аппарата в горизонтальном положении, в том числе на режиме висения. Инерциальные датчики непрерывно корректируются по данным ГНСС.

Для перехода в горизонтальный полет винты четырех передних СУ поворачиваются и создают пропульсивную тягу. Остальные СУ имеют винты фиксированного шага и при горизонтальном полете они останавливаются и располагаются вдоль по полету.

БПЛА, согласно изобретению, может быть использован как для транспортировки различных грузов, так и для автоматизированной перевозки пассажиров и грузов до 300 кг в условиях городской застройки с выполнением вертикального взлета и посадки на ограниченные взлетно-посадочные площадки на расстояние до 150 км.

В качестве нагрузки БПЛА может нести различные грузы.

В условиях города БПЛА может быть укомплектован тремя пассажирскими креслами с отдельными входами. Длина салона позволяет расположить 1 лежачего больного и сопровождающего.

Похожие патенты RU2767390C1

название год авторы номер документа
Беспилотный летательный аппарат вертикального взлета и посадки 2021
  • Миронов Максим Анатольевич
  • Морозов Андрей Леонидович
RU2771536C1
Высокоскоростной беспилотный летательный аппарат 2021
  • Миронов Максим Анатольевич
  • Морозов Андрей Леонидович
RU2787906C1
Малоразмерный беспилотный летательный аппарат 2023
  • Миронов Максим Анатольевич
  • Колосов Виталий Николаевич
RU2812634C1
КОНВЕРТОПЛАН (ВАРИАНТЫ) 2010
  • Семёнов Владимир Николаевич
RU2446078C2
Беспилотный летательный аппарат вертикального взлёта и посадки 2023
  • Битуев Альберт Георгиевич
RU2805891C1
БЕСПИЛОТНЫЙ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ САМОЛЕТ ВЕРТИКАЛЬНОГО ИЛИ КОРОТКОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ 2015
  • Присяжнюк Сергей Прокофьевич
  • Безруков Юрий Иванович
RU2604755C1
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ С ВЕРТИКАЛЬНЫМ ВЗЛЕТОМ И ПОСАДКОЙ И/ИЛИ С ВЕРТИКАЛЬНЫМ ВЗЛЕТОМ И ПОСАДКОЙ С УКОРОЧЕННЫМ ПРОБЕГОМ 2021
  • Барабаш Владимир Валерьевич
  • Комарницкий Олег Владимирович
RU2764311C1
БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ КОРОТКОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ 2015
  • Присяжнюк Сергей Прокофьевич
  • Безруков Юрий Иванович
RU2606216C1
Конвертоплан 2019
  • Сабадаш Андрей Андреевич
  • Милевский Александр Владимирович
RU2723516C1
Многоцелевая сверхтяжелая транспортная технологическая авиационная платформа укороченного взлета и посадки 2019
  • Папиашвили Шота Георгиевич
  • Клочков Дмитрий Вячеславович
  • Ратников Кирилл Владимирович
RU2714176C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 767 390 C1

Реферат патента 2022 года Беспилотный летательный аппарат вертикального взлета и посадки

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям беспилотных летательных аппаратов. Беспилотный летательный аппарат содержит планер, центроплан, фюзеляж, складывающееся крыло и оперение, имеющие отъемную часть, вертикальное (ВО) и горизонтальное (ГО) оперение, отклоняемые и неподвижные винтомоторные группы (ВМГ) в виде электрических силовых установок с винтами. При этом беспилотный летательный аппарат содержит две отклоняемые ВМГ, расположенные по концам крыла, и восемь неподвижных ВМГ, попарно расположенных на собственных выносных балках по бокам фюзеляжа параллельно крылу. БПЛА снабжен передней и основной опорами шасси. ВМГ выполнены с 2-лопастными винтами диаметром 1,7 м. Крыло и горизонтальное оперение (ГО) имеют отклоняемые поверхности в виде флаперонов на крыле, рулей высоты на ГО. Обеспечивается повышение аэродинамической эффективности. 5 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 767 390 C1

1. Беспилотный летательный аппарат содержит планер, отличающийся тем, что содержит центроплан, фюзеляж, складывающееся крыло и оперение, имеющие отъемную часть, вертикальное (ВО) и горизонтальное (ГО) оперение, отклоняемые и неподвижные винтомоторные группы (ВМГ) в виде электрических силовых установок с винтами, при этом беспилотный летательный аппарат содержит две отклоняемые ВМГ, которые расположены по концам крыла, и восемь неподвижных ВМГ, которые попарно расположены на собственных выносных балках по бокам фюзеляжа параллельно крылу, и снабжен передней и основной опорами шасси.

2. Беспилотный летательный аппарат по п. 1, отличающийся тем, что силовые установки выполнены с 2-лопастными винтами диаметром 1,7 м.

3. Беспилотный летательный аппарат по п. 1, отличающийся тем, что крыло и горизонтальное оперение (ГО) имеют отклоняемые поверхности в виде флаперонов на крыле, рулей высоты на ГО.

4. Беспилотный летательный аппарат по п. 1, отличающийся тем, что электрическая силовая установка снабжена аккумуляторными батареями, основная масса которых расположена в крыле.

5. Беспилотный летательный аппарат по п. 1, отличающийся тем, что содержит устройство управления на основе данных инерциальных датчиков пространственного положения, непрерывно корректируемых по данным ГНСС.

6. Беспилотный летательный аппарат по п. 5, отличающийся тем, что устройство управления обеспечивает автоматическую стабилизацию аппарата в горизонтальном положении, в том числе на режиме висения.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2022 года RU2767390C1

Безбалластный путь на искусственном сооружении 2017
  • Захаров Алексей Геннадьевич
RU2669195C1
Конвертируемый летательный аппарат 2018
  • Редькин Андрей Владимирович
  • Дунаевский Андрей Игоревич
  • Курочкин Дмитрий Сергеевич
  • Гвоздев Никита Денисович
RU2701284C1
CN 107826247 A, 23.03.2018
СКОРОСТНОЙ ТУРБОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ВЕРТОЛЕТ 2013
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2521090C1
ПАТСНТИО «А'" 0
SU181026A1
EP 3702277 A1, 02.09.2020.

RU 2 767 390 C1

Авторы

Миронов Максим Анатольевич

Морозов Андрей Леонидович

Даты

2022-03-17Публикация

2021-03-16Подача