ХОДОВАЯ ЧАСТЬ ДВУХЗВЕННОЙ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ Российский патент 2023 года по МПК B62D55/14 B62D55/104 

Описание патента на изобретение RU2802326C1

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к двухзвенным гусеничным снегоболотоходным машинам, и касается разработки элементов ходовой части для улучшения показателей подвижности, опорной проходимости и плавности хода.

Для повышения опорной проходимости двухзвенных гусеничных снегоболотоходных машин, в частности по снежной целине и грунтам с низкой несущей способностью в конструкции их ходовой части применяются широкие гусеницы, позволяющие снизить среднее удельное давление на грунт. Вместе с тем, применение в ходовой части широких гусениц приводит, при наезде машины на неровности, к увеличению поперечных нагрузок и перекосу опорных ветвей гусениц, что соответственно ухудшает устойчивость гусеничного обвода и может вызвать сход гусениц.

Известна конструкция ходовой части двухзвенного гусеничного снегоболотоходного транспортера BV-206 (Швеция), состоящая из монолитных резинотросовых гусениц, продольных несущих балок, расположенных по бортам каждого звена, на которых смонтированы ведущие и направляющие колеса, опорные катки, расположенные с противоположных сторон балок на поворотных рычагах подвески, которые в свою очередь закреплены на балках через упругие резинометаллические элементы (All Terrain Carrier BV-206. Maintenance Manual. AB Hagglund & Soner Vehicle Division. Sweden 1985). Такая конструкция ходовой части позволяет распределить нагрузку от катков на опорные ветви гусениц, что обеспечивает хорошую устойчивость гусениц в обводе при движении и в поворотах.

Вместе с тем, недостатком данной конструкции ходовой части является низкая плавность хода из-за малого динамического хода опорных катков в подвеске. При движении машины по грунтовой дороге и местности возникающие толчки и вибрации не гасятся подвеской, а передаются от опорной поверхности через корпус на сиденья механика-водителя и экипажа, что негативно сказывается на плавности хода машины и снижает ее подвижность.

Известна, принятая в качестве аналога (прототипа), конструкция ходовой части двухзвенного гусеничного снегоболотоходного транспортера ГА3-3344-20, состоящая из гусениц, ведущих и направляющих колес, сдвоенных опорных катков и поддерживающих роликов (Руководство по эксплуатации 334420-0000010 РЭ. ОАО «ЗЗГТ» 2016). По центру гусениц сформированы обрезиненные беговые дорожки для опорных катков. Подвеска транспортера состоит из балансиров для установки опорных катков и торсионных валов. Торсионная подвеска позволяет увеличить динамический ход опорных катков, поглощает толчки и вибрации, возникающие во время движения, что обеспечивает хорошие показатели плавности хода и подвижности гусеничной машины.

Вместе с тем, в данной конструкции не в полной мере устранены недостатки, касающиеся устойчивости гусеничного обвода машины и повышенных нагрузок на поперечины опорных ветвей гусениц при движении по пересеченной местности, вследствие чего при наезде краем гусеницы на неровности возможен перекос опорной ветви и сход гусеницы.

Целью изобретения является улучшение конструкции ходовой части двухзвенных гусеничных машин для повышения показателей их подвижности, обеспечения устойчивости гусеничного обвода путем уменьшения перекосов опорных ветвей гусениц, снижения поперечных изгибающих моментов в гусеницах за счет распределения нагрузки на них от опорных катков.

Общий вид ходовой части представлен на фиг. 1, где приняты следующие обозначения:

1 - гусеница;

2 - торсион;

3 - балансир;

4 - двухсторонняя ось опорных катков;

5 - опорные катки;

А - расстояние между опорными катками.

Поставленная цель реализуется путем оснащения двухзвенной гусеничной машины ходовой частью состоящей из широких гусениц (1), ведущих и направляющих колес, опорных катков (5), поддерживающих роликов, торсионов (2), балансиров (3) и гидравлических амортизаторов, что позволяет обеспечить большой динамический ход опорных катков, хорошие показатели плавности хода и подвижности машины в целом.

При этом в предлагаемой конструкции верхняя часть балансиров соединена с торсионными валами, установленными в корпусе машины, а нижняя - с двухсторонними осями (4), на которые с противоположных сторон установлены опорные катки, и для каждого ряда опорных катков на гусенице сформированы беговые дорожки с ограничительными гребнями, при этом расстояние (А) между опорными катками в поперечной плоскости составляет 1/3 от ширины гусеницы, благодаря чему максимальные значения поперечных изгибающих моментов М2 (фиг. 2) в гусеницах снижаются по сравнению со значениями поперечных изгибающих моментов M1 при аналогичной нагрузке от опорных катков, расположенных по центру гусеницы, повышается стабильность гусеничного обвода, его жесткость, устойчивость к перекосам опорных ветвей и сходу гусениц при взаимодействии гусениц с неровностями опорной поверхности и грунтами с низкой несущей способностью.

Похожие патенты RU2802326C1

название год авторы номер документа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ ДВУХЗВЕННОЙ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ 2023
  • Рубцов Вячеслав Васильевич
  • Нифонтов Олег Валентинович
RU2819798C1
СПОСОБ ОБКАТКИ ГУСЕНИЧНЫХ ЛЕНТ НА СТЕНДЕ (ВАРИАНТЫ) 2010
  • Апарин Анатолий Федорович
  • Беляев Владимир Владимирович
  • Вандяев Иван Михайлович
  • Ерофеев Владимир Александрович
  • Кондратьев Иван Андреевич
  • Шаповалов Виктор Владимирович
  • Шумаков Игорь Константинович
RU2423681C1
Устройство для обеспечения работоспособности ходовой части гусеничной машины 2015
  • Полушкин Владислав Александрович
RU2620180C1
ПОДВЕСКА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1992
  • Бабушкин М.Н.
  • Горобцов А.С.
  • Хватов В.Ф.
  • Кабалдин А.Д.
  • Шевчук В.П.
  • Ульянов О.В.
  • Фролов Р.И.
  • Собченко Б.С.
RU2063352C1
ПОДВЕСКА ГУСЕНИЧНОЙ ПЛАТФОРМЫ БРОНЕМАШИНЫ 2020
  • Николаев Виктор Александрович
  • Нехаев Виктор Алексеевич
  • Баглайчук Сергей Владимирович
RU2806834C2
ХОДОВАЯ СИСТЕМА ГУСЕНИЧНОГО ТРАКТОРА С ИЗМЕНЯЕМЫМ КЛИРЕНСОМ 1991
  • Чирихин Ю.И.
  • Демидов А.И.
  • Ган Э.А.
  • Пинигин Б.Н.
  • Казанцев С.В.
  • Кужель С.Н.
RU2025376C1
Гусеничный движитель безклиренсной машины 1961
  • Шварцбург М.Б.
SU146660A1
ХОДОВАЯ СИСТЕМА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2000
  • Зацепин М.А.
  • Соколов В.П.
  • Гмыря А.С.
  • Стешенко А.П.
RU2178751C2
ХОДОВАЯ СИСТЕМА ГУСЕНИЧНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1991
  • Александров В.А.
  • Ведерников О.М.
  • Третьяков В.И.
RU2023618C1
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ ГУСЕНИЧНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2006
  • Подусов Виктор Афанасьевич
  • Рулев Виктор Николаевич
RU2354579C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 802 326 C1

Реферат патента 2023 года ХОДОВАЯ ЧАСТЬ ДВУХЗВЕННОЙ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к ходовой части гусеничной машины. Ходовая часть двухзвенной гусеничной машины с широкими гусеницами и торсионной подвеской содержит балансиры, имеющие в нижней части двухсторонние оси. На осях с противоположных сторон установлены опорные катки. Для каждого ряда опорных катков на гусенице сформированы беговые дорожки с ограничительными гребнями. При этом расстояние между опорными катками в поперечной плоскости составляет 1/3 от ширины гусеницы. Достигается стабильность гусеничного обвода, его жесткость, устойчивость к перекосам опорных ветвей и сходу гусениц. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 802 326 C1

Ходовая часть двухзвенной гусеничной машины, состоящая из широких гусениц, ведущих и направляющих колес, опорных катков, поддерживающих роликов и балансиров, соединяющих опорные катки с торсионными валами, установленными в корпусе машины, отличающаяся тем, что нижняя часть балансиров имеет двухсторонние оси, на которых с противоположных сторон установлены опорные катки, для каждого ряда опорных катков на гусенице сформированы беговые дорожки с ограничительными гребнями, при этом расстояние между опорными катками в поперечной плоскости составляет 1/3 от ширины гусеницы, благодаря чему снижаются максимальные значения поперечных изгибающих моментов в гусеницах из-за разнесения опорных катков по ширине, повышается стабильность гусеничного обвода, его жесткость, устойчивость к перекосам опорных ветвей и сходу гусениц при взаимодействии гусениц с неровностями опорной поверхности и грунтами с низкой несущей способностью.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2023 года RU2802326C1

US 6206492 B1, 27.03.2001
US 4166511 A1, 04.09.1979
CN 112407083 A, 26.02.2021
Устройство для управления поворотом двухосной тележки полуприцепа 1985
  • Лисовец Анатолий Петрович
  • Зимин Анатолий Павлович
  • Березняк Леонид Аркадьевич
  • Николенко Сергей Федорович
  • Сахно Владимир Прохорович
SU1273288A1

RU 2 802 326 C1

Авторы

Рубцов Вячеслав Васильевич

Нифонтов Олег Валентинович

Даты

2023-08-24Публикация

2023-04-24Подача