Струйная позиционная пневматическая система привода длинноходовых установочных координатных перемещений Российский патент 2023 года по МПК G05B19/44 

Описание патента на изобретение RU2802568C1

Изобретение относится к техническим средствам автоматизации и может быть использовано в пневматических системах автоматического управления.

Среди многообразия целевых машин значительный объем исполнительных движений занимают длинноходовые установочные и координатные перемещения, требующие сокращения длительности и повышения точности перемещения. При длинноходовых перемещениях появляется ухудшение динамического качества и позиционирования привода из-за наличия трения поршня и нелинейных характеристик потока сжатого газа в значительных объемах напорной и сливной полостях цилиндра.

Известна струйная позиционная система числового управления, содержащая цилиндр с установленным в нем поршнем со штоком, причем шток жестко связан с базовой измерительной шкалой (программоносителем), которая, воздействуя на измерительный элемент (датчик типа «сопло - приемный канал»), формирует на выходе измерительного элемента управляющий сигнал («Пневматика и гидравлика. Приводы и системы управления». Выпуск 2. Под ред. Е.В.Герц, М.: Машиностроение, 1975, с. 159, рис. 2).

Наиболее близким техническим решением является струйное устройство позиционирования привода возвратно-поступательного движения (см. пат. RU 2352973, G05B19/44, опубл. 20.04.2009) содержащее цилиндр с установленным в нем поршнем со штоком, жестко связанным с базовой измерительной шкалой, которая воздействует на измерительный элемент, отличающееся тем, что измерительный элемент выполнен в виде пневматического датчика, величина давления на выходе которого пропорциональна величине измерительного зазора между датчиком и измерительной шкалой, выполненной в виде поворотной планки, наклон которой устанавливается регулировочным винтом, при этом выход пневматического датчика связан с входом управления струйного порогового устройства, на выходе которого формируется управляющий сигнал, а вход смещения струйного порогового устройства связан с настроечным дросселем.

Недостатком данного устройства является то, что датчик разработан для цилиндра со штоком, точность данного решения может меняться в зависимости от перекосов крепления сопла и поворотной планки.

Сущность изобретения заключается в том, что струйная позиционная пневматическая система привода длинноходовых установочных координатных перемещений, харктеризующаяся тем, что включает бесштоковый пневмоцилиндр, имеющий напорную и сливную полости, с закрепленной на его крышке прецизионной линейкой, а его поршень связан с кареткой, на которой с помощью переходных плит жестко закреплены двухсопловой струйный датчик и тормозные пневмоцилиндры, а устройство подготовки воздуха связано пневматическими линиями связи с входными каналами управляющего распределителя, двухпозиционным распределителем с электропневматическим управлением и двухпозиционным распределителем с пневматическим управлением, при этом управляющий распределитель работает с помощью шагового двигателя, на двух входах которого стоят глушители, а третий вход соединен пневматическими линиями связи с устройством подготовки воздуха, выходы из управляющего распределителя соединены со входами в дроссели с обратными клапанами, а выходы из дросселей с обратными клапанами соединены с напорной и сливной полостями бесштокового пневмоцилиндра, двухпозиционный распределитель с электропневматическим управлением с помощью электромагнита, на одном из выходов которого стоит глушитель, а второй соединен пневматическими линиями связи с устройством подготовки воздуха, выход из двухпозиционного распределителя с электропневматическим управлением соединен с двухсопловым струйным датчиком и каналом, осуществляющим пневматическое управление двухпозиционным распределителем с пневматическим управлением, у которого на одном из выходов также стоит глушитель, а второй соединен пневматическими линиями связи с устройством подготовки воздуха, при этом выход из двухпозиционного распределителя с пневматическим управлением соединен с тормозными пневмоцилиндрами, выход из двухсоплового струйного датчика соединен со входами трехмебранного триггера, а выход из трехмебранного триггера соединен пневматической линией связи с датчиком давления, выход из датчика давления связан с помощью электрической линии связи с программируемым логическим контроллером, выход из которого соединен с электромагнитом двухпозиционного распределителя с электропневматическим управлением и соединен с шаговым двигателем, активирующим управляющий распределитель.

Техническим результатом предлагаемого технического решения является расширение функциональных возможностей устройства.

Технический результат достигается тем, что струйная позиционная система, состоящая из пневмоцилиндра, двухсоплового струйного датчика, прецизионной линейки, трехмебранного триггера, датчика давления и ПЛК, формирующие управляющие сигналы на замедления и останов с позиционированием, отличается тем, что в систему вводятся дополнительные устройства. Повышение быстродействия осуществляется введением дискретно-пропорционального регулирующего устройства, управляемое сигналами, формируемые контуром управления, выполнена в виде двух сопел и содержит компенсационные измерения. Для обеспечения максимального быстродействия, реализуемого субоптимальной траекторией движения объекта управления, вводится дискретно-пропорциональное управляющее устройство с управляемым сигналом, формируемым трехмембранным триггером по командам струйного датчика на этапах замедления и останова.

Сущность изобретения поясняется чертежом, где представлено устройство струйной позиционной пневматической системы привода длинноходовых установочных координатных перемещений.

Устройство содержит бесштоковый пневмоцилиндр - 1, имеющий напорную полость - 2 и сливную полость - 3, на крышке его жестко закреплена прецизионная линейка - 4. Поршень - 5 бесштокового пневмоцилиндра 1 связан с кареткой - 6, на каретке - 6 с помощью переходных плит жестко закреплен двухсопловой струйный датчик - 7, тормозные пневмоцилиндры - 8 и 9 соединены также с кареткой - 6 бесштокового пневмоцилиндра - 1. Устройство подготовки воздуха - 10 связано пневматическими линиями связи с входными каналами управляющего распределителя - 11, двухпозиционным распределителем с электропневматическим управлением - 12 и двухпозиционным распределителем с пневматическим управлением - 13.

Управляющий распределитель - 11 работает с помощью шагового двигателя - 14, на двух входах которого стоят глушители - 15 и 16, а третий вход соединен пневматическими линиями связи с устройством подготовки воздуха - 10. Выходы из управляющего распределителя - 11 связаны пневматическими линиями связи со входами в дроссели с обратным клапаном - 17 и 18.

Выход из дросселя с обратным клапаном - 17 соединен с напорной полостью - 2, а выход из дросселя с обратным клапаном - 18 соединен со сливной полостью - 3 бесштокового пневмоцилиндра - 1.

Двухпозиционный распределитель с электропневматическим управлением - 12 имеет управление в виде электромагнита - 19, на одном из выходов которого стоит глушитель - 20, а второй соединен пневматическими линиями связи с устройством подготовки воздуха - 10. Выход из двухпозиционного распределителя с электропневматическим управлением - 12 соединен с двухсопловым струйным датчиком - 7 и каналом, осуществляющим пневматическое управление - 21 двухпозиционным распределителем с пневматическим управлением - 13.

Двухпозиционный распределитель с пневматическим управлением - 13 имеет пневматическое управление - 21, на одном из выходов которого стоит глушитель - 22, а второй соединен пневматическими линиями связи с устройством подготовки воздуха - 10. Выход из двухпозиционного распределителя с пневматическим управлением - 13 соединен с тормозными пневмоцилиндрами - 8 и 9.

Выход из двухсоплового струйного датчика - 7 соединен со входами трехмебранного триггера - 23. Выход из трехмебранного триггера - 23 соединен пневматической линией связи с датчиком давления - 24.

Выход из датчика давления - 24 связан с помощью электрической линии связи с программируемым логическим контроллером - 25, выход из которого соединен с электромагнитом - 19 двухпозиционного распределителя с электропневматическим управлением - 12 и соединен с шаговым двигателем - 14, активирующим управляющий распределитель - 11.

Устройство работает следующим образом.

Оператор задает в программируемый логический контроллер 25 требуемую координату остановки, подается сигнал по электрическим линиям связи на управление шаговым двигателем 14 и электромагнит 19 двухпозиционного распределителя с электропневматическим управлением 12. Управляющий распределитель 11 получает команду от шагового двигателя 14 и переключается в первую позицию, двухпозиционный распределитель с электропневматическим управлением 12 получает команду от электромагнита 19 переключается в первую позицию. Давление из устройства подготовки воздуха 10, по пневматическим линиям связи через двухпозиционный распределитель с электропневматическим управлением 12 поступает на двухсопловой струйный датчик 7 и в управляющий канал, осуществляющий пневматическое управление 21 двухпозиционным распределителем с пневматическим управлением 13, он переключается в первую позицию и тормозные пневмоцилиндры 8 9 размыкаются. Максимальное давление из устройства подготовки воздуха 10, по пневматическим линиям связи через управляющий распределитель 11 подается через дроссель с обратным клапаном 17 в напорную полость 2 бесштокового пневмоцилиндра 1, а из сливной полости 3 давление сбрасывается, проходя дроссель с обратным клапаном 18 в атмосферу через глушитель 16. Каретка 6 бесштокового пневмоцилиндра 1 начинает быстрое перемещение.

Во время движения двухсопловой струйный датчик 7, преодолевая отверстия в прецизионной линейке 4, посылает давления от сопловых элементов в полости трехмебранного триггера 23, причем давления поступают в виде импульсов и когда от одного соплового элемента поступает максимальное давление, то от другого - минимальное. В полостях трехмебранного триггера 23 происходит сравнение полученных давлений и при их совпадении команда поступает в датчик давления 25. Данные из датчика 25 по электрическим линиям связи посылаются в программируемый логический контроллер 25 и происходит их подсчет. Когда поступают данные от предпоследней координаты в программируемый логический контроллер 25, он подает сигнал по электрическим линиям связи на управление шаговым двигателем 14 и электромагнит 19 двухпозиционного распределителя с электропневматическим управлением 12. Управляющий распределитель 11 получает команду от шагового двигателя 14 и переключается в позицию дросселирования. Максимальное давление из устройства подготовки воздуха 10, по пневматическим линиям связи через дросселирующее отверстие управляющего распределителя 11 подается через дроссель с обратным клапаном 17 в напорную полость 2 бесштокового пневмоцилиндра 1, а из сливной полости 3 давление сбрасывается, проходя дроссель с обратным клапаном 18 в атмосферу через глушитель 16. Каретка 6 бесштокового пневмоцилиндра 1 начинает замедлятся и продолжает движение с невысокой скоростью позиционирования.

Когда поступают данные о достижении последней координаты в программируемый логический контроллер 25, он подает сигнал по электрическим линиям связи на управление шаговым двигателем 14 и электромагнит 19 двухпозиционного распределителя с электропневматическим управлением 12. Управляющий распределитель 11 получает команду от шагового двигателя 14 и переключается в позицию стоп, двухпозиционный распределитель с электропневматическим управлением 12 получает команду от электромагнита 19 переключается во вторую позицию. Давление из канала пневматического управления 21 двухпозиционного распределителя с пневматическим управлением 13 по пневматическим линиям связи через двухпозиционный распределитель с электропневматическим управлением 12 сбрасывается через глушитель 20 в атмосферу. Двухпозиционный распределитель с пневматическим управлением 13 переключается в первую позицию, тем самым замыкая тормозные пневмоцилиндры 8 9. Каретка 6 бесштокового пневмоцилиндра 1 останавливается.

Похожие патенты RU2802568C1

название год авторы номер документа
Позиционный пневматический привод 2018
  • Сидоренко Валентин Сергеевич
  • Баранов Евгений Юрьевич
RU2689662C1
Установка для деформирования трубчатых заготовок 1982
  • Семенов Валентин Петрович
  • Годин Эдуард Моисеевич
  • Грачев Владимир Владимирович
  • Гаврилов Анатолий Николаевич
  • Ильин Геннадий Иванович
  • Пушкарев Михаил Семенович
SU1065061A1
Устройство управления пневмоцилиндром 2021
  • Ермолаев Евгений Сергеевич
  • Потапов Дмитрий Михайлович
  • Дамберг Карина Сергеевна
RU2759706C1
ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ ПРИВОД 2000
  • Евдокимов А.И.
  • Шеногин М.В.
  • Пиголкин С.А.
RU2241867C2
Пневматическая противоблокировочная тормозная система транспортного средства 1981
  • Поздеев Евгений Владимирович
  • Бартош Петр Романович
  • Метлюк Николай Федорович
SU1043055A1
ЭКЗОСКЕЛЕТ С ЭЛЕКТРОПНЕВМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ УПРАВЛЕНИЯ 2014
  • Месропян Арсен Владимирович
  • Оразов Артем Тимурович
  • Коновалов Руслан Леонидович
RU2565101C1
Система управления пневматическим приводом прислонно-сдвижной двери пассажирского вагона 2017
  • Кравчук Андрей Николаевич
  • Рябченко Роман Валерьевич
RU2661254C1
ЭЛЕКТРОПНЕВМАТИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ ДЛЯ ПРИВОДА ОТКРЫВАНИЯ ДВЕРЕЙ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2003
  • Редько П.Г.
  • Таркаев С.В.
  • Амбарников А.В.
  • Чугунов А.С.
  • Лобанов Ю.И.
  • Нахамкес К.В.
  • Крячков Ю.В.
RU2249662C1
Адаптивный пневматический привод с обратной пневматической связью 2018
  • Грищенко Вячеслав Игоревич
  • Пимичева Юлия Геннадьевна
RU2685167C1
Система управления пневматическим манипулятором 1978
  • Марков Михаил Моисеевич
  • Воинов Сергей Александрович
SU943647A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 802 568 C1

Реферат патента 2023 года Струйная позиционная пневматическая система привода длинноходовых установочных координатных перемещений

Изобретение относится к системам управления. Струйная позиционная пневматическая система привода длинноходовых установочных координатных перемещений включает бесштоковый пневмоцилиндр, устройство подготовки воздуха, пневматические линии связи, управляющий распределитель, двухпозиционный распределитель с электропневматическим управлением и двухпозиционный распределитель с пневматическим управлением. Управляющий распределитель работает с помощью шагового двигателя, на двух входах которого стоят глушители, а третий вход соединен с устройством подготовки воздуха. Двухпозиционный распределитель с электропневматическим управлением соединен с устройством подготовки воздуха. Двухпозиционный распределитель с пневматическим управлением соединен с тормозными пневмоцилиндрами. Двухсопловый струйный датчик соединен с трехмембранным триггером, а триггер соединен с датчиком давления. Датчик давления связан с программируемым логическим контроллером, который соединен с электромагнитом двухпозиционного распределителя с электропневматическим управлением и соединен с шаговым двигателем, активирующим управляющий распределитель. Решение направлено на расширение функциональных возможностей. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 802 568 C1

Струйная позиционная пневматическая система привода длинноходовых установочных координатных перемещений, характеризующаяся тем, что включает бесштоковый пневмоцилиндр, имеющий напорную и сливную полости, с закрепленной на его крышке прецизионной линейкой, а его поршень связан с кареткой, на которой с помощью переходных плит жестко закреплены двухсопловый струйный датчик и тормозные пневмоцилиндры, а устройство подготовки воздуха связано пневматическими линиями связи с входными каналами управляющего распределителя, двухпозиционным распределителем с электропневматическим управлением и двухпозиционным распределителем с пневматическим управлением, при этом управляющий распределитель работает с помощью шагового двигателя, на двух входах которого стоят глушители, а третий вход соединен пневматическими линиями связи с устройством подготовки воздуха, выходы из управляющего распределителя соединены со входами в дроссели с обратными клапанами, а выходы из дросселей с обратными клапанами соединены с напорной и сливной полостями безштокового пневмоцилиндра, двухпозиционный распределитель с электропневматическим управлением с помощью электромагнита, на одном из выходов которого стоит глушитель, а второй соединен пневматическими линиями связи с устройством подготовки воздуха, выход из двухпозиционного распределителя с электропневматическим управлением соединен с двухсопловым струйным датчиком и каналом, осуществляющим пневматическое управление двухпозиционным распределителем с пневматическим управлением, у которого на одном из выходов также стоит глушитель, а второй соединен пневматическими линиями связи с устройством подготовки воздуха, при этом выход из двухпозиционного распределителя с пневматическим управлением соединен с тормозными пневмоцилиндрами, выход из двухсоплового струйного датчика соединен со входами трехмембранного триггера, а выход из трехмембранного триггера соединен пневматической линией связи с датчиком давления, выход из датчика давления связан с помощью электрической линии связи с программируемым логическим контроллером, выход из которого соединен с электромагнитом двухпозиционного распределителя с электропневматическим управлением и соединен с шаговым двигателем, активирующим управляющий распределитель.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2023 года RU2802568C1

СТРУЙНОЕ УСТРОЙСТВО ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ ПРИВОДА ВОЗВРАТНО-ПОСТУПАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ 2008
  • Чаплыгин Эдуард Иванович
  • Дьячков Евгений Александрович
  • Горюнов Владимир Александрович
  • Бурков Юрий Герасимович
RU2352973C1
ПНЕВМАТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММНОЕ УСТРОЙСТВО 2010
  • Дьячков Евгений Александрович
  • Горюнов Владимир Александрович
  • Бурков Юрий Герасимович
RU2427874C1
СТРУЙНОЕ УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ПНЕВМОЦИЛИНДРОМ 2007
  • Чаплыгин Эдуард Иванович
  • Дьячков Евгений Александрович
  • Горюнов Владимир Александрович
RU2355011C2
ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ ПРИБОР ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОРИСТОСТИ АБРАЗ.ИВНЫХ И ДРУГИХ ТВЕРДЫХ ИЗДЕЛИЙ 0
SU165922A1
Приспособление для шлифования бандажей железнодорожных колесных пар без выкатывания их 1932
  • Подхалюзин И.И.
SU33420A1
US 20040261608 A1, 30.12.2004
US 4481768 A1, 13.11.1984.

RU 2 802 568 C1

Авторы

Коротыч Даниил Андреевич

Сидоренко Валентин Сергеевич

Приходько Сергей Павлович

Даты

2023-08-30Публикация

2023-05-02Подача