Способ изготовления корпуса лодки Российский патент 2023 года по МПК B63B5/24 B63B3/34 

Описание патента на изобретение RU2802094C1

Изобретение относится к области судостроения и касается конструкции маломерных судам, преимущественно, лодкам.

Известен корпус лодки (ПМ RU № 127710 от 01.11.2012) из термопластичного полимера, содержащий киль, обшивку из досок в виде продольных поясов, транца и планширей, соединенных между собой сваркой.

Недостаток данного способа - высокая трудоемкость изготовления корпуса лодки, обусловленная как множеством досок в продольных поясах обшивки, так и необходимостью наложения множества как наружных, так и внутренних сварных швов, обеспечивая взаимное позиционирование каждой пары сопрягаемых досок.

Известен корпус лодки из полимерного термопластичного материала с плоским дном и вертикальными бортами (патент RU № 195164 от 24.09.2019) и способ его изготовления путем формирования таврового стыка бортов и дна и наложения внешних и внутренних сплошных сварных швов для получения прочного герметичного соединения бортов и плоского дня.

Недостаток данного способа изготовления корпуса лодки - ограниченность применения только для изготовления лодок с плоским дном.

Известен способ изготовления корпусов судов (патент RU № 2754420 от 05.10.2020), при котором осуществляют: контурную резку листовых деталей; подготовку под сварку кромок листовых деталей, листовые детали устанавливают (фиксируют) и сваривают между собой.

Недостаток данного способа - ограниченность его применения только для изготовления плоских секций корпусов судов.

Известен корпус лодки из листового полипропилена (патент ПМ RU № 163725 от 11.01.2016), состоящий из деталей: днища V-образной формы с килем, бортов, планширей, элементов жесткости в виде продольных листовых накладок сопряжения бортов с днищем и планширями, соединенных между собой непрерывными сварными швами.

Недостаток данной полезной модели - отсутствие описания технологического обеспечения продольной и поперечной жесткости и плавучести корпуса лодки без шпангоутов и бортовых стрингеров в процессе изготовления.

Техническая задача, решаемая изобретением, - технологическое обеспечение продольной и поперечной жесткости и плавучести корпуса лодки при изготовлении из продольных листовых деталей из термопластичного материала.

Техническая задача решена в способе изготовления корпуса лодки из листового термопластичного полимера (полимерного материала), состоящего из деталей: днища V-образной формы с килем, бортов, планширей, элементов жесткости в виде продольных листовых накладок сопряжения бортов с днищем и элементов жесткости в виде продольных листовых накладок сопряжения бортов с планширями, включающий: контурную резку листовых деталей; подготовку под сварку кромок листовых деталей; установку листовых деталей с взаимным сопряжением кромок под сварку и их фиксацию; сварку установленных листовых деталей непрерывными сварными швами, при этом изготавливают первый стапель из взаимно-соединенных шпангоутов-лекал, образующих форму днища и бортов корпуса лодки, обращенного килем вверх; устанавливают киль в вырезы шпангоутов-лекал стапеля; устанавливают и фиксируют на стапеле левую и правую листовые детали бортов и днища с сопряжением кромок под сварку с килем; устанавливают и фиксируют на стапеле левую и правую листовые детали бортов с сопряжением кромок под сварку с левой и правой листовыми деталями днища; сваривают непрерывными швами вначале - кромки листовых деталей днища с килем, затем - кромки листовых деталей днища с кромками листовых деталей бортов, получая заготовку корпуса с первого стапеля; устанавливают заготовку корпуса килем вниз в заранее изготовленный второй стапель; устанавливают, фиксируют и приваривают левые и правые продольные листовые накладки, фиксирующие углы сопряжения между днищем и бортами; устанавливают, фиксируют и приваривают перегородки и снимают распорки, если борта не зафиксированы в стапеле; устанавливают, фиксируют и приваривают к днищу днищевые лонжероны и приваривают поперечины к днищевым лонжеронам; устанавливают, фиксируют и приваривают к бортам сплошными швами левый и правый планшири; устанавливают и приваривают левые и правые продольные листовые накладки, фиксирующие углы сопряжения между планширями и бортами, устанавливают и приваривают лист пола.

Заявленный технический эффект, - технологическое обеспечение продольной и поперечной жесткости и плавучести корпуса лодки при изготовлении из продольных листовых деталей из термопластичного материала, - обеспечивается наличием следующих отличительных признаков способа:

изготавливают первый стапель из взаимно-соединенных шпангоутов-лекал, образующих форму днища и бортов корпуса лодки, обращенного килем вверх; устанавливают киль в вырезы шпангоутов-лекал стапеля; устанавливают и фиксируют на стапеле левую и правую листовые детали бортов и днища с сопряжением кромок под сварку с килем; устанавливают и фиксируют на стапеле левую и правую листовые детали бортов с сопряжением кромок под сварку с левой и правой листовыми деталями днища; сваривают непрерывными швами вначале - кромки листовых деталей днища с килем, затем - кромки листовых деталей днища с кромками листовых деталей бортов, получая заготовку корпуса с первого стапеля; устанавливают заготовку корпуса килем вниз в заранее изготовленный второй стапель; устанавливают, фиксируют и приваривают левые и правые продольные листовые накладки, фиксирующие углы сопряжения между днищем и бортами; устанавливают, фиксируют и приваривают перегородки и снимают распорки, если борта не зафиксированы в стапеле; устанавливают, фиксируют и приваривают к днищу днищевые лонжероны и приваривают поперечины к днищевым лонжеронам; устанавливают, фиксируют и приваривают к бортам сплошными швами левый и правый планшири; устанавливают и приваривают левые и правые продольные листовые накладки, фиксирующие углы сопряжения между планширями и бортами, устанавливают и приваривают лист пола.

Данные отличительные признаки способа не обнаружены в процессе патентно-информационного поиска, следовательно, техническое решение соответствует критерию «новизна». Они также не следуют явно из уровня техники, следовательно, техническое решение соответствует критерию «изобретательский уровень».

На фиг. 1 показан первый стапель, позволяющий собрать обшивку лодки, киль, днищевые и бортовые листы и транец.

На фиг. 2 - установка днищевых и бортовых листов и сварка деталей киля наружными швами.

На фиг. 3 показан второй стапель для проведения последующих технологических операций, позволяющий правильно собрать и зафиксировать днищевые и бортовые листы корпуса.

На фиг. 4 - корпус с распорками и установленными листовыми накладками, фиксирующими углы сопряжения между днищем и бортами.

На фиг. 5 - корпус с установленными и вваренными перегородками и убранными распорками.

На фиг. 6 - корпус с установленными и приваренными лонжеронами и поперечинами пола.

На фиг. 7 - корпус с установленными и приваренными планширями и листовыми накладками, фиксирующими углы сопряжения между планширями и бортами.

На фиг. 8 - сечение А-А на фиг. 7.

На фиг. 9 - корпус с установленным и приваренным полом.

Способ изготовления корпуса лодки из листового термопластичного полимера (полимерного материала), состоящего из деталей (фиг. 1-9):

- днища 1 V-образной формы с килем 2 (фиг. 1),

- бортов 3а и 3b, планширей 4а и 4b (фиг. 7),

- элементов 5а жесткости в виде продольных листовых накладок сопряжения бортов 3а и 3b с днищем 1 и элементов 5b жесткости в виде продольных листовых накладок сопряжения бортов 3а и 3b с планширями 4,

включающий:

- контурную резку листовых деталей;

- подготовку под сварку кромок листовых деталей;

- установку листовых деталей с взаимным сопряжением кромок под сварку и их фиксацию;

- сварку установленных листовых деталей непрерывными сварными швами,

при этом

- изготавливают первый стапель 6 (фиг. 1) из взаимно-соединенных шпангоутов-лекал 7 (фиг. 1), образующих форму днища 1 и бортов 3а и 3b корпуса лодки, обращенного килем 2 вверх;

- устанавливают киль 2 в вырезы 8 шпангоутов-лекал 7 стапеля 6;

- устанавливают и фиксируют на стапеле 6 левую и правую листовые детали бортов 3а и 3b и днища 1 с сопряжением кромок под сварку с килем 2;

- устанавливают и фиксируют на стапеле 6 левую и правую листовые детали бортов 3а и 3b с сопряжением кромок под сварку с левой и правой листовыми деталями днища 1;

- сваривают непрерывными швами вначале - кромки листовых деталей днища 1 с килем 2, затем - кромки листовых деталей днища 1 с кромками листовых деталей бортов 3а и 3b, получая заготовку корпуса с первого стапеля 6;

- устанавливают заготовку корпуса килем 2 вниз в заранее изготовленный второй стапель 8 (фиг. 3);

- устанавливают в заготовку корпуса распорки 9 (фиг. 4) бортов 3а и 3b или фиксируют (не показано) борта 3а и 3b относительно второго стапеля 8;

- устанавливают, фиксируют и приваривают левые и правые продольные листовые накладки 5а (фиг. 4), фиксирующие углы сопряжения между днищем 1 и бортами 3а и 3b,

- устанавливают, фиксируют и приваривают перегородки 10 и снимают распорки (фиг. 5), если борта не зафиксированы в стапеле;

- устанавливают, фиксируют и приваривают к днищу 1 днищевые лонжероны 11 (фиг. 6) и приваривают поперечины 12 к днищевым лонжеронам 11;

- устанавливают, фиксируют и приваривают к бортам 3а и 3b сплошными швами левый и правый планшири 4а и 4b (фиг. 7),

- устанавливают и приваривают левые и правые продольные листовые накладки 5b (фиг. 7, 8), фиксирующие углы сопряжения между планширями 4а и 4b и бортами 3а и 3b, устанавливают и приваривают лист пола 13;

- устанавливают и приваривают другие необходимые элементы корпуса лодки в зависимости от назначения и конструктивного исполнения лодки (весельная, моторная, парусная и т.д.).

Данный способ технологически обеспечивает повышение продольной и поперечной жесткости и плавучести корпуса лодки при ее изготовлении из продольных листовых деталей из термопластичного материала.

Похожие патенты RU2802094C1

название год авторы номер документа
КОРПУС МАЛОМЕРНОГО СУДНА 2019
  • Романов Евгений Васильевич
  • Свинин Сергей Владимирович
RU2721033C1
ОКОНЕЧНОСТЬ СКЛАДНОЙ ЛОДКИ 1991
  • Орлов М.А.
RU2029706C1
Способ изготовления криволинейных днищевых секций корпуса судна и устройство для его осуществления 1979
  • Колесников Владимир Сергеевич
  • Пальников Павел Николаевич
  • Дудницкий Вилен Юрьевич
  • Любимов Борис Владимирович
  • Трегубов Вячеслав Глебович
SU787256A1
СПОСОБ СБОРКИ КОРПУСА СУДНА ИЗ ЛЕГКОГО СПЛАВА И СТАПЕЛЬ-ПОСТЕЛЬ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2003
  • Лапочкин Эдуард Викторович
  • Сошкин Виталий Абрамович
  • Марков Василий Яковлевич
  • Гнездилов Леонид Егорович
  • Богатов Ленинар Иванович
  • Павлов Геннадий Алексеевич
RU2249532C1
КОНДУКТОР И НАБОР-КОНСТРУКТОР ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КОРПУСА ДЕРЕВЯННОЙ МАСШТАБНОЙ МОДЕЛИ СУДНА 2019
  • Сергеев Петр Иванович
RU2709938C1
СПОСОБ СБОРКИ КОНСТРУКЦИИ СУДНА С МЕТАЛЛИЧЕСКИМ КОРПУСОМ 2012
  • Строителев Роман Геннадьевич
RU2486097C1
Способ изготовления цилиндрической вставки корпуса судна 1983
  • Тищенко Виктор Ефремович
  • Шутов Альберт Алексеевич
SU1105372A1
Складная жесткая надувная лодка 2019
  • Веретенников Сергей Александрович
  • Чилингаров Андрей Дмитриевич
RU2715815C1
Способ изготовления сварной панельной конструкции 1990
  • Баньковский Вячеслав Фелексович
  • Богданов Иван Платонович
  • Попов Василий Иванович
SU1724509A1
КРУПНОТОННАЖНЫЙ КОНТЕЙНЕР 1992
  • Прохоров Владимир Михайлович[Ua]
  • Приходько Владимир Иванович[Ua]
  • Щепет Федор Алексеевич[Ua]
  • Заниздра Федор Алексеевич[Ua]
  • Ехнич Александр Алексеевич[Ua]
RU2040451C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 802 094 C1

Реферат патента 2023 года Способ изготовления корпуса лодки

Изобретение относится к области судостроения и конструкциям маломерных судов, преимущественно к лодкам. Способ изготовления корпуса лодки из листового полимерного материала, состоящего из днища V-образной формы с килем, бортов и планширей, элементов жесткости в виде продольных листовых накладок сопряжения бортов с днищем и планширями, включает: резку листовых деталей; подготовку под сварку их кромок; установку листовых деталей с сопряжением кромок под сварку и их фиксацию; сварку установленных листовых деталей непрерывными сварными швами, при этом изготавливают первый стапель из взаимно-соединенных шпангоутов-лекал, образующих форму днища и бортов корпуса, обращенного килем вверх; устанавливают киль в вырезы шпангоутов-лекал стапеля; устанавливают и фиксируют на стапеле детали бортов днища с сопряжением кромок под сварку с килем; устанавливают и фиксируют на стапеле детали бортов с сопряжением кромок под сварку с листовыми деталями днища; сваривают непрерывными швами вначале - кромки листовых деталей днища с килем, затем - кромки листовых деталей днища с кромками листовых деталей бортов, получая заготовку корпуса с первого стапеля; устанавливают корпус килем вниз во второй стапель; устанавливают в корпус распорки бортов или фиксируют борта в стапеле; устанавливают, фиксируют и приваривают левые и правые листовые накладки, фиксирующие углы сопряжения между днищем и бортами; устанавливают, фиксируют и приваривают перегородки и снимают распорки, если борта не зафиксированы в стапеле; устанавливают, фиксируют и приваривают к днищу днищевые лонжероны и поперечины к днищевым лонжеронам; устанавливают, фиксируют и приваривают к бортам левый и правый планшири; устанавливают и приваривают левые и правые продольные листовые накладки, фиксирующие углы сопряжения между планширями и бортами, а также лист пола. 9 ил.

Формула изобретения RU 2 802 094 C1

Способ изготовления корпуса лодки из листового термопластичного полимера – полимерного материала, состоящего из деталей:

- днища V-образной формы с килем,

- бортов, планширей,

- элементов жесткости в виде продольных листовых накладок сопряжения бортов с днищем и элементов жесткости в виде продольных листовых накладок сопряжения бортов с планширями, включающий:

- контурную резку листовых деталей;

- подготовку под сварку кромок листовых деталей;

- установку листовых деталей с взаимным сопряжением кромок под сварку и их фиксацию;

- сварку установленных листовых деталей непрерывными сварными швами, отличающийся тем, что

- изготавливают первый стапель из взаимно-соединенных шпангоутов-лекал, образующих форму днища и бортов корпуса лодки, обращенного килем вверх;

- устанавливают киль в вырезы шпангоутов-лекал стапеля;

- устанавливают и фиксируют на стапеле левую и правую листовые детали бортов и днища с сопряжением кромок под сварку с килем;

- устанавливают и фиксируют на стапеле левую и правую листовые детали бортов с сопряжением кромок под сварку с левой и правой листовыми деталями днища;

- сваривают непрерывными швами вначале – кромки листовых деталей днища с килем, затем – кромки листовых деталей днища с кромками листовых деталей бортов, получая заготовку корпуса с первого стапеля;

- устанавливают заготовку корпуса килем вниз в заранее изготовленный второй стапель;

- устанавливают в заготовку корпуса распорки бортов или фиксируют борта относительно второго стапеля;

- устанавливают, фиксируют и приваривают левые и правые продольные листовые накладки, фиксирующие углы сопряжения между днищем и бортами;

- устанавливают, фиксируют и приваривают перегородки и снимают распорки, если борта не зафиксированы в стапеле;

- устанавливают, фиксируют и приваривают к днищу днищевые лонжероны и приваривают поперечины к днищевым лонжеронам;

- устанавливают, фиксируют и приваривают к бортам сплошными швами левый и правый планшири;

- устанавливают и приваривают левые и правые продольные листовые накладки, фиксирующие углы сопряжения между планширями и бортами, устанавливают и приваривают лист пола.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2023 года RU2802094C1

АППАРАТ ДЛЯ НЕБОЛЬШИХ КРОВОПУСКАНИЙ 0
SU163725A1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ОБШИВКИ КОРПУСА ПЛАВАТЕЛЬНОГО СРЕДСТВА ИЗ ПРОФИЛИРОВАННЫХ КОНСТРУКЦИОННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ И ПРОФИЛИРОВАННЫЙ КОНСТРУКЦИОННЫЙ ЭЛЕМЕНТ 2001
  • Доброквашин Е.А.
RU2203196C2
ДАТЧИК ВЛАЖНОСТИ 0
  • Э. Я. Алкснис Л. Г. Шукькина
SU195164A1
US 4142265 A1, 06.03.1979
СПОСОБ ОЧИСТКИ и КОНЦЕНТРИРОВАНИЯ РАСТВОРОВ ПУТЕМ ЭЛЕКТРОДИАЛИЗА 0
SU199089A1

RU 2 802 094 C1

Авторы

Стрижевский Евгений Ефимович

Даты

2023-08-22Публикация

2023-05-25Подача