Изобретение относится к области судостроения и судоремонта, а именно к устройствам, предназначенным для спуска на воду построенных судов, для подъема-спуска судов с целью их ремонта.
Для оценки новизны заявленного решения рассмотрим ряд известных технических средств аналогичного назначения, характеризуемых совокупностью сходных с заявленным устройством признаков.
Известен вертикальный судоподъемник по патенту РФ №2028411, содержащий вертикальные направляющие колонны, механизмы для подъема и подъемную плавучую платформу с кильблоками и с возможностью вертикальных перемещений между вертикальными направляющими колоннами, отличающийся тем, что он снабжен дополнительным подъемным средством в виде элементов переменной плавучести. Каждый элемент переменной плавучести выполнен в виде вертикального эластичного тубуса, закрепленного под подъемной платформой, открытого снизу и выполненного со средством подачи в него сжатого воздуха, а упомянутые элементы распределены продольно по всей длине платформы.
Известен вертикальный судоподъемник по патенту РФ №2778183, содержащий подъемную платформу, подъемные лебедки, систему управления, устройства безопасности, строительные гидротехнические конструкции, служащие для установки механического оборудования, отличающийся тем, что платформа состоит из набора модульных секций, шарнирно связанных между собой элементами продольного набора, ширина которых определяется шириной поднимаемых судов, а каждая из модульных секций состоит из двух поперечных балок, соединенных продольными связями, количество которых для продольной накатки определяется числом ниток откатных путей или конструкцией автотранспортного средства, а также нормами расстановки опорных тумб и балок, а расстояния между поперечными балками определяются условиями опирания судов в зависимости от их размера и массы, на каждом конце каждой поперечной балки установлена блочная обойма канатного полиспаста, связывающего секцию с подъемными лебедками. Подъемные лебедки, количество которых равно удвоенному количеству поперечных несущих балок, имеют габариты, позволяющие осуществлять поперечную накатку судна при использовании типового стапельного оборудования судоремонтных предприятий, а грузоподъемность лебедок на полиспасте назначается исходя из расчетной подъемной силы комплекта лебедок, необходимой для подъема расчетного судна наибольшей массы с нормируемым запасом 1,5, ограничивается характеристиками грунтов основания и варьируется изменением кратности полиспаста в интервале 7-11 при одинаковом тяговом усилии на канате; подъемные лебедки изготовлены по типовой схеме без канатоукладчика. В состав блока подъемной лебедки входят: электродвигатель, редуктор, открытая зубчатая передача, колодочный тормоз, блоки полиспаста, храповой тормоз с приводом храповика.
Данное техническое решение, как наиболее близкое к заявленному по техническому существу и достигаемому результату, принято в качестве его прототипа.
Данная система является универсальной модульной конструкцией судоподъемника, позволяющей обеспечивать подъем судов разной массы, конфигурации и длины корпуса, а также обеспечивает энергоэффективность механизмов судоподъемника, возможность реконструкции судоподъемника без вывода его из эксплуатации, оптимизацию системы управления и минимальную трудоемкости строительства, монтажа и наладки.
Недостатками известного технического решения является то, что ремонт и техническое обслуживание судна после его подъема может производиться только на подъемной платформе, поскольку размещение подъемных лебедок на стапеле не позволяет осуществлять беспрепятственное поперечное перемещения судна на берег и его обслуживание в более удобных и безопасных условиях. Для этого требуется предварительное продольное перемещение платформы за пределы системы лебедок.
Задачей заявляемого изобретения является обеспечение подъема судна на подъемной платформе до уровня стапеля, его беспрепятственное поперечное перемещения на стапель и его обслуживание в более удобных и безопасных условиях.
Сущность заявленного технического решения выражается в следующей совокупности существенных признаков, достаточной для решения указанной заявителем технической проблемы и получения обеспечиваемого изобретением технического результата.
Согласно изобретению слип вертикального типа для спуска и подъема судов, включающий установленную в доковой камере подъемную платформу и систему стапельных подъемных лебедок с полиспастными блоками, отличающееся тем, что подъемная платформа снабжена противоположно укрепленными на ней боковыми колесами, взаимодействующими с вертикальными направляющими на стенках доковой камеры, а подъемные лебедки установлены с каждой стороны от доковой камеры в нишах, выполненных в стенках доковой камеры ниже уровня стапеля, при этом нижние канатные блоки полиспастов укреплены на подъемной платформе в местах, обеспечивающих положение верхней поверхности подъемной платформы при ее поднятом состоянии на уровне стапеля, кроме того на подъемной платформе на поперечных путях размещены стапельные тележки с блочно-килевым набором, обеспечивающим надежное и безопасное опирание и укрепление на них судна во время его подъема или спуска и поперечного перемещения на стапель или со стапеля на подъемную платформу, для чего слип снабжен совокупностью переходных рельсовых вставок, сопрягающих поперечные пути на подъемной платформе с поперечными путями на стапеле.
Кроме того, заявленное техническое решение характеризуется наличием ряда дополнительных факультативных признаков, а именно:
- подъемная платформа в верхнем ее положении фиксируется укрепленными на стенках доковой камеры задержниками;
- каждый задержник выполнен в виде поворотной пики с двумя осесимметричными плечами, которая при достижении верхней поверхностью подъемной платформы при ее подъеме уровня стапеля входит в укрепленное на подъемной платформе гнездо, в котором осесимметричные плечи поворотной пики задержника в одном из ее положений взаимодействует с опорными поверхностями гнезда;
- верхние полиспастные блоки установлены на раме подъемных лебедок;
- нижние полиспастные блоки установлены на нижней части боковой поверхности подъемной платформы.
Заявленная совокупность существенных признаков обеспечивает достижение технического результата, который заключается в том, что обеспечивается подъем судна на подъемной платформе до уровня стапеля, его беспрепятственное поперечное перемещения на стапельных тележках с подъемной платформы на стапель и его обслуживание в более удобных и безопасных условиях, обеспечивающих повышение качества этого обслуживания.
Сущность заявляемого технического решения поясняется чертежом, на котором на фиг. 1 изображен план заявленного слипа, на фиг. 2 - поперечный разрез по доковой камере до подъема установленного на стапельных тележках судна, на фиг. 3 - тоже в верхнем положении подъемной платформы с судном, на фиг. 4 - вид сбоку на подъемную платформу с верхними и нижними полиспастными канатными блоками и узел А, на фиг. 5 - разрез по задержнику и гнезду задержника на подъемной платформе при ненагруженном положении пики задержника, на фиг. 6 - тоже при нагруженном положении пики задержника.
На чертежах позициями обозначены: 1 - стапель, 2 - продольные пути, 3 - поперечные пути, 4 - доковая камера, 5 - торцевая стенка доковой камеры, 6 - продольная стенка доковой камеры, 7 - наводочный набор, 8 - подъемные лебедки, 9 - судно, 10 - подъемная платформа, 11 - стык полуплатформ, 12 - поперечные пути на платформе, 13 - блочнокилевой набор, 14 - вертикальный паз в продольной стенке 6 доковой камеры 4, 15 - раскрепление стапельных тележек, 16 - полиспаст подъемной лебедки 8, 17 - нижние блоки полиспаста 16, 18 - верхние блоки полиспаста 16, 19 - стапельные тележки; 20 - ниша для установки в продольной стенке 6 подъемной лебедки 8, 21 - задержник, 22 гнездо задержника на подъемной платформе 10, 23 - пика задержника 21, 24 - вертикальные направляющие в стенках 6 доковой камеры 4, 25 - боковые колеса платформы 10; 26 - рельсовые вставки сопряжения поперечных путей 3 стапеля 1 и поперечных путей 12 платформы 10.
Заявленное нами устройство работает следующим образом.
В доковую камеру 4 с находящейся в ней подъемной платформой 10 заводится подлежащее ремонту или техническому обслуживанию судно 9. После выверки взаимного положения подъемной платформы 10 и судна 9, начинают подъем подъемной платформы 10 с помощью стапельных подъемных лебедок 8 с нижними 17 и верхними 18 полиспастными блоками, в результате чего судно 9 устанавливается на закрепленные оттяжками 15 стапельные тележки 19, которые при необходимости могут быть снабжены блочнокилевым набором 13, выполненные с формой, обеспечивающей надежное и безопасное опирание и укрепление на них судна 9 во время его подъема или спуска. Боковые колеса 25 подъемной платформы 10, взаимодействующие с вертикальными направляющими 24 на стенках 6 доковой камеры 4, обеспечивают стабилизацию платформы 10 при ее подъеме. Подъемная платформа 10 поднимается с помощью подъемных лебедок 8, которые установлены с каждой стороны от доковой камеры 4 в нишах 20, выполненных в стенках 6 доковой камеры 4 ниже уровня стапеля 1. Верхние 18 полиспастные блоки установлены на раме подъемных лебедок 8, а нижние 17 полиспастные блоки установлены на нижней части боковой поверхности подъемной платформы 10. Подъемная платформа 10 в верхнем ее положении фиксируется укрепленными на стенках доковой камеры задержниками 21. Для этого каждый задержник 21 выполнен в виде поворотной пики 23 с двумя осесимметричными плечами. Подъемную платформу 10 поднимают до уровня, когда поворотная пика 23 задержника 21 входит в гнездо 22 на подъемной платформе 10, затем осуществляют поворот пики 23 на 90 градусов и спуск поворотной платформы 10, после чего плечи пики 23 взаимодействует с опорными поверхностями гнезда 22 платформы 10 и воспринимает на себя часть нагрузки от веса судна 9 с платформой 10. После этого устанавливают переходные рельсовые вставки 26, сопрягающие поперечные пути 12 на подъемной платформе 10 с поперечными путями 3 на стапеле 1, и осуществляют перемещение судна 9 с поперечных путей 12 на платформе 10 на поперечные пути 3 на стапеле 1. После окончания ремонта или технического обслуживания судна 9 на стапеле 1 осуществляют обратное перемещение судна 9 на подъемную платформу 10, ее спуск и вывод судна 9 в акваторию. Также, с помощью заявленного слипа, осуществляют спуск и вывод в акваторию вновь построенных судов.
Возможность промышленного применения заявленного технического решения подтверждается известными и описанными в заявке средствами, и методами, с помощью которых возможно осуществление изобретения в том виде, как оно охарактеризовано в формуле изобретения.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ВЕРТИКАЛЬНЫЙ КАНАТНЫЙ СУДОПОДЪЁМНИК | 2021 |
|
RU2778183C1 |
ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ БЛОК-СЕКЦИЙ КОРПУСА СУДНА | 2006 |
|
RU2319638C1 |
Способ подъема судна на береговой стапель | 2020 |
|
RU2751472C1 |
Продольный слип | 1939 |
|
SU58935A1 |
Способ спуска судна с берегового стапеля | 2020 |
|
RU2738945C1 |
Судоподъемник | 1981 |
|
SU1174324A1 |
ПЛАВУЧИЙ ПЕРЕДАТОЧНЫЙ ДОК | 2006 |
|
RU2310578C1 |
Вертикальный судоподъемник | 1977 |
|
SU727516A1 |
Поперечный слип для речных и морских судов | 1940 |
|
SU58375A1 |
Устройство для поперечного подъема судна из воды | 1988 |
|
SU1650515A1 |
Изобретение относится к области судостроения и судоремонта, а именно к устройствам, предназначенным для спуска на воду построенных судов, для подъема-спуска судов с целью их ремонта. Задачей заявляемого изобретения является обеспечение подъема судна на подъемной платформе до уровня стапеля, его беспрепятственное поперечное перемещение на стапель и его обслуживание в более удобных и безопасных условиях. Предложен слип вертикального типа для спуска и подъема судов, включающий установленную в доковой камере подъемную платформу и систему стапельных подъемных лебедок с полиспастными блоками, причем подъемная платформа снабжена противоположно укрепленными на ней боковыми колесами, взаимодействующими с вертикальными направляющими на стенках доковой камеры, а подъемные лебедки установлены с каждой стороны от доковой камеры в нишах, выполненных в стенках доковой камеры ниже уровня стапеля, при этом нижние канатные блоки полиспастов укреплены на подъемной платформе в местах, обеспечивающих положение верхней поверхности подъемной платформы при ее поднятом состоянии на уровне стапеля, кроме того, на подъемной платформе на поперечных путях размещены стапельные тележки с блочно-килевым набором, обеспечивающим надежное и безопасное опирание и укрепление на них судна во время его подъема или спуска и поперечного перемещения на стапель или со стапеля на подъемную платформу, для чего слип снабжен совокупностью переходных рельсовых вставок, сопрягающих поперечные пути на подъемной платформе с поперечными путями на стапеле. 4 з.п. ф-лы, 6 ил.
1. Слип вертикального типа для спуска и подъема судов, включающий установленную в доковой камере подъемную платформу и систему стапельных подъемных лебедок с полиспастными блоками, отличающийся тем, что подъемная платформа снабжена противоположно укрепленными на ней боковыми колесами, взаимодействующими с вертикальными направляющими на стенках доковой камеры, а подъемные лебедки установлены с каждой стороны от доковой камеры в нишах, выполненных в стенках доковой камеры ниже уровня стапеля, при этом нижние канатные блоки полиспастов укреплены на подъемной платформе в местах, обеспечивающих положение верхней поверхности подъемной платформы при ее поднятом состоянии на уровне стапеля, кроме того, на подъемной платформе на поперечных путях размещены стапельные тележки с блочно-килевым набором, обеспечивающим надежное и безопасное опирание и укрепление на них судна во время его подъема или спуска и поперечного перемещения на стапель или со стапеля на подъемную платформу, для чего слип снабжен совокупностью переходных рельсовых вставок, сопрягающих поперечные пути на подъемной платформе с поперечными путями на стапеле.
2. Слип по п. 1, отличающийся тем, что подъемная платформа в верхнем ее положении фиксируется укрепленными на стенках доковой камеры задержниками.
3. Слип по п. 1, отличающийся тем, что каждый задержник выполнен в виде поворотной пики с двумя осесимметричными плечами, которая при достижении верхней поверхностью подъемной платформы при ее подъеме уровня стапеля входит в укрепленное на подъемной платформе гнездо, в котором осесимметричные плечи поворотной пики задержника в одном из ее положений взаимодействуют с опорными поверхностями гнезда.
4. Слип по п. 1, отличающийся тем, что верхние полиспастные блоки установлены на раме подъемных лебедок.
5. Слип по п. 1, отличающийся тем, что нижние полиспастные блоки установлены на нижней части боковой поверхности подъемной платформы.
ВЕРТИКАЛЬНЫЙ КАНАТНЫЙ СУДОПОДЪЁМНИК | 2021 |
|
RU2778183C1 |
СПОСОБ СОЕДИНЕНИЯ ВУЛКАНИЗАТОВ | 0 |
|
SU175221A1 |
Вертикальный судоподьемник | 1974 |
|
SU520290A1 |
Вертикальный судоподъемник | 1988 |
|
SU1558769A1 |
ВЕРТИКАЛЬНЫЙ СУДОПОДЪЕМНИК | 1989 |
|
RU2028411C1 |
KR 101739345 B1, 24.05.2017 | |||
US 2008292402 A1, 27.11.2008. |
Авторы
Даты
2023-10-26—Публикация
2023-07-06—Подача