Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к двухзвенным гусеничным снегоболотоходным машинам, и касается разработки элементов ходовой части для улучшения показателей подвижности, опорной проходимости и плавности хода.
Для повышения опорной проходимости двухзвенных гусеничных снегоболотоходных машин, в частности по снежной целине и грунтам с низкой несущей способностью в конструкции их ходовой части применяются широкие гусеницы, позволяющие снизить среднее удельное давление на грунт. Вместе с тем, применение в ходовой части широких гусениц приводит, при наезде машины на неровности, к увеличению поперечных нагрузок и перекосу опорных ветвей гусениц, что соответственно ухудшает устойчивость гусеничного обвода и может вызвать сход гусениц.
Известна конструкция ходовой части двухзвенного гусеничного снегоболотоходного транспортера BV-206 (Швеция), состоящая из монолитных резинотросовых гусениц, продольных несущих балок, расположенных по бортам каждого звена, на которых смонтированы ведущие и направляющие колеса, опорные катки, расположенные с противоположных сторон балок на поворотных рычагах подвески, которые в свою очередь закреплены на балках через упругие резинометаллические элементы (All Terrain Carrier BV-206. Maintenance Manual. AB Hagglund & Soner Vehicle Division. Sweden 1985). Такая конструкция ходовой части позволяет распределить нагрузку от катков на опорные ветви гусениц, что обеспечивает хорошую устойчивость гусениц в обводе при движении и в поворотах.
Вместе с тем, недостатком данной конструкции ходовой части является низкая плавность хода из-за малого динамического хода опорных катков в подвеске. При движении машины по грунтовой дороге и местности возникающие толчки и вибрации не гасятся подвеской, а передаются от опорной поверхности через корпус на сиденья механика-водителя и экипажа, что негативно сказывается на плавности хода машины и снижает ее подвижность.
Известна, принятая в качестве аналога (прототипа), конструкция ходовой части двухзвенного гусеничного снегоболотоходного транспортера ГА3-3344-20, состоящая из гусениц, ведущих и направляющих колес, сдвоенных опорных катков и поддерживающих роликов (Руководство по эксплуатации 334420-0000010 РЭ. ОАО «ЗЗГТ» 2016). По центру гусениц сформированы обрезиненные беговые дорожки для опорных катков. Подвеска транспортера состоит из балансиров для установки опорных катков и торсионных валов. Торсионная подвеска позволяет увеличить динамический ход опорных катков, поглощает толчки и вибрации, возникающие во время движения, что обеспечивает хорошие показатели плавности хода и подвижности гусеничной машины.
Вместе с тем, в данной конструкции не в полной мере устранены недостатки, касающиеся устойчивости гусеничного обвода машины и повышенных нагрузок на поперечины опорных ветвей гусениц при движении по пересеченной местности, вследствие чего при наезде краем гусеницы на неровности возможен перекос опорной ветви и сход гусеницы.
Целью изобретения является улучшение конструкции ходовой части двухзвенных гусеничных машин для повышения показателей их подвижности, обеспечения устойчивости гусеничного обвода путем уменьшения перекосов опорных ветвей гусениц, снижения поперечных изгибающих моментов в гусеницах за счет распределения нагрузки на них от опорных катков.
Общий вид ходовой части представлен на фиг. 1, где приняты следующие обозначения:
1 - гусеница;
2 - торсион;
3 - балансир;
4 - двухсторонняя ось опорных катков;
5 - опорные катки;
А - расстояние между опорными катками.
Поставленная цель реализуется путем оснащения двухзвенной гусеничной машины ходовой частью состоящей из широких гусениц (1), ведущих и направляющих колес, опорных катков (5), поддерживающих роликов, торсионов (2), балансиров (3) и гидравлических амортизаторов, что позволяет обеспечить большой динамический ход опорных катков, хорошие показатели плавности хода и подвижности машины в целом.
При этом в предлагаемой конструкции верхняя часть балансиров соединена с торсионными валами, установленными в корпусе машины, а нижняя - с двухсторонними осями (4), на которые с противоположных сторон установлены опорные катки, и для каждого ряда опорных катков на гусенице сформированы беговые дорожки с ограничительными гребнями, при этом расстояние (А) между опорными катками в поперечной плоскости составляет 1/3 от ширины гусеницы, благодаря чему максимальные значения поперечных изгибающих моментов М2 (фиг. 2) в гусеницах снижаются по сравнению со значениями поперечных изгибающих моментов M1 при аналогичной нагрузке от опорных катков, расположенных по центру гусеницы, повышается стабильность гусеничного обвода, его жесткость, устойчивость к перекосам опорных ветвей и сходу гусениц при взаимодействии гусениц с неровностями опорной поверхности и грунтами с низкой несущей способностью.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ ДВУХЗВЕННОЙ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ | 2023 |
|
RU2819798C1 |
СПОСОБ ОБКАТКИ ГУСЕНИЧНЫХ ЛЕНТ НА СТЕНДЕ (ВАРИАНТЫ) | 2010 |
|
RU2423681C1 |
Устройство для обеспечения работоспособности ходовой части гусеничной машины | 2015 |
|
RU2620180C1 |
ПОДВЕСКА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1992 |
|
RU2063352C1 |
ПОДВЕСКА ГУСЕНИЧНОЙ ПЛАТФОРМЫ БРОНЕМАШИНЫ | 2020 |
|
RU2806834C2 |
ХОДОВАЯ СИСТЕМА ГУСЕНИЧНОГО ТРАКТОРА С ИЗМЕНЯЕМЫМ КЛИРЕНСОМ | 1991 |
|
RU2025376C1 |
Гусеничный движитель безклиренсной машины | 1961 |
|
SU146660A1 |
ХОДОВАЯ СИСТЕМА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2000 |
|
RU2178751C2 |
ХОДОВАЯ СИСТЕМА ГУСЕНИЧНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1991 |
|
RU2023618C1 |
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ ГУСЕНИЧНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2006 |
|
RU2354579C2 |
Изобретение относится к ходовой части гусеничной машины. Ходовая часть двухзвенной гусеничной машины с широкими гусеницами и торсионной подвеской содержит балансиры, имеющие в нижней части двухсторонние оси. На осях с противоположных сторон установлены опорные катки. Для каждого ряда опорных катков на гусенице сформированы беговые дорожки с ограничительными гребнями. При этом расстояние между опорными катками в поперечной плоскости составляет 1/3 от ширины гусеницы. Достигается стабильность гусеничного обвода, его жесткость, устойчивость к перекосам опорных ветвей и сходу гусениц. 2 ил.
Ходовая часть двухзвенной гусеничной машины, состоящая из широких гусениц, ведущих и направляющих колес, опорных катков, поддерживающих роликов и балансиров, соединяющих опорные катки с торсионными валами, установленными в корпусе машины, отличающаяся тем, что нижняя часть балансиров имеет двухсторонние оси, на которых с противоположных сторон установлены опорные катки, для каждого ряда опорных катков на гусенице сформированы беговые дорожки с ограничительными гребнями, при этом расстояние между опорными катками в поперечной плоскости составляет 1/3 от ширины гусеницы, благодаря чему снижаются максимальные значения поперечных изгибающих моментов в гусеницах из-за разнесения опорных катков по ширине, повышается стабильность гусеничного обвода, его жесткость, устойчивость к перекосам опорных ветвей и сходу гусениц при взаимодействии гусениц с неровностями опорной поверхности и грунтами с низкой несущей способностью.
US 6206492 B1, 27.03.2001 | |||
US 4166511 A1, 04.09.1979 | |||
CN 112407083 A, 26.02.2021 | |||
Устройство для управления поворотом двухосной тележки полуприцепа | 1985 |
|
SU1273288A1 |
Авторы
Даты
2023-08-24—Публикация
2023-04-24—Подача