Передвижная мачта освещения телескопического типа Российский патент 2023 года по МПК F21V21/22 

Описание патента на изобретение RU2795671C1

Изобретение относится к подъемно-транспортным механизмам, а именно к установкам мобильного освещения и может быть использовано при проведении строительных, ремонтных, монтажных и многих других видов работ.

Передвижные мачты освещения телескопического типа отличаются универсальностью и широкой сферой применения. В частности, они могут быть использованы для организации освещения участков в различных сферах промышленности. Особенно такие установки востребованы для качественного освещения площадок для проведения строительных работ, промышленных территорий, дорог, трасс, автомагистралей, участков проведения дорожных работ, логистических площадок, складов, хранилищ, объектов закрытого режима, фермерских хозяйств, полей, площадок добычи разнообразных полезных ископаемых, аэропортов и аэродромов (мобильное освещение может быть как аварийным, так и в качестве дополнительных источников света), железнодорожных станций, автовокзалов с площадками под временную стоянку транспортных средств, мест проведения массовых мероприятий с большим скоплением народа, спортивных стадионов, катков, кортов и других сооружений.

Передвижные мачты освещения телескопического типа относятся к свободностоящим грузоподъемным машинам, устойчивость которых обеспечивается только собственной силой тяжести. При работе они опираются на боковые страховочные упоры (аутригеры), что позволяет иметь необходимый запас устойчивости.

Вес таких установок может варьироваться от 450 кг до 700 кг, габаритные размеры от 1200 до 1450 мм.

Малый вес позволяет использовать передвижные мачты освещения как на улице, так и в помещениях, где нагрузка на пол может быть лимитирована. Благодаря компактности и легкости передвижные мачты освещения можно транспортировать по узким проходам и коридорам, перемещать между этажами в грузовых лифтах.

Передвижные мачты освещения телескопического типа оснащены колесной базой, которая позволяет передвигать их вручную на небольшие расстояния.

При транспортировке мобильных мачт освещения на большие расстояния используется транспортное средство. Установки могут буксироваться как за транспортным средством, так и внутри него - в кузове грузового автомобиля, например, грузовой газели ГАЗ 2705, 27075, ГАЗ 3302 и т.п.

Загрузка и выгрузка передвижной мачты освещения телескопического типа из кузова транспортного средства может осуществляться персоналом вручную или при помощи погрузчика, вилы которого подводятся под ее несущую раму, а также краном.

Применение передвижных мачт освещения телескопического типа относится к работам повышенной опасности, при выполнении которых могут иметь место травматизм и иные несчастные случаи, угрожающие здоровью и жизни людей, вызванные, в частности:

- потерей устойчивости и опрокидыванием передвижной мачты освещения по различным причинам: высокое расположение центра тяжести, недостаточность опорного контура при использовании коротких аутригеров, непреднамеренное складывание аутригеров, недостаточная жесткость телескопической мачты, отклонение мачты от вертикального положения и др.;

- механизмами, подвижными и выступающими частями мачты освещения;

- техническими неисправностями узлов мачты освещения;

- сложностью и травмоопасностью операций по подготовке мачты освещения к работе и транспортировке.

К наиболее близкому аналогу заявленной передвижной мачты освещения(прототипу) можно отнести передвижную осветительную мачту подъемного типа, раскрытую в патенте CN 2886338 (Y), 04.04.2007, WU YINXI (CN). Данная осветительная мачта включает подвижную раму на колесах, генератор, установленный на раме, воздушный компрессор, электронное устройство управления, выдвижную мачту из профилей, гидравлический насос и корону освещения, оснащенную лампами и фонарями. Конструкция рамы имеет специальную форму для возможности буксировки мачты за транспортным средством. Изделие подходит для полевых операций, ночных спасательных работ и ликвидации последствий стихийных бедствий, технического обслуживания и ремонта и т.д. Поперечное сечение каждого профиля телескопической мачты имеет прямоугольную форму, а по бокам соответственно предусмотрены направляющая пластина и желоб так, что соседние профили соединены с возможностью скольжения через направляющую пластину и желоб. Нижняя часть мачты закреплена на раме. Механизм подъемной передачи телескопической мачты состоит из гидроцилиндров, цепи и шкивов. Корона освещения выполнена съемной, расположена на вращающемся валу с возможностью регулировки угла освещения от привода. Рама снабжена опорами (аутригерами, расположенными по углам рамы) для фиксации осветительной мачты в рабочем положении. Телескопическая мачта оснащена параллельными раскосами, изготовлена из алюминиевого сплава, поверхность анодирована и имеет антикоррозийную обработку.

Недостатком прототипа является высокий риск травматизма эксплуатирующего персонала и людей, находящихся в непосредственной близости от нее, и как следствие недостаточная безопасность при работе осветительной мачты в расширенных эксплуатационных показателях (температура окружающей среды, погодные условия, ветровые нагрузки, высота подъема и пр.), а также при подготовке осветительной мачты к работе или транспортировке.

Указанные недостатки обусловлены:

- возможностью опрокидывания осветительной мачты подъемного типа из-за недостаточной устойчивости, вызванной малыми размерами аутригеров и риском их непреднамеренного складывания во время работы; получаемый опорный контур не обеспечивает устойчивости осветительной мачты для выполнения работ на высоте 10 м и/или при порывах ветра 12,5 м/с, т.е. использование прототипа для выполнения работ в таких эксплуатационных показателях является небезопасным;

- возможностью опрокидывания осветительной мачты из-за недостаточной жесткости телескопической мачты при расширенных эксплуатационных показателях, вызванной применением параллельных раскосов для фиксации телескопической мачты (при боковых порывах ветра параллельные раскосы не воспринимают нагрузку на сжатие/растяжение, а воспринимают нагрузку на срез и поперечный изгиб, что добавляет дополнительную нагрузку в виде поперечного изгиба на телескопическую мачту), низким расположением точки крепления раскосов к телескопической мачте;

- возможностью опрокидывания осветительной мачты при движении телескопической мачты под углом, превышающим допустимый угол наклона;

- возможностью несанкционированного опускания осветительной мачты вниз при нештатной поломке любых элементов гидросистемы и загрязнением атмосферы и персонала при штатном срабатывании предохранительного клапана при использовании осветительной мачты в расширенных диапазонах температур вследствие изменения вязкости масла;

- наличием выступающих частей: четырех ручек аутригеров и участка рамы для буксировки за транспортным средством;

- отсутствием приспособлений для погрузки осветительной мачты в транспортное средство для перевозки на другой объект; при невозможности буксировки осветительной мачты за транспортным средством, погрузка мачты в кузов грузовика при отсутствии специализированных средств будет являться небезопасной;

- отсутствием мест хранения инструмента и личных вещей оператора; при отсутствии мест хранения инструмента и личных вещей оператора персонал вынужден переносить указанные вещи в руках, на практике, при необходимости проведения ручных операций внизу, инструмент и личные вещи откладываются на пол и работники, сконцентрированные на выполнении задачи, зачастую спотыкаются о вещи и инструмент, что приводит к их падению, в том числе на выступающие части осветительной мачты;

- креплением короны освещения к верхней точке телескопической мачты, которое требует подъема персонала на приступки, лестницы, стремянки или иные средства для работы на высоте с целью монтажа и демонтажа осветительного оборудования.

Поскольку работы, выполняемые с применением передвижных мачт освещения связаны с подъемом грузов на высоту (вес короны освещения может составлять от 70 до 80 кг при подъеме на высоту до 11 м) их относят к работам повышенной опасности, что требует безусловного соблюдения требований безопасности, изложенных в нормативных правовых актах, технических стандартах и регламентах.

Однако на практике указанные требования зачастую не соблюдаются. Не уделяется должного внимания техническому состоянию подъемных сооружений, соответствию подъемных сооружений требованиям нормативных документов и соблюдению установленных требований безопасности труда при их использовании. Не всегда обеспечивается эффективный контроль за применением работниками безопасных приемов в работе, выполнением требований, изложенных в инструкциях по охране труда, а также правильным применением средств коллективной и индивидуальной защиты.

Ввиду чего в настоящее время возможными вариантами снижения риска травматизма и иных несчастных случаев при использовании подъемных сооружений, в частности передвижных мачт освещения подъемного (телескопического) типа является:

- повышение надежности работы подъемного оборудования и его узлов;

- повышение удобства эксплуатации (исключение травмоопасных операций по подготовке оборудования к работе или транспортировке);

- автоматизация контроля безопасности.

Таким образом, задачей изобретения является создание надежной, безопасной передвижной мачты освещения телескопического типа, способной работать в расширенных эксплуатационных показателях (расширенные диапазоны температуры окружающей среды, повышенные ветровые нагрузки, требуемая высота подъема и др.), при этом обладающей повышенным удобством эксплуатации.

Технический результат заявленного изобретения заключается в повышении безопасности использования передвижной мачты освещения телескопического типа в расширенных эксплуатационных показателях, т.е. снижении риска травматизма и иных несчастных случаев как при подготовке мачты освещения к работе/транспортировке, так и при эксплуатации мачты освещения в расширенных эксплуатационных показателях, путем повышения надежности работы мачты освещения и ее узлов в расширенных эксплуатационных показателях, исключения травмоопасных операций по подготовке мачты освещения к работе или транспортировке, автоматизации контроля безопасности и повышении удобства эксплуатации с одновременным упрощением и повышением скорости подготовительных операций.

Техническая задача решается, а технический результат достигается тем, что передвижная мачта освещения телескопического типа, содержащая раму на колесной базе, зафиксированную на раме телескопическую стрелу, состоящую из стационарной и подвижной частей, включающих секции, соединенные между собой роликовыми блоками и блочно-цепной системой, расположенную на подвижной части телескопической стрелы корону освещения, закрепленные на раме и телескопической стреле боковые раскосы, привод выдвижения телескопической стрелы и складные аутригеры, шарнирно установленные на осях по углам рамы, отличается тем, что рама содержит полый каркас из труб квадратного сечения с накладками, расположенными сверху и снизу каркаса, соединенными между собой ребрами жесткости, причем длина одной стороны рамы больше другой стороны рамы по меньшей мере на ширину аутригера, низ рамы усилен сплошным листом, снабжен по меньшей мере одним отсеком для хранения, в полом каркасе рамы предусмотрены ответные отверстия для вил погрузчика, форма которых соответствует форме вил погрузчика, каждый аутригер содержит пружинный фиксатор и домкрат, включающий гильзу квадратного сечения, внутри которой через антифрикционные втулки круглого сечения установлен квадратный шток с винтом, соединенный с шаровой опорой, установленной в основании, боковые раскосы не параллельны друг другу, а крепление боковых раскосов к телескопической стреле выполнено в самой верхней точке стационарной части телескопической стрелы через кронштейн.

В предпочтительном варианте изобретения рама содержит два отсека для хранения, один из которых предназначен для хранения элементов силовой электрики.

В предпочтительном варианте изобретения рама выполнена из стали 09Г2С с толщиной стенок труб каркаса не менее 3 мм, толщиной накладок не менее 4 мм и толщиной усиливающего листа не менее 8 мм.

Аутригеры и боковые раскосы также предпочтительно выполнены из стали 09Г2С.

Передвижная мачта освещения телескопического типа может дополнительно содержать переворотный узел, который включает переворотный рычаг П-образной формы, телескопически расположенный в полом каркасе рамы, блок колес, жестко закрепленный на стационарной части телескопической стрелы, фиксатор, состоящий из скобы и подпружиненного штифта, закрепленного на стационарной части телескопической стрелы, упорный блок, установленный на стационарной части телескопической стрелы с возможностью перемещения вдоль нее, и лыжи, расположенные на тыльной стороне рамы, при этом упорный блок включает две боковины, распорки, соединяющие боковины между собой, откидной крючок, и скребок, шарнирно установленный в боковинах при помощи оси скребка.

Корона освещения состоит из рамы, выполненной из трубы квадратного сечения, и труб круглого сечения, а также листового металла, с кронштейнами и светильников. При этом кронштейны рамы короны освещения выполнены из нижних и верхних скоб, соединенных между собой с возможностью поворота, нижние скобы подвижно закреплены на раме, а на верхних скобах установлены светильники.

Наиболее предпочтительно чтобы корона освещения была установлена на телескопическую стрелу с возможностью оперативного снятия посредством нижнего и верхнего захвата, при этом нижний захват представляет собой нижний кронштейн с крюками, а верхний захват состоит из верхнего кронштейна с крюками, в пазах которого шарнирно установлена откидная скоба с подпружиненным фиксатором и содержащая на боковых планках углубления под трубу круглого сечения рамы короны освещения.

При этом корона освещения установлена на телескопическую стрелу на лицевой стороне последней секции подвижной части телескопической стрелы.

Наиболее предпочтительно чтобы на раме короны освещения был установлен датчик скорости ветра и световой маяк.

Также техническая задача решается, а технический результат достигается тем, что передвижная мачта освещения телескопического типа содержащая раму на колесной базе, зафиксированную на раме телескопическую стрелу, состоящую из стационарной и подвижной частей, включающих секции, соединенные между собой роликовыми блоками и блочно-цепной системой, расположенную на подвижной части телескопической стрелы, корону освещения, закрепленные на раме и телескопической стреле боковые раскосы, привод движения телескопической стрелы и складные аутригеры, шарнирно установленные на осях по углам рамы, отличается тем, что рама усилена снизу сплошным листом, привод движения телескопической стрелы состоит из двигателя постоянного тока, червячного редуктора, упорного стакана с подшипником, ходового винта и гайки, при этом двигатель постоянного тока и червячный редуктор закреплены к сплошному листу рамы снизу, упорный стакан - сверху, а ходовой винт расположен перед неподвижной частью телескопической стрелы внутри первой секции подвижной части телескопической стрелы, которая прикреплена к его резьбовой части через гайку, установленную на ней, закреплен в упорном стакане с подшипником и соединен с червячным редуктором посредством шпоночного соединения, дополнительно мачта освещения содержит контроллер, ограничивающий предельную ветровую нагрузку на корону освещения и угол наклона мачты освещения, датчик скорости ветра и датчик угла наклона телескопической стрелы, связанные с контроллером, при этом датчик скорости ветра установлен на короне освещения, а датчик угла наклона установлен внизу стационарной части телескопической стрелы в пазу.

Предпочтительно, чтобы телескопическая стрела была выполнена из алюминиевого сплава 6082 Т66.

Кроме того, техническая задача решается, а технический результат достигается тем, что передвижная мачта освещения телескопического типа содержащая раму на колесной базе, зафиксированную на раме телескопическую стрелу, состоящую из стационарной и подвижной частей, включающих секции, соединенные между собой роликовыми блоками и блочно-цепной системой, расположенную на подвижной части телескопической стрелы корону освещения, закрепленные на раме и телескопической стреле боковые раскосы, привод выдвижения телескопической стрелы и складные аутригеры, шарнирно установленные на осях по углам рамы, отличается тем, что рама содержит полый каркас из труб квадратного сечения, дополнительно передвижная мачта освещения телескопического типа снабжена переворотным узлом, который включает переворотный рычаг П-образной формы, телескопически расположенный в полом каркасе рамы, блок колес, жестко закрепленный на стационарной части телескопической стрелы, фиксатор, состоящий из скобы и подпружиненного штифта, закрепленного на стационарной части телескопической стрелы, упорный блок, установленный на стационарной части телескопической стрелы с возможностью перемещения вдоль нее, и лыжи, расположенные на тыльной стороне рамы, при этом упорный блок включает две боковины, распорки, соединяющие боковины между собой, откидной крючок, и скребок, шарнирно установленный в боковинах при помощи оси скребка.

Кроме того, техническая задача решается, а технический результат достигается тем, передвижная мачта освещения телескопического типа содержащая раму на колесной базе, зафиксированную на раме телескопическую стрелу, состоящую из стационарной и подвижной частей, включающих секции, соединенные между собой роликовыми блоками и блочно-цепной системой, расположенную на подвижной части телескопической стрелы корону освещения, закрепленные на раме и телескопической стреле боковые раскосы, привод движения телескопической стрелы и складные аутригеры, шарнирно установленные на осях по углам рамы, отличается тем, что корона освещения расположена на лицевой стороне последней секции подвижной части телескопической стрелы, включает раму, выполненную из трубы квадратного сечения и труб круглого сечения, а также листового металла, кронштейны и светильники, при этом кронштейны выполнены из нижней скобы и верхней скобы, соединенных между собой с возможностью поворота относительно горизонтальной оси, на верхней скобе, выполненной в форме рамки с проушинами, закреплены светильники, нижняя скоба имеет П-образную форму, содержит торцевую стенку и боковые стенки, соединенные осью жесткости, в торцевой стенке имеется поворотная втулка, обеспечивающая крепление нижней скобы к раме короны освещения, которая служит осью поворота кронштейна со светильниками вокруг вертикальной оси, и отверстия для фиксации положения кронштейна со светильниками, на боковых стенках нижней скобы выполнено множество регулировочных отверстий для регулировки угла наклона верхней скобы относительно нижней, а на верхней скобе выполнено ответное регулировочное отверстие для регулировки угла наклона верхней скобы относительно нижней, ответное каждому из множества регулировочных отверстий на нижней скобе, корона освещения установлена на телескопическую мачту с возможностью оперативного снятия посредством нижнего и верхнего захвата, расположенных на телескопической стреле, нижний захват представляет собой кронштейн с крюками, а верхний захват состоит из кронштейна с крюками, в пазах которого шарнирно установлена откидная скоба с подпружиненным фиксатором и содержащая на боковых планках углубления под трубу круглого сечения рамы короны освещения, дополнительно на раме короны освещения установлены световой маяк и датчик скорости ветра.

Таким образом, следует отметить, что техническая задача решается, а технический результат достигается посредством раскрытых в заявленном изобретении узлов передвижной мачты освещения телескопического типа, таких как рама, телескопическая стрела, переворотный узел, привод выдвижения телескопической стрелы, датчики контроля безопасности и корона освещения. В связи с чем, для специалиста в данной области техники должно быть очевидно, что техническая задача может быть решена, а технический результат может быть достигнут, как применением в передвижной мачте освещения телескопического типа одновременно всех узлов, раскрытых в изобретении, так и в различных их комбинациях, изложенных выше.

Изобретение поясняется графически, где на фиг. 1 изображен общий вид заявленной передвижной мачты освещения телескопического типа в транспортном положении, на фиг. 2 - общий вид заявленной передвижной мачты освещения телескопического типа в рабочем положении, на фиг. 3 - общий вид рамы мачты освещения, на фиг. 4 - вид снизу рамы мачты освещения, на фиг. 5 - вид В на фигуре 2, фиг. 6 - домкрат аутригера в разрезе, фиг. 7 - телескопическая стрела мачты освещения, фиг. 8 - вид Л на фиг. 7, фиг. 9 - вид М на фиг. 7, фиг. 10 - вид спереди мачты освещения в рабочем положении с раскрытой телескопической стрелой, фиг. 11 - общий вид мачты освещения, снабженной переворотным узлом, фиг. 12 - упорный блок переворотного узла (вид Г на фигуре 11), фиг. 13 - корона освещения с узлом фиксации (крепления), фиг. 14 - узел фиксации (крепления)короны освещения к телескопической стреле (вид П на фиг. 13), фиг. 15 - нижний захват узла крепления короны освещения к телескопической стреле, фиг. 16 - верхний захват узла крепления короны освещения к телескопической стреле, фиг. 17 - положение мачты освещения до погрузки в транспортное средство, фиг. 18 - положение мачты освещения при переводе из рабочего положения в транспортное (момент погрузки), фиг. 19 - мачта освещения в момент транспортировки, фиг. 20 - корона освещения (вид сзади); фиг. 21 - кронштейн рамы короны освещения; фиг. 22 - корона освещения (вид спереди).

Позициями на фиг. 1-22 обозначены:

1 - рама

2 - колесная база

3 - телескопическая стрела

4 - корона освещения

5 - боковые раскосы

6 - привод

7 - складные аутригеры

8 - полый каркас

9 - накладки

10 - ребра жесткости

11 - силовой сплошной лист

12 - отсек для хранения инструментов

13 - отсек хранения силовой электроники

14 - такелажная проушина

15 - ось для крепления аутригеров

16 - пружинный фиксатор

17 -домкрат

18 - гильза

19 - крышка

20 - основание

21 - антифрикционные втулки круглого сечения

22 - квадратный шток

23 - шаровая опора

24 - втулка

25 - винт

26 - стационарная (неподвижная) часть телескопической стрелы

27 - подвижная часть телескопической стрелы

28 - цепь 29-держатели

30 - натяжители

31 - блоки

32 - планка

33 - рама короны освещения

34 - датчик контроля угла наклона

35 - кронштейн короны освещения

36 - светильники

37 - нижняя скоба

38 - верхняя скоба

39 - датчик скорости ветра (анемометр)

40 - световой маяк 41-панель

42 - нижний кронштейн

43 - верхний кронштейн

44 - пазы

45 - откидная скоба

46 - пружинный фиксатор

47 - оси

48 - пружина растяжения

49 - педаль

50 - проушины

51 - двигатель постоянного тока

52 - червячный редуктор

53 - упорный стакан с подшипником

54 - ходовой винт

55 - гайка

56 - переворотный рычаг

57 - блок колес

58 - упорный блок

59 - фиксатор

60 - лыжи

61 - боковины

62 - распорка

63 - скребок

64 - ось скребка

65 - откидной крючок

66 - скоба

67 - подпружиненный штифт

68 - планка

69 - ответные отверстия для вил погрузчика

70 - пульт управления

71 - поворотная втулка

72 - отверстия для фиксации положения

73 - регулировочные отверстия на нижней скобе

74 - ответное регулировочное отверстие

Заявленная передвижная мачта освещения телескопического типа, общий вид которой представлен на фиг. 1, 2 и 11 содержит раму (1) на колесной базе (2), зафиксированную на раме телескопическую стрелу (3), состоящую из стационарной и подвижной частей, включающих секции, соединенные между собой роликовыми блоками и блочно-цепной системой, расположенную на подвижной части телескопической стрелы (З)корону освещения (4), закрепленные на раме и телескопической стреле (3) боковые раскосы (5), привод движения телескопической стрелы (6) и складные аутригеры (7), шарнирно установленные на осях (15) по углам рамы (1).

Рама (1), подробно иллюстрируемая на фиг. 3, представляет собой несущую конструкцию передвижной мачты освещения телескопического типа и служит остовом, на котором закреплены все узлы мачты освещения. Рама (1) установлена на колесной базе (2), которая состоит из двух передних поворотных колес со стояночным тормозом и двух задних колес, что позволяет перемещать мачту освещения в пространстве при наличии большого количества поворотов.

Рама (1) включает полый каркас (8), выполненный из стальных труб квадратного сечения, уложенных в 2 ряда друг на друга, с накладками (9). Верхние и нижние накладки (9) соединены между собой ребрами жесткости (10), образуя тем самым коробчатое сечение, уменьшающее прогиб накладок (9) относительно рамы (1). Данные конструктивные решения позволяют усилить жесткость рамы (1) мачты освещения и увеличить устойчивость передвижной мачты освещения телескопического типа при работе на высоте более 9 м. и/или порывах ветра до 12,5 м/с.

Как видно на фиг. 4 низ рамы (1) усилен силовым сплошным листом

(11), а также двумя отсеками: отсеком для хранения инструмента или личных вещей оператора (12) и отсеком для хранения силовой электрики (13). Отсеки для хранения (12, 13) представляют собой коробчатые конструкции, сваренные из стальных листов. За счет данных конструктивных решений также повышается жесткость конструкции рамы (1), а центр масс рамы (1) смещается как можно ниже к земле, что повышает устойчивость мачты освещения при работе в расширенных диапазонах эксплуатационных характеристик, за счет чего повышается безопасность использования заявленной мачты освещения.

Кроме того, наличие отсеков (12, 13) позволяет оператору хранить оборудование, инструмент, личные вещи и силовую электрику в закрытых местах, что также повышает безопасность персонала при эксплуатации мачты освещения.

Накладки (9) представляют собой стальные листы фигурной формы и расположены сверху и снизу полого каркаса (8) с образованием четырех углов рамы (1) таким образом, что длина одной стороны рамы больше другой стороны рамы по меньшей мере на ширину аутригера. Выполнение рамы (1) таким образом позволяет использовать в конструкции мачты освещения складные аутригеры (7), длина которых может быть равной длине рамы (1) и при этом полностью складываться в транспортное положение без выступающих частей. Это значительно увеличивает опорный конур мачты освещения и соответственно повышает ее устойчивость во время работы, снижая риск опрокидывания, при этом позволяет получить ровный компактный контур для транспортировки, позволяя легко и безопасно осуществить выгрузку и загрузку мачты освещения в транспортное средство.

В углу каждой накладки (9) выполнено сквозное отверстие (14), предназначенное для установки оси для крепления аутригера (15).

На осях для крепления аутригеров (15) установлены аутригеры (7), удерживающие мачту освещения в рабочем положении.

Каждый аутригер (7) содержит пружинный фиксатор (16) и домкрат (17).

Пружинный фиксатор (16) показан на фиг. 5, представляет собой подпружиненный, с одной стороны закаленный штифт цилиндрической формы и предназначен для автоматической фиксации аутригера (7) в крайнем выдвинутом положении.

Пружинные фиксаторы (16) позволяют защитить мачту освещения от несанкционированного складывания аутригеров (7) во время работы, которое может привести к потере устойчивости и опрокидыванию мачты освещения.

Домкрат, показанный в разрезе на фиг. 6, предназначен для установки изделия в горизонтальное положение даже на участках с явно выраженной неровностью поверхности и содержит гильзу (18) квадратного сечения с крышкой (19) и основанием (20). Как видно на фиг. 6, внутри гильзы (18) через антифрикционные втулки круглого сечения (21) установлен квадратный шток (22), соединенный с шаровой опорой (23). Внутри квадратного штока (22) через втулку (24) установлен винт (25). Крышка (19) домкрата (17) содержит сквозное отверстие для выхода винта (25) наружу.

Использование в конструкции домкрата (17) гильзы (18) квадратного сечения, а также квадратного штока (22) (т.е. штока квадратного сечения) позволяет увеличить осевой момент сопротивления данного сечения, что увеличивает местную устойчивость рамы и мачты освещения в целом.

Перевод всех четырех аутригеров (7) в рабочее положение осуществляется посредством одной съемной ручки. Таким образом, аутригеры (7) в отличие от известных аналогов, в том числе прототипа, не имеют выступающих частей в виде ручек, а риск травматизма персонала о выступающие части мачты освещения снижается, за счет чего повышается безопасность ее использования.

При этом, предпочтительно, чтобы рама (1) была выполнена из стали 09Г2С с толщиной стенок труб каркаса не менее 3 мм, толщиной накладок не менее 4 мм и толщиной усиливающего сплошного листа (11) не менее 8 мм, что увеличивает устойчивость рамы при работе в расширенных диапазонах эксплуатационных показателей, поскольку сталь 09Г2С по сравнению с другими менее подвержена к образованию трещин в сварных швах при резких перепадах температур (ниже 35 градусов).

Аналогично, предпочтительно, чтобы аутригеры и боковые раскосы мачты освещения были выполнены из стали 09Г2С.

Передвижная мачта освещения телескопического типа может содержать переворотный узел или такелажную проушину для осуществления погрузки и разгрузки мачты освещения в и из транспортного средства, которые более подробно будут описан ниже.

Внутри полого каркаса (8) рамы (1) между труб квадратного сечения установлена телескопическая стрела (3), предназначенная для подъема короны освещения (4) на заданную высоту.

Телескопическая стрела (3) состоит из стационарной (неподвижной) части (26), включающей одну неподвижную секцию (профиль), и подвижной части (27), включающей несколько подвижных секций (профилей), соединенных между собой сверху и снизу роликовыми блоками, обеспечивающими движение секций (профилей) относительно друг друга. Движение телескопической стрелы (3) от привода (6) осуществляется через блочно-цепную систему обратных полиспастов.

Более подробно конструкция телескопической стрелы (3) представлена на фигурах 7-10.

Телескопическая стрела (3) состоит из однотипных по конструктивному исполнению секций (в одну секцию входит один профиль). Подвижная часть телескопической стрелы (27) может комплектоваться различным количеством секций, в зависимости от необходимой высоты подъема короны освещения (4), например, она может включать 2, 4, 6 или 8 секций (профилей).

При этом первая секция подвижной части телескопической стрелы (27) выполнена с возможностью расположения внутри нее ходового винта (54) привода (6) мачты освещения. Кроме того, к нижней части первой секции подвижной части телескопической стрелы (27) прикреплена гайка (55).

Каждая секция телескопической стрелы (3) соединена двумя параллельными ветвями цепей (28) с секцией, стоящей перед предыдущей секцией при помощи держателей (29), натяжителей (30) и блоков (31) (например: третья секция соединена с первой; четвертая секция соединена со второй, и т.д.).

Держатели (29) закреплены непосредственно сверху каждой секции на боковой поверхности телескопической стрелы (3), натяжители (30) закреплены на планках (32), установленных внизу каждой секции подвижной части телескопической стрелы (27), а блоки (31) установлены на осях сверху на торцевой поверхности каждой секции подвижной части телескопической стрелы (27).

Таким образом, блочно-цепная система движения представляет собой две параллельные ветви цепи (28), выходящие из держателей (29), проходящие через блоки (31) и заходящие в натяжители (30).

На боковых поверхностях секций (профилей) установлены роликовые блоки (не показаны), представляющие собой корпус с роликами, при помощи которых одна секция перемещается по другой, соприкасаемой с ней.

На неподвижной секции телескопической стрелы (3) сверху закреплена такелажная проушина (14), выполненная из листового металла и позволяющая осуществлять транспортировку мачты освещения при помощи подъемного крана или кран-балки.

Допускается использовать подъемный кран или кран-балку с минимальной грузоподъемностью 1000 кг в условиях, когда требуется транспортировка мачты освещения на небольшое расстояние, но условия не позволяют сделать это при помощи колесной базы (2). При этом грузовой крюк крана или кран-балки необходимо зафиксировать за такелажную проушину (14) мачты освещения.

Отличительной особенностью заявленного изобретения является расположение в пазу стационарной части (26) телескопической стрелы (3) снизу (ближе к раме) датчика контроля угла наклона телескопической стрелы (34), предназначенного для определения безопасных углов использования телескопической стрелы на различных высотах. В случае превышения допустимого угла наклона - датчик контроля угла наклона (34) передает данную информацию в контроллер, который в свою очередь заблокирует возможность подъема телескопической стрелы вверх (с подачей соответствующего звукового сигнала).

В качестве датчика контроля угла наклона (34) может быть использован датчик наклона на основе твердотельного акселерометра.

Расположение датчика контроля угла наклона телескопической стрелы (34) в пазу стационарной части телескопической стрелы (26) обеспечивает гладкость и ровность поверхности телескопической стрелы (3), на которую передвижная мачта освещения может укладываться во время транспортировки, в связи с чем он не будет служить помехой при выгрузке и погрузке мачты освещения в транспортное средство для перевозки, а также не нарушит устойчивость мачты освещения при транспортировке.

Использование в конструкции мачты освещения датчика контроля угла наклона (34) позволяет исключить вероятность превышения телескопической стрелой (3) допустимого угла наклона к вертикальному положению, вследствие которого мачты освещения может быть опрокинута, за счет чего снижается риск травматизма и иных несчастных случаев и достигается повышение безопасности.

Контроллер (на фиг. не показан) является устройством безопасности и предназначен для установки на мачту освещения в целях недопущения его разрушения и опрокидывания при спуске/подъеме короны освещения (4), а также для управления световой сигнализацией в критических режимах работы мачты освещения.

Контроллер, ограничивающий угол наклона телескопической стрелы (3), содержит дисплей и размещен в корпус с кабельными вводами для подачи на него питания и получения информации от датчика угла наклона (34).

Принцип действия контроллера основан на приеме и преобразовании аналогового сигнала с датчика контроля угла наклона телескопической стрелы (34) и сравнении полученной информации с предельно-допустимыми значениями.

Для включения сигнальных устройств служит исполнительное электромеханическое реле с контактной группой типа «сухой контакт».

Алгоритм работы датчика состоит в том, чтобы передавать информацию непосредственно в контроллер, после чего контроллер оценивает возможность подъема или спуска телескопической стрелы (3) в зависимости от высоты нахождения короны освещения (4).

В предпочтительном варианте изобретения телескопическая стрела (3) выполнена из алюминиевого сплава 6082 Т66. Благодаря высоким показателям предела текучести данного сплава конструкция способна выдерживать нагрузки на изгиб значительно выше, чем конструкция, изготовленная из алюминия или иного алюминиевого сплава, что также повышает безопасность использования мачты освещения.

На последней секции подвижной части телескопической стрелы (27) расположена корона освещения (4), детально изображенная на фиг. 20-21.

Корона освещения (4) может быть установлена с возможностью оперативного (быстрого, не требующего дополнительных инструментов) снятия.

Корона освещения (4) состоит из рамы (33), кронштейнов (35) и светильников (36).

Рама короны освещения (33) представляет собой жесткую конструкцию, выполненную из профильной трубы квадратного сечения и труб круглого сечения, а также листового металла и предназначена для размещения источника освещения.

По бокам рамы короны освещения (33) установлены кронштейны (35) с возможностью поворота относительно рамы (33) вокруг вертикальной оси через поворотную втулку (71). Каждый кронштейн (35) предназначен для крепления двух светильников (36). Конструкция короны освещения (4) имеет четыре кронштейна (35), что позволяет установить восемь светильников (36), попарно на каждый.

Светильники (36) состоят из алюминиевого профиля, трех светодиодных линз, преобразующих напряжение, драйверов и пластиковых заглушек.

Более подробно кронштейны короны освещения (35) представлены на фиг. 20 и 21.

Кронштейн (35) выполнен из нижней скобы (37) и верхней скобы (38), соединенных между собой с возможностью поворота относительно горизонтальной оси. Скобы выполнены из листового металла. Фиксация положения светильников (36) обеспечивается за счет возможности поворота верхней скобы (38) относительно нижней скобы (37), а также, за счет поворота нижней скобы (37) относительно рамы (33).

Нижняя скоба (37) выполнена П-образной формы, содержит торцевую стенку и боковые стенки с округлыми концами, дополнительно соединенные осью жесткости.

К торцевой стенке нижней скобы (37) приварена поворотная втулка (71), обеспечивающая крепление нижней скобы (37) к раме короны освещения (33), которая служит осью поворота кронштейна (35) со светильниками (36) вокруг вертикальной оси при настройке положения светильников (36).

Вокруг поворотной втулки (71) в торцевой стенке нижней скобы (37) выполнены отверстия для фиксации (72) положения кронштейна (35) со светильниками (36) во время работы или транспортировки мачты освещения. Таким образом, кронштейны (35) со светильниками (36) имеют возможность поворота вокруг вертикальной оси относительно рамы короны освещения (33) на 252° с шагом 18°, за счет чего обеспечивается возможность освещения в широких диапазонах углов, а также получения ровного компактного контура для транспортировки мачты освещения, что позволяет легко и безопасно осуществить выгрузку и загрузку мачты освещения в транспортное средство без снятия короны освещения (4).

На каждом округлом конце боковых стенок нижней скобы (37) выполнено сквозное отверстие под ось жесткости, отверстие для соединения с верхней скобой (38), а также несколько регулировочных отверстий (73), расположенных по дуге, для регулировки угла наклона верхней скобы (38) относительно нижней (37) (за счет возможности поворота верхней скобы (38) относительно нижней (37) вокруг горизонтальной оси).

Верхняя скоба (38) выполнена в форме рамки с проушинами, на которых выполнено ответное отверстие для соединения с нижней скобой (37) и ответное регулировочное отверстие (74) для регулировки угла наклона верхней скобы (38) относительно нижней (37), ответное каждому из нескольких регулировочных отверстий (73), выполненных на нижней скобе (37).

Регулировка горизонтального угла наклона светильников (36) осуществляется путем совмещения одного из нескольких регулировочных отверстий (73) на нижней скобе (37) с ответным регулировочным отверстием (74) на верхней скобе (38) и установкой в указанные регулировочные отверстия фиксирующего болта, за счет чего обеспечивается возможность освещения в широких диапазонах углов, а также получения ровного компактного контура для транспортировки мачты освещения, что позволяет легко и безопасно осуществить выгрузку и загрузку мачты освещения в транспортное средство без снятия короны освещения (4).

На рамке верхней скобы (38) выполнены отверстия для крепления светильников (36).

На раме короны освещения (33) устанавливается датчик скорости ветра, (анемометр) (39) - датчик, позволяющий обеспечивать контроль скорости ветра, при работе мачты освещения, и световой маяк (40) - световой индикатор маячкового типа, который обеспечивает световую индикацию, при движении короны освещения (4) вверх или вниз, а также при возникновении аварийной ситуации.

Датчик скорости ветра (39) и световой маяк (40) связаны с контроллером. Алгоритм работы датчиков состоит в том, чтобы передавать информацию непосредственно в контроллер, после чего контроллер оценивает возможность подъема или спуска телескопической стрелы (3) в зависимости от высоты нахождения короны освещения (4), за счет чего повышается автоматизация контроля безопасности.

На раме короны освещения (33) имеется панель (41), открывающая доступ к системе электрокоммуникации мачты освещения, расположенной внутри рамы (33).

Механизм фиксации короны освещения (4) на телескопической стреле (3) состоит из нижнего захвата и верхнего захвата, которые иллюстрируются фиг. 14-16.

Механизм фиксации расположен на лицевой стороне последней секции подвижной части телескопической стрелы (27) по центру секции. Такое расположение не требует подъема персонала на лестницы, стремянки или иные средства для выполнения работ на высоте с целью монтажа и демонтажа короны освещения и обеспечивает повышение безопасности использования мачты освещения.

Нижний захват, изображенный на фиг. 15, представляет собой сварной нижний кронштейн с крюками (42) для фиксации одной из труб круглого сечения рамы короны освещения (33).

Верхний захват, изображенный на фиг. 16, состоит из верхнего кронштейна (43) с крюками, в пазах (44) которого шарнирно посредством двух осей (47) установлена откидная скоба (45) с подпружиненным фиксатором (46).

Подпружиненный фиксатор (46) включает педаль (49), жестко связанную с откидной скобой (45) и пружину растяжения (48).

Боковые планки откидной скобы (45) содержат углубления для обхвата одной из труб круглого сечения рамы короны освещения (33). Таким образом, при фиксации короны освещения (4) в верхнем захвате, труба круглого сечения рамы короны освещения (33) располагается в полости, образованной крюками верхнего кронштейна (43) и углублениями откидной скобы (45).

В момент монтажа короны освещения (4) на телескопическую стрелу (3), оператор с помощником опускают трубы круглого сечения рамы короны освещения (33) на нижний и верхний захваты соответственно, при этом откидная скоба (45) в этот момент времени находится в верхнем положении, а пружина растяжения (48) полностью сжата.

При опускании рамы короны освещения (33), ее верхняя труба круглого сечения опирается на педаль (49). По мере опускания, педаль (49) приводит в поворотное движение откидную скобу (45), относительно двух осей (47) - до того момента пока на пружинном фиксаторе (46) автоматически не сработает подпружиненный штифтовой механизм, который дополнительно фиксирует откидную скобу (45) относительно верхнего кронштейна (43) (в этот момент корона освещения (4) полностью зафиксирована на телескопической стреле (3) мачты освещения).

Наличие нижнего и верхнего захватов, предназначенных для оперативного снятия короны освещения (4) в указанном исполнении позволяет уменьшить вес мачты освещения и снизить ее центр тяжести для осуществления ручной погрузки в транспортное средство, что минимизирует риск травматизма и тем самым повышает безопасность использования мачты освещения, а также упрощает и повышает скорость подготовительных и ремонтных операций.

Для демонтажа короны освещения (4) необходимо отвести рычаг пружинного фиксатора (46) и приподнять раму короны освещения (33) вверх - при этом пружина растяжения (48) будет «освобождать» раму короны освещения (33) от откидной скобы (45).

На полом каркасе (8) рамы (1) расположены проушины (50) для крепления к раме (1) боковых раскосов (5). С другой стороны, боковые раскосы (5) жестко закреплены к верхней точке стационарной части телескопической стрелы (26) через кронштейн таким образом, чтобы боковые раскосы (5) были не параллельны друг другу и образовывали пространственный тетраэдр.

Выполнение боковых раскосов (5) непараллельными (сходящимися) обеспечивает большую жесткость стрелы при боковых порывах ветра. Крепление боковых раскосов (5) в самой верхней точке стационарной части телескопической стрелы (26) через кронштейн «переносит» опасное сечение с нижней секции стационарной части телескопической стрелы стационарного профиля от любых изгибающих моментов на более жесткую подвижную часть телескопической стрелы (27). Данное конструктивное решение позволяет телескопической стреле (3) воспринимать серьезные ветровые нагрузки даже на высоте 10-12 метров от рамы (1) без отклонения от вертикальной оси, что снижает риск травматизма или иных несчастных случаев от возможности опрокидывания мачты освещения и повышает безопасность использования мачты освещения во время работы.

На раме (1) мачты освещения установлен привод движения телескопической стрелы (6), показанный на фиг. 4 и 10. Привод движения телескопической стрелы (6) состоит из двигателя постоянного тока (51), червячного редуктора (52), упорного стакана с подшипником (53), ходового винта (54) и гайки (55), при этом двигатель постоянного тока (51) и червячный редуктор (52) закреплены к силовому сплошному листу (11) рамы (1) снизу, а упорный стакан (53) - сверху. Ходовой винт (54) расположен перед неподвижной частью телескопической стрелы внутри первой секции подвижной части телескопической стрелы, которая прикреплена к его резьбовой части через гайку (55), установленную на ней, закреплен в упорном стакане (53) с подшипником и соединен с червячным редуктором (52) посредством шпоночного соединения. За счет данных конструктивных решений центр масс рамы (1) смещается как можно ниже к земле, что повышает устойчивость мачты освещения. Одновременно с этим указанные конструктивные решения позволяют распределить всю нагрузку с ходового винта (54) на раму (1) равномерным образом, снимая все осевые нагрузки на двигатель и редуктор, что увеличивает их ресурс работы.

Применение данного привода (6) выдвижения телескопической стрелы (3) вместо используемой в прототипе гидравлической системы позволяет не устанавливать дополнительно маслостанцию с насосным агрегатом. Также электрический привод имеет более высокие значения КПД, чем гидравлический.

При использовании маслостанции есть вероятность загрязнить атмосферу и персонал при штатном срабатывании предохранительного клапана или при нештатной поломке любых элементов гидросистемы (также это влечет за собой возможное несанкционированное опускание мачты освещения вниз).

В случае с электрическим винтовым приводом, несанкционированного опускания не происходит, так как даже при поломке электродвигателя или редуктора бронзовая гайка (55) не будет скользить по винту (54) (происходит самоторможение, за счет сил трения в паре винт-гайка), что значительно повышает безопасность.

В одном из предпочтительных вариантов выполнения изобретения заявленная передвижная мачта освещения телескопического типа должна быть оснащена переворотным узлом, предназначенным для перевода мачты освещения из рабочего положения в транспортное и наоборот, а также погрузки мачты освещения в различные грузовые транспортные средства посредством приложения силы на рычаг.

Переворотный узел показан на фиг. 11, 12 и состоит из переворотного рычага П-образной формы (56), блока колес (57), упорного блока (58), фиксатора (59) и лыж (60).

Переворотный рычаг П-образной формы (56)телескопически установлен в полый каркас (8) рамы (1) мачты освещения и выдвигается наружу только при необходимости переворота мачты освещения в транспортное средство.

Переворотный рычаг П-образной формы (56), состоит из двух профильных труб квадратного сечения, соединенных между собой круглой рукояткой, что обеспечивает приложение силы к двум точкам рамы мачты освещения, снижает риск опрокидывания мачты освещения при погрузке в транспортное средство, т.е. исключает риск травматизма персонала и повышает безопасность работ при погрузке мачты освещения в транспортное средство. Кроме того, такая форма переворотного рычага дает возможность осуществить подъем мачты освещения в транспортное средство одновременно двум работникам, что облегчает и упрощает операцию погрузки.

Выполнение переворотного рычага П-образной формы (56)телескопическим позволяет исключить риск травматизма персонала при выполнении работ о выступающие части мачты освещения.

Блок колес (57) предназначен для закатывания мачты освещения в грузовое транспортное средство после переворота в транспортное положение. Блок колес (57) жестко установлен в верхней части стационарной части телескопической стрелы (26) и состоит из сварной рамы и двух колес, аналогичных колесной базе (2).

Лыжи (60) предназначены для скольжения рамы (1) по кузову транспортного средства при погрузке мачты освещения. Лыжи (60) жестко установлены на тыльной стороне рамы (1) вблизи передних колес колесной базы (2). Лыжи (60) представляют собой гнутый профиль с нанесенным на него антифрикционным покрытием.

Упорный блок (58) предназначен для обеспечения контакта мачты освещения и транспортного средства при загрузке и выгрузке мачты освещения из транспортного средства и имеет возможность вертикального перемещения вдоль стационарного части телескопической стрелы (26). Однако снизу его движение ограничено рамой (1), а сверху - фиксатором (59).

Упорный блок (58), более подробно представленный на фиг.12, состоит из двух боковин (61), которые двигаются по стационарной части телескопической стрелы (26) при помощи колес (не показаны), распорок (62), соединяющих боковины между собой, скребка (63), установленного в боковинах (61) при помощи оси скребка(64).

Таким образом, упорный блок (58) представляет собой конструкцию, которая с одной стороны жестко закреплена на стационарной части телескопической стрелы (26) и в то же время имеющая подвижный относительно кузова грузовика элемент - скребок (63) на оси скребка (64), что обеспечивает контакт упорного блока (58) и кузова грузовика в одной точке как при погрузке, так и при разгрузке мачты освещения из транспортного средства, т.е. обеспечивает выгрузку мачты освещения без приложения персоналом дополнительной силы («рывком на себя»), чем минимизирует риск травматизма при выполнении подготовительных операций. Кроме того, данная конструкция упорного блока (58) исключает вероятность помехи скребком (63) при продвижении мачты освещения по полу кузова при загрузке, что также исключает необходимость персонала по приложению дополнительной силы («рывком от себя»), минимизирует риск травматизма, а дополнительно упрощает и ускоряет проведение подготовительных операций.

Упорный блок (58) соединен с фиксатором (59) при помощи откидного крючка (65).

Фиксатор (59) также, как и упорный блок (58) имеет возможность вертикального перемещения вдоль стационарной части телескопической стрелы (26). Фиксатор (59) предназначен для установки упорного блока (58) на требуемую высоту при погрузке (в зависимости от высоты транспортного средства) и для ограничения движения упорного блока (58) вверх по телескопической стреле (3).

Фиксатор (59) состоит из скобы (66) и подпружиненного штифта (67).

Скоба (66) установлена на стационарной части телескопической стрелы (26) при помощи антифрикционных элементов и имеет возможность вертикального перемещения относительно нее.

Для фиксации упорного блока (58) и фиксатора (59) на требуемой высоте на стационарной части телескопической стрелы (26) предусмотрена планка (68) со сквозными отверстиями.

При выставлении высоты погрузки оператор устанавливает подпружиненный штифт (67) в одно из отверстий жестко закрепленной к профилю планки (68) (в зависимости от конкретной высоты погрузки в транспортное средство).

Для облегчения подготовительных работ подъем мачты освещения может осуществляться вилочным погрузчиком. В целях зацепления мачты освещения с вилочным погрузчиком в полом каркасе (8) рамы (1) предусмотрены ответные отверстия для вил погрузчика (69), форма которых соответствует форме вил погрузчика. Выполнение ответных отверстий для вил погрузчика (69) в раме (1) мачты освещения повышает безопасность использования мачты освещения во время подготовительных операций по сравнению с применяемой в аналогах схемой подъема вилами «под раму» установки.

Изобретение работает следующим образом.

Подготовительные операции: погрузка заявленной передвижной мачты освещения телескопического типа в грузовое транспортное средство и выгрузка из него.

Процесс погрузки заявленного мачты освещения в кузов транспортного средства изображен на фиг.17-19.

В целях осуществления транспортировки на объект мачта освещения устанавливается вблизи транспортного средства в зону погрузки, как изображено на фиг. 17. Телескопическая стрела (3) мачты освещения опущена, аутригеры (7) сложены, кронштейны (35) со светильниками (36) повернуты в сторону телескопической стрелы (3) и зафиксированы. Мачта освещения находится в транспортном положении.

При помощи подпружиненного штифта (67), упорный блок (58) выставляется немного выше высоты погрузки в транспортное средство.

Из полого корпуса (8) рамы (1) мачты освещения работник выдвигает переворотный рычаг (56)и путем приложения усилия на него наклоняет мачту освещения внутрь грузового пространства до соприкосновения скребка (63) с полом грузового пространства. В этот момент упорный блок (58) передвигается по стационарной части телескопической стрелы (26) вверх до соприкосновения с фиксатором (59).

При помощи дальнейшего усилия на переворотный рычаг (56)мачта освещения наклоняется внутрь грузового пространства до соприкосновения блока колес (57) с полом грузового пространства. В данный момент откидной крючок (65) под собственным весом освобождает упорный блок (58) из зацепления с фиксатором (59). Переворотный рычаг (56)под собственным весом задвигается в полый каркас (8) рамы (1).

Далее оператор закатывает мачту освещения внутрь грузового пространства, толкая его вперед. В данный момент мачты освещения опирается только на блок колес (57) и на колеса упорного блока (58), при этом край лыж (60) упирается во внешний борт погрузочного пространства.

Далее оператор закатывает мачту освещения внутрь по лыжам (60) до соприкосновения передних колес колесной базы (2) с полом погрузочного пространства, для дальнейшего закатывания изделия внутрь транспортного средства и транспортировки.

Конструкция переворотного узла позволяет повысить безопасность и при этом упростить и ускорить погрузку заявленной мачты освещения в транспортное средство.

Когда мачта освещения доставлена на объект - осуществляется ее выгрузка из транспортного средства, которая проводится аналогичным образом в обратной последовательности.

При необходимости в процессе подготовительных работ может быть применен вилочный погрузчик. В таком случае вилы погрузчика устанавливаются в ответных отверстиях (69) полого каркаса (8) рамы (1) мачты освещения и подъем мачты освещения производится погрузчиком.

Когда мачта освещения выгружена из транспортного средства, она вручную при помощи колесной базы (2) перевозится на заданную точку выполнения работ.

Далее мачта освещения устанавливается в рабочее положение. Оператор раскрывает складные аутригеры (7) до срабатывания пружинного фиксатора (16) и фиксирует их домкратами (17), для чего использует одну съемную ручку.

Далее оператор осуществляет установку светильников (36) короны освещения (4) в необходимое положение путем поворота кронштейна (35) относительно рамы короны освещения (33) и установкой в по меньшей мере одно отверстие для фиксации (72) болта, а также совмещения одного из множества регулировочных отверстий (73) на нижней скобе (37) с ответным регулировочным отверстием (74) на верхней скобе (38) и установкой в них фиксирующего болта.

Управление:

Управление мачтой освещения осуществляется при помощи пульта управления (70), расположенного на телескопической стреле (3). Пульт управления (70) содержит дисплей, на котором расположены:

• кнопка аварийной остановки,

• индикатор разрешения работы,

• индикатор запрета работы,

• замок активации пульта,

• кнопка «ВКЛЮЧЕНИЕ И ОТКЛЮЧЕНИЕ НИЖНИХ СВЕТИЛЬНИКОВ»,

• кнопка «ВКЛЮЧЕНИЕ И ОТКЛЮЧЕНИЕ ВЕРХНИХ СВЕТИЛЬНИКОВ»,

• кнопка «ВНИЗ»,

• кнопка «БЛОКИРОВКА»,

• кнопка «ВВЕРХ».

В пульте управления (70) расположен контроллер.

Работа мачты освещения осуществляется от однофазной сети 230 В/50 Гц с заземлением.

Движение телескопической стрелы (3) осуществляется при включении привода (6) от нажатия соответствующей кнопки на пульте управления (70). Ходовой винт (54) привода (6) приводит в поступательное движение бронзовую гайку (55) установленную внизу на первой секции подвижной части телескопической стрелы (27), тем самым поднимая и опуская подвижную часть телескопической стрелы (27), секции которой соединены меду собой блочно-цепной системой, относительно стационарной части (26).

При движении телескопической стрелы (3) датчик скорости ветра (анемометр) (39) регистрирует скорость ветра и отправляет данную информацию в контроллер, который сравнивает полученную информацию с предельно-допустимыми значениями, хранящимися в его памяти. В случае если происходит превышение допустимых значений контроллер запрещает движение телескопической стрелы (3) вверх. Если телескопическая стрела (3) раскрыта, то при превышении допустимого значения ветровой нагрузки, контроллер автоматически опускает корону освещения (4) в целях предотвращения возможного опрокидывания. (это сопровождается специальным звуковым сигналом).

При движении телескопической стрелы (3) датчик контроля угла наклона (34) регистрирует значение двух углов наклона рамы к горизонту (по оси «X» и по оси «Y») и отправляет данную информацию в контроллер, который сравнивает полученную информацию с предельно-допустимыми значениями, хранящимися в его памяти. В случае если происходит превышение одного из углов контроллер запрещает движение телескопической стрелы (3) только вверх (при этом в подобной ситуации происходит специальное звуковое сопровождение). В случае если корона освещения (4) уже находится на высоте и контроллер начал регистрировать незначительные отклонения по углам наклона (например, при проседании грунта): происходит звуковое предупреждение и после этого происходит автоматическое опускание телескопической стрелы (3) мачты освещения - для исключения опрокидывания и обеспечения безопасности. Дальнейший подъем телескопической стрелы (3) возможен только при восстановлении углов наклона не более допустимых значений.

Перевод мачты освещения в транспортное положение осуществляется путем складывания телескопической стрелы (3), складывания аутригеров (7) и снятия короны освещения (4) (при необходимости) с телескопической стрелы (3) или поворота кронштейнов (35) со светильниками во внутреннюю сторону, по направлению к телескопической стреле (3).

Заявленное изобретение обеспечивает снижение риска травматизма и иных несчастных случаев при использовании передвижной мачты освещения телескопического типа в расширенных эксплуатационных показателях, включая проведение подготовительных операций и транспортировку, за счет:

- повышения надежности работы мачты освещения путем увеличения устойчивости мачты освещения при выполнении работ в расширенных эксплуатационных показателях, а именно снижения центра тяжести телескопической стрелы и рамы, увеличения опорного контура мачты освещения, увеличения жесткости телескопической стрелы, увеличения осевого момента сопротивления сечения домкрата аутригера,

- повышения надежности работы узлов мачты освещения, таких как привод и домкраты аутригеров,

- исключения травмоопасных операций по подготовке оборудования к работе или транспортировке, а именно снижение риска переворота и падения мачты освещения при ее погрузке в транспортное средство, исключение изменения точки касания мачты освещения с полом транспортного средства при загрузке и выгрузке мачты освещения, обеспечение равномерного движения мачты освещения при погрузке и выгрузке из транспортного средства (исключение приложения рывков «на себя» или «от себя»), обеспечение возможности снижения массы мачты освещения для осуществления погрузки и выгрузки,

- снижения количества выступающих деталей,

- обеспечение специально отведенных мест хранения инструмента и личных вещей оператора,

- автоматизации контроля безопасности в части автоматической фиксации аутригеров от непреднамеренного складывания при работе, контроля положения (угла наклона) телескопической стрелы, контроля ветровой нагрузки, как при движении вверх, так и при движении вниз.

Таким образом, заявленная передвижная мачта освещения телескопического типа в изложенных выше вариантах изобретения рассчитана на безопасную эксплуатацию на открытых пространствах и в помещениях с температурой окружающей среды от -45°С до +40°С и относительной влажностью воздуха не более 80%, с возможностью подъема на высоту до 11 м и при порывах ветра до 12,5 м/с.

Похожие патенты RU2795671C1

название год авторы номер документа
ПОДЪЕМНИК ТЕЛЕСКОПИЧЕСКИЙ 2022
  • Акулич Максим Петрович
  • Мариан Андреа
  • Жигулин Александр Юрьевич
  • Острянин Константин Юрьевич
RU2785824C1
КРАН-МАНИПУЛЯТОР 2004
  • Зволинский Вячеслав Петрович
  • Салдаев Александр Макарович
  • Салдаев Геннадий Александрович
  • Салдаев Дмитрий Александрович
RU2274559C1
КРАН-МАНИПУЛЯТОР 2005
  • Зволинский Вячеслав Петрович
  • Салдаев Александр Макарович
  • Салдаев Геннадий Александрович
  • Салдаев Дмитрий Александрович
RU2312057C2
ПОГРУЗЧИК 2002
  • Богданов В.О.
  • Ененко А.Ю.
  • Иванова В.В.
  • Иванов Ю.Г.
  • Клочихин Н.В.
  • Левкин Д.В.
  • Мошкин В.С.
  • Оконьский А.Б.
RU2230698C2
КРАН-МАНИПУЛЯТОР 2002
  • Салдаев Н.Д.
  • Салдаев А.М.
  • Салдаев Г.А.
  • Салдаев Д.А.
RU2240972C2
КРАН-МАНИПУЛЯТОР МЕТАЛЛОВОЗНЫЙ 1998
  • Апальков В.Д.
  • Иванов Ю.Г.
  • Клочихин Н.В.
  • Клочихина Т.Г.
  • Коростелкин А.Н.
  • Коростелкин Ю.Н.
  • Марданов Р.Д.
  • Мошкин В.С.
  • Оконьский А.Б.
RU2140367C1
Транспортное средство для перевозки контейнеров 1990
  • Ковалев Валерий Александрович
  • Соснин Николай Викторович
SU1729845A1
ПОДЪЕМНИК АВТОМОБИЛЬНЫЙ ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ 2009
  • Пташниченко Виктор Петрович
  • Семенов Георгий Иванович
  • Бадылов Сергей Юрьевич
  • Рыбак Александр Владимирович
RU2399578C1
Транспортное средство для перевозки контейнеров 1987
  • Ковалев Валерий Александрович
SU1502415A1
Подъемник 1989
  • Кропов Юрий Сергеевич
  • Титов Аркадий Владимирович
SU1744061A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 795 671 C1

Реферат патента 2023 года Передвижная мачта освещения телескопического типа

Изобретение относится к подъемно-транспортным механизмам, а именно к установкам мобильного освещения, и может быть использовано при проведении строительных, ремонтных, монтажных и многих других видов работ. Передвижная мачта освещения телескопического типа, содержащая стальную раму на колесной базе, зафиксированную на раме телескопическую стрелу, состоящую из стационарной и подвижной частей, включающих секции, соединенные между собой роликовыми блоками и блочно-цепной системой, расположенную на подвижной части телескопической стрелы корону освещения, закрепленные на раме и телескопической стреле боковые раскосы, привод движения телескопической стрелы и складные аутригеры, шарнирно установленные на осях по углам рамы, отличается тем, что рама содержит полый каркас из труб квадратного сечения с накладками, расположенными сверху и снизу каркаса, соединенными между собой ребрами жесткости, причем длина одной стороны рамы больше другой стороны рамы по меньшей мере на ширину аутригера, низ рамы усилен сплошным листом, снабжен по меньшей мере одним отсеком, в полом каркасе рамы предусмотрены ответные отверстия для вил погрузчика, форма которых соответствует форме вил погрузчика, каждый аутригер содержит пружинный фиксатор и домкрат, включающий гильзу квадратного сечения, внутри которой через антифрикционные втулки круглого сечения установлен квадратный шток с винтом, соединенный с шаровой опорой, установленной в основании, боковые раскосы непараллельны друг другу, а крепление боковых раскосов к телескопической мачте выполнено в самой верхней точке стационарной части телескопической мачты через кронштейн. При этом привод движения телескопической стрелы состоит из двигателя постоянного тока, червячного редуктора, упорного стакана с подшипником, ходового винта и гайки, при этом двигатель постоянного тока и червячный редуктор закреплены к сплошному листу рамы снизу, упорный стакан - сверху, а ходовой винт расположен внутри первой секции подвижной части телескопической стрелы, которая прикреплена к его резьбовой части через гайку, закреплен в упорном стакане с подшипником и соединен с червячным редуктором посредством шпоночного соединения. Дополнительно мачта освещения содержит переворотный узел, контроллер, ограничивающий предельную ветровую нагрузку на корону освещения и угол наклона мачты освещения, световой маяк, датчик скорости ветра и датчик угла наклона телескопической стрелы, связанные с контроллером. Датчик угла наклона установлен внизу стационарной части телескопической мачты в пазу. Корона освещения состоит из рамы, выполненной из трубы квадратного сечения и труб круглого сечения, а также листового металла, с кронштейнами и светильников. При этом корона освещения установлена на телескопическую мачту с возможностью оперативного снятия посредством нижнего и верхнего захвата, при этом нижний захват представляет собой нижний кронштейн с крюками, а верхний захват состоит из верхнего кронштейна с крюками, в пазах которого шарнирно установлена откидная скоба с подпружиненным фиксатором и содержащая на боковых планках углубления под трубу круглого сечения рамы короны освещения, световой маяк и датчик скорости ветра установлены на раме короны освещения. Переворотный узел включает переворотный рычаг П-образной формы, телескопически расположенный в полом каркасе рамы, блок колес, жестко закрепленный на стационарной части телескопической стрелы, фиксатор, состоящий из скобы и подпружиненного штифта, закрепленного на стационарной части телескопической стрелы, упорный блок, установленный на стационарной части телескопической стрелы с возможностью перемещения вдоль нее, и лыжи, расположенные на тыльной стороне рамы, при этом упорный блок включает две боковины, распорки, соединяющие боковины между собой, откидной крючок и скребок, шарнирно установленный в боковинах при помощи оси скребка. Технический результат - повышение надежности работы мачты освещения и ее узлов в расширенных условиях эксплуатации, исключение травмоопасных операций по подготовке мачты освещения к работе или транспортировке, автоматизация контроля безопасности и повышение удобства эксплуатации при одновременном упрощении и повышении скорости подготовительных операций. 4 н. и 11 з.п. ф-лы, 22 ил.

Формула изобретения RU 2 795 671 C1

1. Передвижная мачта освещения телескопического типа, содержащая раму на колесной базе, зафиксированную на раме телескопическую стрелу, состоящую из стационарной и подвижной частей, включающих секции, соединенные между собой роликовыми блоками и блочно-цепной системой, расположенную на подвижной части телескопической стрелы корону освещения, закрепленные на раме и телескопической стреле боковые раскосы, привод выдвижения телескопической стрелы и складные аутригеры, шарнирно установленные на осях по углам рамы, отличающаяся тем, что рама содержит полый каркас из труб квадратного сечения с накладками, расположенными сверху и снизу каркаса, соединенными между собой ребрами жесткости, причем длина одной стороны рамы больше другой стороны рамы по меньшей мере на ширину аутригера, низ рамы усилен сплошным листом, снабжен по меньшей мере одним отсеком для хранения, в полом каркасе рамы предусмотрены ответные отверстия для вил погрузчика, форма которых соответствует форме вил погрузчика, каждый аутригер содержит пружинный фиксатор и домкрат, включающий гильзу квадратного сечения, внутри которой через антифрикционные втулки круглого сечения установлен квадратный шток с винтом, соединенный с шаровой опорой, установленной в основании, боковые раскосы непараллельны друг другу, а крепление боковых раскосов к телескопической стреле выполнено в самой верхней точке стационарной части телескопической стрелы через кронштейн.

2. Передвижная мачта освещения телескопического типа по п. 1, отличающаяся тем, что рама содержит два отсека для хранения, один из которых предназначен для хранения элементов силовой электрики.

3. Передвижная мачта освещения телескопического типа по п. 1, отличающаяся тем, что рама выполнена из стали 09Г2С с толщиной стенок труб каркаса не менее 3 мм, толщиной накладок не менее 4 мм и толщиной усиливающего листа не менее 8 мм.

4. Передвижная мачта освещения телескопического типа по п. 1, отличающаяся тем, что аутригеры и боковые раскосы выполнены из стали 09Г2С.

5. Передвижная мачта освещения телескопического типа по п. 1, отличающаяся тем, что дополнительно содержит переворотный узел, который включает переворотный рычаг П-образной формы, телескопически расположенный в полом каркасе рамы, блок колес, жестко закрепленный на стационарной части телескопической стрелы, фиксатор, состоящий из скобы и подпружиненного штифта, закрепленного на стационарной части телескопической стрелы, упорный блок, установленный на стационарной части телескопической стрелы с возможностью перемещения вдоль нее, и лыжи, расположенные на тыльной стороне рамы, при этом упорный блок включает две боковины, распорки, соединяющие боковины между собой, откидной крючок и скребок, шарнирно установленный в боковинах при помощи оси скребка.

6. Передвижная мачта освещения телескопического типа по п. 1, отличающаяся тем, что корона освещения состоит из рамы, выполненной из трубы квадратного сечения и труб круглого сечения, а также листового металла, с кронштейнами и светильников.

7. Передвижная мачта освещения телескопического типа по п. 6, отличающаяся тем, что корона освещения установлена на телескопическую стрелу с возможностью оперативного снятия посредством нижнего и верхнего захвата, расположенных на телескопической стреле, при этом нижний захват представляет собой нижний кронштейн с крюками, а верхний захват состоит из верхнего кронштейна с крюками, в пазах которого шарнирно установлена откидная скоба с подпружиненным фиксатором и содержащая на боковых планках углубления под трубу круглого сечения рамы короны освещения.

8. Передвижная мачта освещения телескопического типа по п. 6, отличающаяся тем, что кронштейны выполнены из нижних и верхних скоб, соединенных между собой с возможностью поворота, нижние скобы подвижно закреплены на раме, а на верхних скобах установлены светильники.

9. Передвижная мачта освещения телескопического типа по п. 6, отличающаяся тем, что корона освещения установлена на телескопическую стрелу на лицевой стороне последней секции подвижной части телескопической стрелы.

10. Передвижная мачта освещения телескопического типа по п. 6, отличающаяся тем, что на раме короны освещения установлен датчик скорости ветра.

11. Передвижная мачта освещения телескопического типа по п. 6, отличающаяся тем, что на раме короны освещения установлен световой маяк.

12. Передвижная мачта освещения телескопического типа, содержащая раму на колесной базе, зафиксированную на раме телескопическую стрелу, состоящую из стационарной и подвижной частей, включающих секции, соединенные между собой роликовыми блоками и блочно-цепной системой, расположенную на подвижной части телескопической стрелы корону освещения, закрепленные на раме и телескопической стреле боковые раскосы, привод движения телескопической стрелы и складные аутригеры, шарнирно установленные на осях по углам рамы, отличающаяся тем, что рама усилена снизу сплошным листом, привод движения телескопической стрелы состоит из двигателя постоянного тока, червячного редуктора, упорного стакана с подшипником, ходового винта и гайки, при этом двигатель постоянного тока и червячный редуктор закреплены к сплошному листу рамы снизу, упорный стакан - сверху, а ходовой винт расположен перед неподвижной частью телескопической стрелы внутри первой секции подвижной части телескопической стрелы, которая прикреплена к его резьбовой части через гайку, установленную на ней, закреплен в упорном стакане с подшипником и соединен с червячным редуктором посредством шпоночного соединения, дополнительно мачта освещения содержит контроллер, ограничивающий предельную ветровую нагрузку на корону освещения и угол наклона мачты освещения, датчик скорости ветра и датчик угла наклона телескопической стрелы, связанные с контроллером, при этом датчик скорости ветра установлен на короне освещения, а датчик угла наклона установлен внизу стационарной части телескопической стрелы в пазу.

13. Передвижная мачта освещения телескопического типа по п. 11, отличающаяся тем, что телескопическая стрела выполнена из алюминиевого сплава 6082 Т66.

14. Передвижная мачта освещения телескопического типа, содержащая раму на колесной базе, зафиксированную на раме телескопическую стрелу, состоящую из стационарной и подвижной частей, включающих секции, соединенные между собой роликовыми блоками и блочно-цепной системой, расположенную на подвижной части телескопической стрелы корону освещения, закрепленные на раме и телескопической стреле боковые раскосы, привод выдвижения телескопической стрелы и складные аутригеры, шарнирно установленные на осях по углам рамы, отличающаяся тем, что рама содержит полый каркас из труб квадратного сечения, дополнительно передвижная мачта освещения телескопического типа снабжена переворотным узлом, который включает переворотный рычаг П-образной формы, телескопически расположенный в полом каркасе рамы, блок колес, жестко закрепленный на стационарной части телескопической стрелы, фиксатор, состоящий из скобы и подпружиненного штифта, закрепленного на стационарной части телескопической стрелы, упорный блок, установленный на стационарной части телескопической стрелы с возможностью перемещения вдоль нее, и лыжи, расположенные на тыльной стороне рамы, при этом упорный блок включает две боковины, распорки, соединяющие боковины между собой, откидной крючок и скребок, шарнирно установленный в боковинах при помощи оси скребка.

15. Передвижная мачта освещения телескопического типа, содержащая раму на колесной базе, зафиксированную на раме телескопическую стрелу, состоящую из стационарной и подвижной частей, включающих секции, соединенные между собой роликовыми блоками и блочно-цепной системой, расположенную на подвижной части телескопической стрелы корону освещения, закрепленные на раме и телескопической стреле боковые раскосы, привод движения телескопической стрелы и складные аутригеры, шарнирно установленные на осях по углам рамы, отличающаяся тем, что корона освещения расположена на лицевой стороне последней секции подвижной части телескопической стрелы, включает раму, выполненную из трубы квадратного сечения и труб круглого сечения, а также листового металла, кронштейны и светильники, при этом кронштейны выполнены из нижней скобы и верхней скобы, соединенных между собой с возможностью поворота относительно горизонтальной оси, на верхней скобе, выполненной в форме рамки с проушинами, закреплены светильники, нижняя скоба имеет П-образную форму, содержит торцевую стенку и боковые стенки, соединенные осью жесткости, в торцевой стенке имеется поворотная втулка, обеспечивающая крепление нижней скобы к раме короны освещения, которая служит осью поворота кронштейна со светильниками вокруг вертикальной оси, и отверстия для фиксации положения кронштейна со светильниками, на боковых стенках нижней скобы выполнено множество регулировочных отверстий для регулировки угла наклона верхней скобы относительно нижней, а на верхней скобе выполнено ответное регулировочное отверстие для регулировки угла наклона верхней скобы относительно нижней, ответное каждому из множества регулировочных отверстий на нижней скобе, корона освещения установлена на телескопическую мачту с возможностью оперативного снятия посредством нижнего и верхнего захвата, расположенных на телескопической стреле, нижний захват представляет собой кронштейн с крюками, а верхний захват состоит из кронштейна с крюками, в пазах которого шарнирно установлена откидная скоба с подпружиненным фиксатором и содержащая на боковых планках углубления под трубу круглого сечения рамы короны освещения, дополнительно на раме короны освещения установлены световой маяк и датчик скорости ветра.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2023 года RU2795671C1

CN 2886338 Y, 04.04.2007
ТЕЛЕСКОПИЧЕСКАЯ МАЧТА 2019
  • Фомин Владимир Викторович
  • Клоков Владимир Александрович
  • Иванов Эдуард Викторович
RU2717122C1
СКЛАДНАЯ ОСВЕТИТЕЛЬНАЯ МАЧТА 2018
  • Блэкуэлдер, Пол, Брэдфорд
  • Уоссон, Эндрю, Пол
RU2747817C1
КРИОСТАТ ДЛЯ ПРИЕМНИКОВ ИЗЛУЧЕНИЯ 0
SU180383A1
US 20160258601 A1, 08.09.2016
US 20180010748 A1, 11.01.2018
Устройство для разрушения горных пород инфракрасным излучением 1983
  • Бережной Юрий Иванович
  • Горелов Николай Семенович
  • Потапов Юрий Андреевич
  • Черевко Александр Сергеевич
  • Деревянко Лидия Порфирьевна
SU1120102A1

RU 2 795 671 C1

Авторы

Акулич Максим Петрович

Мариан Андреа

Жигулин Александр Юрьевич

Острянин Константин Юрьевич

Даты

2023-05-05Публикация

2022-12-08Подача