Бортовая система технического зрения рельсового транспортного средства Российский патент 2023 года по МПК B61L25/00 

Описание патента на изобретение RU2804565C1

Изобретение относится к электронным системам железнодорожных транспортных средств и может быть использовано для обнаружения железнодорожных светофоров и их показаний, стрелочных переводов и их положения, препятствий на пути движения железнодорожного транспортного средства.

Известен блок обнаружения препятствий на пути движения рельсового транспортного средства в составе бортовой информационной системы, содержащий блок датчиков технического зрения, включающий модуль первичной обработки данных, к которому подключены, по крайней мере, одна видеокамера, один лидар и один тепловизор, вычислительный блок, состоящий из вычислителя с подключенными к нему модулем комплексирования данных, нейросетью и блоком памяти, при этом вход вычислительного блока соединен с выходом модуля первичной обработки данных, а выход - через блок принятия решений с высокоскоростным CAN-E - интерфейсом (RU 2742960 C1, B61L 25/02, 12.02.2021).

Недостатком известного устройства обнаружения препятствий является высокая стоимость, связанная с избыточным числом используемых сенсоров и, как следствие, повышенными требованиями к вычислительным комплексам и программному обеспечению, связанными с необходимостью комплексирования данных, получаемых от различных групп сенсоров.

Технический результат предлагаемого изобретения заключается в повышении надёжности заблаговременного обнаружения потенциальных опасностей и обеспечении автоматического торможения в случае отсутствия реакции машиниста на предупреждения об опасных объектах на пути следования транспортного средства.

Технический результат достигается тем, что бортовая система технического зрения рельсового транспортного средства содержит группу видеокамер ближнего и дальнего обзора, размещенную на крыше локомотива в переднем свесе, модуль вычислительный, модуль управления, выходами через соответствующие реле подключенный к клапану управления тифона, к клапану управления свистка, к электропневматическому клапану и к приставке электропневматического клапана машиниста, и сенсорный монитор, установленный в кабине управления локомотивом, при этом выходы видеокамер по сети Ethernet подключены к соответствующим входам модуля вычислительного, выход которого посредством CAN шины соединен с входом модуля управления, вход - с выходом скоростемера локомотива, а вход/выход соединен с выходом/входом сенсорного монитора, причем программное обеспечение модуля вычислительного выполнено на основе нейросети глубокого обучения для обнаружения светофора с запрещающим показанием, стрелочного перевода в запрещённом положении, препятствия или человека в опасной зоне с последующим вычислением оптимального режима торможения локомотива.

Для маневрового локомотива бортовая система технического зрения дополнительно включает вторую группу видеокамер ближнего и дальнего обзора, расположенную на крыше локомотива в заднем свесе, выходы видеокамер по сети Ethernet подключены к соответствующим входам модуля вычислительного.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором представлена структурная схема предлагаемой бортовой системы технического зрения.

Бортовая система технического зрения рельсового транспортного средства содержит группу видеокамер 1 ближнего и дальнего обзора, видеокамеры 1 размещены на крыше локомотива попарно в переднем и заднем свесе, модуль 2 вычислительный, модуль 3 управления, выходами через соответствующие реле (на чертеже не показаны) подключенный к клапану управления тифона (КУТ), к клапану управления свистка (КУС), к электропневматическому клапану (ЭКП) и к приставке электропневматического клапана машиниста (ПЭКМ-475), сенсорный монитор 4, установленный в кабине управления локомотивом, при этом выходы видеокамер 1 по сети Ethernet подключены к соответствующим входам модуля 2 вычислительного, выход которого посредством CAN шины соединен с входом модуля 3 управления, вход - с выходом скоростемера локомотива, а вход/выход по интерфейсу HDMI соединен с выходом/входом сенсорного монитора 4.

Программное обеспечение модуля 2 вычислительного выполнено на основе нейросетей глубокого обучения для обнаружения светофора с запрещающим показанием, стрелочного перевода в запрещённом положении, препятствия или человека в опасной зоне.

В качестве скоростемера используют электронный скоростемер.

Бортовая система технического зрения рельсового транспортного средства функционирует следующим образом.

Видеокамеры 1 в режиме реального времени непрерывно формируют видеопоток в ближней (0-50 м) и дальней (25-200 м) зонах видимости, который поступает на вход модуля 2 вычислительного.

Модуль 2 вычислительный на основе нейросети глубокого обучения обрабатывает видеоинформацию, получаемую от видеокамер, формирует фоновую модель (сцену) пути, по которому движется транспортное средство, и направляет ее в сенсорный монитор 4 для отображения на его экране.

При обнаружении светофора с запрещающим показанием и/или пошёрстной стрелки в запрещённом положении (опасность взреза) и/или- препятствие или человек в опасной зоне модуль 2 вычислительный сопоставляет их изображение с фоновой моделью пути, определяет расстояние транспортного средства до обнаруженного опасного объекта и на основании информации о скорости и ускорения движения транспортного средства по данным от скоростемера строит тормозную кривую.

При этом на экране сенсорного монитора 4 модуль 2 отображает положение обнаруженного опасного объекта и выводит предупреждение с указанием опасного объекта. Кроме того, модуль 2 передает соответствующую команду модулю 3 управления, который через соответствующее реле включает свисток в кабине машиниста. Машинист, получив информацию об обнаруженном опасном объекте, с помощью сенсорного монитора 4 направляет в модуль 2 соответствующее уведомление для подтверждения бдительности и принятия им самостоятельного решения о торможении.

При обнаружении на пути следования препятствий типа «человек» или «автомобиль» модуль 2 вычислительный формирует команду модулю 3 управления на включение тифона.

При отсутствии действий машиниста модуль 2 вычислительный направляет в модуль 3 управления данные о тормозной кривой, на основании которых путем взаимодействия через электропневматическую приставку крана машиниста на тормозную систему поезда модуль 3 управления обеспечивает замедление, необходимое для остановки транспортного средства до попадания в опасную зону.

Причем в случае экстренного торможения модуль 3 управления через соответствующее реле осуществляет управление электропневматическим клапаном.

У машиниста остаётся возможность в ручном режиме отменить автоматическое торможение в случае устранения опасности или при ложноположительном срабатывании системы нажатием виртуальной кнопки на сенсорном мониторе 4.

В качестве основной технологии обработки видеоинформации в модуле 2 вычислительном используется новейшие архитектуры нейронных сетей в задачах сегментации, локализации и классификации. Эти архитектуры занимают лучшие места в соревнованиях, хорошо масштабируются для различных задач и имеют отличное быстродействие при использование современных решений, таких как NVIDIA TensorRT (1).

NVIDIA TensorRT - это набор инструментов для высокопроизводительного прохода по нейронной сети, включающий оптимизатор вывода с использованием глубокого обучения и среду выполнения, которая обеспечивает низкую задержку и высокую пропускную способность для приложений.

Для задач локализации используется архитектура YOLO (2). Она превосходит другие локализаторы объектов как по скорости, так и по точности в диапазоне от 5 до 160 кадров в секунду. Данная архитектура имеет особую предсказательную модель, на основе которой изображение разбивается на независимые блоки и выполняется предсказание о наличии объектов в каждом этом блоке. На выходе для получения результата анализа всего изображения результат обрабатывается алгоритмом немаксимального подавления (3). По итогу поиск объектов на кадре занимает меньше, чем 60 миллисекунд и дает девяностопроцентный результат точности.

Для решения задач классификации применяется та же архитектура, что и для локализации. Единственное отличие в последнем слое нейронной сети, который предсказывает класс изображения вместо того, чтобы локализировать объекты.

Для понимания фоновой модели (сцены) используется семантический сегментатор. Его основой выбрана архитектура U-Net, особенность которой состоит в том, что данные внутри сначала сжимаются, как и в обычной сверточной нейронной сети, а затем расширяются (4). Каждый шаг на пути расширения состоит из повышения частоты дискретизации карты признаков, за которой следует свертка, которая делит вдвое количество функциональных каналов, следом идет конкатенация с соответствующим обрезанной картой признаков.

Применение совокупности перечисленных архитектур позволяет создать надежную систему распознавания, превышающую скорость человеческой реакции.

(1) https://developer.nvidia.com/tensorrt

(2) https://arxiv.org/abs/1506.02640

(3) https://arxiv.org/abs/1704.04503

(4) https://arxiv.org/abs/1505.04597v1

Похожие патенты RU2804565C1

название год авторы номер документа
ЛОКОМОТИВНАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ 2013
  • Хохряков Денис Анатольевич
  • Кузнецов Роман Николаевич
  • Костин Валерий Геннадьевич
  • Русских Андрей Сергеевич
  • Сергеев Алексей Борисович
  • Дёмин Леонид Александрович
  • Белоусов Петр Петрович
  • Мартынов Александр Михайлович
  • Поздеев Алексей Владимирович
  • Зорин Василий Иванович
RU2554912C2
Бортовая информационная система 2020
  • Мыльников Павел Дмитриевич
  • Охотников Андрей Леонидович
  • Попов Павел Александрович
RU2742960C1
МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ ДЛЯ СОРТИРОВОЧНЫХ СТАНЦИЙ 2009
  • Савицкий Александр Григорьевич
  • Литвин Анатолий Гилианович
  • Ильичев Михаил Валентинович
  • Бушуев Александр Владимирович
  • Смирнов Михаил Борисович
  • Полевский Илья Сергеевич
RU2401217C1
КОМПЛЕКСНОЕ ЛОКОМОТИВНОЕ УСТРОЙСТВО БЕЗОПАСНОСТИ 2007
  • Зорин Василий Иванович
  • Перевозчиков Сергей Аркадьевич
  • Рычков Андрей Сергеевич
  • Демин Леонид Александрович
  • Русских Андрей Сергеевич
  • Хохряков Денис Анатольевич
RU2420418C2
Инфраструктурная система технического зрения обеспечения безопасности движения поездов в области ограниченной видимости 2020
  • Мыльников Павел Дмитриевич
  • Миронов Владимир Сергеевич
  • Охотников Андрей Леонидович
  • Попов Павел Александрович
RU2752155C1
МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ ДЛЯ КРУПНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ СТАНЦИЙ 2009
  • Савицкий Александр Григорьевич
  • Литвин Анатолий Гилианович
  • Ильичев Михаил Валентинович
  • Бушуев Александр Владимирович
  • Смирнов Михаил Борисович
  • Полевский Илья Сергеевич
RU2403162C1
СИСТЕМА МАНЕВРОВОЙ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ЛОКОМОТИВНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ (МАЛС) 2008
  • Розенберг Ефим Наумович
  • Савицкий Александр Григорьевич
  • Смагин Юрий Сергеевич
  • Кузнецов Александр Борисович
  • Паршиков Александр Викторович
  • Паршикова Ольга Викторовна
  • Баранов Сергей Анатольевич
  • Родяков Алексей Юрьевич
  • Бушуев Александр Владимирович
RU2369509C1
СИСТЕМА ГОРОЧНОЙ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ЛОКОМОТИВНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАДИОКАНАЛА (ГАЛС Р) 2005
  • Розенберг Ефим Наумович
  • Савицкий Александр Григорьевич
  • Смагин Юрий Сергеевич
  • Соловьев Валерий Николаевич
  • Родяков Алексей Юрьевич
  • Литвин Анатолий Гилианович
  • Харитонова Ирина Александровна
  • Родякова Екатерина Сергеевна
RU2303542C1
БЕЗОПАСНЫЙ ЛОКОМОТИВНЫЙ ОБЪЕДИНЕННЫЙ КОМПЛЕКС 2011
  • Висков Владимир Владимирович
  • Гурьянов Александр Владимирович
  • Гринфельд Игорь Наумович
  • Кисельгоф Геннадий Карпович
  • Коровин Александр Сергеевич
  • Красовицкий Дмитрий Михайлович
  • Масалов Геннадий Дмитриевич
  • Сафронов Алексей Юрьевич
  • Шухина Елена Евгеньевна
RU2474507C2
БЕЗОПАСНЫЙ ЛОКОМОТИВНЫЙ ОБЪЕДИНЕННЫЙ КОМПЛЕКС 2011
  • Висков Владимир Владимирович
  • Гурьянов Александр Владимирович
  • Гринфельд Игорь Наумович
  • Кисельгоф Геннадий Карпович
  • Коровин Александр Сергеевич
  • Красовицкий Дмитрий Михайлович
  • Масалов Геннадий Дмитриевич
  • Сафронов Алексей Юрьевич
  • Шухина Елена Евгеньевна
  • Гришаев Сергей Юрьевич
  • Гриньков Евгений Александрович
RU2475396C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 804 565 C1

Реферат патента 2023 года Бортовая система технического зрения рельсового транспортного средства

Изобретение относится к средствам управления и обнаружения объектов на пути движения железнодорожного подвижного состава. Система содержит группу видеокамер ближнего и дальнего обзора, размещенную на крыше локомотива в переднем свесе, модуль вычислительный, модуль управления, выходами через соответствующие реле подключенный к клапану управления тифона, к клапану управления свистка, к электропневматическому клапану и к приставке электропневматического клапана машиниста, и сенсорный монитор, установленный в кабине управления локомотивом. Выходы видеокамер по сети Ethernet подключены к соответствующим входам модуля вычислительного, выход которого посредством CAN шины соединен с входом модуля управления, вход - с выходом скоростемера локомотива, а вход/выход соединен с выходом/входом сенсорного монитора. Достигается повышение надёжности обнаружения объектов на пути движения с возможностью автоматического торможения в случае отсутствия реакции машиниста. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 804 565 C1

1. Бортовая система технического зрения рельсового транспортного средства, характеризующаяся тем, что содержит группу видеокамер ближнего и дальнего обзора, размещенную на крыше локомотива в переднем свесе, модуль вычислительный, модуль управления, выходами через соответствующие реле подключенный к клапану управления тифона, к клапану управления свистка, к электропневматическому клапану и к приставке электропневматического клапана машиниста, и сенсорный монитор, установленный в кабине управления локомотивом, при этом выходы видеокамер по сети Ethernet подключены к соответствующим входам модуля вычислительного, выход которого посредством CAN шины соединен с входом модуля управления, вход - с выходом скоростемера локомотива, а вход/выход соединен с выходом/входом сенсорного монитора, причем программное обеспечение модуля вычислительного выполнено на основе нейросети глубокого обучения для обнаружения светофора с запрещающим показанием, стрелочного перевода в запрещённом положении, препятствия или человека в опасной зоне с последующим вычислением оптимального режима торможения локомотива.

2. Бортовая система по п. 1, отличающаяся тем, что дополнительно включает вторую группу видеокамер ближнего и дальнего обзора, расположенную на крыше локомотива в заднем свесе, выходы видеокамер по сети Ethernet подключены к соответствующим входам модуля вычислительного.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2023 года RU2804565C1

Устройство контроля за управлением локомотивом и бдительностью машиниста 2021
  • Долгий Александр Игоревич
  • Лысиков Михаил Григорьевич
  • Озеров Алексей Валерьевич
  • Ольшанский Алексей Михайлович
  • Попов Павел Александрович
  • Розенберг Ефим Наумович
RU2766936C1
Бортовая информационная система 2020
  • Мыльников Павел Дмитриевич
  • Охотников Андрей Леонидович
  • Попов Павел Александрович
RU2742960C1
Система обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте 2020
  • Дейлид Иван Анатольевич
  • Ольшанский Алексей Михайлович
  • Попов Павел Александрович
  • Раков Виктор Викторович
  • Розенберг Ефим Наумович
  • Талалаев Дмитрий Валерьевич
  • Шубинский Игорь Борисович
RU2761763C1
СПОСОБ, УСТРОЙСТВО И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО, В ЧАСТНОСТИ РЕЛЬСОВОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО, ДЛЯ АНАЛИЗА ИЗОБРАЖЕНИЙ НА БАЗЕ КОЛЕИ В ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ СООБЩЕНИИ, В ЧАСТНОСТИ ДЛЯ АНАЛИЗА ИЗОБРАЖЕНИЙ НА БАЗЕ РЕЛЬСОВОГО ПУТИ В РЕЛЬСОВОМ СООБЩЕНИИ 2017
  • Шефер-Энкелер, Андреас
  • Шенбергер, Андреас
  • Дрекслер, Кристофер
  • Трумлер, Вольфганг
RU2720303C1
WO 2018104454 A2, 14.06.2018
WO 2018104460 A1, 14.06.2018
ЛОКОМОТИВНАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ 2013
  • Хохряков Денис Анатольевич
  • Кузнецов Роман Николаевич
  • Костин Валерий Геннадьевич
  • Русских Андрей Сергеевич
  • Сергеев Алексей Борисович
  • Дёмин Леонид Александрович
  • Белоусов Петр Петрович
  • Мартынов Александр Михайлович
  • Поздеев Алексей Владимирович
  • Зорин Василий Иванович
RU2554912C2
ЛОКОМОТИВ 2007
  • Солтус Константин Павлович
  • Солтус Татьяна Павловна
RU2331535C1

RU 2 804 565 C1

Авторы

Гришаев Сергей Юрьевич

Гуров Юрий Владимирович

Долгий Александр Игоревич

Николаев Илья Сергеевич

Попов Павел Александрович

Розенберг Ефим Наумович

Хатламаджиян Агоп Ервандович

Чеботарев Евгений Сергеевич

Шаповалов Василий Витальевич

Даты

2023-10-02Публикация

2023-04-07Подача