Изобретение относится к средствам инженерной техники, а именно к средствам преодоления водных преград, в частности к наплавным мостам и паромам.
Из уровня техники известна ВИНТОВАЯ СТЯЖКА [Понтонный парк специальный ППС-84. Книга 1: Материальная часть парка. - Москва: Военное издательство, 1990. - 312 с], предназначенная для стягивания средних понтонов речного звена парка и состоящая из корпуса цилиндрической формы с двумя боковыми проточками, двух ползунков с упорными элементами, винта с разнонаправленной от средины резьбой, а также трещотки с рукояткой.
Основным недостатком указанного технического решения являются высокие трудозатраты, заключающиеся в необходимости вращения винта с помощью трещотки с рукояткой для стягивания средних понтонов речного звена.
Из уровня техники также известно СТЯГИВАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ СТЫКОВКИ ПОНТОННЫХ ЗВЕНЬЕВ [RU 2040630 С1, опубл. 25.07.1995] включающее размещенный на палубах понтонов смежных звеньев выравнивающий элемент, при этом выравнивающий элемент выполнен в виде съемной стойки, закрепленной на палубах понтонов одного из стыкуемых звеньев посредством расположенной на нижнем конце стойки опорной плиты с захватом, при этом верхний конец стойки снабжен кронштейном с гайкой на свободном конце, в которой установлен вертикальный винт имеющий на верхнем конце рукоятку, а на нижнем съемную упорную плиту или болт-захват, устанавливаемые на палубах понтонов смежного звена.
Указанное техническое решение позволяет стягивать края понтонов звеньев только в вертикальной оси и не применимо для стягивания средних понтонов речных звеньев в горизонтальном направлении.
Из уровня техники также известно УСТРОЙСТВО ДЛЯ СТЯГИВАНИЯ ПОНТОННОГО ЗВЕНА [RU 2012704 С1, опубл. 15.05.1994 г.] включающее тяговое приспособление в виде вала имеющего правую и левую резьбу с гайками, синхронизатор хода гаек и рукоятку с храповым устройством, при этом, с целью повышения надежности в работе устройства и безопасности при эксплуатации, тяговое приспособление выполнено в виде вала с резьбой на концах, а гайки снабжены опорными элементами, при этом синхронизатор хода гаек выполнен в виде кожуха, охватывающего вал и состоящего из двух частей, каждая из сторон которых имеет прорези под опорные элементы гаек, при этом части кожуха соединены между собой неразрезным диском, а рукоятка с храповым устройством размещена на одном из концов вала, имеющего шейку для посадки рукоятки.
Основным недостатком указанного технического решения является существенные трудозатраты при работе с устройством в силу низкого крутящего момента при вращении вала.
Наиболее близкой по технической сущности к изобретению является принятая в качестве прототипа является УСТРОЙСТВО ДЛЯ СТЯГИВАНИЯ СРЕДНИХ ПОНТОНОВ ПОНТОННОГО ПАРКА [RU 202675 U1, опубл. 02.03.2021 г.], содержащее разъемный кожух, состоящий из задней и передней частей, внутри которого установлен вал, выполненный с разнонаправленной резьбой, расположенной от середины вала к краям и предназначенной для размещения гаек с упорами, при этом, оно снабжено смонтированным к торцу задней части кожуха коническим редуктором, ведомая шестерня которого установлена на указанном валу, и наконечником, шарнирно установленным на ведущем валу конического редуктора и предназначенным для размещения на нем понтонного рычага, при этом в каждом из частей кожуха симметрично выполнены продольные вырезы, обеспечивающие перемещение по ним в продольном направлении указанных упоров.
Основной технической проблемой прототипа является высокие трудовые и временные затраты, связанные с проведением большого количества операций вручную при стягивании и фиксации положения средних понтонов.
Технический результат изобретения заключается в снижении трудовых и временных затрат при фиксации средних понтонов речного звена понтонного парка в раскрытом положении.
Указанный технический результат достигается за счет того, что устройство для автоматической фиксации средних понтонов речного звена понтонного парка содержит сцепное плечо, штырь с зацепной выемкой, при этом внутри одного из средних понтонов речного звена на внутренних его элементах смонтирован металлический кронштейн, в полости которого в средней его части с помощью шарнирного соединения установлено сцепное плечо, выполненное в виде двух параллельных друг другу металлических пластин, концы которых соединены между собой пальцем, а нижняя часть металлического кронштейна соединена с помощью пружины с валиком, смонтированным в средней части сцепного плеча, соосно которому по направлению к нему внутри смежного понтона речного звена смонтирован штырь с зацепной выемкой, соединенный шарнирно с помощью тяги и плеча с внутренними элементами среднего понтона и расположенный в полости ограничительного короба, содержащего в нижней части по краям два ролика, выполненных с возможностью свободного вращения, при этом для фиксации и перемещения сцепного плеча на внутренних элементах среднего понтона смонтирован упор сцепного плеча, выполненный в виде вала, на которое опирается сцепное плечо, и рычаг выхода из зацепления, состоящий из опоры, тяги и ручки.
Таким образом, перечисленные элементы, соединенные между собой с образованием конструктивного единства, обеспечивают реализацию заявляемого изобретения.
Техническая сущность заявляемого изобретения представлена на фигурах 1-10.
На фиг. 1 показано устройство для автоматической фиксации средних понтонов речного звена понтонного парка, установленное на речном звене;
На фиг. 2 показан вид сбоку составных элементов устройства для автоматической фиксации средних понтонов речного звена понтонного парка, установленных на одном из средних понтонов;
На фиг. 3 показан вид сверху составных элементов устройства для автоматической фиксации средних понтонов речного звена понтонного парка, установленных на одном из средних понтонов;
На фиг. 4 показан вид сбоку составных элементов устройства для автоматической фиксации средних понтонов речного звена понтонного парка, установленных на смежном среднем понтоне;
На фиг. 5 показан вид сверху составных элементов устройства для автоматической фиксации средних понтонов речного звена понтонного парка, установленных на смежном среднем понтон;
На фиг. 6 показан вид раскрывающегося речного звена с установленным на нем устройством для автоматической фиксации средних понтонов речного звена понтонного парка;
На фиг. 7 показан вид сбоку устройства для автоматической фиксации средних понтонов речного звена понтонного парка в момент соприкосновения верхних частей средних понтонов при раскрытии речного звена;
На фиг. 8 показан вид сбоку устройства для автоматической фиксации средних понтонов речного звена понтонного парка в зафиксированном положении средних понтонов речного звена;
На фиг. 9 показан вид сверху устройства для автоматической фиксации средних понтонов речного звена понтонного парка в зафиксированном положении средних понтонов речного звена;
На фиг. 10 показан вид сбоку устройства для автоматической фиксации средних понтонов речного звена понтонного парка при снятии с автоматической фиксации средних понтонов.
На фигурах обозначено: 1 - устройство для автоматической фиксации средних понтонов речного звена понтонного парка; 2 - средний понтон речного звена; 3 - внутренние элементы среднего понтона; 4 - металлический кронштейн; 5 - шарнирное соединение; 6 - сцепное плечо; 7 - палец; 8 - пружина; 9 - валик; 10 - упор сцепного плеча; 11 - опорная часть; 12 - тяга; 13 - ручка; 14 - штырь с зацепной выемкой; 15 - тяга штыря; 16 - плечо; 17 - ограничительный короб; 18 - ролик; 19 - торсион.
Осуществление изобретения
Заявленная конструкция устройства для автоматической фиксации средних понтонов речного звена понтонного парка 1 (см. Фиг. 1) смонтирована в центральной части речного звена внутри средних понтонов 2.
Внутри одного из средних понтонов 2 речного звена 1 (см. Фиг. 2, 3) смонтирован на внутренних его элементах 3 металлический кронштейн 4, в полости которого в средней ее части с помощью шарнирного соединения 5 смонтировано сцепное плечо 6, выполненное в виде двух параллельных друг другу металлических пластин, концы которых соединены между собой пальцем 7.
Для удерживания сцепного плеча 6 в исходном положении нижняя часть металлического кронштейна 4 соединена с помощью пружины 8 с валиком 9, смонтированного в средней части сцепного плеча 6, при этом нижняя часть сцепного плеча 6 опирается на упор сцепного плеча 10, выполненного в виде вала, смонтированного на внутренних элементах 3 среднего понтона 2.
Для выхода из зацепления сцепного плеча 5 на внутренних элементах 3 смонтирован рычаг выхода из зацепления, состоящего из опорной части 11, шарнирно соединенной с тягой 12 и ручки 13.
Соосно сцепному плечу 6 (см. Фиг. 4, 5) по направлению к нему внутри смежного среднего понтона 2 речного звена 1 смонтирован штырь с зацепной выемкой 14, соединенный шарнирно с помощью тяги штыря 15 и плеча 16 с внутренними элементами 3 среднего понтона 2, при этом штырь с зацепной выемкой 14 расположен в полости ограничительного короба 17, смонтированный во внутренних элементах 3 среднего понтона 2.
Для беспрепятственного перемещения штыря с зацепной выемкой 14 по краям в нижней части ограничительного короба 17 смонтированы два ролика 18, выполненных с возможностью свободного вращения.
При этом зацепная выемка штыря 14 выполнена под размер пальца 7 сцепного плеча 6 с возможностью беспрепятственного их зацепления, а тяги штыря 15 и плеча 16 сконструированы с возможностью обеспечения сомкнутого положения средних понтонов 2 после зацепления сцепного плеча 6 и штыря с зацепной выемкой 14.
Устройство для автоматической фиксации средних понтонов речного звена понтонного парка используют следующим образом.
Для установки наплавного моста на водной преграде речное звено, с установленным на нем предложенным вариантом устройства для автоматической фиксации средних понтонов речного звена понтонного парка, сбрасывают с грузового автомобиля на водную преграду, при этом (см. Фиг. 6) за счет действия силы тяжести понтонов и торсионов 19 происходит раскрытие речного звена, в ходе которого верхние края палуб средних понтонов 2 смыкаются.
В этот момент (см. Фиг. 7) под действием силы инерции штырь с зацепной выемкой 14 движется в полости ограничительного короба 17 на роликах 18 по направлению к сцепному плечу 6. За счет обтекаемости своей конструкции штырь с зацепной выемкой 14, соприкоснувшись с пальцем 7, поднимает сцепное плечо 6. После того как палец 7 совместится с зацепной выемкой штыря 14 под действием пружины 8 происходит зацепление сцепного плеча 6 с штырем зацепной выемкой 14 (см. Фиг. 8, 9) автоматически.
После использования речного звена или в случае необходимости для расстыковки средних понтонов 2 с автоматической фиксации рычаг выхода из зацепления поднимают вверх (см. Фиг. 10), при этом сцепное плечо 6 под действием опорной части 11 выходит из зацепления с штырем с зацепной выемкой 14, положение которого за счет действия тяги штыря 15 и плеча 16 возвращается в исходное.
Технический результат изобретения, заключающийся в снижении трудовых и временных затрат при фиксации средних понтонов речного звена понтонного парка в раскрытом положении достигается за счет того, что благодаря использованию в конструктивном единстве устройства для автоматической фиксации средних понтонов речного звена понтонного парка 1 в момент смыкания средних понтонов 2 при раскрытии речного звена и автоматической фиксации сцепного плеча 6 и штыря с зацепной выемкой 14 отсутствует необходимость в проведении операций вручную, требующих больших трудовых и временных затрат.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ВЫРАВНИВАНИЯ ПОНТОНОВ ПОНТОННОГО ПАРКА ПРИ ИХ СБОРКЕ В УШИРЕННЫЕ СХЕМЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2022 |
|
RU2785021C1 |
БЕРЕГОВОЕ ЗВЕНО ПОНТОННО-МОСТОВОГО ПАРКА | 1991 |
|
RU2010906C1 |
ПОНТОННОЕ ЗВЕНО | 1995 |
|
RU2109102C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДЪЁМА ЗАТОНУВШЕГО ЗВЕНА ПОНТОННОГО ПАРКА | 2023 |
|
RU2815699C1 |
ПОНТОННОЕ ЗВЕНО | 1993 |
|
RU2045606C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СТЫКОВКИ ЗВЕНЬЕВ ПОНТОННОГО ПАРКА НА ЛЬДУ | 2022 |
|
RU2799301C1 |
ПОНТОННОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2000 |
|
RU2197399C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СТЯГИВАНИЯ ПОНТОНОВ ПОНТОННОГО ЗВЕНА | 1991 |
|
RU2012704C1 |
СТЯГИВАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ СТЫКОВКИ ПОНТОННЫХ ЗВЕНЬЕВ | 1993 |
|
RU2040630C1 |
УСТРОЙСТВО ПОНТОННОЙ ДОРОГИ | 2007 |
|
RU2343244C1 |
Изобретение относится к средствам преодоления водных преград, в частности к наплавным мостам и паромам. Технический результат изобретения - снижение трудовых и временных затрат при фиксации средних понтонов речного звена понтонного парка в раскрытом положении. Устройство для автоматической фиксации средних понтонов речного звена понтонного парка содержит сцепное плечо, штырь с зацепной выемкой. Внутри одного из средних понтонов речного звена на внутренних его элементах смонтирован металлический кронштейн, в полости которого в средней его части с помощью шарнирного соединения установлено сцепное плечо, выполненное в виде двух параллельных друг другу металлических пластин, концы которых соединены между собой пальцем. Нижняя часть металлического кронштейна соединена с помощью пружины с валиком, смонтированным в средней части сцепного плеча, соосно которому по направлению к нему внутри смежного понтона речного звена смонтирован штырь с зацепной выемкой, соединенный шарнирно с помощью тяги и плеча с внутренними элементами среднего понтона и расположенный в полости ограничительного короба, содержащего в нижней части по краям два ролика, выполненных с возможностью свободного вращения. Для фиксации и перемещения сцепного плеча на внутренних элементах среднего понтона смонтирован упор сцепного плеча, выполненный в виде вала, на которое опирается сцепное плечо и рычаг выхода из зацепления, состоящий из опоры, тяги и ручки. 10 ил.
Устройство для автоматической фиксации средних понтонов речного звена понтонного парка, содержащее сцепное плечо, штырь с зацепной выемкой, отличающееся тем, что внутри одного из средних понтонов речного звена на внутренних его элементах смонтирован металлический кронштейн, в полости которого в средней его части с помощью шарнирного соединения установлено сцепное плечо, выполненное в виде двух параллельных друг другу металлических пластин, концы которых соединены между собой пальцем, а нижняя часть металлического кронштейна соединена с помощью пружины с валиком, смонтированным в средней части сцепного плеча, соосно которому по направлению к нему внутри смежного понтона речного звена смонтирован штырь с зацепной выемкой, соединенный шарнирно с помощью тяги и плеча с внутренними элементами среднего понтона и расположенный в полости ограничительного короба, содержащего в нижней части по краям два ролика, выполненных с возможностью свободного вращения, при этом для фиксации и перемещения сцепного плеча на внутренних элементах среднего понтона смонтирован упор сцепного плеча, выполненный в виде вала, на которое опирается сцепное плечо, и рычаг выхода из зацепления, состоящий из опоры, тяги и ручки.
0 |
|
SU202675A1 | |
Газоразрядная лампа | 1981 |
|
SU1024995A1 |
US 5606929 A1, 04.03.1997 | |||
US 4060048 A, 29.11.1977. |
Авторы
Даты
2023-09-29—Публикация
2022-11-30—Подача