СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ Российский патент 2023 года по МПК B62D11/00 B62D3/02 B62D7/00 

Описание патента на изобретение RU2794807C2

Изобретение относится к области бронированных транспортных средств и может быть использовано в конструкциях танков, боевых машин пехоты, бронетранспортеров, тягачей, других военных гусеничных машин.

Известна боевая машина пехоты БМП-3 (см. Боевая машина пехоты, техническое описание 688.ТО-2, М: ВИ МО СССР, 1984). Она снабжена гидрообъемной трансмиссией и имеет систему управления поворотом а.с. №2768082, которая имеет механизм реверса поворота. Без механизма реверса поворот машины на заднем ходу происходил бы в противоположную сторону от поворота руля. Данная система выбрана за прототип. Недостатком этой системы является то, что она не обеспечивает защиту от случайного поворота руля на нейтральной передаче при работающем двигателе. То есть случайный поворот руля приводит к несанкционированному повороту машины, что небезопасно.

Техническая задача изобретения состоит в том, что с целью повышения безопасности эксплуатации машины, чтобы создать систему управления с механизмом реверса поворота и блокировкой руля на нейтральной передаче, при работающем двигателе, исключив при этом случайный поворот руля.

Поставленная техническая задача достигается тем, что система управления гусеничной машины имеет механизм реверса и блокировки выполненным одним узлом, имеющим корпус и установленный в него на подшипниках скольжения валик, на который установлено три рычага. Два из них установлены свободно с возможностью поворота, а третий рычаг установлен на валик жестко. Внутри валика установлен шток с шариками. Вместе они играют роль стопорного механизма. Шток через промежуточные рычаги и тягу соединен с селектором, отвечающим за включение переднего или заднего хода машины. Шарики находящиеся между валиком и рычагами, стопорятся перемещением штока, в результате чего работает один из двух свободно установленных рычагов. Шарик установленный в корпусе блокирует поворот валика относительно корпуса механизма реверса, тем самым блокируя случайный поворот руля при остановке машины на нейтральной передаче. То есть данная система управления обеспечивает реверс поворота на заднем ходу и блокировку руля на нейтральной передаче при работающем двигателе.

Сопоставляемый анализ с прототипом показывает, что заявляемая система управления отличается тем, что она имеет механизм реверса поворота машины на заднем ходу и совмещенная с ним блокировка руля на нейтральной передаче. Таким образом заявляемая система управления соответствует критерию изобретения "новизна".

При изучении других известных технических решений в исследуемой области, сходные с заявляемыми решениями и ведущими к достижению поставленной технической задачи, не были выявлены.

Сущность изобретения поясняется чертежами 1, 2, 3, 4. На рисунке 1 представлен вид на систему тяг и рычагов с механизмом реверса и блокировки, на рисунке 2 разрез А-А, на рисунках 3 и 4 показаны положения штока 12 и шариков 10 и 11 при переднем и заднем ходах машины. Механизмы реверса и блокировки выполнены в одном узле. Система управления гусеничной машины состоит из механизма реверса и блокировки 1, в который входит корпус 2 и установленный в него валик 3 с подшипниками скольжения 4. Валик закреплен стопорным кольцом 14 с шайбой 13. В корпусе 2 также установлен переходной рычаг 9, закрепленный болтом 7 и связанный с рычагом 6, к которому подсоединена тяга 27 идущая от селектора. Селектором в данной системе управления задается движение машины передним или задним ходом. В валик 3 установлен шток 12, который шариком 10 стопорит этот валик. Снаружи на валик установлены три рычага. Рычаг 16 установлен на валик 3 через шпонку неподвижно, а рычаги 5 и 15 установлены на валик 3 с возможностью поворота. Рычаги закреплены на валике стопорными кольцами 14 с шайбами 13. Рычаг 5 (Рис. 3) стопорится шариками 11 и работает на переднем ходу (передает усилие от воздействия на руль). Рычаг 15 в это время не застопорен и поворачивается без усилия. Рычаг 15 (рис. 4) также стопорится шариками 11 и работает только на заднем ходу, рычаг 5 в это время не застопорен, а руль разблокирован. Рычаг 16 соединен тягой 26 с рычагом, находящимся на валу руля. Шток 12, воздействуя на шарики 11, поочередно стопорит рычаги 5 и 15. От попадания пыли и грязи механизм реверса и блокировки защищен с одной стороны заглушкой 17, а с другой крышкой 8, закрепленной винтами 21. На изделии механизм реверса и блокировки закреплен на кронштейне 20, болтами 22 и гайками 23, а сам кронштейн 20 приварен к корпусу изделия. На этот же кронштейн установлен рычаг 18, который соединен тягами 19 и 24 с рычагами 15 и 5 механизма реверса и блокировки. Шарик 10, который стопорится штоком 12, является стопором валика 3, который застопорен этим же шариком относительно корпуса 2. Так, как рычаг 16 жестко установлен на валике 3 и соединен тягой 26, с рычагом на валу руля, то получается, что руль также заблокирован при нейтральном положении рукоятки селектора (рис. 2). При включении переднего хода рукояткой селектора, усилие от него через тягу 27 передается к рычагу 6 механизма реверса и блокировки 1 Рычаг 6, через промежуточный рычаг 9, перемещает шток 12, разблокировав при этом валик 3, жестко соединенный с рычагом 16, который в свою очередь, через тягу 26, соединен с валом на котором находится руль, то есть руль разблокирован (рис. 3). При этом рычаг 5 остается застопоренным шариками 11 и поэтому при повороте руля он начинает поворачиваться вместе с валиком 3, рычагом 16, тягой 26. Рычаг 5 по конструкции является двуплечим рычагом. Поэтому через одно плечо он передает усилие через тягу 25 к механизму поворота, а другим плечом воздействует через тяги 24 и 19, рычаг 18 на рычаг 15, который не застопорен шариками 11 и свободно поворачивается на валике 3. То есть при движении машины передним ходом застопорен рычаг 5 (он же передает усилие), а рычаг 15 свободно вращается. Блокирование руля происходит автоматически при переводе рукоятки селектора в нейтральное положение. Включение заднего хода происходит аналогично включению переднего хода, при перемещении рукоятки селектора в противоположную сторону. При этом при перемещении штока 12 стопорится рычаг заднего хода 15, а рычаг 5 переднего хода становится не застопоренным (рис. 4). При этом усилие на руле, создаваемое механиком-водителем, через тягу 26, рычаг 16, валик 3, рычаг заднего хода 15, тяги 19 и 24, рычаг 18, передается на рычаг 5, а с него к механизму поворота. При этом направление движения тяги 25 меняется на противоположное, которое было на переднем ходу, в чем и заключается суть работы реверса этого механизма. То есть, меняя направление движения рычага на заднем ходу меняется и направление движения рычага гидрообъемного механизма поворота и при движении назад поворот руля будет совпадать с поворотом машины. Таким образом представленная система управления блокирует руль на нейтральной передаче и производит реверс поворота при включении заднего хода.

Использование предполагаемого изобретения позволяет по сравнению с существующими техническими решениями повысить безопасность эксплуатации данных гусеничных машин.

Похожие патенты RU2794807C2

название год авторы номер документа
Рулевая колонка гусеничной машины 2021
  • Абдулов Сергей Владимирович
  • Калюжный Сергей Григорьевич
  • Смирнов Алексей Владимирович
  • Демешкин Владимир Михайлович
  • Шитиков Евгений Владимирович
RU2768082C1
Рулевая колонка гусеничной машины с горизонтальной регулировкой руля 2022
  • Демешкин Владимир Михайлович
  • Калюжный Сергей Григорьевич
  • Смирнов Алексей Владимирович
  • Шитиков Евгений Владимирович
  • Абдулов Сергей Владимирович
RU2811157C2
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ ВОЕННОЙ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ 2012
  • Комратов Юрий Сергеевич
  • Кукис Валерий Александрович
  • Комаров Владимир Федорович
  • Малышев Дмитрий Николаевич
  • Перельсон Лариса Александровна
  • Чикунов Юрий Александрович
RU2501700C1
Привод управления тормозами гусеничной машины с приводом растормаживания 2022
  • Калюжный Сергей Григорьевич
  • Мякишев Алексей Леонидович
  • Демешкин Владимир Михайлович
  • Абдулов Сергей Владимирович
  • Шитиков Евгений Владимирович
  • Смирнов Алексей Владимирович
RU2794602C1
МЕХАНИЗМ ОТКЛЮЧЕНИЯ 2021
  • Абдулов Сергей Владимирович
  • Калюжный Сергей Григорьевич
  • Смирнов Алексей Владимирович
  • Демешкин Владимир Михайлович
  • Шитиков Евгений Владимирович
RU2770325C1
РУКОЯТКА СТОЯНОЧНОГО ТОРМОЗА 2021
  • Калюжный Сергей Григорьевич
  • Смирнов Алексей Владимирович
  • Демешкин Владимир Михайлович
  • Абдулов Сергей Владимирович
  • Шитиков Евгений Владимирович
RU2795182C2
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ СТУПЕНЧАТОЙ ТРАНСМИССИИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И УСТРОЙСТВО БЛОКИРОВКИ МЕХАНИЗМА ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ ЭТОЙ СИСТЕМЫ 2009
  • Вишня Андрей Валерьевич
  • Домнин Владимир Борисович
  • Дубовицкий Николай Иванович
  • Любимов Юрий Андреевич
  • Люханов Евгений Михайлович
  • Малых Николай Александрович
  • Полявин Виктор Иванович
  • Тютюгин Геннадий Федорович
RU2409782C2
МЕХАНИЗМ ОТКЛЮЧЕНИЯ 2020
  • Абдулов Сергей Владимирович
  • Калюжный Сергей Григорьевич
  • Смирнов Алексей Владимирович
  • Демешкин Владимир Михайлович
  • Шитиков Евгений Владимирович
RU2745466C1
ПРИВОД УПРАВЛЕНИЯ ПОВОРОТОМ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ С БОРТОВЫМИ КОРОБКАМИ ПЕРЕДАЧ 2012
  • Вишня Андрей Валерьевич
  • Домнин Владимир Борисович
  • Дубовицкий Николай Иванович
  • Тютюгин Геннадий Федорович
RU2501699C1
ФОРТОЧКА КАБИНЫ ЭКИПАЖА САМОЛЕТА 2011
  • Алипов Кирилл Владимирович
  • Надольский Павел Николаевич
RU2475413C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 794 807 C2

Реферат патента 2023 года СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к системе управления гусеничной машины. Система управления гусеничной машины имеет механизм реверса и блокировки, имеющий корпус и установленный в него на подшипниках скольжения вал, на который установлено три рычага. Два из них установлены свободно с возможностью поворота, а третий рычаг установлен на вал жестко. Внутри вала установлен шток с шариками. Шток через промежуточные рычаги и тягу соединен с селектором, отвечающим за включение переднего или заднего хода машины. Шарики, находящиеся между валиком и рычагами, стопорятся перемещением штока. Шарик, установленный в корпусе, блокирует поворот валика относительно корпуса механизма реверса, тем самым блокируя случайный поворот руля при остановке машины на нейтральной передаче. Достигается повышение безопасности эксплуатации машины. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 794 807 C2

Система управления гусеничной машины, содержащая механизм реверса и блокировки, селектор, привод управления поворотом, включающим руль, вал руля, связанный через систему рычагов и тяг с механизмом поворота, отличающаяся тем, что она снабжена механизмом реверса и блокировки привода управления поворотом, включающим в себя два рычага, свободно установленных на валу, соединенных через систему рычагов и тяг с приводом управления поворотом, и стопорный механизм, блокирующий руль на нейтральной передаче и связанный с селектором, отвечающим за включение переднего или заднего хода, выполненный с возможностью взаимодействия с одним из двух упомянутых рычагов.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2023 года RU2794807C2

Система управления гусеничной машины 1986
  • Ульянов Олег Васильевич
  • Козача Игорь Михайлович
  • Малясов Евгений Александрович
SU1426883A1
Устройство управления гидростатическим приводом хода автодорожного шасси 1988
  • Забегалин Валерий Константинович
  • Ищенко Анатолий Яковлевич
  • Аскерко Борис Иванович
  • Жаворонков Андрей Владимирович
  • Мамедов Гусейн Саяд-Оглы
SU1579803A1
Устройство для питания газоразрядных ламп 1980
  • Григорьев Владимир Николаевич
  • Потсар Август Августович
  • Сазанов Александр Петрович
SU930764A2
Устройство для дозирования биологических жидкостей 1981
  • Усольцев Валерий Ермолаевич
  • Хаертынов Саубан Хаертынович
  • Крылов Ярослав Александрович
SU1034739A1

RU 2 794 807 C2

Авторы

Калюжный Сергей Григорьевич

Смирнов Алексей Владимирович

Демешкин Владимир Михайлович

Абдулов Сергей Владимирович

Шитиков Евгений Владимирович

Даты

2023-04-25Публикация

2021-10-20Подача